Дочь и мать

Георгий Жаркой
Ангина у девочки была тяжелой – неделю в постели. И вот все позади – прошла болезнь. В воскресенье пошли в парк гулять, и девочка попросила у матери мороженое, но получила отказ. И подумала:
- Никогда в жизни не прощу ей этого. И видеть не могу: идет, довольная, не понимает, как меня обидела.
До конца дня не разговаривали, и мать делала вид, что ничего не замечает.
Перед сном в комнату зашла, села на постель:
- Понимаешь, когда ты лежала без сил, я испугалась за твою жизнь. Ты понимаешь, о чем я? Очень испугалась. Ты умная, ты все понимаешь, правда? Не стоит мороженое наших страданий. Ну, что, ушла обида?
Да, ушла, словно ее и не было, и сердечко десятилетнего ребенка радостно забилось: «Любит меня мамочка, умной меня считает. Как хорошо». И заснула тихим сном.
Десять лет прошло. Выросла девочка, учится в вузе, и много у нее друзей. С ними весело, а с мамой скучно: вечно ворчит.
После занятий – гуляет, в выходные в своей комнате возится с учебниками. А мама одна и одна, нет папы, ушел – скатертью дорога. Наверное, мама сама виновата, что не удержала его при себе. Женщина должна быть дальновидной и умной. Впрочем, зачем об этом думать? Своя жизнь есть – молодая и интересная.
С парнем познакомилась, в дом привела знакомиться. Мама чай налила, а парень не пьет, отказывается. Наверное, стесняется.
Дочь вышла зачем-то, мама отвернулась, но видела парня в зеркале. Он взял двумя руками чашку, силился ко рту поднести, расплескал – поставил на блюдечко, чуть не уронил.
Поняла мать, в чем тут дело. И глазки у него красные, и лицо, как будто его мяли.
Ушел гость.  Ласково сказала: «Не сердись, родная, но этот парень пьет. Меня не проведешь – много чего видала. Держись от него подальше».
Вспыхнула доченька, гневно крикнула, что ничего не понимает в жизни, несмотря на свои годы. И ушедшего отца вспомнила.
Ночью услышала, как мама в своей комнате плачет: «Ничего, пусть поплачет, и не жалко ее. Я могла бы парня в дом не приводить. Ради нее привела – пусть посмотрит, а она плюнула в мою душу».
Через неделю свидание с парнем, от него сильно пахло перегаром. Не удержалась – сказала. Засмеялся злым смехом, заявил, что не позволит называть себя алкоголиком: «Если любишь – верь мне».
Еще через неделю видела, как он с другом шел – и их качало в разные стороны.
И так заболела душа, так заболела!
Спасти, может? Ворваться в его жизнь чистой белой птицей и спасти, вытащить из зеленого омута?
Но не надо было его вытаскивать: подружка появилась, и ее все устраивало, видимо.
Домой поздно вечером пришла, мама лежала, спит или не спит? Зашла в комнату, присела на край постели. У мамы дернулись веки. И тихо сказала: «Прости, ради Бога. Мне говорить тяжело. Но – прости».
А мама сказала: «Ты у меня умная, правда? И сердце у тебя хорошее. Знаешь, как это меня радует»?