Судьба ногайского народа в Дагестане

Шери Пашаева
В Дагестане с 1959 года по 2017 года правили, сменяя друг друга, политические элиты двух укрупнённых народов, которые создали клановую систему правления. Клановая система душила республику во всех отношениях, не давая развиваться, а большинство этносов республики было обречено на тяжёлое социально-экономическое выживание в советское и постсоветское время. Eсть в Дагестане народ, который пострадал более всех от кланового правления. Это ногайский народ. Речь пойдёт об этом народе.

Мы хотим справедливости в республике ко всем народам без исключения. Мы будем поддерживать любой народ Дагестана, вступивший на путь справедливой борьбы за свои национальные интересы. И будем бороться и сами, отстаивая право лезгинского народа на своё место и достойное будущее в своём собственном лезгинском доме. Что наша цель и мечта.


Судьба ногайского народа в Дагестане!


 Если коснуться ногайского народа, то не хватит страниц, чтобы описать его страдания и степень безнаказанного глумления над ним со стороны советского и постсоветского руководства Дагестане. Но мы неспроста сейчас коснёмся именно ногайского народа. Мало кто вообще понимает трагичность положения ногайцев в Дагестане и насколько глубоко ущемлялись права ногайского народа в Дагестане с самого начала и до сих пор. Ногайцы это наиболее дискриминируемый и ущемляемый народ в ДАССР и в постсоветском Дагестане. Никого не интересует, почему в современном Дагестане ногайцы массово уезжают из своего района и переселяются на Ставрополье? В вузах РД ногайских студентов всегда было чрезвычайно мало, а сейчас совсем не найти, потому что они едут учиться в вузы Ставрополья и других городов России. Ногайцы едут куда угодно, лишь бы не оставаться в Дагестане. Ногайский народ забили и сломали в советское время, когда он пытался поднимать свои вопросы и требовать справедливости к себе от властей ДАССР. Ногайскую творческую интеллигенцию унижали и преследовали, не давая подниматься в республике. Никто не забудет зверское убийство 1978 года гениальной ногайской поэтессы Кадрии Оразбаевны Темирбулатовой (1948-1978), которая была известна во всём Советском Союзе и являлась молодым лицом поэтического Дагестана по своему редкому поэтическому дару, опережавшая всех дагестанских поэтов того периода и выделявшаяся везде всегда!

Кадрию Темирбулатову сравнивали с Анной Ахматовой и ставили на один уровень с великими русскими поэтами. Дитя послевоенного времени и ценный самородок. Ногайский народ уверен в заказном характере убийства (и даже уверенно называет имя заказчика, что мы здесь опустим уже, Всевышний ему судья) и считают его политическим. Приведём слова из последнего стихотворения Кадрии, которую начали преследовать задолго до убийства, она предчувствовала, что её не оставят жить: «Как блеск молнии, сгорит моя короткая жизнь, но в оставшейся малой песне пусть всегда живут горячая любовь и яростный гнев». Эта горячая любовь к своему народу и яростный гнев против вопиющей несправедливости испытывает каждый дагестанец. «Убийство также связывают с необходимостью избавиться от конкурента, представителя нетитульной нации и явно не горского происхождения. Чтобы талант Кадрии не мог затмить творчество тогдашних колоссов дагестанской литературы. Один из главных аргументов — ее успех и необычайная творческая плодовитость. Понимаю, звучит дерзко. Но и здесь пора бы уже поставить жирную точку» - пишет современный ногайский исследователь биографии Кадрии Темирбулатовой Эмир Отевалиев. В «Верни меня» — вот там есть это предчувствие. Она заканчивает словами: «Но из пламени, / Но из камня / Ты верни меня, верни!» Вы знаете, что квартиру подожгли, ее убили и подожгли. Она обуглилась и стала как маленькая черная статуэтка. Это стихотворение пророческое, я его переводила с каким-то ознобом. И всегда его читаю, потому что до сих пор меня не отпускает…» (Эмир Отевалиев). Никакого расследования не было. Мы неспроста упомянули здесь трагическую историю талантливой ногайской поэтессы, которой не дали подняться и занять заслуженное по своему уровню и таланту месте в советском Дагестане. Это не одну Кадрию убили и сожгли тогда, а весь ногайский народ! Это моральная акция устрашения целого народа через физическое уничтожение наиболее яркого его представителя. Это один из многочисленных примеров нарушения закона и прав отдельно взятого человека в советском Дагестане. Точно также, но в иной форме, поступали со всеми остальными неугодными представителями этносов Дагестана, отстранённых от нормальной жизни и развития. Это один из симптомов той тяжёлой морально-нравственной болезни национал-шовинизма, который был уже официально внедрён в государственную структуру советского Дагестана с 1959 года после всесоюзной переписи в республик, когда впервые в истории Дагестане вместо более чем 30 коренных этносов здесь появились новые укрупнённые национальности, представители которых к тому времени узурпировавшие всю власть. Мы обязаны сказать о том, что сделали с ногайским народом в советское время. Убийство это было показательным наказанием малочисленного ногайского народа, который изначально был крайне недоволен своим включением в состав ДАССР и не верил в дагестанскую власть. Ногайский народ запугали убийством Кадрии Темирбулатовой, показали каждому ногайцу его место в Дагестане, что он никто, а если слово скажет против системы, то его ждёт такая же участь. Если всесоюзная известность поэтессы Кадрии Темирбулатовой не спасла её от преследований и страшного убийства, то что такое был простой ногаец для бездушной клановой системы Дагестана, захватившей всю власть в республике и безнаказанно творившей что она хотела? Исследователи биографии Кадрии указывают на политический подтекст её стихотворений. «Например, строки: «Если труба позовет, / Дагестан, ты станешь первым, / А я стану рядом с тобой». Она не пишет «с Дагестаном», она пишет «рядом с тобой». Это нужна смелость, чтобы так считать. Так она выражала интересы искусственно разобщенной земли ногайцев Дагестана, Ставрополья, Чечни. И ее оппоненты это поняли», — считает Тагир Акманбетов. Насипхан Суюнова, главный научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, в своей докторской диссертации «Ногайская поэзия XX века в национальном и общетюркском историко-культурном контексте» пишет: «Исток драмы творческого сознания Кадрии – в ощущении трагического разлада между декларируемым «расцветом наций» и фактическим попранием прав ногайского народа, который с лихвой испытал его на себе. На протяжении XX века территория проживания народа многократно (1922 г., 1924 г., 1928 г., 1944 г., 1957 г.) перекраивалась. Творческой реакцией Кадрии на эту несправедливость стали ее стихи, многие из которых при жизни поэтессы не были опубликованы». И в качестве одного из примеров она приводит ее стихи «Не молчи, земля моя». Где поэтесса в метафорах сравнивает свой народ с деревьями, сопровождая эпитетами «гордые», «тихо шепчутся», «стесняясь своих плодов, пряча их». Обстоятельства, несправедливость элит сравнивает с ветром — «это он безнаказанно расправляется с деревьями», «грубо схватит кого-то за ветвь», «кому-то даст хлесткую пощечину сильным порывом». «А деревья, нещадно терзаемые, молчат, / Только сердце мое кричит, не вынося этого». 

Дискриминация ногайского народа в ДАССР и в РД была чудовищной.
Этот народ открыто унижали, на любые протесты им указывали на Монголию, чтобы они уезжали на свою «историческую Родину». Почему же так нужна была ногайская степь без ногайцев кланам Дагестана? Причина не только в том, что это удобное равнинное пастбище, но и в наличии в её недрах нефти. Вот что было и есть основной причиной, что ногайцев насильно удерживали в составе Дагестана. Ни один народ Дагестана не извлекает для себя никакой выгоды от насильственного удержания ногайцев и Ногайского района в составе Дагестана, в том числе, как и сам ногайский народ, кроме как элит укрупнённых народов Дагестана, которые практически присвоили себе наиболее лучшие обширные участки степи, можно сказать, почти всю Ногайскую степь. И они не считаются ни с чем, включая, и элементарное чувство человеческого достоинства в ногайцах, которых постоянно унижали и продолжают унижать, способствовали и способствуют массой иммиграции ногайцев из Дагестана, чтобы те не возвращались назад. Ногайцы бежали из советского Дагестана и бегут из современного Дагестана. Это нормальная история дагестанского народа и ситуация? Как не пытаться скрывать, ни для кого в России давно уже не секрет, что на самом деле происходит в многонациональном Дагестане и какого характера здесь «братство» народов. «Жители Дагестана все чаще предпочитают переселяться в поисках лучшей доли в Западную Сибирь. Так, количество кумыков, лезгин и ногайцев в одной только Тюменской области уже исчисляется десятками тысяч. Только по официальным данным, ко времени переписи 2010 года в Тюменской области проживало около 19 000 кумыков и свыше 16 000 лезгин. При этом в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) кумыков к 2010 году было около 14 000 человек, а лезгин – свыше 13 000 человек. В ХМАО также происходит большое скопление ногайцев – ко времени последней переписи их было свыше 5000 человек в регионе. В Ямало-Ненецком автономном округе уроженцев Дагестана тоже немало. Так, в 2010 году кумыков там насчитывалось около 4500 человек, лезгин - чуть меньше 2000 человек, а ногайцев – 3500 человек.» (Рамазан Алпаут: «Кавказ. Реалии.» 25 сент.2017). «Кавказ. Реалии» тогда же в 2017 году пишет: «Катастрофичной видится ситуация в Сулейман-Стальском районе. Напомним, по последней переписи, почти все население там было лезгинским. В этом районе наблюдается убыль во всех поселениях. Такая же ситуация отмечается во всех населенных пунктах Ногайского района Дагестана, который этим летом пережил политический кризис, связанный с нежеланием местного населения принять ставленника Махачкалы в качестве главы района. Здесь, согласно последней переписи, население резко сокращается. В пресс-службе Ногайского района подтвердили, что значительная часть ногайцев, которые переселяются в Сибирь, являются выходцами из Дагестана. «Главной причиной миграции является высокий уровень безработицы!». За последние 15 лет район загнали в бедственное положение. «Земельный беспредел, коррупция, обнищание населения, его миграция в связи с безработицей - это лишь малая часть того, что происходит с нашим народом. Все эти годы муниципальная власть подчинялась не народу, а республиканским чиновникам. Вместе они довели народ до точки кипения, и теперь он вышел на улицы - проводит съезды, митинги, пикеты и другие акции протеста» - ногайский общественный активист Арслан Тангатаров.

Несмотря на то, что кланы были отстранены от руководства, вся вертикаль и горизонталь власти остаётся и ныне в руках представителей кланов, назначенных ещё раннее и проводящих свою работу в государственных структурах в соответствии с заданными себе задачами со стороны отстранённых кланов, который продолжают в тёмную руководить через преданных себе своих чиновников во власти. Что показатель того, что прежняя система республики никуда не делась и работает на кланы, даже если кланы сами прямо не управляют республикой, они управляют через чиновников всех звеньев власти, которые проводят в жизнь политические заказы своих настоящих «хозяев», формально делая вид служения общим интересам республики. Это показатель того, что без фундаментальной реконструкции, сложившейся в 1950-60-е годы, системы кланового правления республики, кардинальных позитивных изменений в Дагестане не предвидится, какого бы высокопрофессионального и честного руководителя республики не ставить или не избрать. Сама система такова, что всё в республике распределяется неравномерно и работает исключительно в интересах отстранённых кланов. Об этом свидетельствует попытка Р. Абдулатипова провести план по отъему территорий компактного проживания ногайцев, кумыков и русских в 2017 году. 11 мая 2017 года в Махачкале под руководством заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Омарова Б.З. было проведено совещание по вопросу реализации земельной реформы, согласно протоколу которого в трех районах республики, Ногайском, Тарумовском и Кизлярском, должны появиться новые населенные пункты, образованные на землях отгонного животноводства (ЗОЖ), находящихся в пользовании фермерских хозяйств ряда районов Нагорного Дагестана. В целом это было продолжение прошлой земельной политики в советском Дагестане, когда под разными предлогами с 1951 по 1979 годы в результате организованного руководством ДАССР интенсивного заселения равнины, сюда незаконно переселили до 300 тысяч человек из Нагорного Дагестана. В 2015 году, ещё будучи у власти, кланы приняли решение запустить в республике вторичный передел равнинных земель, находящихся в республиканской собственности, как земли отгонного животноводства и государственных унитарных предприятий, земельный передел намечается провести под видом программы земельной реформы в республике Дагестан согласно распоряжению правительства Дагестана № 339-р от 26 августа 2015 года.

Чтобы понять чудовищность задуманного действия со стороны укрупнённых национальностей в отношении всего Дагестана, надо понять суть законотворчества Р. Абдулатипова – идейного преемника А. Даниялова –  на последней сессии Народного собрания депутаты в первом чтении приняли законопроект регулировании земельных отношений в Дагестана - Программа земельной реформы была утверждена 26 августа 2015 года распоряжением правительства №339-р. По которому Рамазан Абдулатипов фактически приобретал единоличные полномочия по перекройке земельного ландшафта республики. То есть «Он будет решать, какие земли выводить из республиканского подчинения в пользу муниципалитетов, его рука (подпись) будет отдавать (продавать, дарить) наделы под инвестиционные проекты.»

Вот до чего дошли тогда кланы в своей безудержной жадности до равнинных земель Дагестана, чьи истинные хозяева в лице местных народов просто отстранялись от прав на свои собственные земли! А был ли хоть один эпизод протеста или бунта против подобных незаконных действий Р. Абдулатипова? Хоть самый маленький информационный ролик с критикой такого вопиющего противозаконного антиконституционного действия руководителя республики? Ничего не было. Полная тишина. Ибо всё было в интересах главной укрупнённой национальности и его кланов. Вот и ответ! Вот их истинное лицо! Что выгодно самим, пусть это будет идти против всего Дагестана, они будут поддерживать и такого правителя, и такую власть, и свою выгоду.

В 2017 году высшие государственные чиновники Дагестана по приказу выше спокойно лишали ногайский, русский, кумыкский народы гарантий сохранения своих территорий компактного проживания, принудительно отчуждая земли этих народов и передавая их жителям самовольных поселений, незаконно возникших на землях отгонного животноводства. На самом деле гарантий сохранения своих равнинных территорий по данному законопроекту лишался и лезгинский народ, которые имеет свою этническую равнинную зону в Южном Дагестане. Но начали в 2017 году с ногайцев, кумыков и русских. Причём органы самоуправления в указанных районах оказались полностью отстранены от разработки данной программы, с ними даже не согласовывают межевание границ и определение статуса отгонных земель. Вот что ожидает и лезгинский народ, если допустит освоения своих равнинных территорий пришлым жителями, которые пока что просто берут в длительную аренду и развивают хозяйства, в то время как самими лезгинами было очень сложно (даже невозможно) получить в аренду собственную землю при Р. Абдулатипове. Напротив, был запущен процесс создания новых хозяйств на равнинной территории Южного Дагестана представителями народов Нагорного Дагестана, а также азербайджанского народа (кунаками Р. Абдулатипова). Процесс этот новый и развивающийся. Арендаторы известны. Но лезгины, как когда-то ногайцы, по доброте души не оказывают никакого препятствия такому освоению своих земель, не осознав его сущности. Пример ногайцев и кумыков должен быть для лезгин показательным. Не факт, что через лет 50, когда максимальны арендный срок (49 лет) выйдет, все эти земли не окажутся присвоены арендаторами и национализированы, а лезгинский народ не попадёт в эту же ловушку, что и ногайский (кумыкский и русский) народ ныне. В Южном Дагестане претворяется постепенно в жизнь тот же сценарий, как и в Ногайском, Тарумовском и Кизлярском районах Дагестана.


Попытка отъёма Ногайской степи у ногайского народа!


Каким образом представители народов Нагорного Дагестана оказались в Ногайской степи? Опять возвращаемся в 1950-е годы. В эпоху этнократа А. Даниялова.
Как видите, какую проблему в Дагестане не поднимай, так или иначе корни ведут в начало 1950-х.

Хозяйства и поселения на территории Ногайской степи самопроизвольно были созданы представителями народов Нагорного Дагестана с 1950-х годов, что само по себе уже многое объясняет. В 1992 году началось переселение в Ногайский район Дагестана пяти тысяч аварцев из Кварельского района Грузии, что привело к демографическим изменениям в регионе. Почему руководство Дагестана именно на территорию чужой для них Ногайской степи приняли решение их переселить, а не в Нагорный Дагестан? Ответ прост. Кланам нужна равнина.  Но было бы наивным полагать, что за этим стояла только экономическая цель. За этим стояла и  важная этнополитическая цель, нацеленная в будущее. Беззащитные ногайцы давно уже стали жертвой национальной политики А. Даниялова и созданного им кланового правления. С 1992 года началось ещё более интенсивное освоение Ногайской степи народами Нагорного Дагестана, которым был дан зелёный свет на создание самопроизвольных хозяйств и поселений, а также на захват каких угодно участков. Что и было сделано.
В 2017 года была предпринята попытка узаконить незаконные захваты участков с 1950 по 2017 года и полное присвоения Ногайской степи представителями кланов через новую незаконную земельную реформу.


В 2017 году была предпринята уже попытка узаконивания прав хозяев этих незаконных поселений и хозяйств на Ногайскую степь, а также незаконный отъем всех остальных равнинных земель Северного Дагестана. Не много и не мало. Относительно ногайцев это означало только то, что Ногайская степь перестанет быть ногайской. Ногайский народ забил тревогу в 2017 году, но встретил шквал издевательств, угроз и оскорблений в свой адрес от кланов в Дагестане. Тогда только, поняв, что в Дагестане правду не найти, ногайцы созвали общероссийский ногайский съезд, на котором заявили, что новая земельная реформа в Дагестане проводится в незаконных формах, а принимаемые органами республиканской власти решения в корне противоречат Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации, утвержденной Указом президента РФ В. В. Путина № 1666 от 19.12.2012 г. Было указано, что бывшее советское и постсоветское дагестанское руководство во все времена относилось к Ногайской степи хуже некуда, нещадно эксплуатируя степь до такой степени, что доля деградированных земель в Ногайском районе в 1990-е годы составляла до 70% и продолжается опустынивание степи - что происходит из-за колоссальных нагрузок, когда в степи выпасается скот хозяйств Нагорного Дагестана в огромном количестве, превышающем все нормы. Скот районов Нагорного Дагестана вообще не возвращается никогда в свои горы, а круглый год выпасается в Ногайской степи, из-за чего степь больше не имеет возможности восстанавливаться и с ужасающей скоростью опустынивается. Кто перед ногайским народом в Дагестане ответит за эту экологическую катастрофу, вина за которую лежит полностью на предыдущей дагестанской власти? Почему нет расследование экономических преступлений бывшего руководства республики с 1939 по 2015 год? Почему нет никаких расследований серьёзнейших противозаконных действия власти за предыдущий период? Просто так отстранены и всё? Отвечать кто будет перед остальными народами Дагестана за всё содеянное? Кто из дагестанских политиков прошлого заступался за интересы ногайского народа в Дагестане?! За интересы лезгинского, лакского, кумыкского народов? Никто и никогда. Ногайского народа вовсе словно и не существует в Дагестане. Всё, что от ногайцев требуют дагестанские кланы, это молчания и смирения.

Благодаря усилиям В. Васильева удалось в 2017 году как-то немного снизить накал и успокоить отчаяние ногайского народа, потребовавшего у Москвы присоединения своего района к Ставропольскому краю. Это требование ногайского народа совершенно обоснованное! Оно не возникло просто так на пустом месте, под этим требованием нет ни малейшего национализма, а под ним только абсолютная утрата доверия к Дагестану, только крайнее отчаяние ногайского народа, не сумевшего найти справедливость в Дагестане, только огромная усталость ногайского народа от дискриминации в Дагестане, и только чисто человеческое желание жить в нормальном обществе без издевательств над собой! Кто в Дагестане любит апеллировать к религии ислам, пусть ответят, разве в духе ислама такое отношение к ногайскому народу со стороны предыдущего политического руководства республики и их кланов в современное время? Кто в Дагестане настоящие националисты и шовинисты, забывшие Бога? Как можно было всё советское и постсоветское время открыто издеваться над настолько беззащитным, слабейшим и беднейшим народом Дагестана, народом, неспособным себя защитить? Народом, которого без зазрения совести, открыто грабило прежнее руководство Дагестана? В чём вина современных ногайцев? За что надо их оскорблять? За то, что ногайцы прозрели и не дают себя далее грабить кланам? Дагестанские ногайцы это бесконечно скромный, тихий и трудолюбивый народ, никого никогда не обижавший вокруг! Это духовно красивый народ, творческий и умный! Но не способный защищать себя – вот в чём беда ногайцев! Они просто терпят и смиренно живут в вопиющей бедности на богатой Ногайской степи, которую грабили и продолжают грабить те, кто сами себя назначили новыми хозяевами степи! То, что ногайцы оказались на территории Северного Кавказа много веков назад это наследие их кочевого прошлого, трагичной истории, а не их современный выбор! У ногайцев нет никаких ресурсов, во всех субъектах, в которых живут ногайцы, они составляют меньшинство, потому являются самым уязвимым народом России, у которого нет никаких особых возможностей заявить о себе, донести свое мнение до правительства РФ. В 1917 году ногайцы создали совет Старейшин ногайского народа, чтобы через него обратиться к В. А. Васильеву с просьбой помочь ногайскому народу и спасти Ногайскую степь от экологической катастрофы, связанной с бесконтрольным круглогодичным выпасом скота, также и с тем, что везде на территориях дагестанских хозяйств вырыты ямы, откуда незаконно выкачивают нефть, загрязняя вокруг себя большие пространства степи. Всё это делают не ногайцы, которые очень бережно относятся к своей степи, а делают представители народов Нагорного Дагестана, которым принадлежат эти хозяйства в Ногайской степи. В. Васильев дал обещание старейшинам помочь ногайскому народ, но он ушёл в 2020 году. Обещание так и зависло… Ногайский народ опять может столкнуться с продолжением дискриминации, если к власти в республике в будущем вернутся кланы, чего ногайцы очень опасаются.

Кто поможет ногайцам в Дагестане с защитой национальных прав ногайского народа? Что будет, если руководство Дагестана вернёт ему законные права на свою степь, выставит вон всех тех, кто нагло и самопроизвольно создали там поселения и хозяйства, ч урегулирует все вопросы справедливым образом, а значит в интересах ногайского народа?  Вы сами знаете, что будет! Никакая религия ислама тут не поможет, чтобы заставить кого-то вернуть назад присвоенные чужие земли и вернуться к себе в горы! Кто живёт по исламу никогда не займёт без ведома и желания хозяев чужую землю, не станет угнетать и грабить соседние народы, не будет жить во лжи и требовать от всех послушания своей неправедной воле! Это всё не имеет ничего общего с исламом и верой! Как быть с теми, кто безнаказанно грабили и продолжают грабить Ногайскую степь? Пусть религиозные слои дагестанского населения ответят: мусульманским ли было отношение к ногайскому народу в Дагестане, когда у него отобрали единственное что у него было - Ногайскую степь, а при протестах ногайского народа относительно такого ограбления себя и нарушения своих конституционных прав в Дагестане, ему указывали и продолжают указывать в сторону Монголии, издевательски советуют вернуться к себе на историческую Родину, а свою степь отдать беспринципным представителям кланов, которые наживаются на их степи, варварски эксплуатируя её?

Если ногайцам, которые появились на своей современной территории в Дагестане в 13-м веке, более 700 лет назад, было отказано в соблюдении элементарных национальных  прав в Дагестане и ныне советуют им возвращаться в Монголию, тогда как должны поступать переселенцы на чужие территории, которые всего лишь 50 лет переселились на чужие земли и непонятно на каком основании считают его уже своей национальной собственностью, готовые втянуть весь Дагестан в неправедное дело в свою пользу? Как тогда с ними быть? Им самим не нужно возвращаться в свои горные селения, к могилам своих предков, брошенных ими самими добровольно ради удобств жизни на равнине? Когда это грабительский захват чужой территории без согласия истинного хозяина земли является обоснованием своих будущих национальных прав на него? В какой стране мира есть такие законы?

Такова история ногайского народа в Дагестане! История, которую не расскажут туристам и не опубликуют в учебниках новейшей истории Дагестана! Но она существует и то, что мы рассказали всего лишь малость от реальности и будней простого ногайского народа в республике. Ситуация несправедливая ко всем этносам в Дагестане сложилась после советской переписи населения в ДАССР в 1959 году, когда вместо 30 этносов вдруг появились два искусственно укрупнённых национальности с искусственными названиями, никогда не бывшими этнонимами. Они правили до 2017 года включительно и продолжают контролировать из-под тени республику и ищут пути возврата во власть. В своём стремлении восстановить утраченные с 2018 года позиции, дагестанские кланы готовы на всё и ни перед чем не остановятся. Любой удобный момент и они покажут себя. Клановое правление возникло и зиждется на фундаменте укрупнённых национальностей в советском Дагестане! Дальнейшее сохранение укрупнённых национальностей в Дагестане означает и сохранение кланов, что будет означать сохранение постоянной опасности возврата кланов к власти в республике при любом удобном случае. Это означает невозможность нормального развития для этносов, которые представляют собой меньшую численность в Дагестане. Это уязвимость и ненормальность положения всех остальных этносов, полностью зависимых от  воли каждого нового руководителя республики. Благо, сейчас у власти в республике честный и порядочный руководитель, С. А. Меликов, который ведёт равномерную и честную внутреннюю политику. Ну а что после него будет с Дагестаном? Кто гарантирует, что представители кланов не вернутся во власть и не восстановят прежнее их правление? Как можно изменить такое положение в справедливую для всех народов Дагестана сторону? Есть только один путь вернуть Дагестан к этническому равновесию - новая справедливая перепись народов Дагестана!

Только новая справедливая перепись народов Дагестана и расформирование укрупнённых национальностей может кардинально оздоровить атмосферу в республике, выровняет весь этнический фон, даст возможность возродиться и восстановиться тем этносам, которых незаконно лишили собственной жизни и будущего в 1959 году.