В русском магазине

Леон Катаков
 
       Эх, да сколько же волн эмиграции пришлось на долю русского народа? То гражданская война, то развал страны, то еще чего. Вот и бегут люди - из-за страха за свою жизнь, от бедности, от унижений. В поисках лучшей жизни. И, чего греха таить, по большей части находят. Ибо обратный поток назад, в России, не наблюдается. Пока. Пока не наблюдается. А там, может, и случится.
       В каждом крупном городе Америки проживают русские эмигранты, а потому там же есть магазины, в котором продают милые русскому человеку гречку, икру и хозяйственное мыло, конфеты "Мишка" и прочие продукты, без которых прожить совершенно невозможно. Ну, как, например прожить без кваса, хрена и пряников? Да вы в своем уме? Да кто же садится чаевать без пряников, не вымыв предварительно носки хозяйственным мылом, купленным в искомом месте? Разумеется, владеют этим магазином не русские, а шустрые евреи, прекрасно освоившие технику извлечения прибыли за счет удовлетворения потребностей русских эмигрантов. За это, конечно, спасибо. Магазин пользуется популярностью не только, как место покупки родных, привычных товаров, но и как место встречи соотечественников, где можно поговорить по-русски и разжиться бесплатными русскими газетами штата, в которых освещается насыщенная жизнь еврейской диаспоры и, кроме этого, публикуются анекдоты из одесской жизни и кроссворды.
      По поводу праздника на семейном совете, состоящем из двух человек - меня и дражайшей супруги, был утвержден список продуктов, надлежащих украсить праздничный стол, и на втором месте списка (после водки) была икра. Не заморская, баклажанная, нет - баклажаны мы привыкли потреблять в печеном виде. И не икра черная, зернистая, вследствие ее цены. А вот небольшая баночка красной икры была в самый раз. Выпьешь стопочку холодной водки, закусишь икоркой, намазанной на белый хлеб с маслом - и вот оно - счастье. Шутка, конечно, но ведь все мы в душе гурманы и все мы любим поесть "что-то вкусненькое". И вот он - праздник. На столе - копченая семга, жареная картошка (любимая всем русским миром). непременный салат "Оливье", фирменные котлетки, мясное ассорти и сыры двух сортов - брынза для меня и голландский сыр для супруги.
- Что будешь пить? Водку с колой или вино?
- Сначала открой икру, дорогой.
- О! Самый волнующий момент!
И момент оказался действительно волнующим. Достаточно было мне потянуть за язычок баночки, как раздался легкий хлопок, баночка лопнула и выбросила в окружающую среду гейзер красной икры. И непростой икры, нет, а вонючей, зловонной красной массы.
- Немедленно убери это! - завопила жена.
Впрочем, мне и без ее указаний было ясно, что делать - через несколько секунд баночка с остатками икры была замурована с пластиковый пакет, а жена споро вытирала оставшиеся пятна.
- Ну? Что будем делать?
- Как что? Завтра же ты поедешь в тот магазин и сдашь икру обратно. А на полученные деньги купишь...
- Стоп! Это как же я сдам икру обратно, а? Как? Квитанции же нету! Или есть?
Жена задумалась.
- Так есть или нету?
- Подожди. Я пытаюсь вспомнить, в какой же мусорный мешок я все это выбросила. Наверное в предпоследний. Да, да, в предпоследний. Возьми газетки и вывали мешок на них. Только сюда не неси.
В мусорном ящике было всего два мешка.
- Вот в этом. Вываливай! Да погоди ты, хоть перчатки надень. - Жена любит покомандовать.
Через полчаса я досконально перебрал весь мусор и нашел семь разных квитанций, среди которых, разумеется, искомой не обнаружилось.
- Не может быть! - Жена была категорична. Перебери все это еще раз. Я просто уверена, что квитанция должна быть именно здесь.
Я добросовестно еще раз перебрал весь этот мусор и действительно обнаружил еще одну квитанцию, только совсем не ту.
- Жена сосредоточилась. В эти минуты у нее появляется вдохновенное выражение. Наверное, такое же было у Галилея, когда он пришел к выводу. что "она все-таки вертится".
- Да! Да! Я знаю, знаю. Эта квитанция осталась в пакете, вот где.
С этими словами жена вынула из шкафа кучу пакетов, живо перебрала и с победным видом выудила бумажку.
- Вот! А что я говорила? А ты роешься в мусоре!
Я предусмотрительно промолчал. Праздничный обед оставил двоякое впечатление. Я был раздосадован происшедшим, а также перспективой препирательств в магазине, жена же, наоборот, была довольна тем, что догадалась, где найти треклятую квитанцию и превесело щебетала.
- Чем могу быть полезен? - Мужчина лет пятидесяти был тучен, представителен и монументален, с огромным, характерным носом и бегающими глазами.
- Да вот, купленная у вас икра оказалась порченой.
-Что? - Глаза у толстяка выпучились, - Этого не может быть, Не может!
- Да, - подхватил я, не может быть, потому что не может быть никогда. Но бывают. знаете ли исключения.
- Нет! Никаких исключений. Мы сейчас же, здесь! То есть, тут! Проверим вашу  икру и вы убедитесь, что она совсем не порченая.
- Отлично! - Я открыл пакет, - Предлагаю для начала понюхать вашу икру.
Кусок сала наклонился к пакету, принюхался и брезгливо сморщился.
- Да, воняет изрядно. Кстати, а вы уверены, что брали эту икру именно у нас?
- Уверен. Вот квитанция.
На всякий случай квитанцию оппоненту я не вручил. Мало ли.
Толстяк воздел руки к небу.
- Двадцать пять лет! Двадцать пять лет я здесь работаю и такого никогда не было. Никогда! Но вы не беспокойтесь. Мы вам все возместим. Люда, взвесь этому господину икры на сорок долларов. Но сначала сорганизуй бутербродик на пробу.
К нам подошла немолодая женщина лет шестидесяти. Толстяк подозрительно ее осмотрел.
- Вы что-то хотели?
- Да, хотела! Хотела! Я купила у вас икры и она оказалась испорченой. Вот она, ваша икра. И вот квитанция!
- Господи, - толстяк привычно воздел руки к небу, - вот никогда такого не было.
- И вот опять, - синхронно с женщиной, дуэтом докончили мы.
Обстановка малость разрядилась. Жещина рассмеялась. Я тоже. Толстяк быстренько что-то прошептал Люде. Через пару минут у меня в руке оказалась баночка с развесной икрой и небольшой бутерброд с икрой. У женщины тоже.
- Тысяча извинений, - рассыпался толстяк, - надеюсь, вы удовлетворены.
- Да, - я обратился к женщине, - удовлетворен, но...
- Я тоже, - поддакнула мне женщина. Никогда.
Тем же вечером наш банкет был успешно завершен. Под водочку, да икорку, да с остатками вчерашнего застолья.
Жена многозначительно подняла палец.
- Но в тот магазин - больше ни-ни!