Всю жизнь восхищаюсь грузинской эстрадой

Борис Пономарев 3
Всю жизнь восхищаюсь грузинской эстрадой

Мое первое знакомство с грузинской эстрадой, с ее великолепными певицами и певцами произошло в далекие 40-е годы прошлого столетия. У меня был друг детства, школьных и студенческих лет, живший в дружной ташкентской семье, все члены которой очень любили музыку, хотя никто из них не имел к ней никакого профессионального отношения. В те тяжелые годы эта семья была весьма зажиточной, поэтому сумела найти средства и возможности для того, чтобы обзавестись совершенно фантастической, по тем временам, коллекцией 78-оборотных граммофонных пластинок с записями лучших представителей советской эстрады, в том числе и известных грузинских исполнителей. Я часто приходил к моему другу, и мы с ним почти каждый раз устраивали длительные прослушивания этих дисков.

Мое внимание привлекли тогда записи двух чрезвычайно популярных грузинских певиц — Тамары Церетели и Кэто Джапаридзе, которые исполняли старые русские и цыганские романсы и песни. Руководство Советского Союза не очень одобрительно относилось к такому репертуару, называло его «цыганщиной», но публике, в том числе и мне, он очень нравился. 

Еще большее наслаждение и удовлетворение я получал от прослушивания пластинок с записями Владимира Канделаки — невероятно талантливого актера, театрального режиссера и певца, имевшего очень приятный баритон и замечательно исполнявшего песни и арии из опер и оперетт. В мою память буквально врезались ария «Прощай вино в начале мая» из оперетты Н.Стрельникова «Сердце поэта», «Куплеты Олендорфа» из оперетты К.Миллёкера «Нищий студент» и песня «Гости дорогие» Модеста Табачникова на стихи Георгия Ходосова. Владимир Аркадьевич Канделаки получил в течение своей жизни много государственных наград, стал лауреатом Сталинской премии, Народным артистом Грузинской ССР и Советского Союза. 

В упомянутой мной выше коллекции было немало грампластинок с записями отличного эстрадного и оперного певца и актера Рашида Бейбутова, прослушивание которых доставляло много радости мне и моему другу. Прежде чем начать рассказывать о нем, сделаю небольшое отступление. Общеизвестно, что масс-медиа США называют своих выдающихся крунеров (эстрадных певцов) Фрэнка Синатру и Дина Мартина американцами итальянского происхождения. Опираясь на сей непреложный факт, мне представляется совершенно оправданным включение мной в данное повествование сведений о Рашиде Меджид оглы Бейбутове (именно так он был зарегистрирован при рождении) и о моем личном к нему отношении, поскольку его можно считать грузином азербайджанского происхождения, так как он родился в 1915 году в Тифлисе (Тбилиси). «Грузин азербайджанского происхождения» — это, в какой-то степени, шутка, но все мы помним слова электрика Гриши Кольцова (актера Юрия Белова) в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь»: «В каждой шутке есть доля правды», которые потом острословы довольно метко уточнили: «В каждой шутке есть доля шутки. Остальное — правда».   

Рашид Бейбутов был чрезвычайно талантлив и удачлив. В самом начале своей творческой деятельности в тридцатые годы он стал солистом Государственного джаз-оркестра Армении и Армянского театра оперы и балета в Ереване. 

Огромной удачей в его жизни явилось приглашение в 1944 году на главную роль купца Аскера в фильме «Аршин Мал-Алан» по одноименной оперетте Узеира Гаджибекова, который начали снимать на Бакинской киностудии режиссеры Николай Лещенко и Рза Тахмасиб. Этот фильм, выпущенный в 1945 году, с огромным успехом прошел на экранах Советского Союза и многих зарубежных стран.  

На создание данного фильма было израсходовано 5807000 рублей, а за первые два года после его выхода на экраны было заработано до пяти миллиардов рублей. К этой огромной сумме следует приплюсовать громадные валютные поступления за прокат указанного фильма из зарубежных стран, которые не оглашались, поскольку в то время такие сведения были государственной тайной. 

Следует отметить, что И.В.Сталин после личного просмотра фильма дал указания руководству Госкино представить ему списки участников создания этой киноленты на присуждение им Сталинской премии. Когда ему принесли данные списки, он не обнаружил в них Рашида Бейбутова, и собственноручно вписал туда его фамилию. С этого момента началось стремительное восхождение Рашида Бейбутова на Олимп деятелей культуры страны.

Он получил почетные звания Заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР, Народного артиста Азербайджанской ССР, Народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, стал кавалером многочисленных государственных наград.

Рашид Меджид оглы Бейбутов умер 9 июня 1989 года. Надо воздать должное народу и руководству Азербайджана, которые сделали многое для того, чтобы достойным образом увековечить память об этом выдающемся деятеле культуры. Он похоронен на Аллее почетного захоронения в Баку. Его имя носит одна из центральных улиц столицы Азербайджана. В центре Баку, перед зданием Государственного театра песни имени Рашида Бейбутова, установлен памятник в его честь, созданный Народным художником Азербайджана Фуадом Салаевым. 

Продолжаю свой рассказ о тех выдающихся представителях грузинской эстрады, которые произвели на меня неизгладимое впечатление. Летом 1957 года в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, на котором, в числе прочих мероприятий, имели место выступления молодежных оркестров и ансамблей со всего земного шара. Первое время фаворитом данного Фестиваля считался джазовый ансамбль молодых римских адвокатов Roma New Orleans Jazz со своим хитом Royal Garden Blues (авторы Clarence Williams & Spencer Williams). Но случилось так, что на пятки молодых римлян стал наступать самодеятельный эстрадный оркестр Грузинского политехнического института, приехавший в Москву со своей солисткой Нани Брегвадзе, за год до этого окончившей музыкальный техникум. Дело кончилось тем, что именно она стала лауреатом этого Фестиваля, исполнив песню «Потушила я свечу» (музыка Г.Бзванели на стихи И.Гришашвили). Зрители восторженно принимали ее пение и мастерство оркестрантов. Этой феноменальной певице, моей любимице, я посвящу заключительную часть данного повествования, а пока продолжу рассказывать о других замечательных мастерах грузинской эстрады.

На стыке 50-х — 60-х годов в Ташкентском театре эстрады, который функционировал тогда в здании на улице Алишера Навои (рядом со старым телецентром, напротив здания «Чирчикстроя»), состоялись очень успешные гастроли ансамбля литературно-театральной пародии "Синяя птичка», возглавлявшегося писателем Виктором Юзефовичем Драгунским и поэтессой Людмилой Наумовной Давидович. В составе этого ансамбля выступило совершенно потрясающее вокальное трио, состоявшее из грузинских исполнителей Сосо Эбралидзе, Эдуарда Сепашвили и Гюлли Чохели. Когда я слушал выступление этого великолепного трио, в мою голову пришла мысль о том, что все чрезвычайно талантливые его исполнители достойны самого светлого творческого будущего. И я не ошибся! Сосо Эбралидзе стал композитором, автором и исполнителем более 50-ти своих песен, победителем многочисленных конкурсов, основателем и руководителем популярных музыкальных ансамблей «Диэло» и «Цицинатела», Заслуженным артистом Грузинской ССР. Эдуард Сепашвили стал создателем и музыкальным руководителем вокально-инструментальных ансамблей «Шашвеби» и «Лале». Гюлли Чохели оказалась талантливой если не во всем, то в очень многом: она была эстрадной и джазовой певицей, актрисой, кинорежиссером, художником, писателем и сценаристом. В результате получила звания Заслуженного артиста Грузинской ССР и почетного гражданина города Тбилиси.   

Мне удалось дважды побывать на замечательных концертах Государственного эстрадного оркестра Грузии, когда он приезжал в Ташкент на гастроли, проходившие с аншлагом в Концертном зале имени Свердлова. Первый раз это произошло в 60-е годы, когда данным оркестром руководил Константин Певзнер, второй раз такое событие имело место уже в 70-е годы, когда им руководил Гиви Гачечиладзе. И если в первый раз это был, по сути дела, превосходный биг-бэнд, то во втором случае это был уже вокально-инструментальный оркестр с прекрасной женской кордебалетной группой, вызвавшей восторг всего зрительного зала. И оба раза в составе данного оркестра выступали талантливые певицы и певцы. Так что это были незабываемые праздники для глаз, для слуха, для души.

Очень сожалею о том, что мне ни разу не удалось побывать на концертах изумительного вокально-инструментального ансамбля «Орэра», созданного в Тбилиси в 1961 году талантливейшим музыкантом Робертом Бардзимашвили, и по этой причине также ни разу не сложилось увидеть вживую обожаемых мной Нани Брегвадзе (окончившую к тому времени Тбилисскую государственную консерваторию по классу фортепиано) и Вахтанга Кикабидзе, которые работали в данном ансамбле. Лучшими хитами этого коллектива, по моему мнению, были «Тополя» (музыка Григория Пономаренко на стихи Геннадия Колесникова) и «Тбилисо» (музыка Реваза Лагидзе на стихи Петре Грузинского). Этот прославленный ансамбль побывал на гастролях во всех регионах Советского Союза, а также во многих зарубежных странах. Вахтанг Кикабидзе, выступавший в «Орэре» в качестве ударника и вокалиста, впоследствии стал также знаменитым киноактером и, самое главное, невероятно сильно почитаемой личностью жителями всей нашей страны, не говоря уже о Грузии, где он превратился в кумира. 

Как рассказывали грузинские поклонники этого знаменитого исполнителя, в его тбилисскую квартиру однажды забрались воры. Находясь в ней, они поняли, кому она принадлежит, и не взяли из нее абсолютно ничего. Мало того, они оставили ему записку на грузинском языке примерно такого содержания: «Буба, дорогой, прости нас за то, что мы проникли в этот дом, не зная, что он твой! Надеемся, что ты простишь нас и за то, что мы выпили бутылку твоего коньяка, так как мы пили его исключительно за твое здоровье!».

Я очень люблю практически все песни в исполнении Вахтанга Кикабидзе, а также те песни, которые он исполнял вместе с Нани Брегвадзе. Как мне кажется, верхом такого их совместного пения является песня «Диалог» (написанная композитором Галиной Сорочан на стихи Льва Куклина).

Нани Брегвадзе была приглашена в ВИА «Орэра» в 1965 году, в котором чрезвычайно успешно проработала 15 лет, после чего начала свои сольные выступления, продолжающиеся до сего времени. В начале данного повествования я упомянул имена Тамары Церетели и Кэто Джапаридзе. Нани Георгиевна Брегвадзе продолжила применение того стиля исполнения старого русского и цыганского романса, который так успешно развивали ее предшественницы, и достигла при этом совершенно фантастического результата. Мне очень нравятся в ее исполнении фактически все старые песни и романсы, такие, например, как «Калитка» (В.Буюкли на стихи Н.Будищева), «Только раз бывают в жизни встречи» (Б.Фомин на стихи П.Германа), «Дорогой длинною» (Б.Фомин на стихи К.Подревского) из репертуара незабвенного Вадима Алексеевича Козина, певца, композитора, поэта. 

И тут нужно обязательно сказать о том, что в таких случаях почти всегда успеху певцов и певиц способствовали талантливые концертмейстеры, и это обстоятельство часто подчеркивали сами вокалисты. Например, знаменитая в 30-е и 40-е годы певица Изабелла Юрьева неоднократно делала следующее признание: «Без Симона (Кагана) я — не певица!». Про таких, как Симон Каган, невероятно талантливых пианистов-аккомпаниаторов, недаром говорили в шутку, что они — «штучный товар»! Подобных ему гениальных концертмейстеров было, действительно, совсем немного. В их числе были также Давид Ашкенази, аккомпанировавший чрезвычайно популярному певцу Вадиму Козину, Борис Мандрус — концертмейстер именитой Клавдии Шульженко, а в более поздние времена — Левон Оганезов, аккомпанировавший Капиталине Лазаренко, Олегу Анофриеву и Иосифу Кобзону.

Нани Георгиевне Брегвадзе тоже очень сильно повезло в том, что она нашла себе такого же высокоталантливого концертмейстера — Медею Гонглиашвили. Они проработали вместе много лет. Их дуэт называли театром Брегвадзе — Гонглиашвили. Феноменальная пианистка умерла в феврале 2012 года. Нани Георгиевна сказала о ней следующее: «Медея была гениальная пианистка. Вместе с ней на сцене я себя чувствовала как рыба в воде. Я никогда не пою одну песню два раза одинаково, а Медея, не глядя в ноты, все делала как надо. Она была как целый оркестр».

Когда Нани Георгиевну спросили, были ли в ее роду люди, обладавшие прекрасными вокальными данными, она ответила, что таких было много. В качестве примера она привела историю своей тети, потрясающей певицы. В 1937 году в Москве проходила декада грузинского искусства, в которой участвовала и она. Данное мероприятие заканчивалось банкетом, организованным Сталиным, у которого был отменный слух и очень хороший голос. В какой-то момент он поднялся и начал петь грузинскую народную песню, а в ней были такие слова: «Эй ты, моя девочка» и многоточие. А девочка должна была ответить: «Эй ты, мой мальчик». Сталин спел свои слова — и тишина гробовая. Никто не осмеливался произнести ему : «Эй ты, мой мальчик». Все замерли в ожидании чего-то страшного. Моя тетушка, которая была не только красивой, но и очень смелой, подошла к нему и пропела: «Эй ты, мой мальчик». Все замерли еще сильнее в ожидании катастрофы. Ничего подобного! Сталин был в восторге. После этого 18-летняя девочка получила орден и квартиру в Тбилиси. Чудная была квартира, в ней тетя прожила всю свою жизнь, умерла в возрасте 92 лет. 

Прославленной Нани Георгиевне Брегвадзе, выдающейся певице, пианистке, актрисе, педагогу, Народной артистке СССР, Почетному гражданину Тбилиси сейчас (в 2022 году) 86 лет, она до сих пор прекрасно выглядит и продолжает петь на сцене. Нам всем остается пожелать ей прожить в полном здравии гораздо дольше, чем это имело место с ее знаменитой тетей!

Борис Пономарев