Рекомендации по написанию сочинения

Оксана Койсина
План работы

1. Подготовительный этап.

1.1. Выбор произведения, по которому будет написано сочинение. В случае, если возможно осуществить такой выбор, лучше выбирать того автора и то произведение, с которым вы хорошо знакомы и вам нравятся и писатель, и его книги. Если вы выбираете незнакомое вам произведение, желательно познакомиться с биографией или автобиографией писателя либо поэта, той исторической эпохой, в которой он жил, основными темами его творчества.

1.2. Прочтение текста, произведения, работа с книгой.

1.2.1. Знакомство с книгой, текстом, беглый просмотр – автор, название, жанр произведения, аннотация к тексту или книге, содержание или оглавление, наличие отзывов и рецензий других авторов к произведению.

1.2.2. Непосредственное прочтение текста, с карандашом в руках, делая краткие заметки, на полях или в тексте, в виде символов и знаков, установленных вами самими и понятных для вас. Например, «!» - важно, «?» - непонятно, «NB» - обратить внимание (сокращение перевода с латинского «Nota Bene»), «V» (галочка) – это интересно, […] – выделение цитаты, и т.п.

1.2.3. Составление краткого конспекта произведения, выписывание понравившихся и/или важных, по вашему мнению, цитат, с использованием правил цитирования (заключение текста в кавычки, обозначение страницы, откуда взят отрывок).

1.2.4. Написание краткого эссе, рецензии, отзыва или аннотации к прочитанному вами произведению или тексту.

1.2.5. «Вычитка» - прочтение написанного вами (сразу или через какое-то время), редактура текста, проверка на орфографию, синтаксис и пунктуацию. Корректировка текста, если необходимо что-то убрать или, наоборот, дополнить, пояснить.

2. Работа над сочинением.

2.1. Выбор темы, если возможно выбрать самостоятельно. Либо понимание сути предлагаемой вам, для раскрытия в сочинении, темы. Её необходимость, значимость, актуальность. Ответить на вопросы: «Зачем?» (необходимость); «Почему это важно?» (значимость); и «Какое значение эта тема имеет в настоящее время?» (актуальность).

2.2. Поиск и выбор проблем(ы), над которыми(ой) вы хотите поразмышлять и можете высказать по этому поводу своё мнение. Если вы видите, находите в произведении много проблем, поставленных автором, выберите одну-две для анализа и высказывания вашего отношения к ним. Ваш выбор может быть обоснован тем, что: а) вам самим близка эта проблема и вы согласны с автором, его взглядом; б) вам что-то непонятно и хочется разобраться в отношении автора к этому вопросу; в) вы не согласны с позицией автора и у вас есть своё мнение на этот счёт; г) что-то другое – вы выбираете что-то полегче или то, в чём лучше разбираетесь, понимаете, знаете. Любой вариант имеет право на существование и вы не обязаны оглашать его всем. Это может быть вашей авторской тайной и создать некую интригу внутри вашего сочинения. Хотя это, возможно, и не приветствуется в школьном сочинении, но в литературе, так или иначе, присутствует.

2.3. Составление плана сочинения, его композиция, выбор жанра и/или формы, в котором оно будет написано.

2.3.1. План или оглавление имеет три основные композиционных составляющих:
1) Вводная часть – введение;
2) Основная часть – основное содержание сочинения;
3) Заключительная часть – выводы, заключение.
Первая и третья части, по своему объёму, занимают немного места. Основной текст вашего сочинения будет во второй части. Основная часть делится в свою очередь на подпункты, название и количество которых зависит от содержания сочинения. Иногда, это можно сделать уже после написания сочинения.

2.3.2. Выбор жанра и/или формы, в которой будет написано сочинение. Это может быть: эссе-размышление, рассказ, репортаж или что-то другое, например: стихотворение, байка, диалог и т.п.

2.4. Написание сочинение, его черновой вариант.

2.4.1. В первой части вы обозначаете актуальность и значимость выбранной темы, определяете цель, которую хотите раскрыть, обсудить в вашем сочинении, высказать своё отношение к поднятой автором проблеме.

2.4.2. В основной части вы раскрываете тему, выделяете проблему, поставленную автором, со ссылкой на текст произведения и с использованием прямого цитирования. Высказываете свою точку зрения – это ваши мысли, вопросы к автору, согласие или несогласие с ним; и своё отношение – ваши чувства и эмоции, возникшие по ходу чтения произведения и после его прочтения.

2.4.3. Заключительная часть – это краткое подведение итогов всего сказанного, написанного выше. Раскрыты ли тема и проблема, обозначенные во введение, и на сколько вам это удалось, по вашему мнению, сделать. Краткие выводы и резюме.

3. Завершающий этап.

3.1. Проверка чернового варианта сочинения – «вычитка», которая осуществляется 2-3 раза. Если есть возможность, сделайте перерыв, хотя бы небольшой, после написания сочинения. При необходимости, откорректировать текст – убрать лишнее, повторы или, наоборот, дополнить собственными высказываниями или цитатами из произведения. Проверка на орфографию, синтаксис и пунктуацию. Ошибки выделяем и исправляем, по возможности ручкой другого цвета, чтобы самим не запутаться, где исходный, первый вариант, а где исправленный, окончательный.

3.2. Переписываем исправленный вариант сочинения. Ещё раз вычитываем текст, исправляем ошибки, если таковые есть. Анализируем, соответствует ли ваше сочинение поставленной теме и, выбранной вами, проблеме. При необходимости, дополняем, корректируем текст. На этом шаге, если у вас есть возможность дать своё название вашему авторскому тексту, выбираете такое название, которое будет отражать суть содержания вашего сочинения, его главную идею, мысль, эмоцию. Либо, если название уже есть, анализируя текст, сверяем его с темой сочинения – насколько содержание соответствует названию (теме).

3.3. Пишем окончательный вариант сочинения на чистовую. Ещё раз проверяем. Сдаём. Выдыхаем, отдыхаем. Признаём своё несовершенство, что вы – не боги, а простые «человеки», которые имеют право на ошибку. Ваши «судьи», проверяющие – точно такие же люди, как и вы, и тоже могут ошибаться. Так что, если вы готовы отстаивать свою позицию, уверены в своей правоте, при необходимости – подавайте на апелляцию.


10.09.22.
Корсаков

©Ales