Дмитрий Жилинский. Гимнасты СССР

Геннадий Мартынов
Вот странная всё-таки вещь. Мы все лучше знаем художников позапрошлого века. Их имена у нас слуху. Много имен. Зайдите в старую Третьяковку в Лаврушенском переулке, и пройдитесь по её многочисленным не очень большим залам, чтобы убедиться в этом. Знакомые имена и известные картины. Особенно художников – передвижников.

    А потом пройдитесь по просторным  белым залам новой Третьяковки на Крымской набережной . Вы увидите  картины, отражающие искусство живописи прошлого века и даже века настоящего.  То есть, того,  чем было наполнено это  бурное время, всеми его великими событиями, великим драматизмом пережитого. И вы увидите, как мало имён художников  мы знаем. И их творения тоже. Ну кроме нескольких художников, преимущественно авангардистов, известных своей скандальной славой, и чьё творчество ничто и никому не говорит. Художники, которых и художниками назвать трудно, типа Кандинского, Малевича и им подобных,  не получивших никакого художественного образования. Однако имена их у всех на слуху. Ходишь по обширным. пустынным, звонким   залам новой Третьяковки и нет никакого столпотворения перед злосчастным «Черным квадратом». Нет в нем ничего ни для души, ни для ума.
 
   И не сказать, чтобы у нас в это время, за весь 20-й век, не было настоящих интересных художников. Нет, они были. И сейчас есть. И есть высшие художественные училища, в которые еще не просто попасть, выпускающие настоящих живописцев, умеющих держать кисть в руке и наделённых богатым воображением. Но имена их как бы не раскручены за редким исключением. А раскрученными оказываются имена шарлатанов от живописи. Типа Ильи Кабакова или некого концептуалиста Монастырского.    Совсем недавно мы могли лицезреть его творение в Третьяковке в зала великого художника Александра Иванова. «Творение» было поставлено перед полотном «Явление Христа народу». А  «творение» Монастырского – это просто деревянная палка, подобранная на помойке, прикрепленная скотчем к фанерному щиту. И всё. Эту палку музей купил у Монастырского за несколько миллионов рублей и выставил в самый престижный зал всего музея.

                *****
     Но не о них речь. Повторяю, что и двадцатый век одарил нас многими интересными, замечательными художниками. Вспомним, например, художника Бродского. Он был  едва ли не первым советским художником.

   Он оставил портреты всей политической элиты первых лет советской власти. А власть всегда надо знать в лицо. Вот такую задачу мастерски выполнил замечательный художник Исаак Бродский. Мне особенно нравится портрет вождя, сидящего в кресле у большого стола. Он как бы поймал момент, когда Ленин весь в работе, возможно готовил тезисы своей  очередной речи. Он пишет, не обращая внимания на нас. Зрителей. На картине я вижу человека, но не вождя и трибуна, стоящего на пьедестале с распростёртой вперёд рукой. Он прост и понятен. И поэтому особенно притягателен.
 
       После революции у нас ещё существовала  вакханалия различных стилей и направлений. Живописали кто во что горазд. Это было ещё время поиска новых художественных направлений. Но  разбираться в эстетических достоинствах разных живописных течений всех этих мирискуссников и бубновых валетов большевикам было некогда. Им был нужен один путь, понятный народным массам, далекий от искусствоведческих дискуссий.

    Бродский бывал уже в Европе. И ходил в мастерские чуждых ему по духу художниках только с одним Пикассо, Брака, Матисса. Но ему очень не понравились все эти живописные «кривляния» и не принял он творчество авангардистов. После посещения мастерских чуждых ему по духу знаменитостей Бродский навсегда становится приверженцем традиционной, реалистической живописи.  Он мог бы остаться в Париже, как многие его соотечественники-коллеги, и не пропал бы.  Но он вернулся в новую Россию и переживал с нею исторические потрясения, о которых мы все помним.

    Он первым стал создавать живописные изображения Ленина. И это для него стало главной темой всего его творчества..  И Темой совсем не меркантильной. Он создавал камерные портреты вождя, а также  обширные многолюдные полотна. Как например, «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна». Посмотрите на эту картину, и я уверен, что вы долго -долго будете рассматривать, пытаясь распознать, кто из них был кто.

   Прошли годы. Грянула перестройка. И имя Бродского в свете новых лихих годов стало намеренно стираться. Его картины, особенно портреты первых вождей,  стали не нужны.  Даже более чем не нужны.  Они, как живописание начала  начал советской власти, то есть выбора «ложного исторического пути», убрали, образно говоря, в исторический чулан, в запасник.

    А время идет. И настроения меняются. И маятник, скрипнув, пошёл незаметно в обратную сторону. И вот недавно открыли музей-квартиру художника Бродского. Музей находится в самом центре города Петербурга. На площади Искусств. И мемориальную доску с его изображением повесили. И сообщили об этом в главной новостной передаче. Лёд тронулся.   И это хорошо.
 
                *****
     Художник Жилинский. Время шло. Живопись всегда отражает поток времени. Объективно. Живопись отражает  свою эпоху, такой какой она складывается на каждом отрезке этого потока. Пришло время и появился новый живописный стиль, названный Суровым стилем.
 
   А почему так вот, Суровый. Почему суровый. Что же это такое. Жизнь была такой суровой, вся в напряге трудового времени и никакой радости? Тогда как с самого верха слышится  призыв к энтузиазму строителей нового общества. А из репродукторов разносится:

Сегодня мы не на параде,
Мы к коммунизму на пути.
В коммунистической бригаде
С нами Ленин впереди!

Мы везде, где трудно
Дорог каждый час,
Трудовые будни -
Праздники для нас.
 
     Вы понимаете, праздники! А тут суровость. Чуть ли не мрачность. И никакой радости. Но стиль стал модным, и было в рядах его приверженцев много хороших художников, известных и сегодня. Вот художник Жилинский например. Стиль этот родился в шестидесятые годы.
 
     Основные отличительные черты возникшего стиля заключались в отказе от прежнего, но совсем недавнего, приукрашенного, лакировочного изображения действительности. Это был  выбор суровой правды о «наших буднях». Это была новая волна в истории нашей живописи.  Особенностью этого стиля  были лаконизм и простота композиции, монументальная обобщенность, скупой до мрачности колорит.
 
      Эти художники не были антисоветчиками-диссидентами. Совсем нет. Даже наоборот. Только они не нуждались во внешнем идеологическом стимулировании со стороны партии.  Жизнь есть жизнь. Путь в светлое будущее – это работа, а не праздник. И не надо её наполнять дешёвыми призывами.

     Люди на картинах этих художниках суровые с мужественными ликами.    Эти люди, ведут героическую жизнь в трудных  условиях.  Их героизм — профессиональная повседневность. Не надо пафоса и лозунгов.
 
                *****
   А Жилинский получил хорошее художественное образование в отличие от многих авангардистов. Он кончил Московский Государственный Художественный Институт  имени Сурикова.  Впоследствии он стал  членом Правления и Президиума Московской организации Союза художников РСФСР, Правления Союза художников РСФСР и Союза художников СССР. То есть он принадлежал к художественной элите своего времени. А ещё он много преподавал живопись молодому поколению.  Хороший художник.
 
   Его причисляют к сторонникам Сурового стиля, о котором речь шла выше. Но сам он не разделял этого мнения. Политики в его работах нет. Его считают певцом человека творческого труда. На его портретах мы видим пианистов, дирижёров, скрипачей, художников, скульпторов , писателей. И спортсменов.
 
     Спорт – это тоже в некоторой степени искусство. Например, фигурное катание, художественная гимнастика или даже  просто спортивная гимнастика. Почему нет? Демонстрация возможностей человеческого тела, мужского и женского, на различных спортивных снарядах – это тоже требует творческого подхода, то есть искусства. Движение, энергия, пластика – разве это не достойно любования и восхищения. А это всё требует  вдохновения. Движение тела – это ещё и вдохновенное движение души.
 
    Художник создал коллективный портрет тех, кто умеет это делать лучше всех. Чемпионов всевозможных соревнований, мировых первенств и Олимпиад. Сегодня их имена возможно и позабылось, а в то время их имена знал каждый. Они с блеском защищали спортивную честь всей страны. На них во время выступлений с трепетом в душе смотрели миллионы людей. Побеждали они, а каждый из нас думал, что эта победа была нашей общей. То есть, победил каждый из нас в известном противостоянии со всем миром, особенно с капиталистическим миром.

     Картина называется «Гимнасты СССР» А это не просто гимнасты. Это члены сборной СССР по спортивной гимнастике. Они в тренировочном зале и готовятся к 18-м Олимпийским играм в Токио в московском зале ЦСКА.

   Жилинский хорошо знал технику иконографии. И даже увлекался ею. Вот посмотрите, в изображении почти нет перспективы. Изображение всего, что есть на картине, почти плоскостное. Нет игры свето-тени. Краски чистые. А это всё характеристики иконного изображения. Классического. Доминирует красный цвет. Вспомним время создания. Красный цвет – это цвет страны. Цвет нашего национального флага. Спортсмены едут защищать честь этого флага. Картина совсем не маленькая. Её размер – 268 х 216 см.

      Художник создал групповой портрет наших героев. И эта картина считается лучшей в его творчестве.  Он и сам называл эту картину самым значительным своим произведением.  Просмотрите на неё ещё раз. Внимательно посмотрите.
 
    Вы видите профессиональных атлетов в полном внутреннем напряжении всех их душевных сил. Портрет групповой, но он как бы распадается на изображение отдельных личностей.
   
    Жилинский и  сам когда-то занимался гимнастикой. О создании картины он рассказывал так:

«Решил написать картину „Гимнасты“. Пришёл туда, где они тренируются перед отъездом за границу, а тогда наши гимнасты занимали первые места, они в белом, одеты, спортивные, всё, в зале, ковёр расстелен, там девушки тренируются. И такую группу я увидел, красивая группа. Я вначале хотел написать портрет одного — он был чемпионом Москвы — Кердемелиди грек по происхождению. Такой красивый, развитый, а я любил развитые. Но потом подумал: что я буду писать одного Кердемелиди? Они все красавцы. И я сделал эту группу, в основном они одетые в спортивной парадной форме, сзади ковёр — девушки там кувыркаются, и преследовал этих гимнастов на всех соревнованиях, рисовал, рисовал, рисовал, рисовал».

      Повторяю, мы видим реальные портреты известных спортсменов.. К примеру, девушки на заднем плане – это Тамара Манина, Софья Муратова, Полина Астахова. Все олимпийские чемпионки.
 
    На переднем плане – мужественные, мускулистые бойцы на спортивном поприще. Знающие люди узнают Бориса Шахлина, Сергея Диомидова,  Валерия Кердемелид, Юрия Тотова, Валентина Муратова. Все тоже олимпийские чемпионы.
 
    Художник в своём творчестве обратился к спорту. Он остановился на спортивной гимнастике. Думаю не случайно. Спорт – это часть нашей жизни. От утренней физзарядки до спорта самых больших достижений. Сегодня -  это и волнующее зрелище,  и огромный бизнес, а ещё и часть мировой гибридной войны. Увы, это так. Это реальность.
 
    А гимнастика – это вид спорта скорее индивидуальный . Это не просто «выше, дальше быстре»е». Это ещё красота. Он доставляет и эстетическое наслаждение. Он требует от спортсмена  психологической устойчивости.  И потом есть виды спорта, которые требуют особых антропологических качеств для достижения высоких результатов.  Ну например в баскетболе человеку среднего роста делать нечего. А штангисту вовсе не обязательна стройность тела. А вот в спортивной гимнастике, особенно в мужской,  эта стройность вырабатывается годами занятий. Посмотрите на картину. Это атлеты античной красоты.
 
Но не только. Выигрывают в этом виде атлеты, сильные духом. Это соединение двух качеств. Двух начал человека. Физического и духовного. Физическое совершенство и сила духа. Это люди будущего.  В недавние годи целью нашего общества было   создание человека совершенного во всех отношениях.

      У наших недругов с той стороны при виде наших спортсменов, побеждающих на всех соревнований,  создавалось ощущение, чти наши спортсмены, вот такие, как на этой картине, это   «машины для движения». И всё. И ничего больше.

      Но это не так. Сам Жилинский хотел  показать роль спорта в развитии физической силы и в укреплении физического здоровья  в нашей стране      Это развитие духовных качеств человека, его воли, силы, смелости, упорства, строгого режима, методичности, сознательного и творческого отношения человека к своему телу.   И художнику это удалось.
 
      Посмотрите на этих людей. От них исходит ощущение напряжения, собранности, готовности к действию,  заряженность на борьбу. Картина вся пронизана ощущением напряжения и тревоги. Вся борьба ещё впереди.
 
                *****
   Спорт – это состязание. Человеку свойственно доказывать и показывать, что в своём физическом состоянии он  лучше других. Особенно это касается молодых людей Это желание доказывать прилюдно появилось очень давно.  Еще в древние античные времена. Впервые в древней Греции. Раз в 4 года собирались, чтобы выяснить кто самый-самый. И этот вопрос был настолько серьёзный , что на время игр останавливали все войны. Так продолжалось несколько веков. Почти семь веков А потом в конце 4-го века Игры запретили. Языческие игрища не понравились христианам и их убрали из общественной жизни. Убрали на долго. Только в конце 19-го их возродили благодаря французскому барону Пьеру де Кубертену.
 
    У него была может и наивная идея, которую он провозгласил на весь мир. Зачем представителям разных стран встречаться на полях сражений. Давайте встречаться на спортивных полях. А мир уже хорошо навоевался. Мировая история – это прежде всего история войн. По мере движения вперёд мир становился всё  более узким и тесным. Мир, населенный сотнями народов,  стремительно сближался.
   
       Это хорошо и плохо. Хорошо то, что весь мир стал превращаться в одну огромную большую семью. Плохо то, что , как и в почти каждой семье , случаются между нами в общей семье  дрязги и даже драки на кухне. Мы все разные. И люди разные и страны тоже очень разные. В каждой стране своя система моральных и прочих ценностей. Мир наш общий стал такой огромной планетарной коммунальной квартирой.

    А ещё есть  кто-то, кто  будет рваться во главу нашего мироустройства. И говорить всем, как следует жить.  И как думать тоже. А не всем это нравится. К примеру нам это очень сегодня  не нравится. Мы и сами с усами. А в мировые лидеры в экономике уже вышел Китай – древний и многочисленный народ. Рядом с ним США даже и не младенец. И китайцы это знают. Это во времена Волтера не многие даже и знали, где был этот Китай, и никому до него не было никакого дела. Почти другая планета. А сегодня? А завтра?

    Так вот применимо к нашей теме, то есть спортивной теме, мир тоже сильно изменился и сблизился. И здесь все тоже  хотят быть лучше всех. Для этого  возродили Олимпийские игры . Какая прекрасная идея – доказывать , кто сильнее в спорте. Сильнее в спорте, ну значит,  сильнее и во всем остальном.

   Но спорт,  противно идее барона де Кубертена , превратился уже  едва ли не в  военное ристалище. Во времена, когда писалась эта картина, в спорте существовали более -менее джентельменские правила. Эти атлеты на картине  едут в Токио отстаивать не просто честь советского спорта, но и честь страны. И они это знают. Это читается по сосредоточенной решимости на их лицах. Но при этом они знают, что борьба будет идти по известным правилам.

    Так было. А как стало? А стало сегодня «на войне, как на войне. « A la guerre comme a la guerre» Все средства хороши. А главное средство – допинг.  Основой обвинения России стали слова  полусумасшедшего Родченко. И этот негодяй
  практически выбил всю нашу  мировую супердержаву со всех уровней. Потом, правда,  разрешили выступать без флага и гимна. А это унижение и пощёчина.  Но мы приняли это унижение. Проблема не решена до сих пор.
 
       Выскажу моё собственное мнение. Разрешили нам держать белый флаг с нарисованными колечками.   Рекомендовали  взять в руки этот белый флаг  тем из наших спортсменов, которым повезёт, и они завоюют какую-нибудь медаль. То есть этим самым этот спортсмен должен сказать и признать, что если он и победил, то страна его проиграла. Белый флаг – это флаг поражения.  И никак иначе.

   Выиграл наш спортсмен.  Пусть и золотую.   Как я должен к этому отнестись? А отнесусь я к этому очень просто. Это твоя личная медаль. Молодец. Но медаль  только твоя. Ты можешь с гордостью положить  её у себя дома  на комод. Но только к России, ко всем нам она не имеет никакого отношения. Это твоя медаль, но не наша. Ты отказался от нашего флага и гимна. Ты встал под другой флаг  поражения.   Не российский. Вот и держи после этого твою медаль на твоём комоде. На Олимпиаду едут защищать не себя,  а свою страну.  Если ты думаешь иначе, то не жди от нас ни почёта, ни уважения. Нормальный человек подумает только так.

   История с фигуристкой Валиевой показательна.  В глазах всех она стала жертвой  злой силы, обрушившейся на неё. Она жертва гибридной войны против всей России. Война и на льду Олимпийского стадиона. Видели все.
 
 
     Я не специалист по допингу. Даже и близко не стою. Но ведь даже и совсем тупому понятно, как они поджидали тщательно подготовленный момент для нанесения удара. То есть на другой день, когда наши выиграли командный турнир. Не раньше, но и не позже. Нагло вытащили шулеры этот козырь из рукава. Да и какой ещё козырь! Микродозу какого- то препарата,  укрепляющего сердечную мышцу. Да ещё и неизвестно, где их  пробирка гуляла в течении двух месяцев.

 А она молоденькая. Организм растёт. Идут внутренние изменения. А физические нагрузки огромные. Сердце может и не выдержать. Говорят,  старый дурак дед дал ей эту собственную таблетку. Впрочем , и это не доказано.
 
 Дело шито белыми нитками, понятное и последнему дураку.  Плевать! Повод есть,  пусть и слабый.  И всех собак спустили. Ну и порвали они бедную девочку. Как выдержать подростку такое давление взрослых дядей. Суд устроили. И Камила была вынуждена не спать всю ночь, ожидая вопросов. И отвечать, как преступница. Злые дяди, как будто не видели, что перед ними почти  ребёнок. Подросток. И сломали.
 А вот и последняя история.  Международный олимпийский комитет снова «отличился»: в своих соцсетях разместил видеоролик, который называется «Эволюция женской гимнастики в вольных упражнениях на Олимпийских играх».

     В этом небольшом видео собраны многие Олимпийские чемпионки  с 1956 по 2008 годы. Есть и гимнастка из Венгрии, и румынка, и американка, и даже родившаяся в Донецке украинка Лилия Подкопаева. Но ни одной русской гимнастки в этот ролик не попало. Нет даже Ольги Корбут, которая четыре раза становилась Олимпийской чемпионкой. На войне – как на войне.
                *****
     Имя Жилинского, конечно, останется в истории нашего времени. Он оставил много картин. В своих изображениях он отразил замечательно свое время. Без него наша история  живописи  была бы не полной. Картины его внятны и хорошо воздействуют на душу и вызывают разнообразные мысли. В отличие от картин всяких концептуалистов и авангардистов. Вот пример. ArtNews сообщает, что картина голландского абстракциониста Пита Мондриана под названием New York City I экспонировалась вверх ногами 75 лет. А это известный художник.  Обнаружила досадное недоразумение куратор музея современного искусства в Дюссельдорфе. На картине мы видим решётку в крупную клетку. Как ни повесь – всё одно. А это тоже как бы живопись.

  А Жилинский так  остался патриотом своей страны. Он подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку президента Путина на Украине и в Крыму 11 марта 2014 года. Он умер в 2015 году и был похоронен на Троекуровском кладбище.