Осенние мотивы

Константин Баландин
Осенняя тропа.

Осенний лист,
     Осенний свет,
           Осенняя тропа...

Крик журавлиный в воздухе повис
Как лета уходящего завет,
И нерв, как парашютная стропа
Натянут в ожидании любви,
Которая все призрачней - увы
Все дальше, все несбыточнее Вы.

Не надо, осень, душу не трави!
Сгорело лето, впереди зима.

Зачем поэта ты свела с ума
Осенних красок яркая палитра
В те дни, когда за горизонт уходит Митра,
С собою забирая светлый час,
Все увеличивая время ночи,
А время дня все делая короче,
Чем дальше  дни уходят от сейчас?

Душа любви остудит перегрев,
Когда подступят первые морозы -
Не будет для нее уже угрозы
Избытком страстных чувств перегорев,
Оставить сердце вовсе без любви -
Весной ее ты только позови.

 Все так весной и будет,
       А пока,
Ступает осенью моя стопа…

Осенний лист,
     Осенний свет,
           Осенняя тропа!
                ~~~


Мокрая дама осень.

Когда приходит осень мокрой дамой
В плаще из  опадающей листвы,
И небо в тучах за оконной рамой,
И мысли невеселые…
                Увы –
На небосклоне жизни осень тоже,
Ее приметы возраст только множит.

Иду тогда во храм,
                И ставлю свечи.
Мне действо это будто  душу лечит.

Желаю всем любви, здоровья, мира
И вижу, как с икон стекает «мира».

И вот уже не важно,
    Что холодной
         Дождинкою -
             За шиворот струится,
Что ветер стаей волчьею голодной
Ночами завывает, будто злится,
Что сделались свинцово серы воды,
что одолели всех кругом хворобы.

Ведь урожай собрали полеводы,
И в срок хлеба скосили хлеборобы,
Убрали огородное из грядок,
Детишки в школах,            
              Наведен порядок.

В домах тепло достаток и уют
И малыши по комнатам снуют.
Невест своих ребята разобрали
И свадьбы под гармошку отыграли.

И вот уже и возраст не помеха,
Когда от звонко-девичьего смеха,
Как в юности, нет-нет да перехватит,
Под сердце вешнею волной накатит.

И вот я с дамою, одетой в плащ осенний
Иду под руку - весь уже весенний.
                ~~~

Мне будоражит душу осень.

Жемчужина родной Мещеры –
Солотчинский сосновый бор.
Люблю я этот лес просторный,
Зимой люблю его убор.

Люблю петлять лыжней меж сосен,
Бежать, спешить куда-то в даль,
Ну а Солотчинская осень
Обычно дарит мне печаль.

Да нет, не назовешь печалью
То чувство,
Не печаль, а страсть,
Когда нальются ноги сталью
И уж готов в траву упасть,
А все бреду напропалую,
Дорогу, потеряв в кустах,
Я осень позднюю целую
И сладость ягод на устах,

Мне будоражит душу осень,
Влюблен в березовую редь,
Люблю озер мещерских просинь
И никогда не умереть
Моей любви к России русой,
К рогаткам ветел средь села,
Знать уж такой характер русский
И мне его Рязань дала!

(Мещера – заповедные места Рязанщины,
Солотча – курортное местечко под Рязанью)

Рязань. 1971 г.
                ~~~
               

Осень.

Ах, осень раскрасавица, одела землю золотом,
Ах, солнце то появится, то тучами расколото.
Девчонка синеокая мне снова улыбается -
Знать ссора недалекая  по доброму кончается.

Ей осень в косы русые вплетает капли бусины,
Разносит листья палые и стаи запоздалые,
Раскрашивает инеем траву и ветви синие,
И под дождем опавший лист то ал, то серебрист.

И как стихи Есенина,  по паркам разосененым,
По рощам разнаряженым, звенят дождинки слаженно,
Слова любви нам вымолвят ветра, что тропы вымели
Под неумолчный гай речей простуженных грачей.

Глаза полны слезинками,  как осени дождинками -
Ах, осень златокудрая, ты добрая, ты мудрая,
Ковер багряный выстилав, взяла нас в плен без выстрела,
          И снова помирила нас,
           Уже в который раз!
                Осень,
        Ты не спеши, не спеши,
        Краски свои передать
        Под серебро зимы.
                Осень,
        Ты нам двоим разреши
        Тайну любви разгадать,
        Чтобы всю жизнь, до конца
        Бились влюбленных сердца.

        Ты помоги сохранить
        Нашу духовную связь,
        Чтобы не оборвалась
        Эта священная нить,
        Чтобы любви цветы
        Вновь нам дарила ты!
                ~~~


На предосеннем рубеже.

Позднее лето -  спала жара.
 В речке купаться уже не охота.
Позднее лето - росно с утра.

Ласково темного пива бархота
Внутрь проникает приятной прохладой,
И ничего уже больше не надо,
Только бы слушать Потапа и Настю,
Не помышляя о скорых ненастьях,
Что уготовят нам осень с зимой,
И не спешить из кафешки домой.

Позднее лето,
Все разогрето мягким приятным теплом.
Дел «выше крыши»,
Но полный облом!

Так растворяешься в этой «нирване»,
Так накрывает приятной волной,
Что забываешь, про климат иной -
Вот еще только в июле, как в бане,
Жаривший нас «почем зря»,
Иль про мороз января.

Позднее лето – ранняя осень.
Стерта не явная грань.

День стал заметно короче,
Красок поблекла игра,
Но далеко до осенней палитры
И до дождей, небом серым пролитых,
Только холодные ночи
Осень нам явно пророчат,
Где неизбежна пора
Грустного времени года -
Слякотной хмурой погоды.

Позднее лето – ранняя осень.
Мудрая зрелость ума.

Страсти былые мне крышу не сносят,
И уж не сводят с ума.
Ночи хмельные, желанные девы.
Дни мои буйные, шалости,
Где вы?

Стрелы не мечет амур,
Не возбуждает гламур.

Мысли и чувства спокойны уже
На предосеннем своем рубеже.
Жаждет так редко теперь ретивое
Страстных телесных услад,
И настроение не боевое.
Жизни спокоен уклад.

Позднее лето грузом на плечи,
Сколько у нас впереди?
Сколько по жизни нам дней обеспечит
Выданный свыше кредит?

Ведь позднее лето и ранняя осень…

Но это, еще не зима,
А зрелые опытом жизни колосья -
К жатве
В ее закрома!
Позднее лето, ранняя осень …???
                ***
Пришла пора, вот так,
Вступить мне в осень.
И пусть лишь в снах буяню и грешу,
Но ярко жить пока еще не бросил,
Ведь, как и прежде
Полон сил теперь я.
И жизни этой радужные перья
Совсем не равнодушно ворошу!

Да, порох есть еще в пороховницах,
И вовсе не прочитан эпилог
В той книге жизни -

          Есть еще страницы
                И помыслов, и дел,

                И дай нам Бог,
Чтобы у жизни были мы в фаворе,
Чтоб мимо нас прошли беда и горе.
                ***
Позднее лето и ранняя осень -
Вовсе еще не зима.

Позднее лето, ранняя осень -
Мудрая зрелость ума.
               ~~~


Мне бросать мою деревню грешно.

За окном дождями осень плачет
                День и ночь.
          Откуда только слезы?

Не спешит народ уже на дачи,
Потому, что клены и березы
Сбросили последние листочки,
 И не тянет больше «на природу» -

Осень поздняя «дошла до точки»!
 
Городскому нежному народу
Больше ни к чему в деревню ехать -
В городе зима ведь не помеха,
Здесь зимой все очень даже просто -
Газ, горячий кран, и все по ГОСТУ.

 Включат отопление  и ладно,
В «маркете» продукты «не накладно».

А в деревне слякоть в непогоду,
Заготовь дрова, сходи по воду,
Растопи с утра пораньше печку,
Да еще вдруг прохудится крыша.

Выпрыгнет того гляди сердечко
                От забот таких.
       Уж еле дышишь вымотавшись,               
            Жизнь клянешь лихую,
Не страшась пред Господом Ответа.

      «Разъяти» ее, деревню эту!
       Богом позабытую, глухую.

Но зато за огородом банька,
В погребе квашенья и соленья,
И «до фонаря»  любые мненья
Нашей политической элиты
Если самогоночкой налиты
          На столе стопарики –
                Ты глянь ко!

Сели, накатили и забыли
Круговерти жизненой невзгоды,
Мы на них давно уже «забили»

Потому - Какие наши годы?

Мы еще «ого» какое можем!
После баньки стали вдруг моложе,
Захотелось петь и веселиться,
И не то, чтоб взять да и напиться,
И в угаре пьяном отключиться,
А всего лишь так, до нормы средней,
По одной, другой, и по – последней,
Чтобы не было себе дороже,
По утру вставать с похмельной рожей.

И походку чтоб не заносило,
И жену ласкать осталось силы!

Эх, деревня! «жизня заводная» -
Хоть и не легко, но ты, родная,
По душе мне больше чем столица.

За тебя хочу я помолиться,
И поставить Богу в церкви свечку,
Чтобы было моему сердечку,
Здесь легко, и ясно и привольно,
Чтобы вся семья была довольна!

Поднялось лениво солнце в гору,
Снова за дела берусь не спешно…

Городские, поезжайте в город
Ну а мне бросать деревню грешно.
                ~~~

Я собственное мненье о ней составить рад.

Плакучие березы, седые тополя,
Роняет осень слезы на черные поля.

Все реже в небе стаи, рассвет едва румян,
И по низинам тает заутренний туман.

И синих туч движенье за серый край небес,
Холодных вод скольженье  и разодетый лес,
И дождь, и разноцветье, и скоротечность дня,
Ветвей раздетых плетья, и проблески огня
В листах, опавших в лето, с осин и ясеней -
                Лишь осени приметы,
                Я подружился с ней!

Пусть осень называют угрюмою порой,
Не любят пусть, считают невзрачной и сырой,
Я собственное мненье о ней составить рад,
Она вознагражденье труду,  она парад -
Торжественный и яркий, искристый и хмельной,
                Она несет подарки,
                Она характер мой!

В короны одевает деревья и кусты,
Дождями омывает дорожные версты,
Идет по рощам гордо  величьем коронад,
            Возвышенным аккордом
              Бетховенских сонат!
                ~~~


А мне бы в рязанские хаты.


Здесь сосны совсем как в Солотче,
Глядятся в озерную гладь,
Мосток над водою сколочен -
Не прочная, шаткая кладь.

В лесу столько дикой малины,
Что всей бы Москвой собирать.

Поляны, грибные низины,
И дичь не спешит удирать.

                Германия…

          Сырость, туманы,
На Русь и похожа и нет,
Деревьев притихли султаны,
Сквозь ветви трепещущий свет
         Закатного солнца.
                Ноябрь,
Унынье повядшей травы.

       Спокойна природа,
                А я бы,
Вдруг шляпу сорвав с головы,
Пустился б шуметь и буянить!

Душе моей холодно здесь.

Я б «выступил» будто по-пьяни,
Стихами бы вылился весь,
Что б как-то тоску поразвеять
По нашим Заокским местам.
Мне драку бы, что ли затеять,
Да «в бога », да «в душу»,
                Как там,
На нашей веселой гулянке,
Под хохот девчат озорных,
Где вечером – к милой селянке
На «паре» коней вороных…

Но здесь мое буйство расценят
Как пьяную русскую блажь,
Поэтому мне в этой сцене
Никак оправданья не дашь.

Поэтому – пусть и богато,
Пусть здесь не плохие места,
Но мне бы в рязанские хаты,
Где русской земли простота.

Здесь сосны совсем как в Солотче…
Однако, не передать,
Как мало мне радует очи
Немецкая благодать!

ГДР, ГСВГ. г. Галле на реке Заалле.  1972г.
         ~~~



Осень на землю меня возвратила.

Уж скоро зима,
С завываньем метелей,
С веселой игрой изумрудного льда,
С суровым величьем задумчивых елей,
Одетых в снега, молчаливых всегда.

Уж скоро морозы трескучие, лыжи,
И игры, и тройки в санях расписных,
И тысячи солнц от снежинок на рыжих,
Вихрастых конях, от мороза хмельных.

Смеется зима, белым вихрем несется
Река и поля и серебряный бор,
А рядом со мною девчонка смеется,
И вызов в глазах, и любовь, и задор!

Готовы лететь с ней к чертям на кулички,
На «паре» гривастых игривых коней,
И будто по старой российской привычке,
Я вожжи бросаю и прыгаю к ней…

Но осень на землю меня возвратила
За шиворот горстку дождя опустив,
Багровое солнце за лес закатило,
Играя по лужам свой грустный мотив.
                ~~~


В лунный сон погрузился я снова.

Очутившись в саду ненароком
Кружит ветер листву помелом.
Вдруг над лунным серебряным боком
Небо челюсти тучи свело.

Распростерлись ветел горемычных
Рогатулины рук надо мной,
Вечер – ворон, всему безразличный
Стелет землю ночи пеленой.

На копне подопревшего сена,
Под забором, где край лопухов,
Как когда-то Сережа Есенин,
Я пьянею дурманом стихов.

Мне опять, как когда-то бывало,
По сентябрьским ночам не до сна,
Видно вновь в небесах колдовала
Ворожея старуха луна.

Мне казалось – весь мир очарован
Колдовством этим дивным ее.

В лунный сон погрузился я снова -
В разосененное забытье.               

           ~~~


В Германии осень совсем не по мне.   

Все дожди да дожди, все туманы, туманы,
Нет, в германии осень совсем не по мне.

А на русской земле, под Рязанью поляны
          Дышат первым морозцем,

                Как будто во сне
Ранним утром пронизаны бликами рощи,
Над распаханным полем трепещущий пар,
Свежий ветер листы на осинах полощет
И на ветках рябины росинок нектар.

Как жемчужные бусы росинки сверкают -
Будто светятся сами собой изнутри,
А поднимется солнце - росинки растают,
                Как и не было их.

           Только лист запестрит -
Позолотой и алым, и багрово-кровавым,
И каким-то не названным цветом еще,
Заиграют лучи по ракитам кудрявым,
И березовый ствол, будто кем-то лощен,
Забелеет один ослепительно чистым,
Чудным светом среди потемневших кустов.

Так откроется день голубой и лучистый,
Пусть холодный, но сказочно яркий зато!

И потянутся возы по мокрым дорогам
От соломенных в поле огромных стогов,
И устроят возню, не страшась, у порога
                Озорные синицы.

                И  что же с того,
                Что раздетые ветви,
                Что холодные ветры?

                Это поздняя осень
                Свои сказки разносит.

Все дожди да дожди, все туманы, туманы,
Нет, в германии осень совсем не по мне!

        ГДР, г. Галле на реке Заалле. 1973г.
               
                ~~~