Кино про шахматы

Андрей Астапович 2
Причиной написания данного очерка стал просмотр недавно вышедшего художественного фильма "Чемпион мира". Основой фильма  является легендарный и драматичный матч на первенство мира по шахматам в г. Багио (Филиппины) в 1978 г. между Анатолием Карповым и Виктором Корчным.

В последние годы сформировался явный тренд по выпуску художественных фильмов о спортивных  достижениях советского времени. Прошлись по хоккею ("Легенда 17"), футболу ("Стрельцов"), баскетболу ("Движение вверх") и др. Теперь вот... до шахмат добрались. 

Возможно, эти кинопроизведения у кого-то могут вызвать интерес к прошлому, вселить уверенность в себе,  спортивный азарт и т.п. Но у людей, которые ещё хорошо помнят и переживали показанное в фильмах, зачастую возникает недоумение и раздражение. Дело здесь вовсе не в старческом брюзжании, а в откровенных сюжетных нестыковках, непопадании в образы,  необоснованных вымыслах и, порой, в сомнительно расставленных акцентах. К сожалению, фильм "Чемпион мира" не стал исключением и вполне соответствует этой тенденции.

Следует заметить, что отечественный кинематограф за всё время отнюдь не баловал зрителя шахматной темой. И это не удивительно. Если сюжеты про хоккеистов-футболистов можно украсить зрелищными игровыми эпизодами: столкновениями, голами и т.п., - то шахматы по своей природе не зрелищны. Допустим, покажут крупным планом позицию на доске, и что? Многим зрителям будет просто непонятно происходящее. Потому, как правило, показывают сидящих друг напротив друга шахматистов, а что происходит между ними на доске зритель узнает лишь по выражениям их лиц и комментариям отдельных персонажей.

Навскидку можно вспомнить уже порядком подзабытые художественные фильмы "Гроссмейстер" и "Белый снег России".  Фильмы, где шахматные сюжеты используются лишь  для колорита, типа "Лошадью ходи, век воли не видать!.." ("Джентльмены удачи") или знаменитого сеанса одновременной игры в Васюках ("Двенадцать стульев"), не в счет.

Правда, несколько лет назад был показан детективный сериал "Ловушка для королевы" (кстати, первый на тему женских шахмат!), просмотр которого для меня лично закончился первой серией. У сценаристов видимо не было консультантов, которые бы объяснили, что класть короля при сдаче партии даже в любительских шахматах считается моветоном, не говоря уже о шахматах профессиональных.

Итак, первый из упомянутых фильмов вышел в 1972 г. (в гл. роли - Андрей Мягков). Сюжет фильма полностью вымышленный, образ главного героя - собирательный, но!.. в фильме мы имеем возможность видеть реальных шахматных корифеев того времени. В эпизодах появляются настоящие Михаил Таль, Марк Тайманов и Юрий Авербах, воплощающие самих себя. И что самое интересное, в фильме мы видим реального гроссмейстера Виктора Корчного, ставшего к тому времени четырехкратным чемпионом СССР! И сыграл он не себя, а тренера главного героя.  Это полноценный образ второго плана, несущий определенную сюжетную нагрузку: наставник пытается убедить своего молодого подопечного не увлекаться красивыми комбинациями, а играть более сдержанно и осмотрительно, чтобы набирать очки и получать нужные результаты. Более того, этот фильм еще запомнился наглядным изображением мыслительного процесса шахматиста при анализе позиций и расчете вариантов во время игры, - при том что компьютерная графика тогда ещё в кино не использовалась.

После скандального бегства  Корчного из страны фильм  "Гроссмейстер" был запрещен к показу и вновь допущен уже во второй половине 1980-х, в  "эпоху перестройки".

Второй из упомянутых фильмов, по мотивам романа Александра Котова "Белые и черные", вышел в 1980 г. Сюжет рассказывает о жизни и деятельности выдающегося шахматного маэстро Александра Алехина, который единственный в истории ушел из жизни в статусе чемпиона мира, будучи непобежденным. Главную роль сыграл не менее известный советский и российский актер Александр Михайлов.

Фильм "Белый снег России", в целом, неплохой и очень познавательный, но в нем не обошлось без сюжетных натяжек. Чтобы усилить патриотическую тему, создатели придумали сеанс одновременной игры вслепую, который Алехин дал офицерам вермахта. Смотрите, мол, как русский гений издевается над фашистами! Сцену, когда передающий ходы связной упал в обморок от переизбытка информации, "позаимствовали" из рекордного слепого сеанса венгерского гроссмейстера Яноша Флеша в 1960 г.

Известно, что слепыми сеансами Алехин увлекался до 2-й мировой войны в исключительно коммерческих целях (даже был рекордсменом по количеству участников и результативности). О слепых сеансах на оккупированной территории точных сведений нет, хотя обычные сеансы немецким военным Алехин давал и в организованных нацистами шахматных турнирах участвовал. И вообще в жизни и деятельности Алехина под немецкой оккупацией много мутного и неясного, потому в фильме эта тема большей частью  обходится стороной.

Фильм "Чемпион мира" рассказывает о событии, которое в 1978 году лично меня, занимающегося шахматами подростка, захватило довольно глубоко. Были просмотрены и разобраны на шахматной доске все 32 партии этого матча (их записи оперативно публиковались в газете "Советский спорт"). Ни одному из последующих матчей на первенство мира по шахматам с моей стороны уже не было уделено столько времени и внимания.

Могу свидетельствовать, что к поединку в Багио было приковано внимание всей страны. Нельзя сказать, что все кругом были прямо уж такими шахматистами, просто ход матча широко освещался, в т.ч. и посредством пропаганды.  Обстоятельства, касающиеся личностей обоих шахматистов, способствовали политизации этого противостояния. Глядя на историю мировых шахматных первенств с позиции сегодняшнего дня, можно смело утверждать,  что это был самый политизированный матч, освещение которого как в советской, так и западной прессе меньше всего касалось непосредственно шахмат.

Большинство неискушенных советских болельщиков и не предполагало, что в игре, считавшейся сверхблагородной и джентельменской, возможны скандалы, давление, психологическое воздействие, отказ от рукопожатий и прочие антиспортивные атрибуты. Никто не ожидал, что идеологический компонент "холодной войны" сосредоточится по обе стороны шахматной доски. Матч в Багио также можно считать началом эпохи нестроений и волюнтаристских решений как в отечественной, так и мировой шахматной инфраструктуре.

В фильме хорошо показано стереотипное представление соперников противоборствующими политическими системами. Всё это хорошо запомнилось. В советской пропаганде, Карпов - достойный сын своей Родины, защищающий ее честь на высоком спортивном уровне (комсомолец!), а Корчной - самовлюбленный изменник и предатель, чьи непомерные амбиции перечеркнули его вклад в развитие советских шахмат. В шахматных новостных выпусках его тогда не показывали крупным планом. (Помню случайный разговор в автобусе: "Эх, Корчного показывают только сзади, а так хочется на его рожу посмотреть!"). Зарубежные же СМИ представляли Карпова этаким выдвиженцем, безликим продуктом советской тоталитарной системы, не обремененным особым талантом и ставшим чемпионом мира типа по иронии судьбы (напомню, что Карпов, будучи претендентом на шахматную корону, получил высокое звание в соответствии со спортивным регламентом, после отказа чемпиона мира Бобби Фишера играть матч). Корчной же, напротив, представлялся этаким борцом-одиночкой, бросившим вызов советской тоталитарной системе, которая всячески препятствовала продвижению его шахматного гения.

В фильме вполне справедливо показано, что спортивная и политическая система СССР переживала настоящий шок после того, как в 1972 году Борис Спасский сдал чемпионство Бобби Фишеру, американскому (на минуточку!) гроссмейстеру.

Дело в том, что в почти три послевоенных десятилетия советские шахматисты напрочь захватили мировое первенство:  фактически, разыгрывали его между собой, выбивая зарубежных конкурентов на начальных этапах претендентских циклов. И для всей страны характеристика советской шахматной школы как лучшей в мире стала аксиомой. Повсеместно действовал стереотип: можно ожидать сбои и проколы в тех же футболе и хоккее, но только не в шахматах. И тут... проигрыш Фишеру! Надо было во чтобы то ни стало доказать, что это досадный сбой, недоразумение... и отыграть шахматную корону. Но кто из наших гроссмейстеров способен это осуществить? на кого делать ставку?

Здесь данную тему следует раскрыть пошире.  В 60-е годы, когда всесильный и авторитетный Михаил Ботвинник таки расстался с "короной", на мировом шахматном олимпе стала доминировать целая плеяда советских гроссмейстеров: Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Лев Полугаевский, Ефим Геллер, Виктор Корчной. Они были примерно одного возраста - поколение детей военного времени. Из них первым трем суждено было побывать на вершине шахматного олимпа.

Понятное дело, что возраст в профессии шахматиста и, к примеру, легкоатлета далеко не одно и то же, но многие справедливо сомневались в том, что энергичного и экстравагантного Фишера сможет одолеть кто-либо из 40-50-летних округлившихся интеллигентов. Бесспорно, надёжной гарантией должен стать кто-то помоложе и посвежее, готовый преодолеть разные формы дискомфорта и психологического давления. Иного мнения был разве что Корчной. Он прекрасно понимал, что другого шанса взойти на олимп у него уже  не будет и потому претендентский цикл за право играть матч с Фишером имел для него очень важное значение. Собственно, проигрыш финального претендентского матча Карпову и обусловил дальнейшее скандальное поведение Корчного.

Матч на первенство мира Карпова с Фишером так и не состоялся: последний отказался играть и был лишён титула, который по регламенту достался претенденту и который через три года новому, теперь уже советскому, чемпиону мира предстояло защитить в матче с новым претендентом.

Часто бытует ошибочное мнение, что  советская система продвигала на спортивные высоты незаслуженных, а то и вовсе бездарных. Но ведь на спортивных площадках или за шахматными досками соревнуются прежде всего таланты, волевые потенциалы и характеры, а потому никто бы не делал ставку на заведомо провальный вариант. Руководство спортом в то время способно было просчитать и учесть многое. Организационная поддержка, действительно,  многое значит, но абсолютных гарантий не даёт.

Поколение Карпова, надо заметить, было весьма подмято не сдававшими позиции средневозрастными корифеями, которые сами в молодые годы были подмяты Ботвинником. В том, что перешедший 20-летний порог Карпов неплохо засветился на высоком уровне, прежде всего заслуга его самого. Трудно в то время было выделить мастеров и гроссмейстеров его поколения, обладающих хотя бы близким бойцовским потенциалом.

Вернёмся к фильму "Чемпион мира".  БОльшая часть двухчасового фильма посвящена непосредственно матчу 1978 г. в Багио. Пролог фильма - это обзор событий, предшествующих данному матчу. Этакая сумбурная пробежка по времени. Основой этой прелюдии являются попытки спортивного руководство СССР в лице министра спорта Градова (образ вымышленный и собирательный!) под каким-либо предлогом  сорвать (отменить или перенести) матч на первенство мира с Корчным. Последний на этапах претендентского цикла демонстрировал хорошую форму и боевой настрой: шутка ли, последовательно выбил Петросяна, Спасского и Полугаевского! Карпов же твердо настроен в игре подтвердить "подаренный" ему три года назад титул и потому отказывается участвовать в чиновничьих интригах, отдавая себе отчёт в том, что от результата будет зависеть его дальнейшая шахматная карьера. Более того, для подстраховки ответственный чиновник заготовил публикации для прессы, которые давали Карпову уничижительную характеристику в случае его поражения: мол, самонадеянный, безответственный и т.п.

Конечно же, ответственность была колоссальная: проигрыш Корчному - это же какой козырь в руках антисоветской пропаганды! Тем не менее, в фильме с этим явный перебор. Чтобы это понять, надо учитывать многие обстоятельства и детали той ситуации. Советская система не менее Карпова была заинтересована в спортивной, а не "бумажной" победе. Обычно после досадных неудач бывали серьезные разборы, вызовы "на ковер", увольняли ответственных руководителей, тренеров, но реально талантливые спортсмены продолжали выступать, имели шанс "реабилитироваться" и подтвердить своё реноме. Зачем кошмарить спортивные кадры, на подготовку которых тем же государством были потрачены колоссальные средства? Потому животный страх киношного министра спорта перед возможными проблемами выглядит неестественно и только дискредитирует советских спортивных руководителей.

Забегая вперёд, отметим, что история знает случаи довольно топорного вмешательства в ход соревнований. Можно вспомнить хотя бы организацию претендентского полуфинала Каспарова с тем же Корчным в 1984 г. Именно тогда (а не в 1970-х!) подобное стало возможным, т.к. стали проявляться кризисные явления во всех сферах жизни, что сопровождалось самодеятельностью и безответственностью руководителей и чиновников. Тогда под надуманным предлогом советское шахматное руководство (а-ля Фишер) отказалось проводить матч в назначенном Международной шахматной федерацией месте, и Гарри Кимовичу присудили техническое поражение. Однако, вскоре эта скандальная ситуация "чудным образом" была пересмотрена, полуфинал с Корчным состоялся, а Каспаров продолжил и успешно завершил путь к чемпионству. Есть вполне резонное мнение, что изначально кому-то там наверху было важно сохранить чемпионский статус за Карповым, а значит убрать из числа соперников юного и напористого гроссмейстера, пусть хоть и своего, а Корчной (уже во многом не тот, что в 1970-х!) вполне устраивал как потенциальный соперник.

Определенно могу сказать: проиграй Карпов тогда,  в 1978 году, Корчному - возможность вернуть "корону" зависела бы во многом от него самого. Никто бы ему играть не воспрепятствовал, не "утопил" бы, не "зарыл" и т.п.! К примеру, того же Спасского особо никто не тронул за то, что проиграл "корону" Фишеру: экс-чемпион мира продолжал выступать на высоком уровне, насколько позволяли силы и желание, а когда появилась возможность, тихо и вполне законно покинул страну. И это при том, что конфуз в 1972 году был, что называется, стопудовый.

Особенно раздражает, когда в фильме "Чемпион мира" предупреждения и угрозы звучат ну уж очень по-современному. С этим у создателей фильма тоже явный перебор. Киношный министр спорта в аэропорту, улыбаясь, обнимает Карпова на прощанье и при этом, в стиле криминального авторитета, шепчет угрозы. Киношный Корчной предстаёт вообще как нечто зловещее, с этаким металлом в голосе!.. Ну что это?.. Корону, мол, давай на стол... Непопадание в образ такое, что ныне покойный Виктор Львович точно уже не один раз "перевернулся".

Бесспорно, реальный Корчной отличался резкими поступками: устраивал скандалы, угрожал и т.п. Многие знают о его продолжительном межличностном конфликте с Петросяном, апогеем которого стал обмен ударами ног под столом во время полуфинального матча претендентов в 1974 году. Тем не менее на фотографиях и видеохронике мы видим Корчного совсем не худощавого с пронзительным испепеляющим взглядом, а невысокого, довольно плотного, с выражением в глазах грусти и усталости. Пойдет такой поздним вечером в весьма стрёмное место (петушиные бои!) в незнакомой экзотической стране?

Другое, не менее существенное, непопадание в образ касается главного героя - Анатолия Карпова. И здесь речь не только о полном внешнем несходстве (даже с прической перемудрили!). Прежде всего, мы видим совершенно другой характер, резко отличающийся от того, кого мы имели и имеем возможность наблюдать в многочисленных передачах, интервью и т.п. Реальный Анатолий Евгеньевич - человек внешне спокойный, умеющий сдерживать эмоции, говорит рассудительно, прямо-таки раскладывает всё по полочкам. Тогда в Багио ему было ни много ни мало 27 лет. В этом возрасте человек считается молодым, но уже был вполне зрелым, способным принимать решения на уровне лиц и обстоятельств. Кто-нибудь может представить себе Карпова срывающимся, орущим, маниакально целеустремлённым?! Создатели фильма представили. Их образ Карпова по темпераменту напоминает комсомольского вожака-максималиста, который любой ценой готов "перевыполнить план": дерзит бюрократам, орет даже на друзей, грубо обходится с женой и т.п. Невольно возникают ассоциации с манерой поведения Гарри Каспарова несколькими годами позже. Киношный Карпов выглядит явно моложе 27-ми: уж слишком он наивен и неопытен. К примеру, он искренне не понимает, почему Корчной по отношению к нему ведёт себя неэтично (что, мол, имеет против?), пытается как-то наладить с ним контакт. Создатели фильма  таким образом хотят показать, что вот, мол, мы с открытой душой, но раз вы так, то извините. Несерьёзно как-то.

Кстати, по поводу упомянутой жены Карпова... Известно, что реальный Карпов женился практически сразу после матча в Багио. Немного позже последовали развод и повторный брак. В том, что для сценария Карпова "женили" чуть пораньше, ничего предосудительного нет, хотя Вероника (имя жены вымышленное!) могла выполнить данную сценаристом миссию и в статусе невесты. Зрители же теперь могут гадать, кто является реальным прототипом Вероники: первая или вторая супруга Анатолия Евгеньевича.

Фильм также отличается обилием событий в сюжете, которых не могло быть, потому что, как говорится, не могло быть никогда и в принципе. По другому не скажешь.

Уже само начало фильма - многообещающее. Корчной в статусе чемпиона СССР даёт сеанс одновременной игры детям, начинающим шахматистам, среди которых Толя Карпов. Гроссмейстер "зевнул" ферзя, а юный благородный пионер в проигрышной позиции отказывается брать фигуру, получая взамен довольно унизительное и высокомерное нравоучение. Надо же показать, что цинизм и высокомерие изначально заложены в антигерое фильма. Насколько известно, похожий эпизод действительно был в биографии экс-чемпиона мира, только в реале "зевнувшим" ферзя гроссмейстером был Ботвинник (юный Карпов занимался в его шахматной школе). Одно дело, когда неискушенному подростку преподносит такой подарок постаревший шахматный мэтр, другое дело, чемпион страны в полной боевой форме.

Приезд Карпова к Бобби Фишеру на место самоизгнания последнего, чтобы уговорить играть матч на первенство мира, - типичное фэнтези. Карпов, по его собственным свидетельствам, реально встречался с Фишером в надежде убедить его играть матч. Но подобные встречи осуществлялись под строгим контролем официальных представителей. А в фильме... этакая неформальная встреча, сплошь романтика: морская гладь, катер, остров... Оказывается, они ещё и старые приятели: уж очень по-свойски общаются, и Фишер даже вроде как напутствует Карпова... Этакое торжество самодеятельности, о чем могли только мечтать оказавшиеся за границей советские спортсмены!

Уже в ходе матча киношный Карпов уходит, что называется, в самоволку из расположения делегации. Да и куда?! В какие-то темные закоулки, где отвязная публика беснуется на петушиных боях, там типа "забита стрелка" с Корчным. Во-первых, это само по себе пресекли бы в два счета, а во-вторых, подобная инициатива если бы и состоялась, то не осталась бы безнаказанной. В любой спортивной делегации в то время были "люди в штатском", которые обязаны были знать всё. Ведь ситуация, на самом деле, более чем скандальная: неформальный контакт с лицом, за спиной которого могут стоять западные спецслужбы!

Есть в фильме и чисто шахматная тема, которую авторы представили явно в контексте поговорки: "слышал звон - да не знает, где он". Имеется в виду окончание 17-й партии матча, когда Корчной с более предпочтительной позицией в цейтноте допустил грубейшую ошибку и "заработал" мат в три хода. (Этой позиции суждено будет пополнить сборники шахматных задач). В фильме всё карповское окружение с подачи спортивного обозревателя грузинского происхождения пришло в неописуемый восторг: да это же атака Мхедрули! танец коней! Целую "философию" на эту тему развели, типа: так играют настоящие джигиты... Для справки: в шахматном контексте "Мхедрули" (или "танец коней") - одна из тем выдающегося мастера задач и композиций Гии Надареишвили, где раскрывается атакующий потенциал играющих в связке двух коней. Да, изначально в позиции у черных (Карпова) были два коня и ладья - против двух ладей с пешками в придачу. Первым ходом жертвуется один конь, затем второй конь вместе с ладьей ставят белым спертый мат. И причем тут "танец коней"?

Самым драматичным в фильме, что в принципе справедливо, является спад в игре Карпова, когда ведя в счёте 5:2 (одна лишь победа оставалась до исхода матча!) он проиграл три партии. Счёт тогда сравнялся, интрига обострилась до предела, а подогретая восторженными комментариями страна затаила дыхание в недоумении от происходящего ("что с Толиком случилось!?"). В фильме это объясняется измотанностью Карпова от психологического воздействия противоборствующей стороны: бессонница, галлюцинации и прочие расстройства нервной системы. Вдобавок ещё змея в номере, шум от военных вертолетов...

Со всем вышеназванным можно было бы легко согласиться, если не знать одну историческую закономерность. В 1975 г. в финальном матче претендентов Карпов выигрывал у Корчного 3:0, на затем, на удивление многих, свёл разрыв до минимума. Количество партий в том матче было лимитировано: оставшиеся партии будущий чемпион мира вытянул на ничьих, сохранив преимущество в одно очко. В 1984 г. Карпов отстаивал чемпионское звание в матче с претендентом Каспаровым. Формула матча была та же, что в Багио (1978) и Мерано (1981): до шести побед без лимита партий. Карпов довел преимущество  до 5:0 (снова оставалось выиграть одну партию до полной победы!). Повсюду говорили: вот, мол, время Каспарова ещё не пришло, пусть у Карпова поучится. И тут, на тебе... 5:3 с дальнейшей изнурительной серией ничьих, в результате чего по беспрецедентному решению ФИДЕ матч прекращается, счет аннулируется, а через год в новом матче с Каспаровым Карпов просто проигрывает и отдает "корону". К тому времени снова была возвращена лимитная формула проведения матча. Реальный шанс вернуть "корону" Карпов имел в матче на первенство мира с тем же Каспаровым в 1988 году, выигрывая перед последней партией одно очко. Ему тогда достаточно было сыграть вничью: в шахматном арсенале есть варианты розыгрыша, которые "сушат" партии и лишают соперника возможности обострить игру. Но Карпов сделал невозможное: проиграл последнюю партию, счёт сравнялся, а при ничейном счёте в лимитированном матче чемпион мира сохраняет звание. Какие "змеи" тогда Карпову мешали?

Очевидно, что при всей своей незаурядности Карпов испытывал серьезную проблему: потерю концентрации в условиях тотального прессинга и груза ответственности. Парадоксальным образом отрицательно сказывались на его состоянии первоначальные успехи, которые он потом либо закреплял с большим трудом, либо вообще терял. Шахматы для Карпова так и не стали войной (в фильме Корчной орет, что шахматы - это война), но иметь дело ему пришлось именно с теми , кто "черпал вдохновение" именно в условиях межличностного противоборства и политического противостояния. Если Корчной использовал западные антисоветские медиаресурсы, то Каспаров во второй половине 1980-х гг. называл себя "дитя перемен" и активно участвовал в политической жизни на стороне так называемой "демократической оппозиции".

Очень много в фильме накрутили вокруг партии, ставшей последней при счёте 5:5. Команда Карпова аналитически приходит к выводу, что Корчной черными пойдет на обострение посредством защиты Пирца-Уфимцева. За этим следует сказка покруче. Карпов связывается по телефону с женой, чтобы та нашла в его бумагах блокнот с записью перспективного варианта в указанном дебюте и продиктовала ему буквы и цифры, в которых даже не разбиралась. Пока Вероника в Москве добралась до его дома... он ждал звонка, опаздывая на партию. Судья уже запустил часы, проходят волнительные минуты, все в недоумении: вот-вот и судьба матча будет решена, но тут появляется Карпов с выражением победной уверенности на лице, Корчной уже обескуражен... даже того самого варианта не понадобилось.

На самом деле всё было гораздо проще. Теперь уже Корчного захватил азарт на фоне последних успехов, и он проявил излишнюю самоуверенность. Логичнее было бы черным "засушить" ничью, взять своеобразную паузу и готовить удар белыми, но нет... желание быстро и красиво завершить матч привело к фатальной позиционной ошибке. Он ведь тоже был достаточно измотан. Карпову, можно сказать, повезло: использовал ошибку Корчного и, таким образом, решил исход матча в свою пользу. Каких-либо изначальных гарантий успеха в 32-й партии у чемпиона мира не было.

В фильме также показано, как активно Корчной использовал гипнотизёра: сидел в зале некий "дядя" и типа излучал в сторону Карпова какие-то флюиды. Но создатели фильма "скромно умолчали" о работе на стороне Карпова большого специалиста в области парапсихологии и гипноза, доктора медицинских наук Владимира Зухаря. Это была огромная головная боль для организаторов матча: удалять или отодвигать гипнотизёров по жалобам обеих сторон. Можно считать, что антишахматный потенциал обе стороны реализовали в равной степени.

В концовке фильма нам показывают как бы морально подавленного Корчного, пребывающего в затемненной квартире вместе со своей заграничной женой. Создаётся ощущение, что несостоявшийся чемпион скрылся от всех и уединился. Этот киношный прием также уводит зрителя от объективной оценки личности Корчного. Напротив, Корчной ещё долго продолжал играть на высоком уровне. Ему суждено будет выиграть следующий претенднентский цикл и снова встретиться с Карповым (1981, Мерано), правда, уже без серьезного сопротивления. А ещё через три года его претенднентский путь будет прерван в полуфинале будущим чемпионом мира Каспаровым. Участие же в других личных и командных первенствах просто не поддается учёту. Более того, Виктор Львович считается одним из шахматных "долгожителей": в 80 лет очередной раз стал чемпионом Швейцарии.

Что касается упомянутой жены Корчного, то ее реальный образ тоже не вписался в концепцию создателей фильма. По фильму даже нельзя понять толком, кем претенденту приходится периодически регулярно отсвечивающая молодая спутница. А ведь заграничная жена Корчного Петра Лееверик, во-первых, была пусть и не намного, но старше его самого, во-вторых, была фактическим руководителем его делегации, делала от его имени заявления с упорством и категоричностью познавшей лагерную жизнь антисоветчицы. Для сюжетной гармонии следовало бы показать работу команды Корчного, а то его окружение словно манекены, а он выглядит как волк-одиночка, что опять же вводит зрителя в заблуждение.

В фильме довольно много действующих лиц, задействованы популярные и узнаваемые актеры, но полноценные игровые образы создают разве что Константин Хабенский (Корчной), Иван Янковский (Карпов) и Федор Добронравов (отец Карпова). Сюжетную линию, связанную с последним, как раз можно считать довольно сильной. Заметен своей игрой Виктор Сухоруков, хотя рамки для его персонажа - руководителя советской делегации Батуринского - весьма ограничены. Остальные действующие лица выполняют чисто статистическую, или техническую, функцию: по сути, их бы могли изобразить кто угодно.

Тренерский штаб Карпова в целом воспринимается прямо как одно лицо  и напоминает, скорее, молодежную группу на творческом конкурсе: то непомерный боевой задор ("до кровавых соплей"!), то паника и отчаяние. Вряд ли реальные Юрий Балашов и Игорь Зайцев могли выглядеть так примитивно: в отзывах о них всегда подчеркивались талант, интеллигентность и работоспособность. А в фильме Карпов в припадке отчаяния позволяет себе в грубой форме высказывать тренерам-секундантам претензии в том, что они расслабились и не выдают никаких идей. Не менее примитивным и как бы болтающимся в сюжетной канве выглядит Михаил Таль. Такое ощущение, что его образ использован лишь для того, чтобы вбить в голову зрителя плохо запоминающееся отчество: в команде почему-то только к нему одному подчеркнуто обращаются по имени-отчеству - Михаил Нехемьевич.

Авторитет экс-чемпиона мира Таля в то время в среде любителей шахмат, помню, был колоссальный. В своё время он многих покорил красивым комбинационным стилем игры, сопровождающимся обычно жертвами качества. Именно с его персоной, в первую очередь, ассоциировалась тренерская команда чемпиона мира. А в фильме... отсвечивает этакий невысокий шустрый дядечка, похожий на реального Таля лишь лысиной, прикрытой прядью черных волос, - и не более того. За гримом даже не узнать Буратино в почтенном возрасте (Дмитрий Иосифов).

К организации и проведению матча в Багио непосредственное отношение имел глава Шахматной федерации СССР, летчик-космонавт Виталий Севастьянов. Мы не видим в фильме какого-либо его участия и поддержки, когда главного героя прессуют чиновники, а тот как бы в одиночку противостоит всему этому негативу. Зато создатели фильма объявили его выход аккурат к сюжетной развязке. Миссия дважды Героя Советского Союза (в исполнении Дмитрия Миллера) - организовать для чемпиона мира стрессоразгрузочную прогулку после того как претендент сравнял счет в матче, типа: а ну, мол, его!.. махнем-ка в Манилу на баскетбол, за наших поболеть!

Что касается образа Леонида Ильича Брежнева (в исполнении Александра Филиппенко), то тут сказать особо нечего. Это вполне в духе современного киношного тренда - втыкать в сюжет главу государства (хоть на несколько секунд), где требуется хоть как-то обозначить участие высшего руководства. Кажется, ещё немного - и можно будет уверенно сказать, что Брежнева из актерской среды не изобразил только ленивый.

Музыкальным фоном фильма "Чемпион мира" является довольно ритмичный ретро-шлягер "Темп" (в исполнении Софии Ротару). Вроде как и зритель должен поддерживаться в тонусе, и шахматные баталии представляются не менее страстными, чем атлетические виды спорта. Всё бы ничего, но... Обычно в фильмах используют либо специально написанную музыкально-песенную тему, либо известные мелодии тех лет, в которых происходят сюжетные события. Песня "Темп" из документально-игрового фильма "Баллада о спорте", действительно, была очень популярна в нашей стране накануне, во время и после московской Олимпиады. Как принято сегодня говорить: звучала из каждого "утюга". Но во время матча в Багио эту песню не знали, т.к. даже Спартакиада, ставшая основой указанного фильма, состоялось годом позже.  Поэтому указанный аккомпанемент современниками не может восприниматься естественно, а более поздние поколения просто вводит в заблуждение и зачастую просто "режет" слух.

Матч на первенство мира по шахматам в Багио, бесспорно, является важной вехой как в спортивной, так и политической истории. По накалу и драматизму вряд ли можно найти аналогичные ему баталии в шахматном мире. Он оставил заметный след в публицистике и литературе. Впечатлениями делились многие, кто имел отношение к организации и проведению матча, причем с обеих сторон. Для адекватного восприятия данного события как в целом, так и в деталях и нюансах можно рекомендовать хотя бы "В далёком Багио" (Карпов, Рошаль), "Тогда в Багио" (Кикнадзе), "Антишахматы" (Корчной). Рассмотренная в данном очерке киноверсия матча в Багио слишком примитивно и порой неадекватно представляет событие. С художественной точки зрения фильм также ничего оригинального не представляет, а потому через некоторое время о нем мало кто вспомнит.