31. Заключение

Полина Ребенина
После прихода к власти Петра 1 церковные соборы в России собираться перестали. Последний собор состоялся в 1666 году еще при его отце - царе Алексее Михайловиче. После кончины десятого русского патриарха Адриана в 1700 году Петр 1 не допустил выборов нового патриарха, ему была нужна единоличная власть в стране и никакого инакомыслия он не допускал. Царь подчинил русскую церковь особому учреждению - Синоду. Так русская церковь на два с лишним века лишилась своего главы.

Лишь после февральской революции, в 1917 году, состоялось заседание Поместного собора Российской православной церкви. Решался вопрос о восстановлении в России патриаршества. На заседании выступил с речью один русский крестьянин и высказал наболевшее: "У нас больше нет царя, нет отца, которого мы любили. Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим патриарха". И это выступление оказалось решающим.

Избрание нового патриарха состоялось 5 ноября 1917 года (18 ноября по новому стилю), уже после Октябрьского переворота. В храме Христа Спасителя в Москве был избран одиннадцатый  патриарх, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин). Патриарх-то теперь был, но сама Россия после октябрьского переворота погрузилась почти на 100 лет во мрак и ужасы святотатства и безбожия. Церкви и монастыри разрушались, иконы сжигались, священников расстреливали.

Уже 19 января (1 февраля) 1918 года Святейший Патриарх Тихон был вынужден выступить с «Воззванием», в котором анафематствовал «безумцев» – участников кровавых расправ над невинными людьми, поднявших руки на церковные святыни и на служителей Божиих. Он писал:
«Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову… Святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви Православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа… И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности – над святою Церковью Православной».

А 23 января (5 февраля) 1918 года, был официально опубликован ленинский декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который затем в течение 70 лет служил юридическим прикрытием для дискриминации Православной Церкви. В России к 1917 году насчитывалось около 100 тысяч священнослужителей Русской церкви и только за два года (1922-1923г.г.) удалось уничтожить почти десятую их часть!

К счастью, в конце прошлого тысячелетия в нашей стране начались некоторые изменения. С провозглашением политики гласности в 1987 году перед обществом встал вопрос моральной реабилитации репрессированных в советское время, в т. ч. и священнослужителей. Однако официальная политика по дискредитации церкви оставалась прежней, пока в 1988-м страна не подошла к знаковому юбилею — 1000-летию крещения Руси князем Владимиром.

Раньше всех к знаменательной дате стали готовиться церковные иерархи русского зарубежья, а также эмигрантские православные публицисты. Однако священники в самом Советском Союзе готовы были к тому, что юбилей запретят праздновать или будут высмеивать в прессе. И действительно, как вспоминал митрополит Ювеналий (Поярков), накануне этого события газеты запестрили привычными заголовками: «А было ли Крещение Руси?», «А был ли вообще Христос?». Выходили даже научные сборники, авторы которых доказывали, что принятие христианства было для России «шагом назад», который вел не к феодализму, а в родоплеменной строй.

Но неожиданно для «твердокаменных» атеистов 29 апреля 1988 года глава государства Михаил Горбачев встретился с патриархом Пименом, чтобы обсудить празднование 1000-летия исторического выбора князя Владимира и назвал Крещение Руси «знаменательной вехой на многовековом пути развития отечественной истории, культуры и русской государственности». Последовавшие в июне 1988-го торжества, транслировавшиеся по телевидению, стали самым масштабным событием в жизни послереволюционной церкви. В Москву съехались 6 патриархов православных церквей, которые 12 июня провели совместную литургию на площади Данилова монастыря.

Неожиданная уступка советских властей и позволение празднования 1000-летия крещения Руси объяснялась изменением религиозной политики. К 1980 году, когда коммунисты планировали полностью «изжить» религию в стране, давление государственных органов на церковь стало ослабевать. В 1970-х многие интеллигенты разочаровались в марксистко-ленинской идеологии, одним из способов «внутренней эмиграции» для них стали духовные поиски. У таких авторов, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин, представляющих популярную в те годы «деревенскую прозу», появляются образы героев-праведников, созданные словно бы по канонам древнерусской агиографии, а Владимира Солоухина советская критика обвиняла в «заигрывании с боженькой».

Причиной неожиданного поворота власти лицом к церкви объяснялась и неудачами перестройки. Экономическое положение было катастрофическим, а объявленная гласность подняла болезненные темы, прежде всего связанные с трагической историей раннесоветского периода. Противоречия нужно было сгладить отказом от самых одиозных «перегибов» внутренней политики. Наконец, и для успеха международной дипломатии Горбачеву требовался явный символ перемен, означающий, что СССР — больше не «империя зла», как когда-то утверждал Рональд Рейган.

25 октября 1990 года, в законодательстве РСФСР появился закон «О свободе вероисповеданий». Он ознаменовал окончание более чем 70-летней борьбы с религией в Советском Союзе. Перемены в законодательстве способствовали росту числа православных приходов; начинают появляться и первые монастыри.

***
Наш президент В.В.Путин- человек верующий, во время поездок по стране он регулярно посещает храмы и церкви, которым дарит старинные и современные иконы из личной коллекции.

31 июля 2012 года, выступая перед молодежью на Селигере, В.В.Путин подчеркнул важность религии и православия для русского государства. Он сказал: «Нет ничего более важного в обществе, чем морально-нравственные принципы, на которых оно основано. Ничего. Всё остальное вторично. Человечество просто ничего другого не изобрело, кроме нравственных и моральных ценностей, изложенных в основных мировых религиях… Православие сыграло особую роль в истории нашего государства. Я бы хотел, чтобы это все услышали. Ведь до того, как князь Владимир крестил Русь, а потом объединил, у нас не было единого Российского государства, и русской нации как таковой не было. Древляне, поляне и так далее, а вот после крещения начала формироваться единая русская нация и русский народ. Именно Православие сыграло эту объединяющую роль».

В этой речи Путиным была озвучена позиция по очень важному, по сути, основополагающему вопросу бытия русского народа. Был озвучен выбор власти относительно идеологии и стратегического выбора пути. Его главный постулат: "нет ничего более важного в обществе, чем морально-нравственные принципы, на которых оно основано". Ничего. Всё остальное вторично. Ни деньги, ни групповые интересы, выражающиеся в классовых и других идеологиях (либерализм, социализм, капитализм, гомосексуализм и пр.), ни личные интересы, ни отвлечённые высокие идеи (ради которых можно быть безнравственным), ничего. Но только нравственность. И точка.

Ровно такие же слова про нравственность как основу построения здорового государства и общества произносит в своих проповедях Патриарх Кирилл. И это всё абсолютно совпадает с идеей нравственного государства. Более того, не исключено наличие у власти России стратегии, основанной на нравственных ценностях, это может быть мировоззренческой платформой существования страны, ее идеологии. Но не коммунизма, либерализма или другого "-изма", а идеологии, основанной на высших традиционных ценностях России, и шире, на нравственных и моральных принципах человечества. По сути, в мире нет никаких других идеологий и сил, кроме Добра и Зла. Все попытки придумать новые силы - это только лишь ухищрения Зла, который пытается замаскироваться под "-измы".

Это удивительным образом перекликается с тем, что писал в своей записной книжке, незадолго до смерти, Федор Достоевский: "Мерзавцы дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога... Не как дурак же (фанатик) я верую в Бога. И эти хотели меня учить и смеялись над моим неразвитием! Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицание, которое перешёл я. Им ли меня учить!..  Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла.." Достоевский считал именно православие той охранительной идеей, которая спасет русское общество и весь мир: "Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного".

Далее в своем выступлении Путин подчёркивает важнейшую историческую роль православия в объединении России. И подчёркивает: "Я бы хотел, чтобы это все услышали". К кому это он так настойчиво обращается? Наверное, к тем политическим силам, которые и в настоящее время пытаются дискредитировать православие, сделать его изгоем в нашей стране, запихнуть его обратно в пределы церквей. Но это вряд ли получится. Президент говорит чётко, что высоко оценивает роль православия, помнит о том, что именно оно создало русскую нацию как таковую и считает активность православной молодёжи "важной для укрепления российской государственности".

Вместе с тем наш президент полностью отдаёт себе отчёт в том, что русская цивилизация многонациональная и многоконфессиональная, а это значит, что построить его мировоззренческую основу исключительно на православии или мусульманстве, или атеизме, или на каких-то других групповых ценностях бессмысленно и нереально. А главное - опасно и грозит распадом страны.

Итак, мы имеем предельно сжатое и тезисно выраженное озвучивание Президентом той мировоззренческой платформы, на которой будет выстраиваться новая Россия. И уже, по большому счёту, выстраивается. И это, собственно, единственно правильный выход из тяжелейшего положения, в котором находится Россия после страшных катаклизмов, пережитых в последние 100 лет. Более того, если говорить шире, то это вообще единственный путь человечества к спасению и мирному существованию.

А совсем недавно, 9 ноября 2022 года нашим президентом подписан Указ, конкретизирующий эти морально-нравственные принципы. Он называется «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

В «Основах» приведен список традиционных ценностей, которые надо сохранять и укреплять: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Подчеркивается, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии.. оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Однако в России "особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию".

Приведен и другой важный список по деструктивной идеологии: культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, нивелирование естественного продолжения жизни, созидательного труда, вклада России в мировую культуру, разрушение семьи путем пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и т. п.

То есть нам еще раз на самом высоком уровне указано "что такое хорошо, и что такое плохо" и подчеркнута важная роль религии в нашей жизни. И не надо думать, что традиционные ценности у нас в России капитально укоренены, и все "плохое" распространяется главным образом благодаря внешнему влиянию. К сожалению, это совсем не так. До самого последнего времени деструктивная идеология, если и не была официальной идеологией государства, то по крайней мере массированно внедрялась в наши души с помощью СМИ, рекламы, кино и других видов искусства.

Высшим мерилом человеческой ценности был объявлен личный материальный успех, а на любого бессребреника смотрели как на дурака или же на сумасшедшего. Всячески обесценивался институт семьи, стало модно менять своих старых жен на новые модели. Рожать тоже стало несовременно и пропагандировалась семья свободная от детей. В лихие 90-е вообще было принято в голос смеяться над любыми проявлениями патриотизма, а армия стала объектом унижения и издевательства.

Так что «Основы» следует понимать как план освобождения наших отечественных территорий, уже занятых этими деструктивными мутантами и зомби. Нам предстоит заново в себе традиционные ценности отрастить, чтобы страна получила возможность жить и развиваться. Ведь традиции: "это все самое важное, что люди сохранили и передают из поколения в поколение". Не выживет наша страна без деторождения, без повышения престижа труда, без альтруизма и коллективизма. А ведь это не только наш долг, но и наше счастье, о чем нас в последние десятилетия заставили забыть.

Список литературы:
1. Встреча с участниками форума "Селигер-2012".
2. Достоевский Ф.М. Дневник писателя (1877, 1880, 1881). https://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatelya-1877-1880-1881/
3. Ключевые слова Путина на Селигере - 2012. https://russkiy-malchik.livejournal.com/187570.html
4. 1000-летие крещения Руси: почему его отмечали в СССР. 5. Указ Президента РФ №809 от 9 ноября 2022 года. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/