3. Анзерский отшельник

Ирина Жгурова
3. Анзерский отшельник

Запомнились слова: «осоловеть на Соловках», что значило «полюбить Соловки». Значит, полюбить и Анзер. На встречном столбовом указателе цифра «2» обозначила две соловецкие версты. Одна соловецкая верста равнялась длине окружности стен Соловецкого монастыря и составила одну тысячу восемьдесят четыре метра. 
В начале семнадцатого века закончилось строительство Соловецкой крепости, ставшей северным форпостом России.
 Каждое лето прибывал многочисленный отряд стрельцов, привозивших с собой старших сыновей. Поступали сезонные наймиты. Монастырь на время превращался в шумный средневековый город с мирской суетой. Поэтому-то монахи ушли в тишину леса без благословения игумена, но не все были готовы для подвига уединения. Это в наше время трудники привезли аккумуляторы и газовые горелки для облегчения сезонной работы на островах. Монахов, уходивших в лес без разрешения, одолевали искушения, поэтому игумен Иринарх возвратил всех в монастырь.

Соловецкий инок Елеазар всё же получил благословение игумена, который увидел в Елеазаре духовную зрелость и благословил его уединение на острове Анзер. Монах Елеазар (мирское имя Елисей) пришёл в Соловецкий монастырь из города Козельска и по благословению игумена прибыл на берег мыса Кеньга Троицкой губы, к которому приплывали лодки с большого Соловецкого острова. Желание стать отшельником зрело в нём издавна. 

По прибытию Елеазар дошёл к пустырю у заброшенной солеварни. Лес, поставлявший дрова и защищавший от морского ветра, был вырублен предшественниками. Монах ушёл вглубь анзерского леса на поиски места отшельничества, отмерив пешком две соловецкие версты, и остановился в пУстыни, которая получила название Елеазаровой. Подвижник построил келью возле озера Круглого. Когда он страдал от тяжких дум в одиночестве, перед ним явилась Пресвятая Богородица, подав ему трость и четки: «Мужайся и крепись, Господь с тобою. Напиши на стенах кельи: «Христос с нами уставися».  И появился обычай у анзерских отшельников -  писать эти слова на дверях келий. Глагол «Уставити» означал – удержать.
 
Пожив в уединении, Елеазар принял от подвижника Фирса постриг в схиму и перешёл жить к берегу у Троицкой губы. Рукотворные деревянные чашки и ложки приносил к морской пристани, затем возвращался в келью. Мореплаватели забирали уникальную резную посуду и оставляли запас еды. Если Елеазар не успевал забрать продукты, их растаскивали ушлые чайки.

Елеазару являлись откровения. Он рассказывал о знамениях игумену Иринарху, а тот, будучи в Москве, поведал об этом патриарху Филарету и его сыну Михаилу Феодоровичу, который предложил строить на Анзере монашеский скит, потому что при таких знамениях необходима церковь. По благословению Филарета и разрешению царя в 1620-м году была построена деревянная церковь в честь Святой Троицы. Царица Марфа, мать царя, внесла пожертвования на строительство. Был устроен придел к Троицкому храму в честь греческого святого Михаила Малеина -  учителя Афанасия, основателя Афонской Лавры. Так монах Елеазар отблагодарил Михаила Феодоровича построением придела в честь небесного покровителя царя.

... Елеазар, отложив топорик, сказал братии: «Сейчас на смертном одре лежит наш игумен Иринарх, поспешу к нему, но по воле Божией не застану его в живых.» Отправился в монастырь и, не успев попрощаться с почившим игуменом, похоронил его.  Ныне остался ростовый образ игумена Соловецкого преподобного Иринарха в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы над Святыми вратами.

...В Троице-Сергиевой Лавре служил келарем соловецкий монах Александр, отвечавший за трапезу, управление вотчинами, хозяйство, снабжение и приём важных гостей. Ныне на Соловках келарь – ответственная должность по снабжению и хранению запасов, а в то время келарь был на уровне министра. Когда царь Михаил Феодорович с ним поделился о скорби, то монах Александр ответил, что знал молитвенника на острове в студёном море за лесами, за горами, за озёрами. Царь впервые узнал о том, что недалеко от Соловецкого острова есть маленький остров, где и жил подвижник Елеазар. 
 По совету духовника царь письмом пригласил в Москву святого Елеазара для молитвы о даровании наследника престола.

...Получив письмо от царя Михаила Фёдоровича с просьбой прибыть в Москву, Елеазар собрался быстро, потому что навигационный сезон краток, а июль подошёл к концу. Навигация длилась август-сентябрь, поэтому торопился успеть в Москву и вернуться в скит до штормового октября.  В Москве доложили о прибытии старца, и   Елеазар встретился с царём Михаилом Феодоровичем, который поведал ему о своём горе: в царской семье рождались только девочки, а по закону престолонаследия нужен мальчик. Россия пережила смутное время, соборно выбрали царя. Но наследник не появлялся, а девочка не имела права на престол. Назревали народные волнения. 
Михаил Фёдорович спросил Елеазара: «Слышали мы, что всё что ты у Бога не попросишь, Бог слышит тебя и дарует тебе просимое.» 
Елеазар, выслушав царя, ответил: «Не печалуйся, ясно как Божий день, дарует тебе Господь чадо мужеского пола.» 

Царь молился, отдавал пожертвования в монастыри и последней надеждой доверился старцу: «Верую твоему глаголу, но пока не исполнится тобой обещанное, поживи в Чудовом монастыре».  Не отпустил его на Соловки, и Елеазар остался в Москве, пока 10 марта 1629 года не родился долгожданный наследник Алексей Михайлович. В Москве смиренный старец переписывал книги, раздавал их монахам, обучал грамоте.
Радости царской четы не было предела, они предлагали Елеазару остаться в Москве игуменом столичного монастыря или занять кафедру епископом.  Монах отказался: «Отпусти меня на Анзер, мне милее моего острова ничего нет». Царь отпустил его, подарив облачения, рукописные книги, денежные пожертвования. 

Анзерский святой решил судьбу России молитвенным вмешательством, построил первый храм в честь святой Троицы, и был основан Троицкий скит.
На Анзер пришел новый подвижник – московский священник Никита Минов, который стал любимым учеником преподобного Елеазара. Никита принял монашеский постриг с именем Никон в Троицком скиту, в Троицком храме. Здесь он пребывал три года.

Московский престол перешёл к благочестивому царю Алексею Михайловичу, пожелавшему увидеть анзерского святого. Старец с трудом прибыл в столицу к государю, потом вернулся на остров. Состарившемуся Елеазару помогал его ученик Никон, ставший потом митрополитом Новгородским. Таким образом Елеазар повлиял на судьбу этого человека.
Патриарх Никон вёл строгую подвижническую жизнь, ежедневно читал Псалтирь, клал тысячу поклонов и служил водосвятный молебен. Он опасался нечистых явлений, кропил святой водой келью и её окрестность.

Слава о подвижнической жизни святого Елеазара привлекла к нему новых сторонников безмолвного уединения. Преподобный ввёл строгий иноческий устав. Так началась история Анзерского Свято-Троицкого скита. Прожил преподобный Елеазар до 13 января 1656 года и был похоронен у южной стены Троицкого храма. Перед кончиной Анзерский старец изложил в рукописи опыт духовной жизни.



Соловецкий Архипелаг. 15 июля 2022.   

(Продолжение следует)

 В папке "Спаси и сохрани" На авторской странице.  Ссылки могут не работать

1. Мягкая дорога на Анзер
http://proza.ru/2022/10/26/590   
2. Тропа сквозь Анзерский лес
http://proza.ru/2022/10/29/472
3. Анзерский отшельник
http://proza.ru/2022/11/01/1267
4. Эпоха Анзерского возрождения
http://proza.ru/2022/11/08/1537
5. Анзер. Пустынь среди леса
http://proza.ru/2022/11/15/1700
6. Анзер. Тропа на высокую гору
7. Северная Голгофа
8. Антимит Соловецкий
9. Анзер. Путь к причалу