Как нам обустроить Горный Алтай

Андрианов Владимир 2
В Горном Алтае - в этом заповедном регионе России можно увидеть прекрасные, уникальные и удивительные природные пейзажи, горы, леса, долины, степи и чистейшие родники, горные реки и озера.

Судьба хранит Горный Алтай как источник чистого духа и гармонии. Здесь сохранилась и древняя самобытная алтайская культура.

Это регион, чистоты и просветления, в поисках которых алтайцы много веков назад пришли на эти земли, поселились здесь и живут по настоящее время.

По моему глубокому убеждению, Республика Алтай, благодаря уникальному природному, культурному и человеческому потенциалу, имеет реальный шанс построить на своей территории прототип будущей мировой цивилизации.

Цивилизации основанной на естественных традиционных человеческих ценностей, здравом смысле, ноосферномом мышлении,  принципах, любви к природе, где люди будут жить счастливо в гармонии с самим собой и окружающей средой.

Для перехода на траекторию сбалансированного и устойчивого экономического роста и модернизации экономики Республики Алтай необходима корректировка долгосрочной стратегия социально-экономического Республики Алтай до 2035 г.

Учитывая географические, природные, исторические, национальные и культурные особенности Республики Алтай одними из основных приоритетов развития региона могли бы стать – зеленая, креативная и цифровая экономика.

Провозглашенная в начале текущего столетия в мировом сообществе политика зеленого роста, призванная преодолеть давнее противоречие между экономическим ростом и экологической устойчивостью экономики эволюционировала от просто модного слова у политиков до новой научной парадигмы развития мировой экономики.

Это концепция вполне подходит для ее практической реализации на территории Республики Алтай. Основными целями этой концепции могут быть провозглашены:

• обеспечение баланса между экономическим ростом региона и охраной окружающей среды;
• содействие международным усилиям по борьбе с изменением климата и другими экологическими вызовами;
• улучшение качества жизни населения Горного Алтая и повышение международного авторитета региона в качестве одного из лидеров зеленого роста в России.   

Современная экологическая обстановка в мире диктует необходимость перехода с техногенного типа экономического развития на новый путь, ориентированный на сохранение окружающей и природной среды.

В долгосрочных и среднесрочных стратегиях и программах экономического развития Республики Алтай необходимо закладывать принципы экологичной циркулярной экономики, которая позволяет минимизировать отходы, загрязнения, нарушения природного баланса.

Для этого необходимы новые зеленые технологии, доступ к зеленым финансам, усиление мер по охране окружающей среды, энерго и ресурсбережению, переход к альтернативным возобновляемым источникам энергии, «зеленое» образование нового поколения и многое другое.

Цифровая трансформация экономики Республики Алтай также должная стать приоритетной во всех сферах зеленой экономики. 

В решении этих вопросов должны принимать активное участие все слои общества региона – государственные структуры, академические круги, предприниматели, неправительственные и международные организации. \

Зеленый рост снижает риски возможности возникновения негативных экономических и социальных потрясений, связанных с экологическими факторами.

Поскольку новый зелёный курс делает ещё больший акцент на инклюзивное социальное развитие, можно ожидать снижения уровня безработицы, в том числе, среди молодежи, и общее повышения уровня жизни населения.

В этой связи представляется целесообразным присоединена Республики Алтай к весьма амбициозному проекту интернет-платформе «Экософия».

Проект направлен на формирование и развитие экологической культуры граждан России и реализуется в рамках президентской платформы «Россия — страна возможностей», которая ориентирована на активных людей, продвигающих своим примером экологичный образ жизни, и готовых стать лидерами в области изменения культуры потребительского поведения и создания полезных экологических привычек и навыков у жителей России.

Активное участие населения республики в реализации этого проекта позволит больше внимания уделять проблемам окружающей и развитию зеленой экономики в регионе.

Правовой основой для реализации стратегии зеленого роста может стать региональный закон – «Закон о низкоуглеводном зеленом росте», определяющий основные направления политики зеленого роста, а также создающий необходимую правовую институциональную основу региону, определяющий методы мониторинга и контроля выполнения поставленных задач.

Разработка правовой базы для развития ВИЭ и органического сельскохозяйственного производства должна проводиться совместно с местным бизес-сообществом.

Необходимо разработать и утвердить налоговые и другие льготы для отраслей и фирм перешедших на использования принципов устойчивого развития и зеленых технологий, разработать программу предоставления государственных и региональных гарантий по кредитам в этой сфере, в том числе и для предприятий малого и среднего бизнеса.

В современном мире эффективным механизмом раскрытия творческого потенциала человека кроме сферы искусства, становится новое направление в экономической теории и практике, которое получило название креативная экономика.

По сути – это новая экономическая концепция, в основе которой лежит признание творчества, научных знании; и доступности информации как важных движителей устойчивого экономического развития и структурной социально-экономической модернизации общества.

Креативная индустрия – секторы экономики, значимая часть добавленной стоимости которых формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.

К ним относят архитектуру, дизайн, моду, изобразительное и исполнительское искусство, музыку и шоу-бизнес, кино и анимацию, видеоигры, телерадиовещание, промыслы и ремесла рекламу, разработку ИТ технологий и выпуск программного оборудования, интеллектуальные виды туризма.

Креативность является основой для развития инноваций во всех сферах жизни.
В последние годы креативные индустрии как перспективный сегмент экономики привлекают внимание политиков, экспертов, ученых. Этот сектор демонстрирует более высокий рост по сравнению с другими отраслями: он генерирует порядка 3% мирового ВВП и обеспечивает работой 1% экономически активного населения планеты.

Развитие креативных индустрий несет множественные позитивные эффекты для экономики и общества, включая рост малого и среднего предпринимательства, создание рабочих мест, диверсификацию и увеличение объемов несырьевого экспорта, повышение качества человеческого капитала за счет привлечения талантов и формирования востребованных компетенций.

Креативные индустрии также служат источником устойчивого инклюзивного роста, поскольку предоставляют возможности для саморазвития и способствуют формированию комфортной среды для жизни.

Креативная экономика для Республика Алтай в условиях ограниченности ресурсов и негативного влияния глобальных процессов в том числе противостояния России и стран Запада может рассматриваться как перспективный сектор, основанный на экономике знаний и творчества не требующих долгосрочных капиталовложений и быстро генерирующих доход.

Реализация этой новой модели развития в Республики Алтай может способствовать формированию интеллектуальной, новаторской среды в сфере бизнеса и основных стратах общества, может стать драйвером инновационной трансформации региона.
Фактически речь может идти о формировании в Республике Алтай особого сектора экономики, основанного, прежде всего, на различных видах творческого и интеллектуального труда жителей региона.

При этом индивидуальное и коллективное творчество может стать основными элементами в процессе создания новых стоимостей и будет способствовать развитию таких сфер как информатизация, наука и культура, шоу-бизнес и др.

При этом правительство Республики Алтай должно оказать разностороннюю поддержку творческой активности молодежи, а также способствовать продвижение и популяризацию идей креативной экономики среди широких масс путем открытия образовательных интернет-порталов, проведение выставок креативной экономики и др.

Речь может идти об изменении менталитета алтайской нации – комплексе мер, направленных на создание креативного мышления, совмещение исторических и культурных ценностей алтайского общества с цифровой культурой, конвергенции в экономике традиционных и высоких инновационных технологий.

Формализовать эту идею можно через создания в Республике Алтай Парка Креативных
Индустрий или Парка высоких зеленых и информационных технологий.

Благодаря интернету человек можем жить на Алтае и работать по всему миру.

Удаленная работа расширяет географические возможности найма и развития творческого потенциала населения. Можно продвигать слоган «Живем на Алтае – работаем по всему миру».

При корректировке стратегии следует учесть такое современное направление в мировой экономике так называемое медленное движение (англ. Slow Movement) — своеобразная философия замедления ритма жизни.

Цель движения найти оптимальным темп развития и достичь равновесия. Для этого необходимо перестать спешить и начать жить. Это движение очень органично вписывается в историю, культуру и традиции алтайского народа.

В настоящее время медленное движение набирает большую популярность в мире и насчитывает уже более десяти направлений, в том числе наиболее популярными являются – медленный город, медленный туризм, медленное образование, медленное питание, медленные деньги и др.

В частности, целью движения медленный город является улучшение качества жизни в городах за счёт замедления ритма жизни, противостояния однообразию и усреднению, создание условий для здорового образа жизни и др.

Каждый город - член организации «медленный город» должен стремиться соответствовать 55 принципам движения, которые являются основой новой философии городской жизни.

Для достижения этих целей предпринимаются меры по сокращению транспорта и шума, создаются новые зеленые и пешеходные зоны, оказывается поддержка местным производителям и тем, кто использует их продукцию, внедряются экологически чистые технологии, формируется атмосфера добрососедства и гостеприимства и др.

По состоянию на начало 2022 г. членами этого движения были 272 города мира. Россию представляет только один город - Светлогорск, который стал членом движения в 2022 г. По нашему мнению, такой статус в ближайшие годы мог получить
Горно-Алтайск или Белокуриха (Алтайский Край).

Отрадно, что концепцию медленного туризма планируют использовать в Катунском заповеднике. Это движение должно приобрести в Республике Алтай более массовый характер и найти отражение в стратегии социально-экономического развития региона.

Кроме того, предлагаю, среди основных стратегических показателей социально-экономического развития Республики Алтай главным определить индикатор – счастье населения и рассчитывать показатель валовое национальное счастье (ВНС).

Целью экономической политики в регионе должно стать счастье людей, поскольку улучшение материальных стандартов жизни не всегда делает их счастливыми.
Сегодня для сравнения уровня жизни в разных странах принято использовать основной макроэкономический показатель ВВП в его физическом выражении и его производные, в том числе ВВП на душу населения.

Однако в конце ХХ века развернулась дискуссия о том, можно ли считать экономические показатели, такие, как и ВВП, главными индикаторами развития страны.

Еще в 1968 г. во время президентской кампании Роберт Кеннеди произнес знаменитую фразу: «ВНП измеряет всё, кроме того, ради чего стоит жить». По его словам, «наш валовой национальный продукт… включает в себя загрязнение воздуха, рекламу сигарет и машины скорой помощи, увозящие пострадавших в катастрофах. Он учитывает и дверные замки, и тюрьмы для людей, которые их взламывают. Он
включает в себя уничтожение секвойных лесов и уникальной природы в результате хаотичной урбанизации… Но он не учитывает здоровья наших детей, качества их образования и улыбок на их лицах».

Кроме того, у ВВП множество других изъянов как у социально-экономического показателя, характеризующего благосостояния граждан.

Когда страна или отдельный регион достигают определенного уровня благосостояния, доходы перестают быть фактором, влияющим на уровень удовлетворенности людей своей жизнью.

Поэтому в мировой практике появляются новые показатели такие как: «Индикатор подлинного прогресса» (Genuine Progress Indicator, GPI). «Индикатор скорректированных чистых накоплений» (Adjusted Net Savings, ANS), «Индекс человеческого развития» (Human Development Index, HDI), «Индекс инклюзивного развития» (Inclusive Development Index), «Устойчивый национальный доход» (Sustainable National Income, SNI), «Международный индекс счастья» (Happy Planet Index) «Рейтинг стран по уровню жизни», «Национальный индекс благополучия» и др.

Сейчас все альтернативные показатели довольно субъективные и ни один из них не может полностью заменить ВВП как измеритель товаров и услуг, которые произведены и потреблены экономикой.

Одна из самых известных альтернатив ВВП — индекс счастья, «Всемирный доклад о счастье» эксперты ООН начали ежегодно публиковать с 2012 г. Для оценки понятия счастья используются ряд основных статистических данных, в том числе:
 
• ВВП на душу населения;
• ожидаемая продолжительность жизни;
• масштабы социальной поддержки;
• уровень медицинского обеспечения;
• гарантия занятости;
• уровень коррупции и др.

Кроме того, при составлении рейтинга пытаются оценить такие социальные параметры как наличие гражданских свобод, чувство безопасности, уверенность в завтрашнем дне, стабильность семей и др.

Эксперты стараются также оценить такие косвенные показатели состояния общества, как уровень доверия общества к власти, великодушие и щедрость граждан.

По последним данным этого рейтинга, в который вошли 100 стран мира, в 2022 г. в первую десятку стран по уровню счастья входили – Финляндия, Дания, Исландия, Швейцария, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия Израиль и Новая Зеландия.

Причем Финляндия занимает первое место в рейтинге последние пять лет подряд.

К сожалению, Россия в этом рейтинге находится на не очень почетном месте при этом ее показатели имеют тенденцию к ухудшению. 

В частности, в 2018 г. наша страна занимала в рейтинге 59-е место, в 2019 г. – 68-е место, в 2020 г.  – 73-е место, в 2021 г. – 76-е место и в 2022 г. – 80-е место.

Отличительной особенностью рейтинга стран мира по уровню счастья людей является то, что значительную роль при его составлении играют результаты опросов общественного мнения.

Их проводит Международный исследовательский центр Гэллапа (Gallup International). Жителей разных государств просят оценить свое ощущение счастья по специальной шкале.

Люди отвечают на вопросы о том, много ли они улыбались или смеялись вчера, испытывали ли удовольствие в последнее время, были ли негативные эмоции (гнев, беспокойство, печаль) и т.д.

Субъективные оценки благополучия людей в разных странах составляют большую часть критериев рейтинга. Для объективности берутся средние данные опросов за три года.

Единственное государство, официально использующее показатель валовое национальное счастье (ВНС) вместо ВВП, является Бутан.

Эта страна, пожалуй, единственная в мире, поставившая счастье своих граждан в центр стратегии развития государства.  Правители страны жертвуют ближайшей материальной выгодой ради долгосрочного социального здоровья своего населения.

Эмоциональное здоровье не обязательно определяется банковским счетом, скорее — качеством социальных взаимоотношений, удовольствием, получаемым от работы, стабильностью занятости, демократическими институциями и ситуацией с правами человека.

Эмоциональное благополучие — это то, чего король Бутана Друк Гьялпо Джигме Сингье Вангчук добивается для своих подданных с момента восшествия на престол в 1972 году.

Его философия была такой: ВВП мало что говорит об истинном богатстве нации. Лидеры должны добиваться не только материального благосостояния, но культивировать и внутреннее удовлетворение.

Поэтому основными принципами при расчете Валового Национального Счастья являются:

• справедливое и равноправное социально-экономическое развитие;
• сохранение и продвижение культурного и духовного наследия;
• забота об окружающей среде;
• скоординированные, дополняющие друг друга и существенные действия органов власти.

Понятие ВНС неотъемлемо связано с культурой Бутана, давними традициями буддистского раздумья и отражает активный и важный процесс национального размышления и поисков оптимального пути развития.

Тот факт, что в Бутане экономическим выбором стал не рост валового национального продукта, а рост «валового национального счастья (ВНС)», — говорит о том, что интересы государства и населения направлены и на сохранение национального самосознания.

Основной деятельности государства стали заботы об улучшении здравоохранения, качества образования, снижения смертности матерей и детей, роста социальной инфраструктуры.

Практически «Валовое национальное счастье» реализуется через пятилетнее планирование развития экономики, при котором прогресс осуществляется медленными шагами, стараясь поддерживать и не разрушать традиционные ценности — семью, культуру, природу, буддийскую религию.

В 1998 г. был принят новый план правительства Бутана, получивший название «Четыре столпа счастья». Такими «столпами» стали устойчивое экономическое развитие, охрана окружающей среды, пропаганда национальной культуры и эффективное правление.

Согласно плану, именно в таких условиях можно добиться счастья для каждого жителя страны.

Эти «четыре столпа» делятся на девять «сфер счастья»:
 
• психологическое благополучие;
• экология;
• здоровье;
• образование;
• культур;
• уровень жизни;
• использование времени;
• активность общественной жизни;
• и хорошее управление.

Столпы и сферы счастья измеряются по 72 показателям. Например, сфера психологического благополучия анализируется по следующим индикаторам:

• частота молитв и медитации;
• уровень эгоизма;
• зависти;
• ревности;
• хладнокровия;
• сочувствия;
• щедрости;
• отчаяния;
• мысли о самоубийстве.

Одним из параметров при измерении валового национального счастья является использование личного времени жителей.

Примечательно, что власти Бутана подходят к показателю ВНС достаточно прагматично и весьма творчески. Через каждые два года проходит процедура переоценки всех индикаторов методом всенародного опроса.

В гималайском королевстве провели уже несколько международных конференций по принципам подсчета ВНС, но единого мнения относительно эффективности этой концепции пока нет даже в Бутане.

Идеи Валового Национального Счастья в Бутане дошли до отдаленных уголков страны, затронув самые удалённые деревни и став составной частью жизненной философии местных жителей.

Это упростило движение страны к своей самодостаточности и независимости и значительно уменьшило экономический дисбаланс между богатыми и бедными, обеспечив качественную работу органов власти и расширив права граждан.

После того, как в Бутане в 2004 г. прошёл международный семинар «Внедрение концепции Валового Национального Счастья», его участники посчитали полезным создать Международную коалицию Валового Национального Счастья, ознаменовав тем самым влияние политики ВНС за пределами Бутана.

В международную коалицию ВНС входят следующие организации:

• Центр исследований Бутана;
• Бутан - Spirit in Business;
• Таиланд - ICONS;
• Бразилия – Центрально-Азиатский Центр Стабильного Развития;
• Нидерланды - The New Economics Foundation;
• Великобритания - Genuine Progress Indicators (GPI);
• Канада - Corptools/Values Center;
• США - Международное общество по вопросам экологии и культуры, Социальное Венчурное Объединение стран Юго-Восточной Азии.

Члены ассоциации хотели бы чтобы индекс счастья, стал столь же популярным и востребован как индекс «Dow Jones» и регулярно публиковался в ведущих средствах массовой информации.

По предложению Бутана, которую поддержали 66 стран мира, несколько лет назад Генеральная ассамблея ООН приняла юридически не обязывающую резолюцию, согласно которой счастье должно стать одним из «показателей развития страны». В настоящее время представители Бутана оказывают помощь членам ООН, разъясняя суть этой концепции.

Бутан и Республика Алтай имеют много общего. Обе горные страны, с небольшом количеством населения, в котором доминируют коренные народы, обе страны сохранили древнюю самобытную культуру и обычаи.

В этой связи представляется целесообразны в качестве эксперимента организовать работу по возможной разработке и внедрению в Республики Алтай нового социально-экономического показателя – Валовое Национальное Счастье (ВНС) или Индекс счастья (ИС).

В связи с глобальными изменениями в мировой экономики и состоявшемся на форуме обсуждения экологических проблем региона рекомендовать Правительству Республики Алтай внести изменения в долгосрочную стратегию социально-экономического Республики Алтай до 2035 г. где указать, что основным приоритетом развития республики является зеленая, креативная и цифровая экономика. Как альтернатива разработать новую долгосрочную стратегию развития Республики Алтай.

Рекомендовать Правительству Республики Алтай рассмотреть вопрос возможности создания в регионе Парка Креативных индустрий, Парка высоких зеленых цифровых технологий. Совершенствовать механизм зеленого финансирования проектов, в том числе за счет выпуска региональных зеленых облигаций.

Рекомендовать Правительству Республики Алтай начать работу по присоединению республики к мировому проекту – медленное движение (англ. Slow Movement), включая такие его направления как медленный город, медленный туризм, медленное образование, медленное питание, медленные деньги и др.

Одобрить инициативу руководства Катунского заповедника по созданию в пилотных районах Горного Алтая условий по развитию и внедрению в практику принципов медленного туризма.

В качестве эксперимента предлагается организовать работу по возможной разработке и внедрению в Республики Алтай нового социально-экономического показателя – Валовое Национальное Счастье (ВНС) или Индекс счастья (ИС). Рекомендовать Правительству Республики Алтай поддержать этот пилотный проект. О результатах работы доложить на следующем алтайском экологическом форуме.