Электросамовар и мещанство

Сергей Шевалдин
Итак, в наличии идол мещанского благополучия времен агонии СССР - нагревательный прибор для кипячения воды, исполненный в форме самовара. Изготовлен в 1988 году, вместимость три литра. Жрет непомерное количество киловатт, абсолютно неудобен в быту и очевиден в своей ненадобности. Но это символ советского коммунального обустройства и оплот внутриквартирной сакральной стабильности. Все как у людей!

Вещь на практике совершенно ненужная и даже бессмысленная: пользоваться им имело смысл только в особых случаях, примерно в таких же, когда активизировались пресловутые аляповатые чашки-стопки, изготовленные из хрусталя. Если какие-нибудь специально вызванные гости долгожданно нагрянули и чтоб этим гостям пыль в глаза пустить.

Гости, как и положено, тяготились использованием красочно выставленного на стол сервировочного барахла и очень боялись разбить что-нибудь спьяну. Поскольку это было вернейшим способом нажить врага. Тем более, что в сервантах у гостей пылился точно такой же хрусталь и они ценили его чуть ли не дороже соседской жизни. А на серванте, утрамбованном хрусталем, величественной статуей свободы громоздился точно такой же бестолковый электросамовар.

Электросамовары были у всех. Потому что это был роскошный и впечатляющий подарок на любое торжество: свадьба, рождение, юбилей или проводы на пенсию. По случаю похорон самовары не дарили - вероятно, не успели додуматься, а к тому времени и СССР подох. Совместно с присущей Стране Советов атрибутикой.

Но идеология СССР осталась в силе. Потому что настоящая, потаенная и унылая внутренняя идеология СССР была примитивной до пресмыкания - заурядное мещанство. То самое мещанство, которое яростно клеймили комсомольцы и партейные ораторы, которое всячески унижали пропагандисты и лекторы от общества "Знания". Мещанство пухло и выживало за счет зависти.

На самом деле в мещанстве нет ничего зазорного - ну, живет человек в своем замкнутом мирке, отмахиваясь согнутой в три погибели газетой "Правда", как от назойливых мух, от всяческих великих свершений и "пятилеток за три года". Нравится так жить человеку, вот он и живет, наслаждаясь стабильностью.

Понятно, конечно, что стабильность - это полная херня, и лишь в могиле истинная стабильность. Но в СССР стабильность была удобной. Публика хавала эту стабильность от безысходности - другого-то не дано. Оттого случалась тоска и скука, которую разбавить можно было лишь имитацией благополучия. Хотелось достатка. Достатка на всех не хватало.

Это сейчас молодежи усиленно впаривают, что во времена СССР все поголовно были успешными авиаконструкторами, а повсюду, куда не плюнь, вдоль заборов роились бригадиры коллективов коммунистического труда. На самом деле жизнь была на редкость обыденной - утренний исход на работу (службу в учреждении) и вечернее возвращение с вышеобозначенного мероприятия. Дамы осматривали магазины в надежде что-нибудь приобрести насчет пожрать, мужчины покупали газету "Советский спорт" и становились в очередь к пивному ларьку в надежде, что разбавленного пива на всех хватит. По праздникам ходили на партсобрания и манифестации.

Футбол и хоккей в ТВ не всегда транслировали, чаще демонстрировали успехи в перевыполнении различных масштабных планов. Короче, пятилетки уходили за пя тилетками, а кушать хотелось всегда. Народ жаждал пусть не прекрасного, но хотя бы съедобного. И электросамовар был вполне подходящим символом для этого самого потаенного желания. Коль уж в квадратных метрах дислоцируется самовар - так и ощущается зябкое чувство достатка. В достатке не главное, чтоб он был в наличии, главное - чтоб обертка пышная и яркая была.

Самовар, как вы понимаете, это генетическая память истребленных большевиками поколений. Тех самых поколений, которые распевали частушку "самовар кипит-рыба жарится, большевики придут - будем жалиться". Тех поколений, для которых настоящий кондовый угольный самовар был необходимейшей вещью в домашнем хозяйстве и центром сбора большой и сплоченной семьи. Самовар пронес через поколения тепло и уют добрых родственных отношений и тот самый вкус если не пресловутой французской булки, то мясного пирога и свежеиспеченного кренделя. Самовар будоражил память поколений.

Самовар подспудно сулил достойную жизнь. Ту самую, которую попытались заменить имитацией ради стабильности. Стабильность и истекающий от нее гламур постоянно рождают всякие уродства. Какую-нибудь угодливую и кичливую имитацию настоящего, доброго и человечного. Имитацию, пафосную и бестолковую, совсем как электросамовар.

Жизнь у нас одна, господа, ценить ее нужно, а не имитировать. Не разменивать на пафос, понты и побрякушки. Жить нужно, а не выпучив глаза от лояльного усердия выжимать из себя модный ныне оптимизм.