Две Сары

Лора Зелдович
В нашей семье их называли "старая" Сара и "молодая" Сара.
"Старая" Сара была сестрой моей бабушки Рахили.  Сара родилась в 1902 году. Её юность пришлась на революцию, когда увлечение новыми идеями пожалуй стало естественным для юной девушки из еврейской семьи.  Насколько мне известно, Сара была серьёзно вовлечена в политическую деятельность, но детали у меня настолько скудные, что не буду на них останавливаться, а лучше расскажу почти анекдотическую историю, услышанную от дочери тёти Сары, маминой двоюродной сестры, моей любимой тётечки Нели.  Неля родилась в 1930м году. В семье для неё было подготовлено имя. Её хотели назвать Фрэйдой в честь умершей (как принято у евреев) родственницы. Но "старая" Сара заупрямилась : никаких традиций, её дочь будет носить имя Ленина. И дала ей имя Нинель - Ленин, прочитанное наоборот. Так что в честь Фрэйды назвали родившуюся через год мамину сестру Фаню.

Я помню "старую" Сару уже действительно пожилой женщиной, с седыми волосами и сигаретой в руке - было в ней что-то вольное, независимое. Наша семья жила в Житомире на улице Пушкинской возле бульвара, а тётя Сара - поблизости, на улице Парижской Коммуны. В то время она работала в городском парке, на каруселях. Будь у меня желание  - могла бы кататься бесконечно, но я всегда недолюбливала быстрое движение, от которого у меня кружилась голова. Да и уехали мы вскоре и из тенистой Пушкинской, и из родного города на долгих пять лет. Когда вернулись, поселились в другом районе, далеко от парка, каруселей и тёти Сары.

"Молодая" Сара была племяницей "старой" Сары,дочерью её старшей сестры - Нехамы, родилась примерно в 1920 году и принадлежала к следующему поколению. Моей маме она приходилась двоюродной сестрой. Я была поздним ребёнком в семье, возможно поэтому "молодая" Сара запомнилась мне не молодой, а уже в средних годах. С поседевшим пучком волос, тоже с сигаретой в руке, весёлая, энергичная, моя тётя Сара была заметной фигурой в нашем городе. Она работала при филармонии, стояла на входе в зал во время концертов, а также занималась продажей билетов, с которыми ездила по организациям. Я хорошо помню, как в нашем проектном институте ей выделяли комнату и она гордо восседала среди разложенных на столе билетов.

На выступления популярных певцов билеты расходились мгновенно. В этих случаях я звонила к тёте Саре и в ответ на просьбу звучало короткое "приходи". Таким образом я оказалась на концерте ранней Пугачёвой и дважды на Леонтьеве. Один из его концертов был на стадионе, шёл дождь и это почему-то только усилило впечатление.

В самом конце 80х "молодая" Сара попала на национальное телевидение в программу " Время ". Не будучи революционеркой по природе (в отличии от "старой" Сары) она непроизвольно оказалась в эпицентре революционных движений нашего времени. Как впрочем и весь мой небольшой город. Тогда шли выборы в Верховный Совет. Кандидатом была журналистка из местной газеты Алла Ярошинская. Вокруг неё велись бурные дебаты. В театре была организована встреча, во время которой в зрачке телевизионной камеры и оказалась моя тётя Сара, стоявшая на страже на входе в зал.

А в моей памяти остались две Сары, как два оплота большой, уходящей в далёкое прошлое семьи, к которой принадлежу и я. Две колоритные, каждая по своему заметные фигуры - олицетворение своего времени. Давно нет ни "старой", ни "молодой" Сары. Вот и храню я маленькие, возможно незначительные эпизоды их жизни. Не могу сказать почему, но мне это важно...