Теоретическая психофизика

Николай Мальцев-Ганичев 2
                ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОФИЗИКА

 ПРЕДИСЛОВИЕ: данное произведение автор будет публиковать , условно, под вывеской, которая указана. Таким образом, произведение будет в постоянном редактировании, но не в смысле изменений, но в смысле постоянного дополнения. Заголовок - это всего лишь заявка или ПРОТОКОЛ О НАМЕРЕНИЯХ.
   Если перевести (условно), то "теоретический" - это видимый (греч.), "психо" - душа, физика - природа: видимая душа природы - теоретическая психофизика.


                ИСХОДНАЯ ПОЗИЦИЯ
 
          Буду считать, что физические тела для меня существуют как самодостаточные сущности вне границ моего собственного тела. Я осознанно отождествляю мои модели, которые мною воображаемы, как фрагменты реальности вне границ моего физического тела - физические тела, c теми действительными фрагментами реальности, которые им сооответствуют, с которыми взаимодействует то, что соответствует моему физическому телу. Я, таким образом, осознаю собственную субъективность, а также то, что моим моделям могут соответствовать более адекватные модели фрагментов реальности, для которых у меня имеются физические тела - мои модели, сформированные до тех специальных опытов с различными средствами, что мы осуществляли.

                НЕМНОГО ИСТОРИИ

          Фехнер Густав Теодор (1801 - 1887) опубликовал произведение "Элементы психофизики" в 1860 году. Эрнст Мах опубликовал в 1897 году сочинение "Механика. Историко-критический очерк ее развития" (E.Mach."Die Mechaninik in ihrer Entwicklung historisch-kritisch dargesteilt"). Первого считают основателем психофизики психологи-специалисты, во всяком случае, в России. Второй не так известен. Есть у него сочинение: "Die Geschichte und die Wurzel des Satzes von der Erhaltung der Arbeit", в котором, если перевести, можно найти: "Задача науки может состоять лишь в следующем: 1.Исследовать законы связи между представлениями (психология). 2. Открывать законы связи между ощущениями (физика).3.Разъяснять законы связи между ощущениями и представлениями (психофизика)."
           Российские философы-материалисты и марксисты считали Маха идеалистом. Для нас это не так и важно. Если Э.Мах и утверждал, что можно вывести из чтения переводов, что его мир есть комплексы ощущений, то ЭТО ЕГО МИР, его картина МИРА, но не МИР КАК ТАКОВОЙ. Когда российские переводчики переводят, то, как правило, они забывают о различиях немцев, французов, англичан, с одной стороны, и русскоговорящих, с другой стороны. Различие существенное. У русскоговорящих "стол" вот этот и "стол" любой - это стол. У немцев, англичан и французов - это вовсе не так. У немцев "ein Tisch" и "der Tisch" - это стол, но по-русски. По-немецки "ein Tisch" - это не предмет, не стол, но, если перевести правильно, то некоторое представление кого-то, которое само по себе не существует без этого "кого-то", а вот "стол = der Tisch" существует сам по себе как предмет. Когда-то некоторые русские авторы пытались изменить положение дел. Если вспомнить, то "Мiр и Мир"- это были(условно) два разных слова, которым соответствовали и разные понятия. Но для неграмотной подавляющей массы россиян нужны были не эти тонкости. Хоть как-то нужно было, чтобы владели грамотой. На том все и кончилось. Русскоговорящие до сих пор не могут толком договариваться. ОТ ТОГО БЕСТОЛОЧЬ ВЕЛИКАЯ НА ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ. Но это, частично, шутка.
           Для меня нет таких ДАМ: философии, физики, психологии или психофизики, как действующих самостоятельно сущностей. Действуют люди: ФИЗИКИ, ПСИХОФИЗИКИ, ПСИХОЛОГИ. Если мы и принимаем выражения типа: с точки зрения физики, то только условно, т.е. с точки зрения какого-то физика; точки зрения различных договорившихся между собою физиков, мы можем условно объединить и "сморозить": с точки зрения физики. Если оппонент нас поправит, то не обижаясь, мы перечислим физиков, которые, на наш взгляд, придерживаются этой точки зрения (или схемы ориентации в чем-то).
            Моя "Теоретическая психофизика" - это не продолжение выше перечисленных авторов. Нет, это результат моей работы, которая есть обобщение практики исследований природы современными средствами, практики собственной и практики других исследователей после живых контактов с ними. Это практика эксплуатации атомных энергетических установок, конструкций космической связи, использования сверхскоростных фотокамер, импульсных излучателей сверхкороткой длительности. Это, можно сказать, практика современной промышленности в большинстве ее направлений.

                ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕЛА,
                ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛ

          Если мы приняли, что существуют физические тела (природные тела), в частности, физические тела некоторых субъектов, то это не значит, что таковые действительно существуют. Если же я отрицаю существование физических тел, то это не значит, что ничего нет, но есть одна пустота. Если выразиться образно, то физические тела - это та часть айсберга под именем РЕАЛЬНОСТЬ, для которой у нас имеется модель. Важно понимать то, что соответствует этой нашей модели - данное конкретное физическое тело, например, электрическая лампочка. Моя лампочка - это такая моя модель, которой нет без меня. Но это не значит, что у другого, например, у моего гостя, нет его модели, которая у него при наличии НЕЧТО - причины этих наших моделей, также есть независимо от того, есть ли моя модель у меня. Отдельное НЕЧТО - это пустая абстракция. Отдельная моя модель - электрическая лампочка - это тоже заведомо ложное, но используемое мною в ориентации. В известных границах это истина. Если я вообразил что это НЕЧТО именно таково, чем является моя лампочка, то при совместной деятельности с другим субъектом у нас могут возникнуть неразрешимые противоречия, если каждый будет уверен, что это НЕЧТО таково, какова его лампочка, что оно и есть лампочка. Представим себе, что нет очков. Мы имеем дело с человеком, который не видит того, что для нас есть точки и запятые. Естественно, что мы можем в тех местах нанести побольше составов, чтобы и у него появились точки и запятые. А поверит он? Нам известно, что люди по своим возможностям формировать зрительные впечатления делятся на несколько групп. У одних, например, имеется преимущество в регистрации электромагнитных импульсов минимальной длительности, у других - то, что связано с такой характеристикой, как скважность. Допустим, одни регистрируют мерцания частотой 4 400 Гц, а другие - всего 2 800 Гц. Мигает или не мигает? Спорить будут до смертоубийства. Одни могут регистрировать электромагнитные импульсы длительностью менее одной десятимиллионной секунды, а другие - не больше одной миллионной доли секунды. Достаточно простые опыты мы можем порекомендовать проделать тем, кто пожелает разобраться в себе и собственном мире.
            Взаимодействуют не физические тела, с помощью которых мы можем изучать взаимодействия фрагментов реальности, но сами нам неизвестные фрагменты, для которых мы можем формировать все более и более совершенные модели. Так называемые идеалисты и так называемые материалисты, философы различных направлений не понимали друг друга, что частично можно объяснить жесткой конфронтацией им соответствующих социумов. У каждого человека свой мир, свой язык, своя вселенная. А вот действуем мы ТАМ, которое для нас всегда тайна. А для очередного "вот оно наконец-то" всегда найдется потом иное настоящее, для которого, в свою очередь,...




               
                MACCA, ИНЕРЦИЯ, СИЛА

    У этимологов "масса" восходит к греческому через латынь - "тесто", если перевести (или глыба). Инерция - inertia, бездействие, лень, вялость, также: неспособность, негодность. Сила - душа, чувства, дух, нрав, протягиваться, гнуться, стараться...Если воспользоваться русско-английским, русско-немецким, русско-французским словарями, то получим достаточно много этих самых различных сил.
          Меня интересуют физические величины, для которых определены процедуры измерений. Если мы определяем массу, то мы используем некоторые тела, одно из которых есть тело неизвестной массы, для которого мною считается, что я определяю массу. Самый простой прибор - это рычажные весы (безмен). На один конец рычага закрепляется тело, масса которого определяют, вторым телом служит часть этого прибора, которая может перемещаться так, что изменяется плечо рычага. При равновесии рычага определяют искомую массу. Понятно, что в процедуре, кроме нашего физического тела, с которым мы отождествляем себя, участвуют рычаг, часть прибора - тело сравнения, также земля. Кроме этого, в процедуре участвует и другое, о чем мы можем не догадываться. С помощью других опытов, учитывая то, что проделывал Кавендиш, мы можем не только наблюдать эффект сближения физических тел друг к другу, но и соотносить угол закручивания весов с массами тел, которые нами могли быть определены в первых типах процедур. Мы, таким образом, определяем не характеристику отдельного физического тела, но характеристику явления такую, что можем связать с отдельным физическим телом. Если же считать, что масса - это характеристика отдельного физического тела, то такая характеристика смысла не имеет также, как скорость движения тела, если не указана система отсчета. Все физические величины относительны. Масса не является исключением. Масса, как физическая величина, - это мера взаимодействия физических тел, но не характеристика отдельного тела, взятого самого по себе. Но это в том случае, если физические тела - мои модели – я отождествляю с мне неизвестными фрагментами реальности. Это мое первое модельное приближение к тому, что имеет место.
         Нулевое приближение, или естественное, осуществляется в соответствии с алгоритмами, которые нарабатываются нами после рождения до специального обучения. Эти мои модели я формирую автоматизировано и воспринимаю как фрагменты внешнего мира, в котором я пребываю. Каков этот мир для меня, такова основа моего интеллекта.
           Если физические тела - это мои модели, которые вне функционирования систем моего организма не существуют, то, тем более, говорить о какой-то энергии, мыслеформах и т.д. как существующих в реальности самих по себе не приходится. Что-то ТАМ есть, но что именно - это нам неизвестно. Чтобы мы не представили каким-либо образом, каким-либо способом, все это будет представлением наших моделей.


                ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА,
                ИЗЛУЧАТЕЛИ-СВЕТИЛЬНИКИ

          "5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один...
           14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи...
           19 И был вечер, и было утро: день четвертый."
           Возникают вопросы: свет без светильников; вечер, потом утро - это день, т.е. утром определяется то, какой день по счету был. В момент определения идет уже следующий день. Но так ли это?
           Научившись управлять своими состояниями, мы можем внутри себя создавать световые ощущения, световые впечатления без внешних излучателей. Более того, мы можем воспроизводить всю цветовую гамму, а при известных успехах можем просто испытывать состояния видения событий по заказу. Не довольствуясь собственными опытами, мы нашли людей, у которых даже при закрывании век в темноте не исчезали световые ощущения. Им приходится еще раз открывать глаза в темноте, чтобы после вторичного закрытия исчезали световые ощущение. Это люди-реликты. OFF/ON - функция у них работает несколько иначе, чем у большинства (основа-механизм данной функции). У ДРЕВНЕГО АВТОРА, видимо, так оно и было.
           Если то, что соответствует моей модели - физическое тело, но физическим телом не является, довести до определенного состояния, то оно может быть излучателем. Наши психофизические системы могут формировать, в соответствии с процессами излучателя, различные световые впечатления, что зависит от характеристик излучателя и состояния моих систем: вспышки света, диффузный свет, лучи и прочее.
          Чтобы разобраться, надо учиться у той же природы. Многие детеныши животных рождаются с закрытыми веками глаз. Обычно считают, что они рождаются слепыми. Ничего подобного. Это заблуждение. У них нет контрастно-дифференциальных образов, но могут быть диффузные. Естественно, что для самонаучения формирования диффузных зрительных впечатлений им нужно время, т.е. нужно время для настройки соответствующих систем. Именно в диффузных зрительных впечатлениях они осваивают среду. (Закройте веки и подвигайте рукой у окна, в момент движения руки у вас возникает диффузное зрительное впечатление. Особенно четко это проявляется, если ваше лицо будет обращено в сторону излучателя, в сторону окна днем, в сторону лампы - в помещении без окон...


                НЕКОТОРЫЕ ПРОСТЫЕ ОПЫТЫ

          Если нанести графит кончиком карандаша на лист мелованной бумаги, то мы будем испытывать состояния видения малой частицы вещества, которую некоторые назвали бы точкой. Но глаза у нас два, следовательно, мы должны иметь два зрительных впечатления, если есть источник электромагнитных излучений (графит сам по себе ничего не излучает, а потому невидим). Речи о фокусировке не выдерживают критики. Глаза два, хрусталика тоже два, они проецируют изображения на две разных сетчатки (это, если мы вообще принимаем данное, т.е. то, что от частицы идут лучи в глаза). У нас две руки, от двух рук мы имеем два ощущения от одного и того же. Аналогично, с двумя глазами. Если имеем одно, то, следовательно, это не правильно. Подносим лист достаточно близко к глазам и имеем два зрительных впечатления, соответствующих одной частице. Это правильно. При попытке закрыть пальцем одно из зрительных впечатлений получаем то, что оно оказывается как бы на пальце. Таким образом, ясно, что точки наши не на листе бумаги, а в нас как некоторые процессы. Точки две потому, что отключилась структура, обеспечивающая программу, которая формировала одно зрительное впечатление, которое тоже было в нас. Следовательно, наносимые частицы вещества на бумагу и текст, что мы видим яко бы на бумаге, - это разное. Лист бумаги с нанесенными составами - это модель, которую формируют одни программы, а текст - это то, что формируется другими программами. Если мы не умеем читать, то текста для нас нет, но лист бумаги с нанесенными составами есть. Как мы это видим, если не умеем читать, мы уже забыли. Хотя в детстве видели это иначе. Я, например, помню, как рассматривал книги по агрономии у соседей, когда не умел читать. Помню шкаф, комод, расположение кроватей, вещей. Помню рисунки сеялок, веялок и других сельcкохозяйственных орудий (бороны), а вот остальное что-то такое неопределенное. Рисунки колосков ржи помню. А вокруг закорючки.
        Физические тела для нас - это, прежде всего, зрительные модели. Пытаясь объяснить, как мы получаем зрительные впечатления, мы исходим из самих зрительных впечатлений, что, естественно, ведет к ошибкам. Кажется, что тогда мы бы не достигали успеха в деятельности. Но это тоже ошибка. Ведь успешного результата мы можем достигать постоянно ошибаясь, лишь бы одни ошибки нейтрализовали другие.
          Физические тела - это мои ориентационные модели, которые формируют мои системы автоматизировано. Можно проследить на младенцах, как нарабатываются ими соответствующие программы формирования и запускаются в автоматизированном режиме с целью экономии ресурсов организма при исключении контроля за некоторыми промежуточными звеньями процесса.
                ЭНЕРГИЯ


    Для меня энергия сама по себе не существует и не действует, энергия - это некоторая физическая величина, с помощью которой я характеризую взаимодействие физических тел и физических полей. Напомню, для меня все физические величины не обладают статусом самостоятельности. Физические тела и поля - аналогично, т.е. они тоже есть наши ориентационные модели, формировать которые я учился после того, как покинул организм матери. Но, можно предположить, что и раньше, т.е. и с некоторого момента в организме матери. Что соответствует этим моделям? Вопрос оставляем открытым, т.е. мы не знаем. У меня просто нет другого выхода, кроме отождествления моих ориентационных моделей с тем, что им соответствует, но ими не является. Физические тела и физические поля отображают два класса свойств нам неизвестного.
           Но эти модели не абсолютны, т.е. алгоритмы их формирования соответствуют тем условиям, в которых мы находимся, к которым мы приспособились, достигая успехов в деятельности. Как мы уже замечали, успех не есть гарантия того, что мы не ошибались, достигнув его. Само по себе выражение, что тело обладает ЭНЕРГИЕЙ (поле обладает энергией) оказывается естественным для субъекта, находящегося в мире отношений собственности. Но даже нет такого отношения между мною и карандашом, которое я выражаю: мой карандаш. Карандаш не является участником подобного отношения. Это отношение кого-то и меня по поводу карандаша (по поводу частей поверхности Луны, например: "Вот тот клочок, что у кратера такого-то, моя часть, мой участок, я его вчера купил и уже оформил"). Если тело обладает энергией, то это значит, что в определенном классе явлений мы можем прогнозировать результат взаимодействия данного тела с другими полями и телами, считая, что оно имеет для данных условий вот такую энергию. Для других условий мы приписываем ему другую энергию. Но тело не имеет энергию, а может характеризоваться физической величиной, для которой определены процедуры измерений. Для различных психофизических систем отсчета различными могут быть и энгергии тел и полей. Все физические величины относительны.


                ОТСТУПЛЕНИЕ
 
    Сегодня дочь нам говорила (06.11.09):"Надежда Егоровна показывает на доску и спрашивает меня, что это такое? Я ей говорю, что частицы мела. Она спрашивает у Веры. Вера отвечает, что это частицы мела. Надежда Егоровна начинает на нас орать." Мы, конечно, засмеялись. Жена говорит: "Частицы мела..., но что ты видела?" Дочь отвечает: "Мама, там реально были частицы мела. Я могла бы прочитать, но то, что я бы имела после прочтения, было бы не на доске, где остались частицы от мела после того, как Надежда Егоровна кусочком мела провела по доска, а где-то во мне." Естественно, что это результат моих разговоров с дочерью. Она просто понимает, что чтение есть такая ее деятельность, что частицам мела на доске соответствует ею сформированный продукт - текст.
А вот учительница этого не понимает. Ей и понимать этого не надо. Она кретинка необыкновенная и не может достойно выйти из этой ситуации. Да на доске объективно частицы мела. Но у меня есть впечатление, что там текст. Есть ли у тебя какое-либо впечатление, кроме того, что для тебя там есть частицы мела?
         Я отлично понимаю, что моих детей ждет сложная судьба. Их будут ненавидеть, они будут вызывать чувства раздражения и злобы, непонимания. Им нужно научиться спокойно воспринимать тупость, глупость, быть умнее и не спорить. Но вот, не выдерживают.
Подростковый возраст.
© Copyright: Николай Мальцев-Ганичев 2, 2009