Дети возврату не подлежат. Часть 1

Виктория Романюк
    


    -Ирка!!! А ну глянь, что я нашел!-подал голос Олег, который усердно рылся в большом мусорном контейнере.
 
   В руках мальчик держал некогда белую блузку в подозрительных пятнах и без пуговиц.  Он на глаз прикинул размер и решил , что Ирке должно подойти.  Девочка обследовала содержимое  соседнего бака, надеясь отыскать   остатки еды. Она лениво повернула кудлатую голову в сторону Олега  и бросила:

   -Я думала ты покушать  чего нашел, у меня кишка кишке фигу  показывает- капризно протянула Ирка , рассматривая блузку -  брось ее, вон, гляди ватник выбросили, он хоть и грязный, но теплый, пойдет.  Вот же непруха сегодня, мы даже хлеба кусочка не нашли...

    Ирка и Олег   отметив девятилетие,  пару месяцев как приехали на курильский остров  из сахалинского детдома.  Их приняли в разные семьи. Олега усыновила бездетная пара и вот же случился промысел Божий, с появлением в доме мальчика , приемная мать забеременела. Ирку удочерила одинокая работница рыбзавода, решившая, что женское счастье обошло ее стороной. Жизнь и этой труженице  уготовила подарок- с приездом Ирки,   к ней  стал захаживать местный кочегар, да как- то незаметно  прижился. Ирка в одночасье превратилась в обузу, о чем истопник не упускал случая ей сообщить.
 
    Дети, чувствуя свою ненужность , пустились во все тяжкие, прогуливали занятия в школе, промышляли мелким воровством, грубили.  Их сегодняшняя вылазка на помойку в поисках еды, закончилась без результата.  Ирка ревела и жаловалась Олегу, что  кочегар  тяжел на руку и скор на расправу. Что вчера ей досталось  за то, что стырила мелочь у соседей по бараку.  Олег слушал с сочувствием, вспоминая как за ужином потянулся  за картошкой и получил от приемного отца по руке, при этом мужчина сердито выговаривал, что это для беременной, на всех  добавки  не хватит.
 
   Голодные, прихватив  дурно пахнущий ватник,  они решили выловить идущую на нерест горбушу и  запечь ее в костре.  Дети дошли до бухты Оля, туда, где рыба сплошным потоком заходит на нерест из моря  в реку.  Они долго возились, пытаясь руками ухватить скользкую рыбину, получалось плохо,добыча ускользала, била хвостом по рукам ,  но ребята  не сдавались. Промочив обувь и кургузые прохудившиеся  курточки, они все же добыли рыбину и бросили на берег. Олег оглушил ,,живое серебро" и нашарив в кармане спички, отправил Ирку искать сухие ветки. Сам же занялся поисками газеты, но кругом было чисто, в бухту редко заглядывали сельчане. Тогда Олег , проверил карманы ватника и  нашел там ветошь и свернутую в несколько раз местную  газету ,,Маяк".   Костер нехотя разгорался, веток было явно маловато , пришлось  Ирке снова идти в заросли искать подходящую древесину.  Когда  хворост прогорел, дети палочками закопали рыбу в горячие угли  и стали ждать.  Ирка все время нетерпеливо спрашивала:

  -Уже готово?

  - Нет, сырая еще, погоди- отвечал Олег.
 
  - А не сгорит?- беспокоилась Ирка-  а ну как  одни угли останутся?
 
   Олег не выдерживал и вынув горбушу, снимал пробу: ,,Сырая еще"-  сообщал он  и закапывал пресную  еду обратно в золу.

  -Олег, а я видела, как местные пацаны ловили чилимов,  а потом ели прямо сырыми...-снова подала голос Ирка.

  - Чилимы? Это что?

  - Так креветки, а они выловят и сырыми едят, голодные , наверное. Они и рыбу как добудут, икру из нее выдавят, посолят,  пять минут ждут и едят.

  - Не, не от голода они, дома - то их от пуза кормят, я сам слышал, в школе хвалились. Выпендриваются друг перед  другом, круто это, сырое съесть.

    Когда , наконец, рыба изготовилась, Ирка хищно вцепилась в горячее мясо, ела с жадностью, Олегу даже казалось, не жуя и  не обращая внимания на кости.    Он накинул на плечи девочки  ватник, а сам старался не думать о холоде, о настойчиво заползающем под куртку студеном морском  ветре.
 
   - Картошечки бы!-мечтательно сказал Олег.

   - И хлебца - то как хочется-  жалобно поддакнула Ирка, уплетая свою порцию- может сопрем в магазине , а? Ты только продавца отвлеки, а я уж не оплошаю!

    Олег посмотрел во   все еще голодные глаза девочки и кивнул.

    Дети  шагали по слабоосвещенному  поселку, темнело рано, осень.Дороги как таковой не было- грунтовая , вся  в колдобинах  узкая полоса , хорошо, если за день грузовик проедет, а так- тишина. Они никак не могли привыкнуть, что идти следует по деревянным настилам, часто прогнившим от постоянной сырости, что тротуаров здесь нет, а обувь годится только резиновая, круглый год.
 
    Олег первым зашел в магазин, дождался, пока покупатели уйдут и подступив  к прилавку, принялся рассматривать полуторакилограмовые кирпичи хлеба и выпечку- сладкую сдобу, источающую запах ванили и корицы , горячую, только из печки.  Булочки , посыпанные маком , с аппетитными  вкраплениями изюма, теснились на деревянных  полках.
 
   - Чего уставился? Деньги у тебя есть?- неприветливо обратилась дородная тетка- продавец к Олегу.
 
    Мальчик тут же сделал испуганные глаза и тыча пальцем в пол закричал:

    -Крыса! Крыса!

    -А-ааааааа!!!!!- заполошно заорала  тетка  и метнулась на поиски грызуна.
 
   Ирка, ожидавшая за дверью на улице,  услышав условный сигнал про крысу, забежала в магазин, и воспользовавшись суматохой, схватила румяный хлеб. Она прижала добычу к груди, прикрыла ватником и бросилась наутек, Олег выбежал следом.  Продавец смекнула, что ее провели, разразилась отборной бранью и поспешила вслед за убегающими воришками. Она размахивала руками, выкрикивая на бегу все новые проклятия и не заметила  невесть откуда взявшийся бугорок.  Ее грузное тело всколыхнулось,  подпрыгнуло, наткнувшись на внезапное препятствие и рухнуло прямо в дорожную пыль.
 
   Дети бежали не оглядываясь и  в сгущающейся темноте не сразу заметили показавшуюся из- за угла дома  без малого двухметровую фигуру местного Аниськина- Пал Палыча.  Участковый проживал на острове давно, имел супругу и мальчишек близнецов  семи лет отроду. Приехал на остров по распределению, прижился, да так и остался здесь, поселившись в двухкомнатной квартире старой деревянной постройки.   Ирку с Олегом он  знавал по их ,,подвигам" в школе, куда его пару раз  вызвали  на происшествия: то деньги из сумок у учителей стырят, то еду у одноклассников из портфелей стащат.
 
   Пал Палыч среагировал моментально, он преградил путь Ирке, крепко ухватив ее за ватник.  Девочка попыталась вырваться, заорала, заплакала, призывая Олега в помощь.  Мальчик налетел обидчику  со спины и заколотил  , пытаясь отбить Ирку, отвлекая внимание на себя.  Палыч, не выпуская из рук Ирку, ухватил Олега за ухо и сильно сжал. Пацан заорал благим матом от боли и прекратил драться.

  - Так, голубки- сообщил злым шепотом участковый- набедокурили? Сами в отделение пойдете или как преступников в наручниках вас вести?

  - Сами-хором ответили ребята и поплелись  за сердитым Палычем.



                Продолжение следует.