Загадки Библии. Сыны Божии

Сергей Пометнев
Тема «Сынов Божиих», которая не однажды звучит в тексте Священного Писания, предельно «запутана» и сложна для понимания. Но так как Господь неоднократно отсылает читателя к ней, то, следовательно, у этой темы имеется определенное богословское значение, а человеку доступно ее решение.
Последуем призыву Господа «исследовать писание» (Ин. 5:39), и попробуем разобраться с вопросом: кого скрывает ветхозаветная история под именем Сынов Божиих.

Первое упоминание о «Сынах Божьих», которое состоит из двух, связанных между собой отрывков, мы найдем в Книге «Бытие».
«Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:2)
Результатом такого «сожительства», как гласит Писание, было рождение неких «исполинов»: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт.6:4)

Еще одним источником информации о «Сынах Божиих», является Книга Иова, которая, в свою очередь, предлагает нам два отдельных свидетельства.
Первое, в начале истории Иова: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов.1:6, 2:1)
И второе свидетельство, в конце Книги Иова, которое звучит в вопросе Бога, знает ли Иов, «на чем утверждены основания ее (Земли), или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов.38:6,7)

Если мы обратимся к святоотеческому наследию, и попробуем найти здесь ответ на вопрос, кто такие «Сыны Божии», то получим к размышлению два варианта:
 
Многие раннехристианские теологи, среди которых были Иустин Философ, Климент Александрийский, Ириней Лионский, Афинагор Афинский,  делали предположение, что божьи сыновья - это падшие ангелы.

Но, наряду с этой точкой зрения, среди христианских богословов первых веков, имела место теория, которая, под «сынами Божиими», предлагала понимать благочестивое потомство Сифа. Этого мнения придерживались святители Кирилл Иерусалимский и Иоанн Златоуст, блаженные Августин и Феодорит, преподобный Ефрем Сирин.
И в настоящее время, данная теория, является превалирующей в христианской среде.

К двум, вышеозначенным святоотеческим мнениям, можно добавить и ультрасовременную версию, по которой Сыны Божии идентифицируются, как представители неких внеземных цивилизаций, или, если говорить проще, инопланетянами.

Таким образом, мы имеем три варианта понимания того, кем могут быть «Сыны Божии»
1. Ангелами
2. Потомками Сифа
3. Инопланетянами

Рассмотрим представленные варианты, и попробуем найти обоснования или опровержения относительно каждого, претендующего на истину, мнения.
Начнем с последнего.

3. Сыны Божии, это инопланетяне.
Версия достаточно «красивая», но существование инопланетян, с догматической точки зрения, выглядит достаточно абсурдной.
Если мы допускаем, что кроме разумного человека, Бог создал других разумных существ, то должны задуматься и о их судьбе «в вечности».

Если Инопланетяне разумны, то они должны иметь «шанс» на спасение.
Но, тогда возникает логичный вопрос: От чего их надо спасать? Что такого с инопланетянами произошло, что они теперь «гибнут»?
Вот с Человеком все ясно: Творение Адама по образу и подобию Божьему. Падение Адама. Обещание Искупителя. Крестная Жертва Христа, Сына Божьего (как и Человеческого) (см. Мф.12;32 и далее, или Мк. 13;26 и далее…).

А что с Инопланетянами?
Бог, как известно: Один, Вечен, Неизменен, и следовательно, другого Его «образа-подобия» кроме Адама, в принципе быть не может, это будет противоречить логике.
А значит, не может быть и иных «Мессий». Для этого Христу пришлось бы не только «вочеловечится», но и «воинопланетится».
Да и Писание нам говорит, что кроме ангельского мира, человека и животных, иных живых «существ» (тем более, разумных), Бог не создавал.

Существование инопланетян, как неких иных разумных существ, совершенно не вписываются  и в канву обычных «исторических мероприятий», необходимых для достижения цели Творения Мира, то есть, обожения Человека.
Представим Хозяйку, которая задумала сварить борщ. Для достижения поставленной цели, хозяйке необходимо совершить определенный алгоритм действий:

Например: открыть холодильник, или сходить на рынок для приобретения продуктов для борща, подготовить кастрюлю, влить воду, взять нож, порезать овощи и мясо, развести огонь… и т. д. и т.п.
И вдруг, в этом «списке», или алгоритме дел, мы видим пункт «восхождение на Эверест». Взойти на Эверест, при желании, хозяйка сможет, но спрашивается – зачем, и как это «восхождение» связано с борщом, который ждут домочадцы?
Так и с инопланетянами.
Если некто сможет пояснить, какую роль инопланетяне играют в деле достижения Богом поставленной им цели, то тема с «марсианами» будет вполне рабочей.
А до тех пор, вариант с «инопланетянами» останется лишь экзотической фантазией на богословскую тему.

2. Сыны Божии, это сифиты.
Конечно, нравственное богословие, позволяет под именем Сынов Божиих, видеть всех, «кто водится в этой жизни, Духом Святым». И новозаветная история, вполне удовлетворяет такому пониманию образа Сынов Божиих.
Но, вспомним, в каком контексте Писание упоминает о «Сынах Божиих» в Книге Иова:
«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов.1:6, 2:1)
Здесь описано событие, которое, во первых, явно происходило не на земле, а во вторых, среди «предстоящих» Богу Сынов Божиих, присутствует пусть и падший, но все же бесплотный ангел, Сатана.
Все это позволяет заключить, то, что обычный человек не мог быть участником, описываемого в Книге Иова небесного «предстояния», и, следовательно, Сынов Божиих не стоит олицетворять с потомками Сифа.
 
1.Сыны Божии, это Ангелы.
С этим вариантом, тоже не все так просто. С одной стороны, Сатана, это хоть и падший, но все же ангел (или, дух), и с точки зрения отрывка из «Иова», где действо происходит «на небе», Сыны Божии могли бы быть ангелами.
Но, в то же время, Писание свидетельствует нам, что духи бесплотны (Лк.24:39), а это значит, что «познать» дочерей человеческих, о чем нам говорит отрывок из «Бытия», Ангелы не способны.
Да и то, что Сатана появился пред Богом «среди» Ангелов, как среди «своих», тоже вызывает недоумение. Апостол вопрошает: «какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2Кор.6:14)
Ангелы ведут незримую «брань» с Сатаной (Откр.12:7), и поэтому дьявол не может стоять «среди» Ангелов, как не может быть тьмы среди света.

Как мы видим, ни один из означенных нами вариантов, не согласуется, либо с Писанием, либо со здравым смыслом.
А есть ли другой вариант?
Попробуем поразмыслить.

И в Книги Бытие и в Книге Иова, Писание говорит о Сынах Божиих в негативном контексте. В первом случае, это фактор предпотопного, тотального развращения живущих на земле.
 
Обратим внимание на то, в какой связке идут слова Писания: «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» (Быт.6:2,3)
Ну и далее: «сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:4,5)
И как мы знаем, итогом глобального богоотступничества развращенного человечества, стал Великий Потоп.

В Книге Иова, среди Сынов Божиих как «среди» своих, присутствует Сатана, что так же, придает ситуации негативный окрас.
Негатив сопровождает и упоминания о «потомстве» Сынов Божиих – Нифилимах, Гебариммах и прочих «великанах».

В контексте наших рассуждений, будет интересно разобрать второй отрывок Книги Иова о Сынах Божиих, где Господь вопрошает праведника: «На чем утверждены основания ее (Земли), или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов.38:6,7)

В приведенном отрывке, нас интересует последняя фраза: «когда все сыны Божии восклицали от радости».
Казалось бы, вот оно опровержение той мысли, что Сыны Божии, упоминаются в Писании лишь в негативном контексте.
Но, здесь стоит обратить внимание на то, что Синодальный перевод данного стиха, не соответствует, ни греческому, ни массоретскому тексту Писания.
Если следовать греческому тексту и традиции понимания приведенного отрывка, то «восклицали от радости» (восклицали шумно) не Сыны Божии, а Ангелы. Данная позиция отражена и в Церковнославянском тексте.
А если же мы возьмем за основу текст Еврейской Библии, то хотя там речь и идет о Сынах Божиих, но массоретское слово ;;;;;;;;;;;; ( roo-ah'), в первую очередь, означает: 
1. становиться злым, развращаться;
2. причинять себе зло.

И лишь вторым значением, может быть:
1. кричать, восклицать, ликовать;
2. поднимать тревогу;
3. трубить, давать сигнал.

Как видим, и во втором случае, Книга Иова, пусть с оговорками, но все же подтверждает нашу мысль о том, что в Библейском контексте тема Сынов Божиих, несет в себе негативный подтекст.   

А теперь зададимся вопросом, а когда в Бытии появился первый негативный, «отрицательный» персонаж?

Первое, что, скорей всего придет на ум верующему читателю, будет образ «змия», который соблазнил Еву в Райском саду.
Но, если следовать библейскому определению, то змий не может быть «отрицательным» персонажем. Писание говорит: «Змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог» (Быт.3:1)
Как мы знаем, все, что Бог сотворил, было «положительным». «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31)

Можно предположить, что, «змий», которого Господь сотворил «мудрым», олицетворял собой лишь «мудрость житейскую». Это первый философ, который в силу своей «тварной» ограниченности не мог проникнуть в замысел Бога о Человеке, а потому дал Еве ложный совет.
Данное «деяние», вполне может быть классифицировано, как «ошибка», а не как преднамеренная ложь. Такую же ошибку (грех) совершил и Адам, когда выбирал между словом Бога, и словом Евы (Быт.3:17).
Но, тем не менее, с богословской точки зрения, ни Адам, ни Ева, не являются отрицательными персонажами Библии. Они святы пред Богом, и являются прямыми наследниками Небесного Царства.

Первый, в прямом смысле, негативный поступок, и первая сознательная ложь в истории человечества, прозвучала из уст другого библейского персонажа: Каина, когда он, после убийства Авеля, на вопрос Бога «где твой брат?», ответил «не знаю» (Быт.4:9).

Теперь обратимся к истории рождения Каина, и внимательней рассмотрим некоторые ее детали.
«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1)
Мы процитировали синодальный текст Писания. Но, если мы обратимся к греческому, или массоретскому тексту, то смысл того, что произнесла Ева, по большому счету не изменится (приобрела: с Богом, через Бога, у Бога, Богом…)
А Свт. Филарет Московский, прямо высказал мысль о том, что Ева видела в Каине, обещанного Богом Искупителя, то есть Сына Божиего.

Но, даже, если мы сейчас согласимся с тем, что под Сынами Божиими надо подразумевать каинитов, то остается проблема первого отрывка из Книги Иова.
С одной стороны, обращаясь к истории Каина, становится понятным, почему Сатана присутствует среди Сынов Божиих (каинитов).
Каин «заклал», то есть,  принес в жертву Сатане, своего брата Авеля, и тем самым стал служителем дьявола. Более того, актом жертвоприношения, Каин «инициализировал» в этом мире жертвопринимателя, то есть, вывел Сатану из небытия в бытие.
 
Но с другой стороны, указанное действо из Книги Иова происходит «на небе», а Каин, как и Сиф, о котором мы говорили выше, лишь человек.

Для того, что бы разобраться с «человеческой сущностью» Каина, стоит обратить внимание на то «наказание», которое Бог определил Каину за его преступление.
«проклят ты на земли… егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе: стеня и трясыйся будеши на земли» (Быт.4:11-12)
 
Писание говорит нам, что Каин был «проклят на земли». Надо понять, что означает, и что несет в себе для Каина, озвученное Богом, наказание.
До этого момента, проклятие звучало из уст Божиих дважды.
Сначала был проклят змий: «И рече Господь Бог змию: яко сотворил еси сие, проклят ты от всех скотов и от всех зверей земных: на персех твоих и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего» (Быт.3:14)
Затем, как следствие ослушания Адама, Бог проклял землю: «проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего: терния и волчцы возрастит тебе…» (Быт.3:17,18)

Приведенные слова Писания, свидетельствуют о том, что проклятие влечет за собой качественное изменение сущности  того, что проклято.
Змий получил не присущие ему ранее качества: «хождение на чреве» и «поедание земли».
Земля же, что вполне логично, понесла на себе последствия «ошибки» Адама, который был сотворен Богом из «праха земного». И если до проклятия, земля рождала только благие плоды (полезные в пищу), то после проклятия, она подобно Адаму, стала «ошибаться», и производить терния и сорняки, а в мире появилось тление.

Так как, Господь сотворил человека из «праха земного», а Каин был «проклят на земли», то это может означать, что Каин получил некое изменение своей материальной сущности . Он потерял связь, а лучше будет сказать, вошел в некий «резонанс» с основой своей материальной, плотской составляющей, с «земным прахом».

Писание определяет и следствие изменений материальной сущности  Каина: «стеня и трясыйся будеши на земли».
И дело здесь не в страхе Каина, как о том, предполагает думать синодальный перевод. Оба слова, и в масоретском и в греческом вариантах, означают «трясение, колебание», и по форме являют собой, достаточно распространенный в Писании, «оборот внутреннего содержания», который связывает суть действия с сущностью «действователя».
 
Можно предположить, что «колебания» Каина, это не скорбное «покачивание головой» и «сетование на судьбу» (что следует из синодального текста), а нечто связанное с механическим, либо акустическим или электромагнитным резонансом в «настройках колебательных частот» между «контурами», а если говорить языком прп. Максима Исповедника, «логосами» земли и Каина.
Каину стало не комфортно находится на земле.

И мы видим, что Каин вынужден уйти с «лица земли», о чем он и говорит Богу: «Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь» (Быт.4:14)
Но, если Каин не может находиться на земле, то где он мог бы обитать?
Необходимо понять, получил ли Каин, вместе с изменением материальной сущности, изменение своей духовной составляющей. Появилась ли у него возможность «проникнуть» в то, что мы называем «небом»?

Каин, почувствовал свою слабость в этом мире. Он утверждает, что теперь, когда его материальная сущность претерпела изменение, его может убить любой встречный. «Буду стеня и трясыйся на земли, и будет, всяк обретаяй мя убиет мя» (Быт.4:14)
Но, Господь говорит, что утверждение Каина не верно: «не тако: всяк убивый каина седмижды отмстится. И положи Господь Бог знамение на каине, еже не убити его всякому обретающему его» (Быт.4:15).
 
Каин становится несоизмеримо сильней обычного человека. А если исходить из возможных вариантов прямого понимания масоретского текста Писания, то Господь не просто «запретил» убивать Каина, Бог «определил»  Каину не «быть убитым» и «найденным». Каина невозможно убить.

Конечно, буден не верным определить, что Каин стал ангелом, или духом. Но, на основании всего выше сказанного, можно предположить, что Каин, будучи лишенным «силы земли», «взамен» получил  от Бога некоторые свойства мира духовного: силу, сокровенность, и возможно, бессмертие.
На ряду с родословием потомков Сифа, Священное Писание, говорит и о нескольких потомственных родах каинитов, но ни разу не говорит о продолжительности их жизни, или факте смерти хотя бы одного из них.

Какой мы можем сделать вывод из наших рассуждений?

- Ева видит в Каине, человека, которого она обрела «с Богом», что дает возможность появиться определению: Каин – Сын Божий.
- «Материальная» составляющая Каина, то есть, его плоть, претерпела некоторое качественное изменение, в следствии чего, Каин стал испытывать «дискомфорт» от пребывания на земле. Тем не менее, Каин не был лишен плоти, а значит вступить «в отношения» с дочерьми человеческими, он мог.
- Каин получил от Бога новые духовные способности, которые открыли ему доступ в мир существ «небесных». Следовательно, Каин, совместно с Сатаной мог присутствовать в небесном «предстоянии» пред Богом.

Будучи своеобразными духовными «кентаврами», то есть, совмещая в себе человеческую плоть и ангельские силы и способности, потомки Каина, вполне могли быть приняты древними людьми за сошедших с небес «богов», о чем нам свидетельствуют многочисленные мифы разных народов.
А проявления каинской «цивилизации» в современном мире, наводят людей на мысли о «иных мирах», и принимаются человечеством за действия «инопланетян».

Все написанное выше, это лишь размышления на сложные тексты Писания, где представленные выводы, несомненно, нуждаются в дополнительной аргументации.
Многие определения, в представленной теории, высказаны лишь тезисно, и требуют не только глубокой богословской, но и научной проработки и осмысления.
В этом может помочь открытый диалог и конструктивная критика озвученных в статье мыслей, от неравнодушных к библейским загадкам, читателей. 
 
Иерей Сергей Пометнев
2022 год.