Елизавета. монопьеса в одном действии

Татьяна Викентьева
                ТАТЬЯНА ВИКЕНТЬЕВА
                «ЕЛИЗАВЕТА».
                ( монопьеса в одном действии)
               ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО: государыня Елизавета Петровна
               в возрасте 52 лет.
Царские покои. Входит Елизавета в дорогом и красивом наряде. Она оглядывается по сторонам, ища своих слуг.
ЕЛИЗАВЕТА( кричит): Эй, слуги! Где вы? Глашка! Прошка!
                Запропастились вы куда?
                Я подожду ещё немножко.
                И выставлю вас навсегда.
                Порядка нет! Все распустились!
                На шею сели мне, царице!
                Смирение и страх забылись.
                На месте слугам не сидится.
                Им развлечения одни
                Лишь подавай! Хотят они
                Гулять, влюбляться и кутить!
                И в удовольствие лишь жить!
( Елизавета тяжело вздыхает, проходит по комнате, подходит к дивану и садится на него.)
                Эх, молодость! Такой же я
                Была когда- то. Для меня
                Являлись важными наряды,
                Балы, мужчины, игры в фанты,
                Езда верхом, прогулки, смех,
                И пиршества, и мой успех
                Неповторимый и блестящий!
                Эх, молодость! Нет слова слаще!
                Когда была я молода,
                Всё было радостно. Тогда
                Была красоткой я, кокеткой.
                Но пролетели те года.
                И на лице моём уж сетка
                Морщин. И волосы седы.
                О, Господи! Зачем же ты
                Придумал старость? Это- мука!
                Печаль, отчаянье и скука!
                И лицемерие. Я знаю,
                Что уж давно не привлекаю
                Мужчин. Но говорят они
                Мне комплименты. Им нужны
                Богатства, званья, ордена,
                Чины и земли. Я одна
                Могу им это дать. И вот
                Передо мною предстаёт
                Толпа красавцев молодых.
                Должна я осчастливить их
                За комплименты и за ласки,
                Что по ночам даруют мне.
                Ох! Погибаю я в огне
                И лицемерном, и любовном!
                Но разума святые волны
                Меня спасают. И тогда
                Я прозреваю навсегда.
                И понимаю, что за ласки
                Плачу я дорогой ценой.
                Ах! Как хочу быть молодой!
( Елизавета встаёт с дивана и в волнении ходит по комнате.)
                Пускай случилось бы как в сказке:
                Чтоб в девушку я превратилась.
                И жизнь бы сразу изменилась.
                И стала б снова я блистать,
                Мужчин красою привлекать.
( Елизавета подходит к зеркалу и смотрится в него.)
                Мне говорили, что есть средства,
                Которые имеют действа
                На кожу. И морщины даже
                Они разглаживают. Как же!
                Всё это- ложь! Я применяла
                Масла и кремы. Увлажняла
                Я кожу. Бесполезно всё!
                Не сделать молодой её!
                И не вернуться мне назад.
                И те богатства, что имею,
                Мне молодости не сулят.
                Я увядаю и старею.
( Елизавета снова тяжело вздыхает и отходит от зеркала.)
                А слуги, слуги- молодые!
                Хоть бедные они, простые.
                И красотою не блистают.
                Но молодостью обладают.
                Я им завидую. И даже
                Я ненавижу их за это.
                Я знаю, что их лучше, краше.
                Но молодости у меня уж нету!
                И не спасут меня наряды.
                Я выгляжу в них лучше, правда.
                Но молодой не становлюсь!
                Я на наряды не скуплюсь.
                И новые приобретаю.
                Я никогда не надеваю
                Одно и то же платье дважды.
                И туфельки всегда меняю.
                И парики. И знает каждый,
                Что модница большая я.
                И во дворце пример с меня
                Берут все девушки. Но есть
                Такие люди, что ругают
                Меня за траты. Упрекают
                В любви к нарядам. Их не счесть!
                Они твердят: «Казна пустеет.
                Царица к роскоши стремится.
                И, хоть она уже стареет,
                Но не меняется.» Тупицы!
                Они совсем не понимают,
                Что расточительность моя-
                Не просто блажь. И для меня
                Она такую роль играет,
                Что мне по сути жизнь продляет.
                Ведь интересов нет других.
                Детей я не имею. Их
                Не дал мне Бог. Хоть я желала.
                И одинокою я стала.
( Елизавета прохаживается по комнате и с волнением продолжает свою речь.)
                А счастье было близко- близко.
                Я Разумовского любила.
                Блаженство с ним судьба сулила.
                Но говорили все, что низко
                Упала я, связавшись с певчим.
                Что возразить на это? Нечем
                Парировать мне было. Лёша
                В придворном хоре, правда, пел.
                Чинов и званий не имел.
                Не вычеркнуть того. Но что же,
                Коль так судьба распорядилась?
                Я сразу же в него влюбилась!
                Нам было двадцать два тогда.
                Хороший возраст для любви.
                Светила счастия звезда.
                Играл адреналин в крови.
                Но вместе быть мы не могли!
                За мной следили, стерегли...
                Я не свободною была.
                И на виду у всех жила.
                А Разумовский...Милый Лёша,
                Который был мне всех дороже,
                Из певчих даже выгнан был.
                И при дворе он жизнь влачил,
                Хозяйством разным занимаясь.
                Мы редко виделись. И он
                Был этим очень удручён.
                А я, страдая сильно, маясь,
                Что либо изменить пытаясь,
                Искала выход. Но напрасно.
                Лишь через десять лет прекрасно
                Смогла любовью насладиться.
                Когда взошла я на престол.
                Того мне удалось добиться,
                Свершив переворот. Пришёл
                Мой час победный, наконец.
                Императрицей стала я.
                Надела царственный венец.
                И изменилась жизнь моя.
                И Разумовский сразу был
                Ко мне приближен. Получил
                Чины и званья, и богатство.
                Не пожалела б даже царства
                Для Лёши я. Вот так любила!
                Как хорошо нам вместе было!
                Мы тайно вскоре обвенчались.
                И нашей страстью наслаждались.
                А коль решилась бы тогда
                Вступить я с Лёшей в брак законный,
                То счастлива была б всегда.
                Но знала я, что неугодным
                Для многих Разумовский будет.
                И знать меня за то осудит.
                И даже свергнуть с трона может.
                Не сделала тогда я Лёшу
                Законным мужем, властелином!
                И в том несчастия причина.
                Ведь Разумовский оставался
                Лишь фаворитом во дворце.
                Никто почти с ним не считался.
                В начале самом и в конце
                Он был для всех простолюдином.
                Хотя я титул даровала
                Ему. И графом величала.
                И для меня он был мужчиной
                Таким любимым, дорогим!
                Не прижила я деток с ним.
                И в том моя печаль большая.
                Хотя судачил весь народ,
                Что родила я и скрываю
                От всех наследников. Ну, вот!
                Зачем же это мне скрывать?
                Я рада была б показать
                Своих наследников двору,
                Заботиться о них при жизни
                И власть им передать. Не вру!
                Свидетель этому Всевышний!
                Но нет наследников. И я
                Одна сейчас. Совсем одна.
                И никому уж не нужна!
( Елизавета всхлипывает. Достаёт платок и вытирает им слёзы на лице.)
                Обижен Лёша на меня.
                Ему давно я изменила.
                Иван Шувалов стал моим
                Любовником. Его любила
                За ум и красоту. И с ним
                Я молодость вновь ощутила.
                На восемнадцать лет моложе
                Был новый фаворит меня.
                А молодость ценила я!
                К тому ж, мы были очень схожи.
                Искусство оба мы ценили.
                Науку также. И открыли
                Театр публичный, где играли
                Спектакли разные. Желали
                Мы образовывать народ
                И просвещать его. И вот
                Открыли университет.
                Там Ломоносов много лет
                На благо родины трудился.
                Успехов он больших добился.
                Российская наука стала
                Передовой. И процветала.
                И академию художеств
                Открыли мы с Иваном тоже.
                Её курировал он сам.
                Работал фаворит мой много.
                Его ценила по делам.
                И без него мне было плохо!
                Ведь в государственных делах
                Иван мне очень помогал.
                Мои указы объявлял.
                Заботился и о деньгах.
                Не о своих, а о придворных.
                И подготавливал законы.
                Иван стал мне необходим
                Как воздух, как глоток свободы.
                Была счастливою я с ним.
                И это продолжалось годы!
                Но всё проходит в мире бренном.
                Прошла к Ивану страсть моя.
                Остался мне Шувалов верным.
                Но изменилась очень я.
( Елизавета снова тяжело вздыхает, а затем нервно продолжает свою речь.)
                Ах! Я не знаю: почему
                Мне опостылело всё в жизни!
                Старение виной тому.
                Иль хочет этого Всевышний.
                Но я устала от всего.
                От царских дел. И от любви.
                И не хочу уж ничего.
                И нет волнения в крови.
                И нет к чему- то интереса...
( Елизавета замолкает, раздумывает, а потом снова продолжает.)
                Быть может, этого от того,
                Что набрала я много веса?
                Ведь аппетитом не страдаю.
                И яства разные вкушаю.
                Но мало двигаюсь. Сижу.
                Иль на кровати я лежу.
                А лекари меня ругают.
                К воздерживанью призывают
                В питье. И в пище. И к движеньям.
                Зачем мне это? Ведь старенье
                Нельзя остановить. И я
                Состарюсь. И умру, как все.
                И не спасёт ничто меня.
                Лишь память о моей красе
                Останется. И о делах.
                А тело превратиться в прах.
                Зачем его беречь? Оно
                Противно мне уже давно.
( Елизавета подходит к зеркалу и смотрится в него. На лице у неё- недовольство.)
                Я раньше в зеркало смотрелась.
                И мне от радости аж пелось!
                Теперь же в зеркало смотрюсь.
                И лишь расстраиваюсь. Боже!
                Не стану я уже моложе.
                Так пусть умру! Я не боюсь
                Нисколько смерти. Я желаю
                Принять её. Принять скорей...
( Елизавета замолкает. Идёт к дивану, садится на него, а затем продолжает говорить.)
                Всю жизнь свою я вспоминаю.
                От первых до последних дней.
                Она была такою разной...
                И радостною, и прекрасной.
                И грустной, и невыносимой.
                Особой и неповторимой.
                Отец и мать меня любили.
                И баловали. Как сестру.
                И нам казалось в ту пору,
                Что будет так всегда. Сулили
                Нам годы счастье и восторг.
                Но умер наш отец. И рок
                Стал властвовать тогда над нами.
                Мы доверяли только маме.
                Но и её не стало вскоре.
                Какое это было горе!
                Оно усугубилось тем,
                Что нас от власти отстранили.
                И стали мы совсем никем.
                Из цесаревн нас превратили
                В каких-то бедных приживалок.
                То Меньшикову был подарок.
                Он не любил нас никогда.
                Хотел от власти отстранить.
                И удалось ему свершить
                Задумку. Хоть не без труда.
                И малолетнего Петра
                На трон российский посадили.
                В Гольштейн уехала сестра.
                Она и муж её там жили.
                А я в России прозябала.
                Была несчастна, не в себе.
                И с нетерпеньем ожидала
                Я изменения в судьбе.
                Но изменений не случилось.
                Хоть малолетний Пётр скончался,
                Мне трон российский не достался.
                На нём другая воцарилась.
                Племянница отца то. Анна.
                С Бироном правила она.
                А мне опять была дана
                Судьба отшельницы. Ужасно
                Всё это было для меня.
                И мучилась, томилась я.
                Так продолжалось очень долго.
                Когда же Анна умерла,
                На трон я силою взошла,
                Свершив переворот. На Бога
                Надеялась я. На друзей.
                И был оправдан выбор сей.
                Мне Шварц и Лесток помогли.
                Преображенский полк солдат.
                Легко мы во дворец вошли.
                И был низвержен нами ряд
                Страною правивших людей.
                Я не хотела их смертей.
                Поэтому распорядилась
                Их в крепости я заточить.
                Страною правя, стала жить
                Я в удовольствие своё.
                Ах! Вспоминаю это всё,
                Как будто бы, последний раз.
                Мне кажется, что я сейчас
                Прощаюсь с жизнью навсегда.
                Прошли, прошли мои года!
( Елизавета делает паузу, печально смотрит в даль, а через некоторое время
продолжает.)
                А было время: энергично
                Я правила своей страной.
                И было всё тогда отлично.
                И интерес повсюду свой
                Блюла. Поэтому в войне
                Всегда Россия побеждала.
                И было радостно то мне.
                В моё правленье одержала
                Страна блестящие победы.
                Мы разгромили напрочь шведов.
                И с Пруссией мы воевали
                С большим успехом. Помогали
                Своим союзникам. Европа
                Россию стала уважать.
                Я этого хотела. Чтобы
                На нас не смели нападать,
                Боялись нас. Так и случилось!
                Моя мечта в жизнь воплотилась.
                А также в жизнь я воплотила
                Свои реформы по налогам.
                И смертну казнь я отменила.
                Сенат вернула, и надолго.
                И, наконец- то, упразднила
                Я кабинет министров свой.
                Он был совсем не целевой.
                Намного лучше ведь Сенат.
                Уверена, что был бы рад
                Отец моим ново введеньям.
                И похвалил бы он меня.
                Продолжила его творенья.
                И для России стала я
                Достойною императрицей.
                Могу собою я гордиться.
                Но гордость счастья не даёт.
                Лишь молодость давала счастье.
                Порывы молодости, взлёт
                Всех чувств и истинные страсти.
                Того уже не испытать.
                Так стоит ли жизнь продолжать?
( Елизавета замолкает и в раздумье ходит по комнате. Затем останавливается и продолжает говорить.)
                Тем более, моё здоровье
                Уж пошатнулось. Я слабею.
                И кашляю я часто. С кровью.
                И руки у меня немеют.
                И кружится так голова!
                Я на ногах держусь едва.
                Сейчас такое состоянье.
                Нужны мне помощь и вниманье.
                Но никого со мною нету.
                И тяжело, печально это.
                Ведь я одна. Совсем одна.
                И никому уж не нужна!
( Елизавета в изнеможении опускается на диван и кричит.)
                Эй, слуги! Где вы? Глашка! Прошка!
                Запропастились вы куда?
                Я подожду ещё немножко.
                И выставлю вас навсегда.
( Занавес опускается. Конец.)