Инесса на сундуке

Вадим Ирупашев
       У моего приятеля Бориса умерла теща. И не было бы в этом ничего необычного, все тещи в конце-концов умирают, но теща Бориса, надо признать, оказалась необыкновенной женщиной. А обнаружилась эта необыкновенность уже после ее кончины. И об этом стоит рассказать.

       Приятель мой Борис сошелся с Раисой года два тому назад, это у него третья или четвертая подруга, я уж и со счета сбился.
       Захожу я к «молодым» частенько, поболтать, чайку попить, а то и рюмочку пропустить. А какие они молодые, Борис-то с Раисой, это уж вам судить. Борису аж за семьдесят, а Раисе, судя по внешнему-то виду,  поди, уж за шестьдесят перевалило.
       И вот, что удивительно, поначалу-то я и не знал, что с ними и мама Раисы живет.
       Но как-то зашел я к своим добрым друзьям, и когда в прихожей переобувался в домашние тапочки, вдруг услышал: «Молодой человек, а вы знаете сколько мне лет?»
       В прихожей никого кроме меня не было и, видимо, вопрос был обращен ко мне. Но непонятно было, откуда голос, да и вопрос какой-то странный.
       Я огляделся: вдоль стен коробки с каким-то хламом, утварь бытовая, в углу сундук с кучей старой одежды. И показалось мне, что куча на сундуке шевелится, и какое-то невнятное бормотание услышал, как бы из кучи-то этой доносящееся. Признаюсь, как-то мне и не по себе стало. И чтобы не искушать судьбу, поторопился я покинуть прихожую.
       И как вошел я в комнаты, так сразу к Борису и обратился за разъяснениями, мол, кто у вас в прихожей на сундуке-то обитает, гостей пугает.
       Вот Борис-то и сообщил мне, что в прихожей на сундуке лежит мама Раисы, Инесса Константиновна, ночью она спит в своей комнате, а днем предпочитает лежать на своем любимом сундуке, укрывшись старой шубой. И покидает Инесса Константиновна свой сундук лишь для того, чтобы на кухне съесть сосиску и стакан молока выпить, другой-то пищи старушка не признает.
       И предупредил меня Борис, Инесса Константиновна старушка безобидная, но есть у нее одна странность, озабочена она своим возрастом, не может вспомнить сколько ей лет и от этого впадает в нервное состояние. И когда видит в доме незнакомое лицо, обращается к нему с вопросом, сколько ей лет. Но достаточно сказать Инессе Константиновне, что лет ей «много-много», она и успокаивается.
       И удивил меня Борис сказав, что и Раиса не помнит сколько лет ее маме. Знает, что много, возможно даже около ста. И видя мое недоумение, Борис пояснил, что лет десять тому назад пропало в доме портмоне Инессы Константиновны со всеми ее документами. И можно было бы восстановить хотя бы паспорт, да все как-то недосуг, да и надобности-то в паспорте никакой не было. Инесса Константиновна-то из дома уже много лет не выходила, а пенсию за нее Раиса по доверенности получала, старушка-то как бы уж порвала все связи с миром.
       А мне случилось увидеть воочию Инессу Константиновну лишь однажды, все в той же прихожей.
       По этическим причинам описывать внешность Инессы Константиновны не буду. Скажу только что почему-то вспомнилась мне старуха Шапокляк из мультфильма.
       Но и удивила меня старушка. Она вдруг озорно повела плечами, кокетливо подмигнула мне и, игриво пританцовывая, проследовала к сундуку.
       А старушка-то и не проста, подумал я, еще и молодым фору даст.

       Умерла Инесса Константиновна тихо, незаметно, на своем сундуке, под старой шубой. А ведь казалось всем, что лежать на сундуке она будет вечно, не ведая сколько лет прожито и сколько еще предстоит прожить. Но как всегда бывает, смерть приходит, когда ее не ждут.
       Чтобы похоронить старушку, необходим был хоть какой-то документ, подтверждающий факт ее рождения. Для того и обратились в ЗАГС и получили копию свидетельства о рождении Инессы Константиновны.
       Но то, что узнали из этого документа потрясло, смутило и привело всех в растерянность. Оказалось, что Инессе Константиновне уже исполнилось сто лет и аккурат накануне ее кончины.
       И получается, что не зря старушка-то была так обеспокоена своим возрастом. Возможно, интуитивно предчувствовала она и свой столетний юбилей, и свою смерть неминуемую.
       И еще дважды, после своей кончины, удивляла нас Инесса Константиновна.
       Когда после похорон сидели мы, немногочисленные родственники и две старенькие соседки, за поминальным столом, пришел почтальон с заказным письмом на имя уже покойной Инессы Константиновны. А когда вскрыли конверт, то оказалось в нем поздравление со столетним юбилеем и пожеланием Инессе Константиновне крепкого здоровья и твердости духа.
       И все, сидящие за поминальным столом, были в недоумении, а когда узнали, что поздравление подписано самим Председателем ЦК КПРФ, то отказывались этому верить и даже подумали, не розыгрыш ли это какой.
       И вот тогда-то Раиса и рассказала о том, что Инесса Константиновна двадцать пять лет проработала секретаршей в райкоме КПСС, на этой должности ее и в партию приняли.
       Увлекшись рассказом о маме Раиса достала из комода семейный альбом и показала нам фотографии молодой Инессы. И мы были восхищены красотой девушки.
       Немного смущаясь Раиса поведала нам о том, что все райкомовские мужчины были влюблены в ее маму, а с первым секретарем райкома у нее даже случился роман.
       Признаюсь, когда я смотрел на фотографии молодой Инессы Константиновны в альбоме, то невольно подумал, что и я вряд ли бы устоял перед такой необыкновенной, жгучей красотой девушки. И позавидовал я первому секретарю райкома.
       Но на этом чудеса с покойной Инессой Константиновной не закончились. На следующий день, когда казалось бы нас уж и удивить было нечем, в дверь квартиры позвонили. Поздравлять покойную Инессу Константиновну пришли молодые ребята, две девушки и парнишка. Представились они активистами местного отделения партии КПРФ.
       Молодые активисты очень опечалились, когда узнали, что Инессы Константиновны уже нет на этом свете. И их можно было понять. Ребята так старались, была ими подготовлена целая программа поздравления ветерана КПСС со столетним юбилеем. Ребята даже раскрыли нам секрет. После вручения подарка они должны были спеть ветерану КПСС песню советских лет - «Катюшу». И надеялись, что старушка им подпоет.
       Уходя молодые активисты оставили нам подарок, который они приготовили для Инессы Константиновны. А когда мы открыли коробку с подарком, то были сильно удивлены и смущены. В коробке мы обнаружили теплое байковое одеяло, с орнаментом из красных звезд и подушку с изображением серпа и молота.
       Раиса была растрогана и даже всплакнула. А мы с Борисом не оценили тонкий молодежный юмор.
Вот, подумал я, как бывает несправедлива жизнь. Проживи Инесса Константиновна еще хотя бы дней десять и узнала бы она и сколько ей лет, и получила бы поздравление от Председателя ЦК КПРФ, и вручили бы ей подарок молодые коммунисты. И, возможно, спела бы старушка с ними «Катюшу».
       И никто не знал, что было у старушки в голове.
       А быть может Инесса Константиновна-то еще надеялась и до светлого коммунистического будущего дожить.
       И могла бы дожить. Крепкая духом была старушка.