Кризис патриархата Кн 4 часть 3 Под родной крышей

Нина Похвалинская
   
       Глава 1. Любовь по проводам

     Снова, засучив рукава, как после смерти мамы, Люба принялась наводить порядок в запущенном хозяйстве отца. Накупив продуктов, растопила печь, поставила у огня горшки и чугуны с первыми и вторыми блюдами, у жерла печи-кормилицы на старой, бабушкиной, "волшебной" чугунной сковороде напекла гору блинов, раскрыла баночку сметаны и позвала Егорку с крыльца, где он, покачивая изредка коляску со спящей Алёнкой, что-то читал.
     - Ужинать будешь? Или отца дождёшься?
     - Буду! Давно, кроме яичницы ничего не ел...
     - Чай будем сегодня пить из электрического чайника, а завтра найди мне старый мамин, вернее бабушкин, самовар, я его отчищу. Будем, как при маме, пить чай из самовара. Ну, как, вкусно?
     - Я такого никогда не ел! Научилась готовить! Володе нравится?
   
     - Он по три раза на своих дежурствах государственную пищу потребляет, конечно, и я стараюсь повкуснее накормить, когда он дома. Расскажи, как учишься, тебе всего год остался, потом в техникум поступать придётся, там стипендия появится, выкрутимся. Дневник покажешь?
     - Да, чего его смотреть, троек много. Но по русскому, литературе, истории одни пятёрки.
     - Гуманитарий, значит! Сочинения писать умеешь?
     - Даже на конкурс послал, первое место занял и его в районной газете напечатали. Хочешь знать о чём?
     - Конечно!
     - Папа рассказал мне о последнем этапе войны, когда он всех удивлял своей "морзянкой". Один раз он по телефону переговорил с какой-то телефонисткой из штаба. Оказалась молоденькая девушка. Вот, они переговариваться начали, даже договорились встретиться после официального объявления о долгожданной нашими солдатами капитуляции фашистской Германии. Её позывной был "Ромашка".
     - Чего замолчал? Встретились?
     - Нет, никогда не видел её, только слышал, говорит, до сих пор её голосок в ушах то шепчет, чтобы никто посторонний не услышал, то смеётся звонко, то стихи читает... Она поэтесс любила, наизусть много стихов помнила, из газет вырезала. Такая вот была девушка... А папа даже фотографии её никогда не видал, но заочно полюбил. Убили её, уже под Берлином сражались, говорит все, кто из штаба  приезжал, чуть не плакали, её вспоминая... Молоденькая, весёлая, перед солдатами иногда выступала со стихами. Я рассказ так и назвал: "Любовь по проводам." Нравится?
     - Очень! Молодец!
    
     В дверь кухни постучали, она распахнулась, влетели Таня и Галочка, пришедшие с поезда, бросились обнимать и целовать Любу. Тут же раздался голос проснувшейся Алёнушки из комнаты. Егорка бросился туда, вынул племянницу из коляски и вынес на кухню:
     - Знакомьтесь! Мы с ней уже подружились! А я с друзьями в кино сегодня договорился сходить. Фильм про войну будет. А вы пойдёте?

    - Сегодня - нет! Поговорить нам обо всём надо, с малышкой подружиться, позаниматься... Первенькая она у нас, деточка. - Говорила Таня, выхватывая ребёнка из рук Егорки.- Иди уж! Не курить, пиво не пить, скверных слов не говорить! Восьмиклассник он у нас теперь, выпускник будущего года...
     - Наслышана уже, одни тройки... Какой тут техникум! Дневник его видели?
     - Уничтожил, наверное, там и двоек полно было: по черчению, по физике, по химии, - с огорчением добавила повзрослевшая за три года Галя.- Мамы нет, отец всё по женщинам гостит, никак не нагуляется.
     - Выпивает?
     - Бывает. Кто за него пойдёт? Нас - четверо, мы ему мешаем, уже взрослые... Да и комната только одна на всех, не больно-то приведёшь. А ты-то как, Люба? Пишешь редко, мало, понять ничего нельзя, - сказала Таня, уже играющая в "ладушки" с племянницей.- Как там Володя, почему одна?
     - Алёнку купать и кормить надо, поможете? И вам, глядишь, пригодится.
     - Естественно! - в один голос откликнулись сёстры и молодо расхохотались.

       Глава 2. Выход из безвыходного положения
     Алёнка, чистенькая, сытая и уставшая от новых впечатлений, крепко спала, а сёстры вели откровенный разговор. Люба рассказала им и о своей самой близкой подруге Таисии, которая нашла при стирке в кармане у мужа любовное письмо и  в неудержимом гневе хотела убить будущего ребёнка, вызвав преждевременные роды... Хорошо, что Люба вовремя пришла, успокоила, вызвала врача из части. Теперь вот Тая растит чудесную, умную и красивую девочку. Поделилась и своим семейным несчастьем: внезапно вспыхнувшей и у её мужа Володи непреодолимой любви к бывшей подружке из детского садика. Он три года назад всем понравился в их лесном зверосовхозе. Ей даже позавидовали... Теперь она - мать Алёнки, оскорблённая в самых лучших своих чувствах, даже не всплакнула, держалась изо всех сил.

     - Не знаю, что и делать?! Здесь оставаться - никакой перспективы. Работы нет, своим не хватает вакантных мест, я в очереди в магазине справлялась. И Егорке помочь надо... А отец, из-за своей слабости  скатился до нищенского состояния. Нахлебницей у них быть не могу, работы нет, жилья нет, а тут ещё и мы.
    
     - Как это нет?!- вспыхнула боевая младшая сестра,- у тебя есть квартира, две комнаты, почти все удобства. Володя, сама говоришь, чаще всего на работе. Места вам хватит. Там и работу, может быть, найдёшь, всё-таки городок покрупнее. Забирай Егорку, там школа, поможешь ему с учёбой, а он тебе - с Алёнкой.  На очередь в ясли сразу вставай, а до этого няню найдёшь, старушку. Развода ты ему не давай, пока дочка грудная. Не давай, ишь какой нашёлся влюбчивый! Дурь это на него нашла. По пьянке! И мать у него-дура: "Вот, мол, на кем тебе надо было жениться!" Они, видите ли с "ейной матерью" были лучшими подругами. Пили,поди-ка, вместе... Мать её  похоронили в сорок пятом, эту девку увезли куда-то в Сибирь, она через двадцать пять лет заявилась с мужем-шофёром и трёхлетним сынишкой и "новую любовь" закрутила на их глазах. Ни стыда, ни совести... Тебе, Люба, конечно, трудно. Словно в душу плюнули и тебе, и твоей подруге Таисии. Но, видишь, она не растерялась, по душе себе нашла хорошего парня... Так и ты действуй! Через невозможное - вперёд!

     - Такие, как наша мама, рано умирают...- Вступила в разговор и Татьяна.- Не хватает нам их мудрости, не случайно ты её во сне увидала перед отъездом отсюда, предупреждала она тебя, а ты по-своему сделала. Вот и не верь народным приметам! Тысячелетиями знания ПРЕДКИ накапливали, а мы всё считали суеверием, боялись, что из комсомола нас попрут. Мы же все внуки священника...

     - Все тогда на меня навалились: и вам он понравился, и сумел всем нашим знакомым в душу влезть. Своими "корочками" меня восхитить постарался. Попробовал бы, как мы,нищенствовать в самые лучшие молодые годы. Он на ГОСУДАРСТВЕННОМ СОДЕРЖАНИИ ВОСЕМЬ ЛЕТ проучился, а не так как мы, на полуголодном существовании и донорской сдаче крови государству. А свои "красные корочки" прекрасно оправдал на практике, применив все тактические приёмы и стратегические задачи в "борьбе с противником". Ведь не хотела я замуж выходить, у тёти Аси просила совета. В Москве в МГУ набирали молодёжь на стройку, льготы были для поступления на любой факультет в вечернее отделение... Опять встал передо мной "квартирный вопрос"! Права Тая, нельзя нам после такой войны, с такими потерями, в бессловесных необразованных рабынь превращаться, хватит.
     - Теперь скажем изменникам и тиранам: "Нет!" - воскликнула Галя.

     - Помните, как инвалид, папин дружок-пьяница кричал на свою жену: "Да на одного меня - восемь баб по статистике! К кому хочу - к той и пойду!" Советские женщины всю войну на своих плечах пронесли, нам жизни спасли, да и новые жизни дали. Вот и поумирали многие, как наша мама в её, ещё молодые годы, - расплакалась, наконец, Люба после всех перенесённых невзгод, трудностей и незаслуженных обид, - Ведь прошло всего три года, как поженились, а он уже губу загнул, как сказала наша тётя Ася.
     - Слёзы спрячь! - приказала повзрослевшая Галочка.- Ты для нас всегда была примером, как для тебя - Шура... Вспомни о Егорке, ведь он весь в чирьях, как вы в войну. Это - только от неправильного питания. Ему хуже нас,трёх сестёр,тяжелее пришлось. Я и то маму почти не помню, а он вообще не знает, что на свете бывает материнская любовь. Хоть у тебя поживёт, поймёт немножко. Только отца обижать не будем, не надо ничего лично твоего ему рассказывать! Всё, Люба, у тебя хорошо, только не с кем оставить ребёнка, чтобы сходить в магазин, вот так вот я предлагаю подойти к решению этой проблемы... Тебе помощь нужна родного человека хотя бы на этот учебный год! И Егорка почувствует себя старшим более ответственным. Это ему будет очень полезно. И подкормишь его маленько...
     - На том и порешим! А теперь всем - спать! Ты, Люба, ложись отдыхать, ты же кормящая мать, тебе отдохнуть надо! - Распорядилась Таня.- Вон Егорка идёт, мы его накормим, в кладовке ему постелим, а то и на сеновал уйдёт, поспит на свежем воздухе.
    
       Глава 3. Ещё одна напасть...

     Утром Люба проснулась вся разбитая. Галя заглянула к ней за ширму, дотронулась до лба ладошкой, ахнула. Побежала за своей сумочкой, достала аппарат для измерения давления, посчитала пульс. Словом, действовала как будущий фармацевт.
     - Ого! - сказала она на кухне Тане. - Надо немедленно что-то решать. Придётся вызвать Володю. Она, ведь, кормящая. Наверное, результат стресса и переутомления. Легко ли одной с ребёнком. Я пойду в амбулаторию. К врачам! Посоветуюсь. Если получится, на дом приглашу, Егорка пусть срочную телеграмму Володе отправит.
      
     Вошёл позёвывающий Егорка.
       - Ну, как вы тут без меня? - Услышав о том, что Люба внезапно опасно заболела,нахмурился.- Я сразу сначала на почту, а потом на велосипеде в Бимери смотаюсь, папу поищу, а вы тут врача вызывайте. Приготовьтесь...
       Он быстренько проглотил вчерашние котлеты, запил чаем с лимоном и уехал. За ним последовала Галя, побежала в амбулаторию.
       - Ну, как ты себя чувствуешь? Грудь не болит? Молока хватает? - Таня вздохнула.
       - Сегодня поменьше, чем обычно. Сцеживать, наверное надо... А у меня сил нет...
       Скоро пришла запыхавшиеся Галя с молоденькой практиканткой.

       - Рассказывайте всё подробно!- Прослушивая лёгкие, распорядилась врач.- И до родов, и роды, и послеродовой период... Делитесь всем со мной, вам легче станет. Не надо в себе держать неприятности. Не беспокойтесь, я никому ничего не расскажу...
       - Да уж, всего хватило. Вы, Таня и Галя, не слушайте, а то будете всего бояться и замуж не пойдёте... Верить никому не будете...
       - Не могло Вас на Волге в "Метеоре" прохватить ветерком?
       - Нет, я сразу в каюту ушла. А может это быть результатом переутомления?
Да ещё стрессы: то кризис в Карибском море, а муж - доброволец, заявление сразу же написал... То ненормальная соседка сунула дочке, без меня, крашеную анилиновой краской шерстяную варежку "пососать". Отравила! Специально отравила! На пятнадцать минут я в магазин пошла за свежим творогом.  А мы два месяца после этого приводили в порядок  животик в больнице. Да и зимняя коляска пуд с гаком весит, муж у кого-то купил, намучилась я с ней, на 5 этаж вносить. Надорвалась, наверное, мне сказали, что больше трёх килограммов не поднимать, нельзя...
       - Да, трудно ребёнка на одной паре рук вырастить...Без всякой помощи... Когда кормить прекратить думаете?
       - Я утром кормлю и перед вечерним сном. Днём: лёгкий суп, пюре овощное или картофельное, кашку, немного сметаны даю. Компот ей делаю, киселёк, компотик. Ночью не кормлю, она у меня давно приучена, спокойненькая. Понимает, что мне трудно. Помочь мне некому: сёстры - студентки, брат - в восьмой перешёл. Вот думаю его с собой взять, хоть в магазин сбегает и то помощь. Вот только бы папа согласился...
       - Меня пригласите, я с ним поговорю! Все говорят, отец у вас - хороший, интеллигентный, поймёт.
       - Папа и Егорка едут, уже близко. Поговорите с ним, помогите нам!

       Утром приехал Володя. Увидев Любу за самоваром, он хмыкнул недовольно:
       - Мать так и сказала: "Не езди! Ничего с ней не случилось.Приманывает."
       - Может поздороваешься сначала? Тебе здесь никто плохого не сделал. Сам,
без приглашения сюда приезжал свататься. Я тебе не навязывалась. А вот ты своё "честное комсомольское" слово давно забыл. Или мне это только приснилось? Чай пить будешь?
       - Уже наливаю,садись, Володя. Поговорим,- примиряюще сказала Таня, а Галя добавила:
       - Руки помой с дороги. Алёнушка пока спит. Мы перепугались. Врач сказала: "Стрессы, сплошные стрессы. Вместо радости. Такую дочку родила, выкормила, спасла от опасного заболевания. Это надо же грудному ребёнку химическое  отравление устроить. А ещё врач, из Риги.Стрелять таких надо! Как Люба всё это выдержала? Ты, наша Любушка, героиней была и героиней продолжаешь жить. Возьми книжку, накинь мамин пуховый платок и пойди, посиди на скамеечке среди папиных цветов, а мы поговорим спокойно, разумно, всё Володе расскажем. Скоро Алёнушка  проснётся, а ты пока отдохни без ребёнка.
       - Спасибо за совет, так и поступим. - Она взяла книгу "Как закалялась сталь" с папиной этажерки, сделанной его руками, с мамиными кружевными   салфеточками на каждой полке и вышла в палисадник... Здесь ей показалось, что цветы приветливо закивали головками, камешки, украшающие дорожку заблестели, словно обрадовались встрече. Подул лёгкий ветерок, покачивая слегка макушки деревьев. На ограду села сорока-белобока,словно желая побеседовать по душам.
       - Как здесь мне хорошо, - вздохнув прошептала ей Люба,- искупаться бы, да нельзя... Ещё простуды добавилось бы. Надо будет на могилку мамы сходить. Алёнку ей  показать, не известно, когда в следующий раз приеду. Как ты посоветуешь?
       Но птичка взмахнула крыльями и полетела, отдохнув, по своим важным делам.
       - Ну, вот даже не побеседовали...- огорчилась Люба. -А раньше мы
 с тобой общались, я тебе зёрнышки приносила, помнишь?

       Она полистала книгу, нашла все свои карандашные пометки и закладки. "Вот человек был! Николай Островский! Настоящий мужчина и защитник. Умную женщину нашёл, всю правду о себе рассказал. Не повезло, такого мне не встретилось. Жизнь показала явление наоборот... Наукой обозначено как "патриархат". Господство сильных физически и подлых по сути. А у нас даже руки связаны детьми, да к тому же ещё и воспитанной в нашей семье порядочностью."

     Глава 4. У свекрови в гостях

     - И чего поволокся, Вовка, говорила тебе, ничего с ней не случилось. Только деньги на дорогу зазря потратил. И так бы приехала, невелика барыня...
     - Врач сказала, что это у меня от переутомления. Вы же к своей дочери сразу же поехали помогать и сейчас собираетесь второго её ребёнка на свои руки принять. А чем же я хуже? Вот братишка мне помогать будет. У нас школа недалеко, хорошая. И с Эстонией познакомится: другой народ, другие обычаи, другое совсем воспитание. Ему будет полезно сравнить. Разовьётся, следующим летом поступать в техникум надо будет, я с ним позанимаюсь. Он ведь с шести лет у нас без мамы.
     - Вот и я ему сказала: сначала сама навязалась, потом своего ребёнка на шею посадила, теперь брата,  ещё и пьяницу-отца содержать придётся...
     - Вот уж это вы зря, уважаемая Наталья Александровна, - еле сдерживаясь, возразила Люба.- Ты нашего папу пьяным, Володя, хоть раз видел? Скажи своей маме. У нас в зверосовхозе и во всех окрестных деревнях его уважают. Сколько выпускников мне встречались, с восхищением его вспоминали. А вот в вашей семье мне очень часто пришлось выпивки наблюдать. Даже не могу высказать своих горьких наблюдений, слов не хватает... Давайте-ка спать укладываться, завтра утром нам в дорогу. Впереди у меня поиски работы, просьбы у начальников о месте в яслях для нашей Алёнушки. Снова для меня круговерть начнётся...
    

     5. После "счастливого отдыха"
 
    ...Наконец-то они дома после состоявшегося отпуска.
     - Ух! - Вздохнул Володя, ставя небольшие чемоданчики на пол. - Схожу в магазин, надо поесть что-нибудь купить.
     - Можешь пока прилечь, я тебя позову, когда всё приготовлю...
     - Когда ты сумела запастись, я и не заметил.
     - А у меня теперь помощник есть, братишка! Так что мне будет гораздо легче управляться и на кухне, и дома, и с ребёнком. Подрастёт Алёнушка, будет мне первой помощницей. Ничего, справлюсь! Вот увидишь...
     Люба быстро отварила шпикачки, в чугунной сковороде поджарила до румянца картошку с луком и морковкой, нарезала салат и поставила на огонь воду для компота из лесных ягод, уложила дочку и пригласила мужа:
     - Пойдём я тебя накормлю, ванну всем принять надо  будет после дороги. Но это - вечером, а сейчас душ и в постель! Мне ещё квартиру вымыть надо от пыли. И откуда она взялась?
     - Я тут на досуге всё продумал: значит, я занимаю маленькую комнату, Алёнка пусть спит там же, со мной, а вы уж с братом...
     - В проходной, то биш, в гостиной. За ребёнком-то в спальню зайти можно или сам выносить мне её будешь?
     - Там видно будет...
     - Развода я тебе пока не дам! Вот братишку в техникум устрою и тогда, летом, разведёмся. Но паспорта я тебе в руки не дам, устроюсь на работе, в сейфе хранить буду, чтобы ты меня и дочь прописки не лишил. А то ещё этой твоей подлости не выдержу, молоко в голову бросится, оставлю мою Алёнушку сиротой... Нет, не дождёшься! Лучше пойду по бюрократам угол просить ради маленького беззащитного ребёнка. И так еле выжила. А ты уж намечай сам себе дальнейший путь с твоей новой невыразимой литературными словами "любовью". Хотела бы посетовать: вот, мол, не послушала маму, которая ко мне во сне приходила и предупредила, что ты совсем не тот, а я пошла по "комсомольской дорожке". Выходит, что Космос-то умнее нас и тем более вас: обманщиков, изменников, матерщинников и пьяниц, как твоя мамаша. Вот бы она сейчас порадовалась на тебя: кормящую женщину из спальни выселил! На полу спать буду, но всё, всё выдержу. Будет и на нашей улице, будет настоящий праздник,хотя и без тебя... Вот увидишь, клятвопреступник, как ты дальше жить начнёшь. Напомнить, как в тюрьму чуть не попал? Выходит, не надо было мне тебя удерживать. Как же! Офицера для страны сохранила. И для дочки отца... Ошиблась, больше не буду. Егорка, я тебе постелила, ложись, отдохнуть надо всем после дороги. А у меня дел ещё не перечесть, не путайтесь под ногами.
    
     Люба переоделась в халатик, сшитый руками тёти Нины и начала уборку с прихожей, закрыв дверь в гостиную. На площадке послышались голоса. Она накинула  свой дождевичок и выглянула. Перед их дверью стояла совсем незнакомая женщина.
     - Вы к кому? Только говорите тише, мы - с поезда, устали, у меня все спят... Вам что-то подсказать надо?
     - Мне стало известно, что вы в школу приходили, хотели на место старшей пионервожатой устроиться. Это - так?
     - Да! Я была у директора, оставляла ему заявление...
     - Никому не говорите о нашем разговоре. Я - учительница начальных классов, но свободного места не было, я согласилась и работала пионервожатой. Но эта работа не для меня. Не нравится она мне. А сейчас освободилось место в первом классе, я хочу перейти, но мне нужна замена. Понимаете? А вы, мне сказали, культпросвет закончили с отличием. Вот вам это подойдёт гораздо больше. Но действовать надо немедленно. Берите документы и к директору! Идёмте, я вас немного провожу. Только обо мне - ни слова!
     - Но я с дороги, не одета...
     - Вот так и идите, в плаще, дождливо сегодня.
     Люба сняла сумочку с гвоздя. Там были все её документы, и они прямиком отправились в школу.
     - Ваши соседи сказали мне, что у вас маленький ребёнок? Да?
     - Надо искать няню.
     - И в этом я вам помогу, вот, я написала адрес: недалеко от вокзала живёт тётя Рая. Она работала в школе, но дочка подарила ей внука, она ушла на пенсию.
Вам сегодня же после школы надо зайти к ней. Она нуждается в деньгах, пенсия маленькая, дочь и зять работают на железной дороге. Разъезжают,а она остаётся с ребёнком. Поговорите с ней. Может, она и вашу девочку возьмёт. Будут играть вместе. Ну, вот я вас и довела. Идите прямо к директору и соглашайтесь на всё. Там видно будет. На первых порах я вам буду помогать.
     - Спасибо вам.Всё так плохо было в последние десять дней, а теперь немножко прояснилось. Как вы считаете, неужели Бог всё-таки есть?
     - И Ангел-Хранитель тоже!- улыбнулась новая знакомая. - Только мы с вами об этом не должны говорить по должности. Особенно ученикам и родителям. Ну, пока!
 
     6. КТО НА НОВЕНЬКОГО?:

     - Сергей Иванович, вот решила зайти. Скоро начало учебного года. Документы свои захватила на всякий случай. И у меня к Вам просьба: со мной будет жить мой брат Егор. Он с шести лет без матери. Она у нас умерла, а отец израненный, контуженный, курит, иногда выпивает, ещё и сквернословит. Брат должен учиться в восьмом классе.  Поэтому он нуждается в моей помощи и надзоре. Он гуманитарий, труднее даются другие дисциплины. По характеру очень застенчивый. Я буду следить за его успехами, помогать ему восполнить пробелы в знаниях, я хорошо училась... А он должен поступить в техникум во что бы то ни стало. У него авитаминоз,отец плохо его кормил. Вот такие у меня задачи.
      - Больше проблем нет?
      - К сожалению, есть! Портфель и все учебники я ему купила. А вот одежды и обуви нет. Муж и его мать против того, чтобы он жил со мной. А я не работала, маленький ребёнок у меня, мы живём здесь недавно. Даже занять денег не у кого... Мне надо работать во что бы то ни стало. Теперь у меня двое детей. И оставить его с отцом я не могла: на ржаном хлебе и маргарине... Ищу работу, ищу няню и буду вставать на очередь в ясельки. Вот теперь, кажется, я вам всё рассказала.  Брата я не брошу, даже через угрозу развода. Он - сирота, не помнит, что такое мать... Его надо пожалеть и помочь встать на ноги... Вот пришла к вам посоветоваться. Куда обратиться, как найти работу.
      - Так. Вы подавали мне заявление о том, что хотели бы работать в школе пионервожатой. Я помню. И это вы приезжали к нашим первым классам на "Гастроли"?
      - Да, это - я. Показом "Зайки-Зазнайки" всё и закончилось. У меня родилась дочка и переехали из Тапа сюда, в Раквере. Только я закончила Культ-просвет-школу после десятилетки, училась два года, работала Художественным руководителем Районного Дома Культуры, Дома офицеров, помощником библиотекаря и вела театральный кружок в Доме железнодорожников. Имею благодарности. Но педагогического опыта у меня мало, хотя росла среди родственников-учителей. Это мой недостаток.
      - Для должности старшей пионервожатой ваше образование - почти идеально!
      - Ну, что ж! Я рада. У вас есть вакантное место?
      - Для вас? Да! Только пока не говорите никому, это надо согласовать в Роно.  Теперь по поводу одежды Вашего брата. У вас есть документы, что он - сирота?
      - Да, есть.
      - Ну, вот что... Сейчас вы пойдёте к классному руководителю.  Это на втором этаже. Молодая, выдержанная, у неё хороший родительский комитет, она поможет вам решить все вопросы.  Я завтра с самого утра утрясу приём вас на работу с начальством. Пишите официальное заявление, оставляйте трудовую книжку и характеристики, и приложите Грамоты. Секретарь вам выдаст документ об ответственном хранении. Она сейчас подойдёт после обеда. А вы пока - к классному руководителю.
      

     Люба поднялась на второй этаж и увидела у окна двух женщин: одна была темноглазая, загорелая, красивая в строгом дорогом костюме. Классная руководительница, - догадалась она. Пожилая, тучная, скорее всего чья-то бабушка, руководящая родительским комитетом класса, а то и школы. Она направилась к ним, сдерживая себя изо всех сил, чтобы не расплакаться под конец своего посещения школы. Надо было держаться: "Я умею держать себя в руках!" - повторяла она про себя несчётное количество раз... Но сегодня ей дорого давалось кажущееся спокойствие.
     - Вы, наверное, ко мне? - догадалась смуглянка. -Новенькая? Откуда?
     - Новенький! Из-под Казани...
     - Далековато залетели. Комсомолец?
     - Да! Егор, Егорка, мой младший брат, сирота. В шесть лет потерял мать, отец изранен и контужен... Брат будет жить со мной. И учиться в этой школе. Я была у директора, он направил меня к вам для решения всех вопросов.
     - Да, у нас на весь район одна русская школа, и дневная, и вечерняя...
     - Не буду вам мешать! Пойду домой. Меня там уже потеряли, - улыбнулась чья-то бабушка, медленно уходя по длинному коридору.
     - Меня, наверное, тоже, -вспомнила Люба, представила оставленную впервые надолго дочку и слёзы потекли неудержимым потоком. - Извините, я оставила маленькую дочку и вот переживаю, как она там без меня...
     - Всё понятно! Поэтому сразу - главное!
     - Мне сказали, что первого сентября на линейке надо быть в эстонской полной школьной форме. А у брата вообще нет приличной одежды. Я везла его в своём старом спортивном, голубом костюме. И не знаю, где взять денег. Вот и плачу. Ума не приложу. И дочка, наверное, без меня плачет...
    
     - Ну, это уж совсем не обязательно. Завтра сможете ко мне подойти? Мы отправимся в магазин, возьмите и брата на примерку. Подберём всё-всё: форму, обувь осеннюю и сменную для школы. Затем пальто осеннее, форменное. Нужна спортивная одежда.  Портфель и учебники есть?
     - Да, я ему купила.

     - Ещё один нюанс: у нас обязательное обучение эстонскому языку. Дети у нас почти все знают эстонский язык. Учебную литературу всю возьмёте в школьной библиотеке. Он какой язык изучал? Немецкий. У нас прекрасная учительница немецкого языка, она же будет заниматься с ним индивидуально эстонским.И ещё: не забыть завтра прийти к открытию магазина. Всё примерим, отложим и оплатим из директорского фонда через банк. Школа вам поможет. Ваш отец за Эстонию не сражался?
 
     - Нет. Был ранен  в Московской битве, на Лужском рубеже, в Сталинграде и дошёл до Берлина через Кёнигсберг...
     - Поможем! И братишку подтянем. Я математику преподаю, постараюсь подогнать хотя бы на четвёрку... И одеть поможем, и обуть, и накормим обедами, и слово доброе скажем, и  приласкаем. Только вы больше не плачьте. Вам ещё дочку вырастить надо. Поберегите себя, ладно?
     -Ладно. Просто сейчас всё навалилось, а муж в этот трудный момент подвёл, разводом грозит... Вот я и не сдержалась ...

     - У меня в классе много не полных семей. Ничего, справимся! У нас всё-таки социализм, и мы фашизм германский победили... Будущее за нами! Вот так вот!


     Глава 7. День знаний и мужества

     Когда Люба прибежала домой и стала открывать дверь, прислушалась: дочка заливисто смеялась... У неё отлегло от сердца. На разостланном ватном одеяле сидели её "дети", хлопали в ладоши и заливались весёлым смехом. Оказалось, что Егорка играет с дочкой в "пуговки".
     - Ты не волнуйся, - сразу сказал Егорка.- Мы играем. Я выбрал пуговицы покрупнее, объяснил, что пуговки нельзя брать в рот и удивился, что она меня поняла. В руки берёт, но в рот не тянет. Я слежу за ней.
     - Вы поели?
     - Да! Алёнку я покормил во время из того, что было взято из детской кухни.
     - А сам?
     - Меня покормил Володя. Посуду я помыл, теперь вот играю, как видишь...
     - Значит, покормил Володя... Не ожидала от него такого подвига...
     Дверь открылась, вышел  муж, "пока муж" - добавила она про себя.
     - Можете поздравить меня: я устроилась на работу с завтрашнего утречка, нашла няню, сейчас мы пойдём перед сном погулять,зайдём познакомиться. Она живёт недалеко, договоримся обо всём, Егорка, ты пойдёшь со мной. Алёнку тоже возьмём знакомиться, пусть привыкает.  Я только переоденусь, устала безумно. Весь день в плаще проходила.
     - Ела?
     - Нет, не до того было: подала документы. Ты, Егорка, будешь учиться, а я рядом - у меня уже есть кабинет старшей пионервожатой. Завтра пойдём с тобой и классной руководительницей в магазин подбирать тебе школьную эстонскую форму.
     - С фуражечкой?
     - Ты уже и об этом знаешь?
     - Ребята во дворе сказали...
     - Радуйся! Я написала заявление и директору, и классной руководительнице..
Кстати, её зовут Зоя Николаевна. Зоя - это жизнь. А Николаем звали нашего дедушку и бабушка очень просила маму назвать тебя Николенькой. Но папа упёрся, ни в какую... А я сильно подозреваю, что бабушка тебя заочно крестила. Но она умерла вскоре после твоего рождения... А дед умер от голода в сорок четвёртом. Я тебе как-нибудь расскажу о них. Хорошие они были... И папа был хороший, но его испортили контузия, война и водка с куревом. Мама нам с Таней рассказывала очень много о нём: и спортсменом-атлетом, и красавцем он был, и отличным музыкантом. Они вместе когда-то учились в университете... Но об этом - потом... Одевайте, готовьте коляску, Алёнку! А я в кухню.
      - Только чай,- подумала Люба.- Есть не хочу. Опять у меня началась старая история... Это - всё нервы...

     ...И они уже шагают по аллее, вот и поворот к дому няни. Она встретила их приветливо.
     - Вот какая невеста у моего Петеньки появилась! - улыбнулась няня. Угости девочку печеньем! Как ты умеешь! Вот молодец. Он у нас не жадный. Скажи, как меня зовут: "Ба-ба!" А тебя, молодой человек?
     - Меня Егор. Я уже в восьмом классе.
     - А меня зовите тётей Раей. Я привыкла. Егор, значит, ты частенько будешь забирать её домой?
     - Только не опаздывай, а то я волноваться буду...
     - Ничего, если я вам задаток не сегодня дам? Завтра пойдём одевать Егора, а после этого я вам заплачу, из того, что у меня останется.
     - Да я много с вас не запрошу. И накормлю тем, чем и внука потчую. Видите, какой он у нас румяный, да спокойный.
     - Алёнка тоже хорошая девочка. Всё кушает, кроме бананов. На бананы у  неё аллергия... И на горшочек чаще всего просится... И спокойно засыпает без всяких сосок.
     - Они у меня наиграются, вместе и спать уложу, вместе и кормить буду. Не беспокойтесь!
     - Вы подумайте, сколько я вам должна буду за уход, муж после  отпуска в кассе взаимопомощи возьмёт. Вот выйдет на службу, а потом и я получать начну...
     - Договоримся...
     - Мы домой пойдём, я сегодня целый день в разбегах, намучалась... а завтра к девяти подойдём...
     - Мужа тоже бы повидать надо, а то понадобится, придёт, а я и не узнаю...
     - Уверяю вас, это будет очень редко. У него всякие боевые дежурства. Я на него даже не надеюсь.      
      
     ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...