Вдохновение

Алексей Ежов
Вдохновение
Какова роль вдохновения в жизни человека? И в чём оно для конкретного человека, мужчины, заключается?...
I
Это было давным-давно. Стояли предновогодние дни. День начинал прибавляться на воробьиный скок. Николай пришёл со своей нервной работы в свою холостяцкую маленькую квартирку. Уже было неплохо то обстоятельство, что день на работе выдался без сильной нервотрёпки. Да и предновогодние разговоры коллег-женщин немного, да поднимали настроение.
Николай приготовил нехитрый ужин, немного подкрепился. Привычно устроился на диване, включил телевизор. Пролистав несколько каналов, остановился на трансляции чемпионата по фигурному катанию. Это было женское одиночное соревнование. Колю в небольшой степени интересовал спортивный результат, хотя было отчасти приятно когда спортсменки России становятся чемпионками, тем более, что в женском одиночном катании ни россиянки, ни их предшественницы- советские девушки, долго не могли выиграть титул чемпионки Европы, а, тем более, чемпионата мира. Но эти спортивные вершины со временем покорились российским девушкам. Была и другая причина Колиного интереса. Конкретно, в фигурном катании, Николай искал гармонии музыки и танца, гибкости, общей энергетики, которую несёт спортсменка-артистка. Время было предновогоднее, поэтому хотелось соответствующего зрелища…
С показательным танцем как раз выступала наша девушка-чемпионка. И. как большущая редкость в те трудные времена, из телевизора зазвучала «Метель» Георгия Свиридова. Этого композитора Коля считал одним из единичных советских композиторов-классиков. Музыка лилась чистотой, добром и светом. Она создавала тонко-душевное новогоднее настроение. Приятные картины рисовались в сознании Николая. Нет, эта метель не идёт в широком русском поле. Скорее всего, кружат потоки её снежинок ну улочке небольшого городка или сельца. Возможно, и небольшой фонарь освещает дорожку. Первую часть этой мелодии Коля прослушал спиной к экрану: что-то прибирал в комнате. Закончив суетное, но необходимое дело, он повернулся лицом к экрану. Николай уже мысленно поблагодарил фигуристку, её не столь широко известного тренера, хореографа за возможность насладиться прекрасной русской музыкой. Но и сам танец тоже порадовал Николая. Он прекрасно соответствовал музыке. Нет, Коля и не думал влюбляться в чемпионку, но чисто человеческие симпатии она у него вызвала. Николая в ту пору, за редчайшим исключением, не  интересовали брюнетки. Чемпионка как раз имела чёрные волосы, и, в меру короткую, для традиционной России, стрижку. Круглое лицо, наполненной радостью, уверенностью в себе и… желанием щедро поделиться этим с уважаемыми ею зрителями. Румянец на щеках. Коля сделал предположение, что фигуристка поставила своей целью наполнить зрителей позитивной энергией. Уж точно тех, кто хочет этой позитивной энергией наполняться. В отношении Николая это явно удалось. Катание, танец были женскими и женственными, сложные прыжки и вращения не противоречили общей картине, а дополняли её.
В сознании Николая стала легко складываться основа нового стихотворения:

Среди лесов, полей, холмов
От холода восстала
Немеркнущая красота
Всеженского начала

В краю сказаний и легенд,
Где песнь зимы поётся
Родилась та, что издревле
Снегурочкой зовётся

Корысть ли, зависть ли, вражда ль
Сердца людские точит,
Но явит детская мечта
Деда Мороза дочерь

И вера светлая в неё
Всегда живёт в народе,
Явленье воплотив своё
Она на зов приходит.

Иные люди возразят:
- Она с холодной кровью!
Но чистоты кристальной взгляд
Воспламенён любовью!

И не беда, что плоть из льда
От солнышка растает,
Душа её в людских сердцах
Любовью прорастает.

II
- Устроился я тогда, незадолго до пенсии, работать на головную плотником,- говорил почтенного возраста дед Иван своему внуку Коле. Коля знал, что головной дед называл сервисную организацию, обслуживавшую нефтепровод в те далёкие годы. Любимый дед Николая продолжил свой рассказ:
- Отработал я месяц, получаю первую получку, а она как самый низший разряд,- дед никогда перед Колей не кичился своими профессиональными успехами, но внук знал, что дед плотничал с юных лет.
- Подошёл я к бригадиру, говорю: - Я сколько лет плотником работаю, почему наряды мне закрывают по низшему разряду?! Бригадир посмотрел на меня и вот эдак говорит:- Три бутылки водки мне поставишь и будет у тебя оплата по высшему разряду…
Я весь день ходил, думал, потом подошёл к бригадиру и говорю: - Я не согласен…
Прихожу домой, баушке рассказал, а она послушала и говорит:- Ну и правильно, Вань.
Тёплая волна воспоминаний о бабушке накрыла Николая. Добрая светлая баба Надя покинула этот мир за несколько лет до этого разговора. Чувство восхищения этой простой женщиной мягкими волнами всколыхнуло душу Николая.
Мать шестерых детей, все дочери, с пятерыми выживавшая всю эту самую ужасную войну, поддержала мужа в его отказе от «лёгких и хитрых» денег. Не стала ругать Ивана, возмущаться, даже не просто недовольно промолчала, а в голос поддержала мужа.
Была как-то у Николая тяжёлая ситуация. Лесной пожар на его земельном участке уничтожил большинство построек, нанёс значимый урон зелёным насаждениям. Стояла жара, и Николай, лишившись крова и даже палатки, спал на туристическом коврике на земле. Будущее казалось Николаю пугающим и тяжким. Как-то перед сном, после напряжённой работы по разбору пепелища, он вспомнил бабушку Надежду. Надежда- имя-то какое! Эта маленькая ростом женщина на момент начала той самой страшной войны имела на руках четырёх малолетних дочерей, да ещё была беременна пятой. При этом не получала никаких денежных пособий и работу в колхозе никто не отменял. Всё для фронта, всё для победы! Никакой механизации в личном хозяйстве, а основную физическую силу- любимого мужа Ваню призвали в армию. Задумывалась ли Надежда о возможности вообще жить? Коля подумал и один из возможных ответов пришёл тут же ему в голову: случись что это же сразу пятую жизнь ребенка в себе погубить, а что потом с четырьмя девчонками во время войны будет?! Поэтому жить сколько Бог даст!
Простое ситцевое платье, поверх него передник, натруженные руки с узловатыми пальцами, никогда не знавшими маникюра и серо-голубые добрые-добрые глаза. Никаких правительственных наград, даже грамот у Надежды не было ни за детей, ни за работу в колхозе. Николай задумался. Стал размышлять о экономистах и психологах, написавших монографии, отмеченные престижными премиями и, то уж, получавших высокие зарплаты. Каким-то искусственным показался Николаю мир, описываемый этими специалистами с его волотильностями и гештальтами. Пользуясь советами некоторых таких экономистов, любимая страна Николая разворовывалась и нищала. Конечно, на памяти Николая, среди психологов и экономистов находились и добропорядочные исключения. А, может быть, про фундаментальную экономику и психологию нужно было сначала спросить у таких простых людей как бабушка Надежда?! Может быть не загаживать мозги вот таким кормильцам народным самопридуманными псевдонаучными «макроэкономическими показателями»? Это термины из какого-то надуто-напыщенного параллельного искусственного мира. И этим миром пытается править небольшая кучка людей, порабощённых своими извращёнными желаниями и страстями. Но это искусственный мир паразитирует на мире простом и Божественном, основу которого составляют такие честные люди как Надежда и Иван.
Всю жизнь Надежда прожила на природе. Природа тех мест как и сама внешность Надежды неброская. Природа, где иной ясной ночью зажигаются такие яркие и честные звёзды, что подчас кажется, что они того и гляди упадут тебе на грудь. Но они не падают, а, наоборот манят к себе, и, кажется, советуют отринуть от себя в этой земной жизни всё мелочное, суетное и наносное…
Лесостепь, почва-кормилица не чернозём, а супесь, с ней ещё повозится надо, чтобы урожая добиться. Лес невысокий, сосны более разлапистые чем в больших и старых лесах. Что-то отчасти похожее на тайгу и смешанный лес, исстрадавшийся от рукотворных и природных напастей, во многих местах в разные времена вырубленный. Осина да берёзка, липа да клён, и, конечно же, изредка дубы.

Вспоминая бабушку Надю, Николай подумал: - В принципе я сейчас живу как небольшого ранга начальник в те военные времена. Мне ни детей ПОКА подымать не надо, ни, тем более, рожать. Так к чему же печаль?! Трудно ли будет восстанавливать утраченное? Да, трудно. В России вообще жить нелегко. Но тут же другой вопрос пришёл к Николаю:- А смог бы он всю жизнь прожить праздно? Или хотя бы не всю жизнь, а значимый промежуток времени? И сам себе ответил: -Нет, исстрадался бы от скуки….
Николай иногда замечал себе, что мало разговаривал с бабушкой при жизни. Но для этого надо было проявить некоторое стремление. Во время приезда Коли в доме бабы Нади и деда Вани практически всегда было некоторое количество их дочерей и внуков. Коля потом себе честно признался, что в те времена и сам он был увлечён некоторыми приманками искусственного мира. О чём в подростковом и юношеском мог бы с интересом поговорить Коля с бабушкой? Его  интересовал футбол, бабушка же, хотя и не рубила, что эта игра то, что двадцать два дурака один мяч пинают, но футбол ей был абсолютно безразличен. Про родословную можно было поговорить, но это тогда было малоинтересно Коле. Когда он краем уха слышал разговоры на эту тему между родственниками, то узнавал, что среди родственников нет публично известных людей типа: князей, известных писателей, поэтов, эстрадных артистов, да, кстати, и прославленных спортсменов  тоже. Баба Надя всегда находила себе дело по дому, по хозяйству. Поэтому нужно было найти тему для разговора, которая бы не мешала этим затеям. Впоследствии Николай нашёл такие темы для разговора, на которые без фальши и напряги он бы мог разговаривать с деревенскими бабушками. Это земля и многое, что с ней связано: огород, сад и т.д. И, начав с этих тем, можно было запросто переходить, на темы нравов, бытующих в обществе, взаимоотношений между мужчинами и женщинами и другие прочие. Но, к моменту осознания этого Николаем баба Надя, прожив долгую жизнь, покинула этот мир.
Николай сделал ещё одно предположение о трудностях начала разговора и взаимопонимания с бабушкой. Он ранее говорил собеседником, по большому счёту, не обращая внимания на особенности собеседника, ну хотя бы, мужчина перед ним или женщина. Нецензурные короткие диалоги не в счёт. Говорить с различными собеседниками по-разному это не лицемерие, а внимание к собеседнику….
Прошло ещё немало лет. Николая заинтересовало большое интервью той самой фигуристки-чемпионки. На один из вопросов бывалого журналиста, явно провокационный: - Вы любите золото?- бывшая чемпионка ответила: - Да, люблю. И мой муж дарит золотые украшения, которые мне нравятся.
И то облако вдохновения, которое смогла когда-то создать эта женщина в душе Николая, стало исчезать в бездонном небе.
Нет, Николай не осуждал чемпионку. Более  того, на несколько фраз из интервью с ней он посоветовал бы обратить внимание современных девушек. Да и обстоятельства нынешней жизни этой женщины питают былое уважение в душе Николая. Чемпионка много лет борется с серьёзной болезнью, ухаживает за больной мамой, и, помимо всего этого, у неё трое детей, что совсем нечасто для бывших известных спортсменок.

III
Весеннее солнце наполняет воздух животворной энергией. Зачирикали молчавшие всю зиму или вернувшиеся из тёплого зимовья птицы. Николай идёт в парк. Уставшее тело после вчерашней работы наполняется силой, потому что в его большой взрослой ладони лежит маленькая детская ладонь его дочурки Снежки. Снежана вышагивает важно, а язык её выдаёт отцу сравнение его с не очень серьёзным мультяшным персонажем. Снежка, как и многие дети, любит иногда похулиганить. Николай стремится обратить дочерино внимание на  признаки смены времён года. В голове плывут мысли:- Дети - наше будущее. Так как же не любить это будущее?! И как же не мечтать и не думать о том, чтобы сделать это будущее светлым и радостным? А если мечтать и думать, то и делами сотворять это будущее.
А для чего же даётся вдохновение? И на что его направляет каждый конкретный человек, пользуясь свободой выбора? Можно направить вдохновение на удовлетворение собственных страстей. Но можно направить вдохновение для сотворения будущего. И чем больше это планируемое будущее устремлено в бесконечность, тем больше человеку необходимо уравновешивать свои противоположные энергии.