Новелла восьмая. Дело о подростке

Юрий Радзиковицкий
Новелла восьмая
Дело о подростке, или Мистика «Дачи Эльзы»
 Подростки — это дети,
 возомнившие себя
 взрослыми.
В. Сурин
 
 Реальность — последнее,
 Что интересует человека.
А.Теплухин
Шла последняя неделя августа, и было очевидно, что город устал от лета. Эта назойливая жара,
эти сушь да пыль, эти внезапные сумбурные ливни. И невыносимая духота после них. Всё казалось
была явлено природой для того, чтобы в конец извести человека. Даже то, что ранее радовало глаз:
зелёная растительность, деревья и цветы — всё
поблекло, а местами и пожухло. Апатия, раздражение и какая-то мизантропия стали спутниками
многих, обитающих в этом небольшом курортном
городке.
Для Арсения это обернулось затяжным простоем в работе. Видно, сложившееся положение дел
отбило у многих охоту обращаться к частному сыщику за содействие в поисках справедливости или
какого-то возмездия за причинённое зло. Да и сы-
294
щика устраивало такое положение дел. Он и представить не мог, как можно заниматься каким угодно следствием в текущих обстоятельствах. Хотя
его верный секретарь, именуемая как Седа-джан,
всё больше и больше донимала его своими опасениями, что их финансовое положение может оказаться в аховом состоянии, и что он, как глава бюро, должен лично проявить инициативу для поправки дел. Но для Арсения слово «инициатива» в
большом академическом словаре русского языка
было самым ненавистным в данный временной отрезок. А в сочетании со словом «личное» — просто мерзким и отвратным. Он, конечно, об этом
Седе не говорил, но на корню пресекал её попытки инициировать его сыскарскую активность. Сам
он, избегая этой мракоподобной августовской действительности, погрузился в чтение толстого фолианта. Это был роскошно изданный на английском языке труд сэра Джорджа Джеймса Фрэзера
«Золотая ветвь», посвящённый сравнительному
изучению магических и религиозных воззрений
народов мира. В тот день, когда ему пришлось погрузиться в обстоятельства нового дела, перед его
глазами был следующий пассаж из этой любопытной книги:
«Когда у кого-нибудь из бразильских индейцев,
живущих близ устья Амазонки, возникает желание
увеличить размеры своего полового органа, он
стегает его плодом анинга — водного растения бе-
295
лого цвета, густые заросли которого имеются по
берегам этой реки. По форме этот несъедобный
плод напоминает банан, почему его и выбирают
для такого дела. Процедуру эту надлежит проделывать в течение трёх дней перед новолунием или
после него.
Для того чтобы бесплодные женщины забеременели, жители графства Бекеш в Венгрии бьют
их палкой, которой разгоняли спаривающихся собак».
В это время вошедшая Седа оповестила Арсения, что к нему явились посетители:
— К вам пришли мальчики, сэр. Угодно ли вам
принять их?
— Какие ещё мальчики? — несколько оторопело вопросил Арсений.
— Обыкновенные. Пубертатного возраста, сэр,
по всей видимости, в начале его.
— Седа-джан. Я что-то в толк не возьму, что
это за тон, что за слова, которые ты вкрапливаешь
в свою речь?
— А как мне ещё говорить с человеком, который погряз в мистических бреднях этого шотландского господина? Когда я прочитала четверть этой
его книги, то почувствовала, что потеряла связь с
реальностью. А вам, как я погляжу, осталось дочитать чуть более трети. Поэтому я и изощряюсь,
чтобы утянуть вас из морока этого мистического
словословия.
296
— Считай, что тебе это удалось, — досадливо
буркнул Арсений. — И что это за мальчики? У меня вроде нет родственников с детьми, которых
можно идентифицировать как мальчиков раннего
пубертатного возраста.
— Вашими родственниками они не назвались.
Впрочем сами занимайтесь их идентификацией.
Меня за слова упрекаете? А сами вон какое слово
ввернули. Так что приглашаю почти половозрелых?
— Седа, угомонись! Я не буду на них работать.
К тому же мало вероятно, что эта детвора платёжеспособна в своём раннем пубертатном возрасте.
Нет, у нас с тобой явно что-то не в порядке с головой. Дай бог, чтобы это было не заразно, а то
что скажут нам родители этих мальчуганов. Веди
сюда этих гавриков, которые жаждут крови частного сыщика.
Сказав это, Арсений выпростал себя из кресла и
переместился за офисный стол с папками, бумагами и винтажным чернильным прибором. Приготовился явить мальцам крутого деятеля сыскного
фронта. Когда Седа ввела двух парнишек и хотела
тотчас уйти, то Забродский её остановил:
— Седа-джан, останься, пожалуйста. При моём
разговоре с этими несовершеннолетними персонами должен присутствовать ещё кто-то из взрослых, на которого возлагается миссия стороннего
объективного наблюдателя. К тому же ты женщи-
297
на, а это вдвойне полезно при этом раскладе. А
ещё лучше будет, если ты включишь свой смартфон на запись. Вы, молодые люди, можете сделать
тоже самое.
Итак, молодые люди, представьтесь для начала.
С кем имею честь беседовать? И извините, совсем
забыл, присаживайтесь в эти кресла. А Седа, мой
секретарь, сядет где ей вздумается. Она здесь хозяйка. Кстати, хозяйка. А не принесёшь ли ты нашим визитёрам по стакану пепси и каких-нибудь
конфет московских, бабаевских, например? Мне
же, если не трудно, стакан холодного зелёного
чая. Да и себе чего-нибудь сообрази. И давайте
сделаем паузу, пока Седа не управится со всем
этим.
Через некоторое время, когда все его просьбы
были исполнены, Арсений продолжил:
— А теперь извольте сказать, молодые люди, с
кем мы, Седа и я, имеем честь беседовать? Только
не вставайте. Вы не на уроке и не в кабинете директора. Договорились? Давайте начнём с вас, молодой человек с японским покемоном на жёлтой
бейсболке.
Подросток лет четырнадцати, в футболке цвета
хаки и мешковатых камуфляжных зеленоватых
брюках-султанках, через некоторую паузу откликнулся на приглашение к разговору:
— Я Денис Туринин. Мне пятнадцать лет и в
сентябре пойду в восьмой класс. Живу с папой и
298
мамой на улице Московской, что находится на Белой Ромашке. Папа работает врачом Скорой помощи, а мама — воспитательницей в детском саду.
Вот, кажется, всё. Теперь ты, Димон.
Подросток в таких же камуфляжных брюках, но
в цветастой рубашке с джинсовой курточкой поверх неё недовольно покосился на сотоварища и
начал представляться:
— Не Димон, а Дмитрий Пафонов. Мне четырнадцать лет, и я перешёл в седьмой класс. Живу
тоже на Московской, по тому же адресу — дом 82.
Только у меня третий корпус, а у Дениса — второй.
— Меня вы можете называть Арсений, а то, что
моего секретаря зовут Седой, я надеюсь, вы уже
уяснили для себя. И так что же вас, Денис и Дмитрий, привело ко мне? Выберете, кто из вас об этом
расскажет. Другой, если нужно, дополнит, когда
посчитает нужным. Только кратко, по основным
моментам, чётко и ясно. И не растекаться мыслью
по древу, как говаривали на древней Руси. Так кто
же изложит суть вашего явления сюда?
— Раз я начинал, то я приступлю к изложению
причины нашего визита к вам Арсений как к частному сыщику. Только позволю себе начать не с
этого. А с другого. В «Слове о полку Игореве», откуда вы взяли только что сказанное выражение,
оно выглядит как «растекаться мысью по древу»,
то есть сновать белкой по дереву, ведь так, мысь, в
299
те времена в одном русском диалекте звали этого
пушного зверька. Так что я постараюсь не перескакивать с одного на другое, согласно древнерусскому значению, и не распространяться излишне,
как вы просите.
— И откуда такие познания? — удивился Арсений. — Вы ведь ещё не проходили этот исторический документ, я имею ввиду «Слово о полку Игореве», в школе.
— У меня класс с гуманитарным профилем. У
нас классный препод по литературе. И он нам рассказывал о том, как бывает трудно переводить со
столь близкого языка, как древнерусский язык.
— Денис, кончай свои заморочки. Или давайте,
я расскажу о причинах нашего появления здесь. А
то Дэн так растечётся, что его в никакие берега обратно не загонишь. Я из математического класса, а
потому изложу, как вы просили — чётко и ясно.
— Если Денис не возражает, то приступай к
изложению.
Дмитрий, видя, что Денис не возражает, замер,
как перед прыжком воду, а затем заговорил:
— У нас пропал друг. Его зовут Игорь Топилин. Ему, как и мне четырнадцать лет, учится со
мной в одном классе и живёт по тому же адресу,
только у него первый корпус. Родителей у него
нет. Отца своего он никогда не знал, а мать уехала
со своим мужиком куда-то в село под Краснодаром, оставив Игоря со своей матерью, то есть у его
300
бабки. Но он ей совсем не нужен. Просто как-то
кормит и одевает. В основном он тусуется у нас
дома, то моих у родителей, то у Дмитрия. Иногда
неделями не появляется у бабки. А та и не возражает, правда иногда звонит, спрашивая, где Игорёк.
— Надо лишать родительских прав такую мамашу, — не выдержав, вступила в разговор Седа.
— Вы считаете, что ему будет лучше в детдоме? Там всё чужое, а здесь у него мы и наши родители, он у них почти, как родной. Как легко у вас:
отдать, отослать, лишить. Сплошной какой-то совок! — возмутился Денис.
— Спокойно, Денис. Седа просто проникнулась
сочувствием к вашему другу, — урезонил подростка Арсений, укоризненному посматривая на своего секретаря. — Продолжай Дима. При каких обстоятельствах и когда вы потеряли Игоря?
— Вы что-нибудь знаете про «Дачу Эльзы»? —
поинтересовался Дмитрий у Арсения.
— Знаю, что это заброшенное строение где-то
под Машуком — не более того, хотя родился и вырос в Пятигорске.
— Вы выросли здесь! И мальчишкой там не лазали? Вы что сидели на привязи у своего дома?
Или вас дальше калитки не пускали?
— Пускали, ещё как пускали. Только местом
нашего, как ты говоришь, лазанья было многоэтажное полуразрушенное во время войны здание
301
обувной фабрики, что находилось недалеко от Ново— пятигорского аэропорта. Ладно, оставим это.
Так всё же почему вы спросили меня об этом историческом месте нашего города?
Из последующего достаточно распространённого повествования присутствующие узнали, что в
преддверии начала учебного, которое грозило резким сокращением свободного времени, друзья решили, по выражению рассказчика, «оттянуться по
полной». Ими давно обсуждалась идея исследовать «Дачу Эльзы» самым тщательным образом.
Сделать фотоснимки и снять несколько «видосиков», выложив всё это затем в своих интернет блогах. Три дня тому назад, рано утром, ещё не было
семи часов, ребята вышли из квартиры Дмитрия.
Мама Димы, собрав бутерброды и какие-то овощи
и фрукты для перекусов, строго настрого потребовала, чтобы в полном составе явились пред ней в
девять часов вечера, иначе «секир башка» без вся
кого угрызения совести. После этого серьёзного
заявления она резонёрствующе сказала: «И дались вам эти развалины. Была я там как-то. Полный разор. И во что превратили когда-то дом-красавец! Всё разрушено, изломанно и исписано всякими непотребными надписями. Как по мне, лучше поехали бы вы на озеро и накупались бы там,
пока погода хороша». Но друзья не вняли не очень
убедительным увещеваниям женщины, тем более
что их уже ждало ранее вызванное такси. В тече-
302
ние дня они тщательно осмотрели все три этажа
этого весьма примечательного строения.
Дача Эльзы. Наши дни. Пятигорск
Фотографировали, выискивая удачные ракурсы,
не забывая делать видеосъёмку приглянувшихся
фрагментов граффити, которые в изобилии присутствовали на стенах этого особняка. Несколько
раз присаживались отдохнуть и перекусить, делясь впечатлениями об увиденном. Их так же удивил тот факт, что длительное временя им никто
здесь не повстречался. И всякие духи и нечисть их
тоже игнорировали, не пытаясь каким-то образом
проявить себя. Осмотрев три этажа, они попытались проникнуть в подземные помещения, но не
303
смогли: всё входы в них были зарешечены основательно. Приближалось позднее вечернее время, и
было решено возвращаться. Но тут возникло непредвиденное. Игорь вдруг заявил, что он остаётся. На вопрос удивлённых товарищей заявил буквально следующее: «Это ты обещал своей маме
вернуться к указанному ею часу, да и ты Андрей
не решишься не выполнить её требование, как никак твоя мама двоюродная сестра Диминой. А я
человек свободный. И мне эти указания ничего не
значат». Друзья не стали уговаривать Илью изменить своё решение, так как хорошо знали его упрямый, а временами и вздорный характер. Но всё
же поинтересовались, почему тот решил остаться:
ведь они всё осмотрели, да в ночной темноте ничего толком не увидишь. К тому же и фонарики они
с собой не брали. Ответ Ильи просто ошеломил
их. Он, оказывается, загодя решил, что не вернётся
с ними. И фонарик с запасными батарейками взял.
А остаться он решил, потому что хочет встретиться с зелёной девочкой, приведением, которое, по
слухам, здесь обитает. Оправившись от удивления, кто-то из друзей Ильи поинтересовался, зачем
ему нужно это свидание? И не боится ли, что это
девочка в старомодном зелёном одеянии утащит
его в подземелье, и он никогда не вернётся к бабушке? На что подросток ответил: «Больно я ей
нужен. А против привидения у меня есть защита.
Я взял с собой зеркало. Только я вам его показать
304
не могу. Я его ночью положил в рюкзак. И доставать его нужно только в темноте. Я читал, если
приведению показать такое зеркало, то оно тут же
растворяется, то есть исчезнет. Приведения боятся
своего отражения в «ночном» зеркале. Так что вы
не беспокойтесь. Завтра вечером встретимся в нашей лесополосе и всё обсудим».
Отдав Илье оставшиеся бутерброды, овощи и
питье, с с большими сомнениями мальчики оставили его. Утром следующего дня позвонила бабушка Ильи и попросила позвать внука к телефону: мобильник его не отвечает. А ей надо, чтобы
он сбегал в аптеку за лекарствами: вот уже два дня
обещает это сделать. Не пришёл Илья и на назначенную встречу вечером в лесополосе. На утро
следующего дня они сами позвонили его бабушке,
чтобы спросить, не пришёл ли внук домой?
Получив отрицательный ответ и сильно обеспокоившись, они тут же поехали к этому проклятому
замку. Обошли все этажи, но Ильи там не обнаружили. Правда нашли его рюкзак: еда была не тронута, зеркало, упомянутое Ильёй, лежало там же,
но фонарика не было. Илья бесследно исчез, вот
почему они пришли к частному сыщику.
Когда Дмитрий закончил свой рассказ, возникла продолжительная пауза, которая нужна была
Арсению для обдумывания только что рассказанного подростком. Затем он поинтересовался у Дениса, не хочет ли тот что-либо добавить? И увидев
305
отрицательный жест, затем сказал: «Следовательно прошло три дня с момента исчезновения Ильи,
если сегодня утром вы были на «Даче Эльзы». Это
так? — и получив подтвердительные кивки головами, продолжил. — И почему вы обратились ко
мне, частному сыщику, а не в полицию?
Денис, усмехнувшись, тут же отреагировал:
«Стали бы они вникать в это дело, услышав про
привидения и всякие штуки, связанные с этим местом. Высмеяли и выгнали бы. И весь сказ».
Арсений, согласно кивнул головой и вдруг
оживлённо заговорил: «Я тут вспомнил. Один знакомый полицейский, он тогда работал участковым, рассказал мне, как из-за одной старухи попал
в весьма незавидное положение. Та пришла к нему
и заявила, что у неё под кроватью обосновался хитиновый человечек. На что участковый меланхолично заметил, обосновался и обосновался. Чем он
может мешать? А так всё же веселее: всё как никак мужик под кроватью. Но тут старуха взъярилась : «А вы смогли бы спать, если вам ночью
много раз в подряд читали громким голосом «Моральный кодекс строителя коммунизма»?А я вот,
представьте, не могу!»
Участковый, выслушав это весьма странное заявление старушки, решил просто избавиться от
неё, сказав, что он примет меры и о результате сообщит. А пока он просит её удалиться, чтобы он
смог обдумать план действий. Но зря он надеялся,
306
что этим всё и закончится. Старушка стала приходить чуть ли не каждый день, требуя,чтобы он, наконец, избавил её от хитинового человека. В какой-то день полицейский сдался и в сопровождении торжествующей старухи отправился к ней домой, Там она потребовала, чтобы он залез под кровать и изловил там хитинового злодея. Что он и
сделал. Выбравшись, красный от натуги, он заявил
хозяйке квартиры, что никого там нет, а вот двадцать копеек, которые он обнаружил, забирает как
вознаграждение за напрасный труд и удалился, еле
сдерживаясь, чтобы не сказать лишнего. Но на
этом дело не закончилось. На следующий день
старушка заявилась к начальнику с жалобой на
этого участкового, заявив, что тот вступил в преступный сговор с хитиновым человеком. Когда
участковый был у неё под кроватью, этот хитиновый террорист откупился, дав должностному лицу, то есть участковому, двадцать копеек. И если
начальник истовый борец с коррупцией, то он должен принять меры по этому вопиющему факту.
Но, сообщила она удаляясь, всё же посещение полицейского сыграло и положительную роль: хитиновый злодей под кроватью у неё не появился прошедшей ночью. Видимо, испугался дальнейших
возможных визитов полицейских к нему под кровать. К том уже, предположила старушка, он подумал, что может под кроватью нарваться на честного полицейского, и тогда бы его ждали крупные
307
неприятности. Так что он счёл за благо сменить
место проживания и отправился искать подходящую кровать для его мерзостей в других домах».
Рассказ Арсения вызвал заметное оживление
среди присутствующих. Денис, отсмеявшись, сказал, что недавно он слушал своего любимого рэпера Oxxxymiro и услышал у него песню со словами:
«И мы никогда не знаем, что потеряли. Впереди
водоворот, Я ранимый, не снимай с меня хитиновый покров. Но кто же твоего лица теперь коснётся руками? Впереди водоворот, не щади меня!
Сними с меня хитиновый покров!» Вероятно, заключил Денис, он пел эту песню от имени хитинового человека. Седа, которая весьма сдержанно
воспринимала повествование своего начальника,
тут не выдержала и спросила:
— Кто-нибудь мне пояснит, что такое хитиновый покров, и кто такой рэпер?
— Седа-джан, ты же завсегдатай интернета.
Погугли и будет тебе счастье, найдёшь там все ответы, — сказав это, Арсений продолжил далее, обращаясь уже к подросткам:
— Сейчас сделаем вот что. Вы сообщаете мне
номера ваших мобильников, затем перегоняете на
мой смартфон всё, что вы сфотографировали или
сняли в этом строении, после чего допиваете всё,
что не допили, рассовываете оставшиеся конфеты
по карманам и дуете домой. Я берусь за это дело с
момента вашего исчезновения из моего офиса. И
308
будем на связи по мере необходимости.
После ухода подростков Забродский погрузился в изучение материалов, загруженных ими на его
смартфон. После чего стал просматривать в интернете публикации, которые появились в яндексе на
его запрос: «Дача Эльзы» в Пятигорске, делая в
блокноте некоторые записи. После завершения
этой деятельности он прочитал всё, что написал в
блокноте и позвал Седу, к которой обратился со
следующими словами:
— Седа, я этого никогда раньше не делал, так
как старался не посвящать тебя в свои дела. Но теперь волей обстоятельств ты оказалась в курсе событий, связанных с новым делом, делом об исчезновении подростка на печально известной «Даче
Эльзы». Завтра я собираюсь посетить это место
происшествия. А сейчас я только что закончил
изучать в интернете материалы по этому историческому зданию. И для дальнейшей работы подготовил по результатам этого ознакомления содержательную справку, с которой я сейчас хочу тебя
ознакомить. Не торопись мне говорить, что ты и
сама можешь обо всём этом узнать в интернете.
Знаю, что можешь, Сам при мальчиках тебя отсылал в интернет. Но яндекс на мой запрос об этом
строении выдал мне пять миллионов ответов. Запредельная цифра. Жизни не хватит, чтобы всё это
прочитать. Но я, ограничившись сотней ответов,
сделал ёмкую, на мой взгляд, компиляцию из них,
309
тем самым сэкономил твоё время и усилия. В благодарность за сей жест доброй воли можешь организовать мне добрый стакан холодного зелёного
чая. Согласна?
— А что у меня есть выбор? Извините, я это из
вредности сказала. Конечно, я за. А чай принести
не проблема. Я сейчас обернусь за ним, и ты начнёшь свои дозволенные речи, мой сиятельный господин, — сказала Седа, мягко и несколько иронично улыбнувшись.
Через некоторое время Арсений приступил к
изложению фактов, связанных с «Дачей Эльзы»,
изредка сверяясь с записями в блокноте и время от
времени делая маленькие глотки из высокого стакана с охлаждённым напитком:
— И так. Это здание было построено в 1905 году. Её построил для своей жены Эльзы, отсюда и
название дачи, известный в то время в этих местах
кондитер и ресторатор Аршак (Александр) Гукасов, приехавший в Пятигорск из Нагорного Карабаха. Тебе это имя известно по названию кафе, что
находится у входа в парк «Цветник», в начале курортной зоны города.
Я часто бываю там и люблю сидеть на втором
этаже за столиком, расположенным на веранде.
Оттуда перед глазами возникает удивительная панорама города, особенно впечатляющая в вечернее
время. Извини, я несколько отвлёкся.
Построил он эту дачу для молодой жены, с ко-
310
торой обручился в сорок лет. Он в ней души не чаял. И в знак благодарности за её брак с ним сделал
столь щедрый подарок. Но их союз не длился долго. Эльза не смогла родить ему детей. И поэтому
спустя некоторое время он развёлся: желание получить продление рода оказалось сильнее романтических чувств. Эльза осталась жить в своём
особняке, который её приносил серьёзный доход.
Вот что я выписал из «Иллюстрированного
практического путеводителя по Кавказу» некоего
Григория Москвича: «Дача «Эльза», на Лермонтовской улице. Имеется 50 комнат с отдельными
террасами, верандами и балконами с прекрасными
видами. Все необходимые удобства, в комнатах —
водопровод и отливы. Комнаты сдаются посуточно, на неделю и на сезон, от 50 к. в сутки. Ванны и
душ. Имеются домашние обеды, чай, кофе, шоколад…». Коммерческому успеху дачи также способствовали экзотический для здешних мест
внешний вид и удачный выбор местоположения.
Её построили в непосредственной близости от
центра города в начале Эмануиловского парка у
подножия горы Машук. К тому же через некоторое время рядом с ней проложили трамвайные пути, ведущие к «Провалу», к очень популярному в
то время месту. Жители и гости города-курорта
могли из окон трамвайных вагонов любоваться
этим архитектурным изыском на фоне горы Машук. А любоваться было чем.
311
Это было трёх этажное здание, выполненное в
псевдороманском стиле. Архитектор, находясь
под влиянием древнеримского градостроительства, максимально постарался воплотить его черты в
своё строение: тут и мощность и прочность конструкций, и вместительность внутренних помещений, и сводчатые потолки и полукруглые арки, и
своеобразные конфигурации лестниц, соединяющих три этажа, и многочисленные узкие окна, и
солидные подвальные помещения.
Дача Эльзы в начале XX века. Пятигорск
А три высоких башни, увенчанные различными
шатровыми крышами, балконы, веранды и террасы — все они придают даче вид средневекового
замка. Недаром в то время к этому зданию молва
312
прикрепила название «Эльзас», как бы отсылая к
одноименной провинции Франции, где было много замков, больших и малых.
Красный октябрьский переворот не только отправил в историческую неизвестность упомянутых мной ранее персонажей: Эльзу и Гукасова, но
и решительным образом изменил судьбу этого
особняка. Он использовался новой властью с разными целями, то в нём размещался санаторий, то
сдавался то под коммунальные квартиры, то передавался в частные руки, так им одно время владела скульптур Ирина Шаховская, автор львов, что
вальяжно расположились перед входом в «Провал», и «Китайской беседки» на Горячей горе. Потом здание стало переходить из рук в руки хозяевам, которые не находили средств и желания для
проведения восстановительных и реставрационных работ. Кроме того строение практически не
охранялось. Поэтому оно подверглось разграблению и частичному разрушению. И в какой-то мере
стало местом для обитания разнородного люда:
бродяг, нищих, всякого рода оккультистов и представителей молодёжных неформальных андеграундных групп и личностей, охочих до мистики, готических ужасов и поисков кладов. В результате
как внешне и так внутренне дача выглядит совершенно непотребно. В подтверждение этого я зачитаю выдержку из опубликованных в интернете записок некой Вероники Ненашевой, которая их
313
опубликовала после посещения этого поразительного места. Авторский стиль сохранён мной полностью:
«Домик этот имеет 3 этажа, каждый из которых
по-своему прекрасен и призрачно ужасен одновременно.
Первый этаж — самое жуткое место. Необъяснимый страх обуревает там каждого, даже самого
прожжённого скептика. Поверьте мне, это так.
Тёмные комнаты, в которые не попадают лучи
солнца, естественно, пугают больше всего, но даже светлые помещения настолько зловещи, что
иногда мне хотелось закрыть глаза, завизжать и
убежать оттуда, хотя я никогда не была замечена в
подобном способе самовыражения. Мне рассказали местные школьники, которые часто приходят
навестить Эльзу, что в одной из тёмных комнат
стоял гроб, а на потолке на крюках каждую среду
в 3 часа ночи (какая точность!) кто-то вешал дохлых кошек. Школьники, при этом, ходили, смотря
на всё через зеркало, так как Эльзу можно увидеть
именно так.
Второй этаж дома когда-то был очень красивым, это видно невооруженным глазом, пускай
сейчас он весь изрисован граффити. Кстати, граффити в этом доме — вещь абсолютно лишняя. Я
бы даже сказала так: «Руки бы поотрывала!!!»,
ведь на 2м и на 3м этажах раньше можно было
увидеть то, чем домик Эльзы и знаменит».
314
Вот в какое место пошли искать приключений
наши подростки, вот где пропал один из них.
Как читающей к вящему твоему неудовольствию Фрезера, я сделал перечень тех мистических
или странных обстоятельств, которые людская
молва приписывает этому полуразрушенному
особняку. Читаю перечень без всяких комментариев. Ведь слухи интерпретировать — зряшное дело.
В них можно только верить или не верить. Да ещё,
в моём случае, чтобы иметь о них представление.
Я эти слухи никоем образом не упорядочивал. Записывал по мере выявления в интернете. Вот что у
меня получилось.
— Эльзу в этом здании пытали коммуняки, пытаясь узнать, где она спрятала своё золото и драгоценности, но, не добившись признания, расстреляли и замуровали в одной из стен дачи.
— Богатства Эльзы до сих пор хранятся где-то
на даче.
— В подвальном помещении есть саркофаг в
виде прямоугольного каменного параллелепипеда,
в котором находится тело убиенной Эльзы.
— В этом здании с давних пор обитает дух Эльзы.
— Его рукой, якобы, начертаны на каком-то
балконе слова её собственного стихотворения:
Найдите меня безгласную,
Умойте меня дождём.
315
Найдите меня угасшую,
Верните мой старый дом.
— Сосредоточением странного являются подвальные помещений. Там часто слышат плач ребёнка, видят лик князя тьмы на заколоченной двери и ощущают присутствие невидимого постороннего.
— Есть мнение, что дача построена на древних
катакомбах, с которыми у неё есть связь через
подземные ходы.
— Здание неоднократно горело, его заливало
прорвавшейся из систем с водой, горела проводка
и обрушивались балконы. Во всём этом видят происки духа Эльзы.
— При производстве ремонта рабочие получали избыточно много травм, а некоторые теряли на
долго сознание, Всё это также свидетельствует о
дурном характере населяющих дачу привидений.
— На некоторых фотографиях, сделанных в
разных местах заброшенного особняка, при проявлении наблюдались неизвестные белые фигуры.
— Замечено, что дух Эльзы активно вмешивается в жизнь тех, кто появлялся в её доме. Например, женщинам, переживающим несчастную любовь, он помогал пережить это горе, а тем, кто ему
приходился не по нраву, он насылал порчу или даже доводил до самоубийства. Количество суицидов на даче перевалило за десяток.
316
— Если смотреть долго в принесённое с собой
зеркало, то можно увидеть бывшую владетельницу дачи.
— Каждую ночь ровно в три часы под потолком на крюке появляется тело неживой кошки.
Считается, что какая-то нечистая сила приносит
тем самым жертву Эльзе.
— Многие, посетившие это столетнее здание,
жалуются, что испытывали там какой-то необъяснимый страх и даже ужас. И было ощущение какой-то жути.
— Другие говорили, что, напротив, они там
ощущали какую-то необъяснимую эйфорию.
— Однажды этот дом решили привести в божеский вид: прислали бригаду рабочих. Так вот эти
рабочие сошли с ума в подвале! Всех в дурку. А
после этого на «Дачу Эльзы» приехал священник
от духов избавлять строение. Так его там нашли
повешенным в том же самом подвале.
— Утверждают, что атмосфера дачи ощутимым
образом действует на лиц, имеющих какие-либо
проблемы с психикой. Более того, она их туда
притягивает.
Закончу я этот перечень, мягко выражаясь,
странных обстоятельств, связанных с «Дачей Эльзы», кратким сообщением какого-то блоггера, которое я нашёл на одном из форумов в интернете.
Он в нём делится своими впечатлениями от этого
весьма неоднозначного места:
317
«Сегодня мы были в этом доме... атмосфера давящая, будто вокруг вакуум... видели тёмную комнату с чем-то вроде алтаря. И не было ощущения
покоя, будто кто-то наблюдает... там мы были сами не свои, начали ругаться из-за мелочи: не получались чёткие фото, хоть убей... ходили на балкон,
слава Богу, не обвалился. На 3-м этаже пустое окно без балкона, может, это тот самый, который обвалился?... мы были на трёх этажах, но не спускались в подвал».
Некоторые исследователи утверждают, что в
списке мистических мест Кавказа это феноменальное здание входит в пятёрку наиболее примечательных. И мне странно, как это мной высокочтимый сэр Джордж Джеймс Фрэзер, которого ты Седа так стоически игнорируешь, не осветил мистические особенности этого особняка из России в
своей книге «Золотая ветвь».
Так что Седа завтра по утру направлю свои стопы к этому чуду.
— Жаль, что не могу тебе на это сказать:
«Вольному воля», — так как знаю, что ты связан
обязательством перед этими подростками. Но подготовиться к этому проникновению в такое заповедное место надо основательно. И вот что я хочу
тебе сказать по этому поводу. И не дёргайся, я
знаю, что ты всё предусмотришь. Но всё же скажу,
хотя бы для собственного спокойствия. Еду и питьё соберу сама. Холодный зелёный чай налью в
318
термос. Ты же проверь и возьми с собой пистолет
и запасную обойму. Возьми также два мобильника: один положи в карман, другой, включённый,
— положи в рюкзак, на всякий случай, для геолокации. Номера я знаю. Я это советую потому, что
направляешься в непредсказуемое место. И во всяком случае. лишним не будет. Всё остальное делай, как посчитаешь нужным. И ещё одно, ты уж
прости пожилую женщину. Не нравится мне всё
это, потому и пристаю со своими советами. Так
вот. Последний совет. Не будь ни к кому доверчив, не подпускай никого близко, никого, даже ребёнка.
На следующий день в начале девятого,
Забродский припарковался в сотне метров от дачи.
Прошёл до здания и достаточно быстро нашёл лаз
во внутрь его. Оказавшись на первом этаже, он
увидел картину, схожую с той, которую описала
блоггер Вероника Ненашева. Правда, какие-то
особые ощущения у него не возникли. Конечно,
восприятие обострилось, и известное напряжение
присутствовало. Он решил здесь особенно не осматриваться, а подняться сразу на третий этаж и
оттуда начать дотошный планомерный осмотр
всех помещений, закончив осмотром первого этажа. Поэтому он достаточно бодрым шагом двинулся к левому из двух лестничных маршей, что
своеобразным веером устремлялись вверх вдоль
боковых стен башни. Достигнув его, стал подни-
319
маться, не спеша и со всей осторожностью, не доверяя прочности ступеней, стараясь быть по ближе
к стене, изуродованной чёрным граффити в виде
какой-то большой каракатицы. И когда он почти
поднялся к площадке, где сходились оба лестничных марша, с середины которой начинался единственный лестничный пролёт, ведущий на второй
этаж, он почувствовал, что сзади кто-то находится. Одним движением схватил пистолет из-за пояса и резко повернулся, уже выцеливая предполагаемого преследователя. Потом, вспоминая этот
эпизод, он говорил, что это было похоже на кадры
из голливудского фильма-нуар. Всё: и старый заброшенный готический замок, и полусвет, поступающий сквозь узкие оконные проёмы, и арочные
своды над входами, ведущими в тёмные коридоры, и атмосфера запустения, усугубляемая кучами
мусора, какого-то хлама и живописных кусков обвалившихся кирпичей и камней, и детектив с пистолетом в вытянутой руке, отбрасывающий свою
карикатурную тень на попорченную временем стену — всё это соответствовало этому популярному
жанру. Но Забродскому в тот момент было не до
таких ассоциаций. Перед ним стояло существо.
Другого слова для описания увиденного ему на ум
не пришло. Хотя, конечно, его можно было назвать с известной натяжкой человекообразным существом.
Только средний рост, манера движения и, как
320
оказалось потом, голос в какой-то мере соответствовали человеческой природе. Всё остальное существовало самым странным образом. Оно просто
постоянно изменялось, быстро перетекая в нечто
другое, Этого касалось форм, цвета и иных составляющих внешности существа. Скажем, абрис лица
за малое время приобретал более десятка разных
конфигураций. То же самое происходило с ушами,
носом, ртом, щеками, подбородком. Не были исключением и формы головы, частей рук и ног, а
также туловища. Причём это происходило не синхронизировано ни во времени, ни во цвете. Впечатление от этой как бы хаотично пульсирующей
изменчивости было ошеломляющей. Хотя и была
в этом какая-то аномальность: не претерпевали
никакого изменения глаза. Миндалевидные, агатово-чёрные, они пристально всматривались в Арсения. Никто так никогда не смотрел на него. Тем
временем к остолбеневшему сыщику это создание
приблизилось на расстояние вытянутой руки, повернуло голову, как бы к чему-то прислушиваясь.
Потом его ещё тонкие зеленоватые губы дрогнули,
за мгновение до этого они были полными и цвета
яркой охры, и Арсений услышал:
— Вам здесь быть опасно. Постарайтесь быстро
отсюда уйти. И уберите пистолет. Он вам не поможет. Будьте благоразумны и последуйте моим советам.
Арсений, с трудом выйдя из своего ступора, не-
321
ожиданно не весьма корректно ответил:
— А вы кто такой, чтобы давать мне советы?
На что странное существо ответило лапидарно
с совершенно невозмутимой интонацией:
— Я не знаю.
Арсений несколько оторопел от такого ответа,
но, опомнившись, продолжил наступление:
— Вы не знаете, кто вы такой?
Ответ не заставил себя ждать:
 — Не знаю.
И тут Забродского понесло:
— Вы человек?
— Не знаю.
— Вы это серьёзно? Хорошо. Но вы знаете, как
вас зовут?
— Не знаю.
 — Вы мужчина или женщина? Только не говорите, что вы не знаете. Это было бы абсурдно, вы
ж понимаете.
— Не знаю.
— Ладно. Зайду с другой стороны. У вас есть
орган выделения лишней воды из организма? На
что он, извините, похож?
— У меня нет органов выделения.
— Как нет органов выделения! — удивился Арсений. — Но вы идите и пьёте. Как избавляетесь
от отходов принимаемой пищи?
— Я не ем, и у меня нет отходо.
— Хорошо! Тогда что вы здесь делаете?
322
Вероятно, живёте в этом особняке?
— Я не живу. Я часть этого мира.
— Понимаете ли, я по профессии сыщик. И всегда стремлюсь во всём дойти до сути. Поэтому я
буду задавать вопросы и никуда не уйду, пока не
выясню всё, что мне нужно! — В запале проговорил Забродский.
— Я знаю это, — бесстрастно отреагировало
существо.— Спрашивайте.
— Как вы можете знать? У нас нет общих знакомых? Возможно, этот подросток... Но о нём
лучше поговорить потом. И всё же, как вы узнали
о моей профессии?
— Как только вы появились, я сразу это всё узнал из вашего сознания.
— Вы что были рядом со мной, как только я вошёл в эту жуть.
— Именно так.
— Но я вас не видел.
— Я почти всегда невидим.
— Но почему я сейчас вижу вас весьма своеобразным, хотя всё ещё пугающим?
— Я стал видимым для вас, потому что вы во
мне нуждаетесь.
— Выходит, вы являетесь тем, кто в вас нуждается? Тогда почему не показались и не помогли
подросткам, которые пришли сюда, обеспокоенные судьбой своего друга?
— Не было толку. Они, увидев меня, в лучшем
323
случае удрали бы.
— Тогда, если вы такой осведомлённый, может
быть, вы скажите мне, что случилось с Ильёй, с
подростком, которого мы потеряли?
— Знаю. Его насильно увели диггеры.
Этот ответ в очередной раз потряс Арсения. Но
всё же, совладав с собой, он спросил:
— Я правильно понимаю, что это те люди, которые исследуют подземные искусственные сооружения типа заброшенных шахт, штолен, канализационных галерей, каких-то хранилищ, бункеров и законсервированных линий метрополитена?
— Именно так. Здесь они давно изучают древние катакомбы, чьи лабиринты уходят далеко за
пределы города. А этот дом они используют для
отдыха. Для продуха, как они говорят.
— И вы позволили им увезти мальчика: как вы
могли? Меня же стали увещевать, чтобы я уходил
отсюда, ибо опасно. Как вы могли? Не понимаю?!
— И понимать нечего. Я не с кем ничего сделать не могу. Не в моей это природе, к сожалению.
— Но предстать пред ними так, как вы возникли предо мной, всё же могли бы, как мне кажется.
И внушить им, что так нельзя поступать с несовершеннолетними, тоже можно было. Разве не так?
— Бесполезное занятие. Не знаю, как остальные диггеры, но эта компания совершенно отмороженная. Я как-то попытался спасти молоденькую девчушку, которую они принуждали к суици-
324
ду себе на потеху: здорово будет смотреться падающее тело на фоне отдалённых вершин Главного Кавказского хребта с красавцем Эльбрусом.
— Боюсь спросить, и чем это всё закончилось?
— Как чем? Они её всё принудили, беднягу. Я
потом два месяца не мог появиться перед нуждающимся во мне людям. Что-то во мне перемкнуло, и
я потерял способность визуально появляться тогда, когда нужно.
— Так и хочется завопить голосом обыкновенного обывателя: «Куда же смотрит милиция?»
— Смотрит куда ей надо. Одна группа студентов попыталась пожаловаться в милицию на оскорбительное поведение этих архаровцев. Там им
ответили: «Наше дело разбирать реальные дела, а
не ваши мистические заморочки».
Возникла тягостная пауза. Наконец, Арсений
решился и срывающимся голосом, переходя от
волнения на «ты», неожиданно странным фальцетом заорал:
— Рассказывай немедленно, где сейчас эти поддонки, и где они держат пацана? Я немедленно
звоню знакомому полковнику из городского ОББ
и попрошу отправить сюда отряд бойцов. Через
пятнадцать минут они будут здесь и зачистят и дачу, и всю территорию самым жестким образом.
— Не стоит никуда звонить: твоего подростка
уже здесь нет.
— Чёрт побери, скажи, что они с ним сделали,
325
и где он сейчас, бедняга, находится? Ты же всё
знаешь. Мне всё равно, кто ты! Ангел, дух, приведение, внеземное существо. Если можешь, помоги!
После этих слов интенсивность изменчивости
существа ускорилась: она стала ярче, жёстче и
рельефнее. И потом это существо заговорило слегка изменённым голосом: он стал сиплым и протяжным:
— В прошлом году я помог одной студентке
выбраться из катакомбы. Она потом, узнав, что я
не знаю, как меня зовут, очень удивилась. И подумав, сказала, что в знак благодарности она собирается время от времени молиться за меня Богу. Но
не возможно молиться за кого-либо, если у того
нет имени. Поэтому она нарекла меня Сельфидом,
в честь духа воздуха. И ты, Арсений, можешь так
меня звать впредь. Я это тебе сообщил не из желания поближе с тобой познакомиться, а для того,
чтобы ты ещё больше почувствовал мою поддержку. А она тебе сейчас очень понадобится. Ведь то,
что я тебе собираюсь поведать, потребует от тебя
большой выдержки и твёрдости. И знай, я с тобой
по мере моих возможностей.
— Спасибо, Сельфид. Но не томи, говори. Не
волнуйся, я устою. Так что произошло?
— Мальчишка в ожидании свидания с зелёной
девочкой расположился на втором этаже под одним из окон и невзначай заснул. Ввалившиеся
326
гурьбой диггеры наткнулись на него и сочли своей добычей. Затащили его в подвал, поиздевались,
а потом двое из них совершили над ним насилие,
удовлетворив свои мужские потребности. После
чего они засобирались к себе на базу в катакомбах. И возник вопрос, что делать с этой жертвой.
Один из мерзавцев предложил повесить мальчишку на крюк под потолком, на которые время от
времени кто-то подвешивает кошек. Так, вероятно, и случилось бы, если в это время не появились
солярисы. Они уговорили отдать бесчувственного
подростка для совершения жертвоприношения.
Диггеры не долго думая согласились на сделку:
взамен на приличное количество «бухла». Так что
Илья сейчас находится в руках солярисов.
— А это что за уроды здесь обретаются? Солярисы? Они как-то связаны с культом солнца?
— Это группа бывших готов, перешедших в
солнцепоклонничество. Но к этому оккультному
направлению их воззрения имеют весьма отдалённое отношение. Скорее всего, это самодеятельная
эклектика из идей, символов и ритуалов, почерпнутых на просторах интернета. Так своим основным божеством они считают древнеегипетское божество по имени Атон, что в переводе означает
солнечный диск. Прежнее увлечение мировоззрением готов также наложило отпечаток на их новую стезю. Большинство из них носит причёску в
стиле дэтхоук, это когда по бокам головы волосы
327
выбриваются, а сверху они фиксируются в виде
спутанного, взъерошенного комка, подчас очень
неопрятного. Из культуры готов они также переняли повышенный интерес к крови, к ужасному,
мистическому. Пришлись им по душе и некоторые
обряды древних скандинавских племён, особенно
тяга к жертвоприношениям, к мрачной ритуальности и к татуировкам. Именно они совершают в
этом доме жертвоприношения кошек солнцу в момент утреннего восхода его огненного диска, полагая, что тем самым символически защищают
своего кумира и его усилия по созиданию тепла,
света и щедрого добра от зла. И таковым злом, по
их убеждению, является кошачье отродье. При
этом их предводитель, именующий себя Рогнедом,
в этом вопросе ссылается на авторитет Папы Римского Иннокентия IX, устроившего в XIII веке террор против кошек, обвинив их во всех смертных
грехах в своей булле Vox in Rama.. Тогда погибло
около...
— И зачем ты мне всё это рассказываешь об
этих уродах. Лучше скажи, ты знаешь, где мне их
искать?— с явным раздражением остановил Сельфида сыщик.
— Ты спросил, я стал отвечать, — спокойно ответствовало существо.— Безусловно, могу. Они
находятся на скалистом уступе в районе старой каменоломни, что находится за Перкальским питомником. Мальчик с ними, и они собираются причи-
328
нить ему зло.
— Откуда у тебя такая точность?
— Не знаю. Но я определённо знаю местоположение всех людей, с которыми когда-либо общался.
— Во дела! Значит, ты теперь всегда будешь
знать, где я обретаюсь?! Фантастика! Надо тебя
познакомить с моей Седой-джан, чтобы у неё всегда была возможность найти меня с твоей помощью. Ладно. Я уезжаю и через полчаса, а то и
раньше я буду там. До связи, мой удивительный
дальнозоркий друг.
— До следующих встреч. И вот что. Заряди
свой пистолет. А то я удалил из него патроны на
всякий случай.
— Но как?! Ответа не жду: ты делаешь, потому
что делаешь. Спасибо. В машине этим займусь.
Бывай.
На достаточно большой скальной площадке
бывшей перкальской каменоломни расположилась
группа молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет.
Разношёрстно одетые, они имели несколько общих черт во внешнем виде. Все они имели замысловатые прически, из числах редко встречаемых
на улицах города-курорта. Многие из них носили
разнообразные шейные браслеты с подвесками в
виде солнечного диска. В ушах у некоторых были
серьги с такими же миниатюрными подвесками. У
большинства руки, шеи и даже лица украшали
329
многоцветные татуировки. Они сидели полукругом, обращённые лицами в сторону уходящего за
горизонт солнца. Рогнед, их вожак, стоял перед
ними на фоне пятиглавого Бешту. Подняв руку,
требуя молчания, он заговорил:
— Наше собрание сегодня особенное. И по традиции я призываю вас единым дыхом в лучах заходящего ярилы вслед за мной произнести в честь
нашего божества — несравненного Атона - гимн,
написанный, как вы знаете, достопамятным фараоном Эхнатоном. Восславим Атона!
И в лёгких наступающих сумерках зазвучали
давно написанные строки:
Рыба в реке поднимается к поверхности,
 к твоему лику.
И твои лучи проникают в толщу воды.
Они даруют женщинам плодовитость,
А мужчинам — способность стать отцами.
Они заставляют ребёнка шевелиться
 во чреве матери.
Ты даёшь дыхание жизни
 во всех её проявлениях.
Она исходит из тела матери…
 в день каждого рождения.
Ты открываешь ей рот,
 чтобы она могла говорить.
Цыплёнок сидит в яйце и пищит в его скорлупе.
Ты даёшь ему дыхание, чтобы он мог жить;
330
Ты завершаешь его развитие,
чтобы он мог проклюнуться из яйца!
Едва прозвучали последние слова, как из чаш,
расставленных по периметру площадки стал подниматься белый дым, и запах каких-то благовоний
заполнил пространство. Затем все услышали повеления Рогнеда:
— Поджечь костёр в центре. И предварительно
подлейте туда бензину, чтобы быстрее занялось.
— Тащите этого ублюдка и привяжите к кусту.
— Облейте куст и ублюдка бензином.
— Подготовьте факел для поджигания и дайте
его мне.
Все приказы были исполнены быстро и сноровисто. Затем Рогнед с факелом подошёл к пылающему костру и опустил факел в него. Тот сразу
вспыхнул. После чего вожак поднял горящий факел над головой и, подойдя к привязанному к кусту подростку, обратился к своим сотоварищам, сидящим полукругом вокруг кострища:
— Сегодня, как я уже сказал, великий день. Мы
сегодня творим историю. Никто до нас не совершал здесь человеческого жертвоприношения. И
мы сделаем это во имя нашего божества Атона.
Пусть его последние сегодня лучи насладятся
жертвенным огнём. И заверяю вас, друзья, это
только первое жертвоприношение. Мы будем их
совершать вновь и вновь, пока такие нечестивцы,
331
как этот жалкий ублюдок, будут осквернять наш
храм, храм нашего божества Атона, дом незабвенной Эльзы, своими посещениями. И вот что ещё
вам скажу прежде чем этим горящим факелом не
совершу акт справедливого возмездия над этим
гнусным нечестивцем, Мы должны...
Но тут его прервал громкий пистолетный выстрел. И из ближайших кустов выскочил Арсений
с криком:
— Отойди в сторону! Факел на землю! Всем лежать на земле и не двигаться! Иначе стреляю на
поражение.
Присутствующие на площадке замерли в неподвижности. Затем крепкого телосложения молодой мужчина встал и пошёл в направлении Забродского. В руке у него блеснул в отсвете костра
серьёзный нож. Набычившись, этот заединщик заговорил:
— Ты кто такой, чтобы тут командовать?! Говоришь, стрелять будешь. А ты в человека стрелял? Ты человека убивал? Думаешь, что сможешь? А я вот смогу! Это точняк!
— Я частный сыщик. И имею право на применение оружия. Я его применю, и не сомневайся.
Ложись на землю, где стоишь. Или пожалеешь.
Верзила выкрикнул что-то нецензурное и двинулся в сыщику. Тут раздался ещё выстрел. И верзила с рёвом упал на землю на спину, схватив руками правую ногу, из голени которой уже лилась
332
кровь. И тут раздалось ещё несколько выстрелов,
и на площадку выбежали трое вооруженный людей в форме сотрудников какого-то частного охранного предприятия. С громогласным ором, раздавая пинки направо и налево, они быстро надели
на всех наручники. Факел потушен, костёр затоптан, а несчастный подросток был развязан. Однако
его никак не могли привести в сознание. Один из
появившихся обратился к Арсению:
— Ты как? Цел? Видишь, едва успели.
— Вот именно едва-едва. Но хорошо, что я вам,
на базу охраны детского отдыха, позвонил. Она
всё же недалеко отсюда. Звонить в город не имело
смысла. Они не успевали в любом случае. Не
знаю, что я бы делал без вас дальше?
— А чего знать, брат! Ты уже начал весьма эффективно. И продолжил бы также. Только на поражение. У тебя в нагане семь патронов. На всех бы
хватило. Молодец, что не сдрейфил. Давить этих
гадов надо на месте. Но это в следующий раз. А
сейчас звони куда надо, вызывай кого надо: пусть
заберут этих гавриков и отвезут мальца в больницу. А пока будем ждать, брат, вызванную тобой
лёгкую кавалерию.
После того, как приехавшие собровцы упаковали сектантов, а медики на носилках унесли Илью,
Арсений, дав предварительные показания, пошёл
к своей машине, чтобы вернуться в особняк на Кирова. Приведя себя в порядок, тут же сел писать
333
обращение в следственный комитет города с предложением навести порядок на «Даче Эльзы» и
принять меры к задержанию там группы диггеров.
Далее он стал писать о необходимости серьёзного
внимания к наличию катакомб, выход к которым
есть или в подвалах дачи, или в её окрестностях.
Но тут ход его мыслей был остановлен Седой, которая с порога поинтересовалась:
— Вы не спите, господин хороший?
— С чего ты взяла, что я сплю? Я только что
вернулся. Разве ты не слышала? Я, войдя, как помнится крикнул: «Седа, я дома!»
 — А мне помнится, что час тому назад заходила сюда и обнаружила вас обоих спящими.
— Я спал? И не один: И с кем, позволю себе
спросить?
— Ты спал в позе эмбриона в кресле, а Траст
рядом на паласе, положив голову на нетленный
труд твоего Фрэзера, не к ночи будет помянут.
— Спал? А как же мальчики: Их что не было?
— Какие мальчики? Уж не кровавые, как у Бориски Годунова?
— Так что не было подростков, и ты мне не советовала взять наган, когда я собирался на «Дачу
Эльзы»?
— Я предлагала тебе вооружиться? И как ты
мог такое подумать!? Хотя коллаборация августовского морока и этого Фрезера ещё не до такого может довести человека!
334
Проговорив это, она развернулась и пошла на
выход из гостиной.
Арсений проводил её взглядом, потом поднял с
пола книгу и внятно пробормотал:
— «Снится чудный сон Татьяне». Только, видимо, мне приснился не чудный, а весьма жуткий
сон. И ведь было всё как наяву... Чудны дела твои,
господи! И где я остановился? Вот это место:
«Так, навахо рассказывают о ... мифическом существе по прозвищу Девушка, Ставшая Медведем,
то есть о девушке, научившейся от койота искусству превращаться в медведя. И была эта девушка
великой воительницей, совершенно неуязвимой.
Убить её никто не мог, потому что перед тем, как
отправиться на войну, она вынимала и прятала
свои внутренние органы, и по окончании сражения возвращала их на свои места».
 
335
Эоловая а