СПАМ

Гурам Сванидзе
«Письма счастья»  - это, когда по электронной почте тебе сообщают, что ты стал наследником богатства, оставленного на твоё имя усопшим родственником где-то за рубежом. Такая удача только настораживает. В конце мессиджа адресант, некий мошенник, просит выслать твои персональные данные. Письма приходят почему-то из Африки. Последнее из таких посланий я получил из Свазиленда.
 
Люда К., моя коллега – особа бесхитростная, повелась на такой спам. Она вдруг замкнулась в себе, испытующе поглядывала по сторонам. В конце, концов доверила секрет нашей машинистке, её подружке. Во время чаепития в отсутствие Люды та поведала нам о том, как её приятельнице привалило «счастье» и как глупая долго верила в него... Под конец машинистка отчеканила (как напечатала) фразу «Сейчас никто не верит в такие письма. В простаках ходят те, кто продолжает их рассылать».       

 Впрочем, не всё так просто. Бесо, другой мой коллега, в отличие от Люды точно не был лохом. Но...

Я нередко разделял компанию с ним после работы. Ему было уже за пятьдесят и вот у него умерла бабушка. Все умиленно спрашивали, во сколько же лет она скончалась. Как ожидалось, в весьма преклонном возрасте. По дороге мой приятель рассказывал мне о ней. Ещё заметил, что не застал дедушку, отца матери, а отец вообще рано осиротел. Потом он вдруг вспомнил, как машинистка во время чаепития развлекала нас байкой о Люде. Я озадаченно посмотрел на собеседника. Подивился неожиданной смене темы разговора. Бесо сделал паузу. Было видно, что он собирался рассказать нечто деликатное. Затем начал:
- Родители отца жили в провинции. Они собирали деньги на то, чтобы переселиться в Тбилиси. Как-то дедушка уехал в столицу, хлопотать. К бабушке пришёл его брат.  Говорит, чтоб она ему деньги дала. Мол, её муж поручил ему их привезти. Мать папы поверила деверю. Нормальным смирным мужиком казался. А тот возьми и пропади с нашими сбережениями. По семейной легенде Како (так его звали) сбежал через границу в Турцию. Оттуда в Америку.
 
Как не поразиться такой подлости?! Я поразился. Собеседник продолжил:
- Признаться, узнав об этой историю, я стал просматривать сводки инюрколлегии, которые печатались в «Известиях». Как и сейчас, когда читаю этот спам.
 
Здесь меня несколько напрягло. Далее последовало:   
- В семье дело пошло вкривь и вкось. Когда дед приехал и узнал, что деньги украл его родной братец, он потерял сознание. Отец рассказывал, как стал свидетелем того, как может мгновенно сойти с ума человек. Это случилось с его матерью. Она вдруг изменилась в лице и бросилась к окну. Дети, а их было семеро, с плачем бросились к ней, пытаясь остановить её. Но тщетно. Она выбросилась из окна второго этажа и разбилась, ударившись головой о большой валун во дворе. Отец долго не приходил в себя. Детишки испугались, что и он умер. Старший из семерых ревел как медведь. Дальше также плохо. Дедушка раздал всех детей по приютам и женился вторично. Братья и сестра потеряли друг друга. Всех потом собирал вернувшись с войны мой отец, заново знакомил друг с другом. Не досчитались двоих, умерли в детском возрасте  в приютах. Самый младший погиб страшно. О его гибели нашептала папе уборщица детского дома. Втайне от начальства. Мальчика за провинность посадили в погреб, где его разорвали крысы. Ещё один ребёнок, сестра, погиб от туберкулёза.

 Бесо замолк. В растерянности от услышанного я не знал, что сказать. После некоторого молчания мой собеседник заключил:   
-  Не знаю как у Люды, но у меня есть американский дедушка, пусть двоюродный.

 Он криво улыбнулся.