Исторический календарь. 30 декабря

Аркадий Кузнецов 2
  1865 г. Родился Редиард Киплинг. Британец, служба которого оказалась связана с колониальной Индией, очень остро выразил в своём творчестве мироощущение человека той эпохи:

Далеко ушли едва ли
Мы от тех, что попирали
   Пяткой ледниковые холмы.
Тот,  кто лучший лук носил, -
Всех других поработил,
   Точно так же,  как сегодня мы.
      ("Общий итог". Перевод К,Симонова)
  1896 г. В канун Нового года приходится опять вспомнить о трагической годовщине. 100 лет назад был казнён Хосе Рисаль - руководитель движения за независимость Филиппин, поэт и прозаик. Многие островитяне наизусть знают его "Последнее прощание":

Прощай, моя отчизна! Ты жемчуг в тёплом море,
На Тихом океане необретённый рай.
Я жизнь тебе вручаю, исполненную горя,
Была б она счастливой,  я и тогда б, не споря,
Её с улыбкой отдал, чтоб счастлив был мой край.

...Родные Филиппины,  печаль моих печалей!
Спокойно говорю я последнее прости.
Я ухожу влюблённый, такой же, как в начале,
Прощаюсь с угнетеньем,  прощаюсь с палачами,
С собой хочу лишь веру и верность унести.
           (Перевод Евг. Долматовского)

  Рисаль - национальный герой Филиппин.  Бурю протестов в своё время вызвала предпринята при президенте Маркосе попытка отменить обязательное изучение его произведений в школе. Радикально настроенные общественные деятели неоднократно предлагали переименовать островное государство, название которого напоминает об испанском короле Филиппе II, в Рисалины.
  1922 г. Делегации советских социалистических республик приняли в Москве Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Предполагалось,  что СССР будет ядром будущей мировой социалистической Федерации...
  Потом привыкли к тому, что СССР - "страна". Так привыкли, что до сих пор ещё не всем легко почувствовать себя россиянами,  казахстанцами или эстоноземельцами. (Задним числом думается:  указали бы,  по крайней мере, в названии, на каком пространстве находится СССР, - может быть, иной была бы судьба этой аббревиатуры...)

              Что ещё происходило в этот день.

  1916 г. Убийство Распутина.
  1947 г. Провозглашение Румынской Народной Республики.

Родились:

40 г. - Тит
1819 г. - Теодор Фонтане