Непутёвые заметки Армейские Германия 1

Сергей Анисимов Кыштым
Немного позже Эмилия Ивановна Колоссовская вновь обратилась ко мне с просьбой рассказать о местах, где довелось служить. Пришлось по горячим следам восстанавливать события. С этой целью набросал черновики и сделал вставки в свой текст из библиотечных книг. А как воссоединить разрозненную информацию в единое целое?  Какой вид придать? И мне пришла в голову интересная мысль оформить все накопившиеся записи как обычные письма, адресованные другу.
Решено. Вскоре семь готовых рассказов были отправлены на суд преподавателя.
Сейчас, перечитывая сохранившиеся в музее страницы, заново переживаю то время и те чувства. Я мысленно возвращаюсь в прошлое и становлюсь намного моложе.

***

Письмо первое

Дорогой друг! Решил прибегнуть к эпистолярному жанру, чтобы ознакомить тебя с моим пребыванием на германской земле. Поделюсь чувствами, впечатлениями, замечаниями – всем, к чему прикасался и что видел.
Государственную границу пересёк первого августа тысяча девятьсот девяностого года, ближе к полудню. Дотошного осмотра, который себе мысленно представлял, так и не было. Вдоль вагонов бегло прошли двое военных, которые сделали соответствующую отметку в служебном паспорте. На душе стало как-то пусто и холодно. Пробивала нервная дрожь. Только глядя на крупный фиолетовый штамп, я отчётливо осознал, что оказался на чужбине.
Первым населённым пунктом, возникшем на моём пути, стал пограничный город –
Франкфурт на Одере. На сегодняшний день он насчитывает восемьдесят пять тысяч жителей. А на самой реке расположен порт.
Подробнее опишу железнодорожный вокзал, где пришлось провести несколько часов. Он представляет собой удобное здание в современном стиле, с подземными переходами к платформам. В глаза бросается безупречная чистота и идеальный порядок. Привычный и обязательный для нас зал ожидания отсутствует вовсе. Не видно томящихся пассажиров и многочисленных чемоданов. Люди, вероятно, прибывают на автотранспорте незадолго до отправления поезда. Радует глаз достаточное количество компактных тележек для перевозки багажа, как на самих платформах, так и в помещениях вокзала. Кстати, обслуживающий персонал немного владеет русским. Они вежливы в общении, но всё же языковый барьер чувствуется довольно остро. Как только доберусь до места назначения – непременно начну оттачивать знание немецкого языка, к которому так безответственно относился в школьные годы.
До отправления поезда оставалось достаточно времени и я, сдав багаж в камеру хранения, отправился бродить по неизвестным доселе улицам. Гида-переводчика со мной, естественно, не было, но как его не хватало! Поэтому самостоятельно созерцал всё вокруг. Стемнело. Пришлось возвращаться.  Обратный путь пролегал мимо многочисленных магазинов. Оторвав взгляд от очередной зазывающей витрины, я с удивлением обнаружил рядом медленно проезжающую патрульную машину, следящую за каждым моим шагом. Покупательский интерес вмиг пропал. Чтобы не вызывать подозрения у блюстителей порядка, взял прямой курс на вокзал. На ходу сделал для себя ещё одно небольшое открытие – у немцев отсутствуют гаражи. Машины попросту припаркованы на обочинах, около домов и на автомобильных стоянках.
С наступлением сумерек город вымер, движение практически прекратилось. Последние прохожие ускоряли шаг, торопясь скрыться в своих уютных квартирах. Откуда мне было знать, что немцы ложатся в постель рано, в девять часов вечера, а уже в пятом часу утра собираются на работу. Не могу умолчать ещё об одном увиденном мною существенном отличии. На окнах отсутствуют ночные шторы. Но при этом каждое имеет своё лицо, благодаря искусно подобранным тюлевым занавескам и натёртым до блеска оконным стёклам.
Несмотря на позднее время, у привокзальной площади шла бойкая торговля сосисками, пивом, различными закусками. Всё это великолепие предназначалось для снующих в разных направлениях пассажиров и провожающих лиц. Смешивающиеся запахи бессовестно раздражали обонятельные рецепторы и вызывали чувство голода. В помещении вокзала круглосуточно работал продуктовый магазин. От обилия товаров на полках зарябило в глазах. Поначалу я силился скрыть удивление, но мои старания были тщетны. Вскоре подошла молоденькая продавщица и предложила помощь в нелёгком выборе. Создалась неловкая ситуация, ведь покупать ничего не хотелось. Намеревался зайти просто так, как в музей, чтобы убить время. Отступать было поздно, поэтому решительно показал пальцем на витрину, под стеклом которой находилась упаковка конфет, по форме напоминающая пачку банкнот, на сумму в десять тысяч немецких марок. Она то и стала моей первой покупкой. Сладости моментально были съедены, а коробочку оставил как сувенир. С той поры отдаю предпочтение супермаркетам.
Извини, дружище, впечатления настолько эмоциональные, что трудно собраться с мыслями и написать последовательно. Наконец прибыл поезд. Вагоны двух классов. Символами обозначены места для курящих и некурящих людей, матерей с колясками и инвалидов. Предусмотрено и продумано всё, чтобы не вызвать чувство дискомфорта. Внутри каждый вагон разделён на несколько застеклённых купе, рассчитанных на четверых пассажиров. Висит информационная табличка с надписью на трёх языках, предупреждающего характера. И повсюду навязчивая реклама. Наконец сигнал отправления подан. За окном замелькали плантации хмеля, который широко используется в пивоварении…
Вскоре я впал в глубокий сон, и лишь скрип тормозов и возня соседей по купе вернули меня к реальности происходящего. За чисто вымытыми стёклами подвижного состава возник промежуточный пункт –  город Лейпциг. Остаток ночи пришлось провести на вокзале в томительном ожидании поезда, следовавшего к цели моего назначения – в Веймар. На рассвете сяду в нужный вагон, в полном соответствии с проездным билетом, и помчусь вдаль, чтобы вновь вернуться.
На этом этапе прерываю своё повествование. Непременно жди продолжения истории в следующем письме.
                Твой друг