Мой Блок

Сергей Путилин
     Имя Александра Александровича Блока самое яркое в плеяде замечательных поэтов Серебряного века. О том, что в русскую литературу пришёл гений, стало понятно  с первых его стихов. Удивительно, но все поэты, современники Блока,  признавали его первенство, посвящая ему   полные восхищения стихи.

     У раннего Блока всё о любви. Сборник «Стихи о Прекрасной Даме»   окутан зыбкой, неуловимой атмосферой тайны. Стихи очень мелодичны, красивы, но не всегда понятны. А впрочем, наверное, и не всё должно быть понятно в поэзии. Быть может, удел поэта — тревожить самые тонкие струны души, не давая читателю погрузиться в обыденность, показывая духовные  горизонты, которые глазами не увидишь, разумом не всегда поймёшь. Стихотворения из сборника «Стихи о Прекрасной Даме» нравятся мне просто потому, что они красивы и романтичны:

     Вхожу я в темные храмы,
     Совершаю бедный обряд.
     Там жду я Прекрасной Дамы
     В мерцаньи красных лампад.

     В тени у высокой колонны
     Дрожу от скрипа дверей.
     А в лицо мне глядит, озаренный,
     Только образ, лишь сон о Ней.

     Блок был символистом, и для него, как и для других представителей  этого течения, в образе Прекрасной Дамы, «величавой Вечной Жены» воплощалось некоторое божественное начало, которое могло спасти мир, возродить людей к новой, совершенной жизни.

     Поэт жил в трудную и важную для России эпоху. Как и все великие поэты,  он не мог не быть пророком и предвидел, подобно Гамаюну,  и «казней ряд кровавый», и «злодеев силу», и «гибель правых». Живя в «страшном мире», он так хотел верить в светлое, спасительное начало, и эта его вера воплотилась в стихах о России.

     Тема Родины Блоку видится в временнОм, историческом развитии. Особое внимание поэта приковано к Куликовской битве — переломному моменту в жизни России. Об этом замечательный цикл «На поле Куликовом». Стихотворения цикла написаны от первого лица, лирический герой — участник событий, он ещё не знает, чем окончится битва, но ощущение необычайной важности, значительности происходящего не покидают его. Он понимает, что его ожидает трагическая участь, и готовится принять её мужественно и достойно:

     Я - не первый воин, не последний,
     Долго будет родина больна.
     Помяни ж за раннею обедней
     Мила друга, светлая жена!

     Молчаливое участие природы в происходящих событиях, её сочувствие русским воинам невольно обращает нас к одной из самых великих книг русской литературы - «Слову о полку Игореве». Вот как начинается первое стихотворение цикла:

     Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
                И моет берега.
     Над скудной глиной жёлтого обрыва
                В степи грустят стога.

     И дальше:

     Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
          Степную даль.
     В степном дыму блеснет святое знамя
          И ханской сабли сталь…

     И вечный бой! Покой нам только снится
          Сквозь кровь и пыль...
     Летит, летит степная кобылица
          И мнет ковыль...

     Родина у Блока — воплощение женственного, божественного начала. «О, Русь моя! Жена моя!» - восклицает поэт. Святое женственное начало покровительствует русским воинам, и в этом залог их грядущей победы:

     И с туманом над Непрядвой спящей,
         Прямо на меня
     Ты сошла, в одежде, свет струящей,
         Не спугнув коня.
     Серебром волны блеснула другу
         На стальном мече,
     Освежила пыльную кольчугу
         На моем плече.
     И когда на утро, тучей черной
             Двинулась орда,
     Был в щите Твой лик нерукотворный
           Светел навсегда.


     В более поздних стихотворениях любовь к Родине становится сродни некрасовской любви-ненависти. Особенно показательно в этом смысле стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно...», где дан обобщённый образ русского человека, совмещающего в своей душе пороки (пьянство, корыстолюбие) со стремлением к светлому, к Богу. Поэт заканчивает стихотворение признанием в любви к Родине:

     Да, и такой, моя Россия,
     Ты всех краев дороже мне.

     Однако образ Руси таинственной, не осознающей своих великих сил, словно зачарованной, остаётся ведущим в творчестве Блока. Так в стихотворении «Русь» нет ни намёка на то, что Россия — много веков уже христианская страна. Напротив, языческие колдуны, «ведуны с ворожеями», ведьмы, кажется, властвуют в ней. И даже поэту не дано до конца понять её, он останавливается в недоумении, восхищаясь непостижимостью её бытия.

     Живую душу укачала,
     Русь, на своих просторах ты,
     И вот — она не запятнала
     Первоначальной чистоты.

     Дремлю — и за дремотой тайна,
     И в тайне почивает Русь.
     Она и в снах необычайна,
     Ее одежды не коснусь.

     Стихотворение «Россия» обращает нас к знаменитому гоголевскому образу  Руси-тройки. Пейзаж  незаметно перетекает в портрет — и вот уже перед нами русская женщина:

     А ты все та же - лес, да поле,
     Да плат узорный до бровей…

     Божественное, светлое начало, заявленное в раннем творчестве  Блока, сливается с образом России, и святая вера в великую судьбу родной страны не покидает поэта в самые тяжёлые минуты. Однако настоящее, «страшный мир» и трагическая судьба  поколения глубоко волнуют его. Уже в 1903 г.  Блок пишет стихотворение «Фабрика», где, кажется, до конца и сам не осознав, делает великое открытие: всё в мире построено на обмане слабых сильными, бедных богатыми. Величайшая несправедливость мироустройства, засасывающая людей тина обыденности будут всю жизнь терзать душу поэта. Он старается противопоставить как спасение любовь и поэзию. Об этом его стихотворения «Друзьям», «Поэты».

     Нет, милый читатель, мой критик слепой!
     По крайности, есть у поэта
     И косы, и тучки, и век золотой,
     Тебе ж недоступно все это!..

     Ты будешь доволен собой и женой,
     Своей конституцией куцой,
     А вот у поэта - всемирный запой,
     И мало ему конституций!

                («Поэты»)

     О трагической  власти обыденности и моё любимое стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека...». Сколько тоски, обречённости в этой, казалось бы, незначительной зарисовке. Читая стихотворение, вижу бесконечно утомлённого бессонницей поэта, прижавшегося лбом к холодному стеклу, а за окном всё то же, то же самое, от чего, кажется, не может спасти даже смерть:

     Умрёшь — начнёшь опять сначала
     И повторится всё, как встарь:
     Ночь, ледяная рябь канала,
     Аптека, улица, фонарь.

     Первая мировая война — величайшая трагедия в жизни блоковского поколения — внесёт в его творчество мотивы безысходности. Об этом стихотворение «Рождённые в года глухие», посвящённое поэтессе З. Н. Гиппиус. «Мы — дети страшных лет России», - скажет Блок, и в этих словах звучит пророчество, хотя первая мировая война только началась и всё самое страшное: революция, разруха, гражданская война, гибель близких и друзей, собственная безвременная  смерть —  ещё впереди. Но быть пророком — великая и трагическая участь настоящего поэта. И этому своему предначертанию Блок оставался верен всю свою жизнь.