Антокольское кладбище - memento mori!

Валерий Иванов-Виленский 22
Non relinquere ad alium, quod potest facere te
Не оставляй делать другим, что можешь сделать ты

В преддверии Дня поминовения усопших, который в Литве ежегодной отмечается 1 ноября посещением могил родных и близких, всех тех, кто дорог сердцу и памяти живущих, посетил Антокольское кладбище Вильнюса и я.
История этого кладбища началась с 1809 года, когда Виленский губернатор Николай Иванович Брусилов (1754-1828) учредил его своим распоряжением. Первоначально в этой местности сформировалось четыре отдельных кладбища, предназначенных для захоронения мирян, военных, сирот, а также нищих, позднее воинов, погибших во время Первой мировой войны. Позднее отдельные кладбища слились в единое кладбищенское пространство (https://cloud.mail.ru/public/YJmE/fqgZYJEQC).

Первая мировая война оставила на Антокольском кладбище могилы немецких солдат, которые погибли здесь, воюя с войсками Российской империи. В северной части кладбища находятся захоронения немецких воинов с мемориалом, сооруженным в 1918 году 10-ой германской армией.

Здесь же к юго-востоку находятся могилы польских солдат, погибших во время Советско-польской войны 1919—1920 годов, когда они трижды (в начале января 1919г.; в апреле 1919 г.; в октябре 1920 г.) захватывали Вильну.  Здесь насчитывается около 1600 могил (не считая могил у стены кладбища на ул. Расу), включая перезахороненных из других мест погребений и умерших позднее, в 1939 году.

Сразу после освобождения Вильнюса от немецких оккупантов 13 июля 1944 года, при входе на кладбище, с левой стороны, хоронили красноармейцев, погибших в боях за столицу Литвы – была поставлен мемориальный обелиск, который теперь нынешними литовскими властями закрыт чёрным мешком.

Затем, после окончания Второй мировой войны, на Антокольском кладбище был создан мемориал освободителям Вильнюса и территории Литовской ССР: здесь захоронено 3,5 тысячи воинов советской армии. Всего при освобождении Литовской ССР от немецко-фашистских оккупантов погибло более 300 тыс. воинов Красной армии.

Нынешний мемориал, вместо прежнего обелиска был открыт в 1984 году: архитекторы - Макарюнас, Колосов, Казаринский. (Подробнее, см. Советские военные памятники в Литве https://rzhavin77.livejournal.com/76835.html ) Он выполнен в лучших традициях советских военных памятников. Здесь присутствуют величественный архитектурный монументализм, олицетворяющие мужество скульптуры. Сакральный образ некрополя, переданный стилизованными воротами и широкими ступенями (мотив восхождения), по обе стороны – братские могилы воинов в форме кургана. До 1993 года здесь был еще один элемент советских военных мемориалов – вечное пламя славы, зажженное от вечного огня мемориала жертвам революции на Марсовом поле в Ленинграде. Теперь «вечный огонь» зажигается на деньги российского посольства лишь по особому разрешению властей на один день в году, на праздник Победы.

На вершине холма, возвышающегося с восточной стороны над мемориалом советским воинам, находится кладбище литовских народных защитников, сотрудников НКГБ и МГБ, погибших при освобождении территорий Литовской ССР от антисоветского подполья, инспирированного спецслужбами Англии и других стран Западной Европы после окончания Второй мировой войны.

По левую сторону от памятника надгробного памятника советским войнам освободителям, на пригорке, в 60-ые годы минувшего столетия начались захоронения партийных и административных работников Советской Литвы, в том числе здесь были похоронены Первый секретарь ЦК Компартии Литвы Антанас Снечкус; первый руководитель Верховного Совета Литовской ССР, после восстановления в июле 1940 года Советской власти в Литве Юстас Палецкис и другие видные политические и военные деятели советского периода.

После трагических событий 13 января 1991 г. в Вильнюсе, по южной стороне центральной аллеи кладбища, на пригорке, были захоронены жертвы той трагической ночи, а затем, после гибели восьми литовских служащих в Мядининкай в ночь на 31 июля 1991 года, их захоронили здесь же, по правую сторону от центрального памятника этого мемориала – Пьета.
Позднее, в 90-е года, над этим мемориалом было организовано место, для захоронения подписантов Акта о независимости Литвы от 11 марта 1991 года.

В 2003 году в вильнюсском районе Северный городок были найдены останки французских солдат армии Наполеона, ходивших на Российскую империю в 1812 году, а затем, при отступлении из России, массово умиравших в декабре 1812 года в Вильне от холода и болезней (всего в городе и окрестностях погибло и умерло их около 90 тыс. человек). Найденные останки солдат армии Наполеона перезахоронили у центральной аллеи кладбища.

После смерти в июне 2010 года, бывшего Первого секретаря Компартии Литвы, затем первого президента нынешней Литовской Республики Альгирдаса-Миколаса Бразаускаса, гроб с его телом был захоронен на организованной «аллее президентов», расположенной на возвышенности, между «аллеей подписантов» и «мемориалом жертв трагических событий 1991 года в Литве». Затем, по другую сторону этой аллеи в 2018 году были перезахоронены останки расстрелянного в 1957 году по решению суда Литовской ССР руководителя антисоветского подполья Адольфа Раманаускаса (Ванагаса), руководившего отрядами, уничтожившими в 1945-53 г.г. 25 тыс. мирных соотечественников – часто целыми семьями, - за то, что поддержали советскую власть в Литве.   

Несколько лет назад был открыт военный мемориал воинам Литовской армии, с обелиском, к которому возлагаются цветы литовские политики и представители иностранных государств, в том числе три года назад цветы возложил посол России в Литве. В беседе с Чрезвычайным и Полномочным послом РФ в Литовской Республике А.И. Удальцовым услышал пояснение: «литовские воины воевали в рядах Красной армии, в том числе 16-ой Литовской дивизии». Сейчас здесь захоронены, несколько высших командиров вооружённых сил Литвы.

На кладбище похоронены, выдающиеся представители интеллигенции
Литовской ССР и нынешней Литвы. Вот некоторые из них:

Учёные
• Алишаускас Сигитас  (1943—2016), физик, лауреат Государственной премии Литовской ССР (1984).
• Бразджюнас, Повилас Повилович (1897—1986), физик, академик АН Литовской ССР.
• Григас Казис (1924—2002), фольклорист, историк фольклористики.
• Гудавичюс Эдвардас (1929-2020), историк.
• Здзеховский Мариан  (1861—1938), филолог, историк литературы, критик, публицист.
• Минкявичюс Иокубас (1921-1996), философ, академик Академии наук Литовской ССР.
• Велюс Норбертас (1938—1996), этнограф, религиовед.
• Сеземан Василий (1884—1963), философ.
• Стаквилявичюс Витаутас (1929-2003), математик, академик Академии наук Литовской ССР.

Государственные и политические деятели
• Альгирдас Бразаускас (1932—2010), первый секретарь ЦК КП Литвы (1988—1989), президент Литовской Республики (1993—1998), премьер-министр Литовской Республики (2001—2006).
• Мечисловас Гедвилас (1901—1981), Председатель Совета Народных Комиссаров Литовской ССР (1940—1946), Председатель Совета Министров Литовской ССР (1946—1956).
• Пятрас Гришкявичюс (1924—1987), первый секретарь Вильнюсского горкома КП Литвы (1971—1974), первый секретарь ЦК КП Литвы (1974—1987).
• Александрас Гудайтис-Гузявичюс (1908—1969), писатель, нарком внутренних дел, нарком государственной безопасности Литовской ССР), лауреат Сталинской премии третьей степени. Владас Нюнка (1907—1980), государственный и партийный деятель, идеолог, учёный, философ, религиовед, академик Академии наук Литовской ССР.
• Мескупас, Шмуелис-Ицикас Маушевич (1907—1942) — советский литовский партийный деятель.
• Роландас Павилёнис (1944—2006), ректор Вильнюсского университета (1990—2000), член Сейма Литовской Республики (2000—2004), член Европейского парламента (2004—2006).
• Юстас Палецкис (1899—1980), председатель Президиума Верховного Совета Литовской ССР (1940—1967), Председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР (1966—1970).
• Петронис, Пранас Павилович (1910 —1998) — советский литовский военачальник, генерал-майор артиллерии.
• Антанас Снечкус (1903—1974), первый секретарь Коммунистической партии Литвы в 1940—1974, Герой Социалистического Труда (1973).
• Миколас Миколович Юнчас-Кучинскас (1893—1973), заместитель председателя Президиума Верховного Совета Литовской ССР (1947—1959).
• Альгирдас Антанович Ференсас (1928—1994) — литовский советский государственный, партийный и профсоюзный деятель. Председатель Центрального Литовского республиканского совета профсоюзов (1977—1989).

Архитекторы, скульпторы, художники
• Римтаутас Гибавичюс (1935—1993), художник, график, сценограф; лауреат Республиканской премии.
• Стасис Красаускас (1929—1977), художник график, лауреат Государственной премии СССР, народный художник Литовской ССР.
• Юозас Микенас (1901—1964), скульптор, народный художник СССР, лауреат Сталинской премии второй степени.
• Витаутас Казио Палайма (1911—1976), художник, сценограф, педагог; заслуженный деятель искусств Литовской ССР, народный художник Литовской ССР.
• Домицеле Тарабильдене (1912—1985), художница, график, скульптор, заслуженный деятель искусств Литовской ССР, народный художник Литовской ССР, лауреат Государственной премии Литовской ССР.
• Витаутас Чеканаускас (1930—2010), литовский архитектор, народный архитектор СССР, лауреат Ленинской премии.

Писатели и поэты
• Йонас Авижюс (1922—1999), прозаик, Народный писатель Литовской ССР.
• Юозас Апутис (1936—2010), прозаик, переводчик, литературный критик.
• Андрюс Булота (младший), прозаик, Заслуженный деятель культуры Литовской ССР.
• Антанас Венцлова (1906—1971), поэт, прозаик, критик, переводчик, государственный деятель; лауреат Сталинской премии второй степени, Народный писатель Литовской ССР.
• Ричардас Гавялис (1950—2002), прозаик, эссеист, драматург.
• Ромуалдас Гранаускас (1939—2014), прозаик, драматург, эссеист.
• Сигитас Гяда (1943—2008), поэт, драматург, эссеист, литературный критик, переводчик.
• Владас Даутартас (1927—2000), прозаик, эссеист, драматург.
• Янина Дягутите (1928—1990), поэтесса, автор стихов для детей.
• Юрга Иванаускайте (1961—2007), писательница, художница, путешественница.
• Казис Инчюра (1906—1974), поэт и писатель.
• Юргис Кунчинас (1947—2002), поэт, прозаик, эссеист, переводчик.
• Юстинас Марцинкявичюс (1930—2011), поэт, прозаик, драматург.
• Викторас Милюнас (1916—1986), писатель, драматург, прозаик, переводчик.
• Витаутас Петкявичюс (1930—2008), писатель и политический деятель.
• Ева Симонайтите (1897—1978), писательница, Народный писатель Литовской ССР.
• Паулюс Ширвис (1920—1979), поэт, журналист, редактор.
• Люне Янушите (1909—1965), фельетонистка, переводчица, автор пьес и юмористических романов.

Композиторы, музыканты, певцы
• Йонас Алекса (1939—2005, симфонический, оперный и хоровой дирижёр, педагог, Народный артист Литовской ССР, Заслуженный артист Литовской ССР, лауреат Национальных премий Литвы и Латвии, кавалер Ордена Гядиминаса 3-й степени.
• Эдуардас Бальсис (1919—1984), композитор, педагог, общественный деятель, Народный артист СССР, Народный артист Литовской ССР, Заслуженный деятель искусств Литовской ССР, кавалер орденов, лауреат Государственных премий Литовской ССР.
• Беатриче Гринцявичюте (1911—1988), певица (сопрано), исполнительница камерной классической и народной музыки, лауреат Государственной премии Литовской ССР.
• Маргарита Дварионайте (1928—2008), симфонический дирижёр, автор многих публикаций, педагог, Заслуженная артистка Литовской ССР, кавалер ордена Гядиминаса 5-й степени.
• Раймондас Катилюс (1947—2000), скрипач-виртуоз, педагог, профессор, Народный артист Литовской ССР, Заслуженный артист Литовской ССР, лауреат международных конкурсов, лауреат Государственной премии Литовской ССР и Литовской национальной премии культуры и искусства, кавалер Ордена Гядиминаса 3-й степени.
• Витаутас Клова (1926—2009), композитор, заслуженный деятель искусств Литовской ССР.
• Сергей Ларин (1956—2008), оперный певец (тенор), кавалер Офицерского креста Ордена великого князя Литовского Гядиминаса.
• Римантас Сипарис (1927—1990), оперный певец (бас), режиссёр, профессор, народный артист Литовской ССР, лауреат Сталинской премии третьей степени и Государственной премии Литовской ССР.
• Саулюс Сондецкис (1928—2016), дирижёр, скрипач, альтист, педагог, создатель Литовского камерного оркестра и оркестра «Санкт-Петербург Камерата», Народный артист СССР, Народный артист Литовской ССР, кавалер орденов и лауреат премий разных стран, почётный доктор и почётный профессор нескольких консерваторий.
• Владас Чясас (1917—2008), оперный певец (тенор), Заслуженный артист Литовской ССР.
• Елена Чудакова (1925—1973), оперная и камерная певица (сопрано), лауреат Государственной премии Литовской ССР.
• Фаустас Латенас (1956 — 2020), композитор.

Актёры
• Донатас Банионис (1924—2014), актёр театра и кино, театральный режиссёр; Народный артист СССР, лауреат Национальной премии Литвы.
• Арунас Жебрюнас (1930—2013), кинорежиссёр и сценарист.
• Артём Михайлович Иноземцев (1929—2001), актёр театра и кино, лауреат Государственной премии Литовской ССР, заслуженный деятель искусств Литовской ССР, народный артист Литовской ССР.
• Лаймонас Норейка (1926—2007), актёр и чтец; народный артист Литовской ССР.
• Аудрис Мечисловас Хадаравичюс (1935—2008), актёр театра и кино.
• Витаутас Жалакявичюс (1930—1996), режиссёр.
• Юозас Киселюс (1947—1991), актёр (главный герой фильма «Долгая  дорога в дюнах»).
• Ольга Кузьмина-Даугуветене (1884—1967), актриса, Праведник мира.

Прогуливаясь по Антокольскому кладбищу 20 октября т.г., рассматривая и фотографируя оригинальные могилы известных людей, которые попадались по пути или к которым подходил специально, думал о смысле бытия этих людей.
Эсхатологическая философия, позволяет испокон веков понять всем, кто осмысленно жил и живёт на Земле, суть того что оставили после себя все неглупые и чувственные, по существу добрые в душе люди, ибо слаб человек, потому что смертен физически. И вместе с тем сознание подсказывало – гуманно нравственный человек духовно бессмертен, пока живут другие люди, их культурные сообщества, живёт творческое человечество…
Смерть и незыблемая вечность, в которую умершие вступили в нашем сознании, лишила их тех противоречий, которые часто из-за их слабости, при жизни разъединяли их, порой заставляя гнобить, уничтожать инакомыслящих, или при помощи оружия просто убивать других - врагов. Ушедшие оставили нам свои несогласия, а порой и непримиримую, антагонистическую вражду, чтобы мы нашли правильные ответы на те вопросы, которые решить они сами не сумели, и которые мы сможем решить только при условии, что познаем истину – суть происходящего с нами.

Почему именно такой аспект понимания, происходившего и происходящего, волновал моё сознание во время этой прогулки под скупыми на тепло лучами осеннего солнца, а не благодушные размышления о совершенстве и гармонии красоты, воспеваемой высоким искусством человеческого таланта. Как 75-летнему высокообразованному историку, философу, математику и поэту, прожившему и проживающему очень интенсивную творческую жизнь и гонимого нынче человеку, видевшему очень много, как в своей стране, так и за рубежом, мне было многое ясно и понятно. Жизненного опыта, как говорится – не занимать.  Видел воочию и Папу римского Яна Павла II, и Фиделя Кастро, и Леонида Брежнева, и Валери Жискар Де Стена, и Владислава Гомулку, и главного масона Польши Тадеуша Цегельского, и Антанаса Снечкуса, и Леокадию Диржинскайте… В мае 1972 года в Варшаве на площади у могилы Неизвестному солдату, не подал руки президенту США Р. Никсону, которую он протянул ко мне (я помнил об уничтожении многих тысяч людей во Вьетнаме). Видел и беседовал со многими известными учёными и деятелями культуры и искусства мирового и общесоюзного уровня. Знал лично многих из здешних «постояльцев», чьи имена были начертаны на надмогильных памятниках… В голову приходили мысли о смысле того, что сделали все эти люди при своей жизни.

Знаю и понимаю, что сейчас происходит, и не только здесь в Литве. Глядя на подвергнутые актам государственного вандализма надмогильные памятники, задавал себе один постоянно волнующий моё сознание вопрос: Почему так стало, что люди, воспитанные на духовно нравственной, гуманной, не меркантильной философии и коммунистической идеологии советского период, - как оказалось, воспитали людей, в национальной ненависти к русским и людям? Сейчас новое поколение политиков возбуждает оголтелую русофобию. И эта человеконенавистническая по своей сути идеология сегодня в Литве находит своих многочисленных адептов.

Проведению захотелось сделать так, что во время этой прогулки произошло две примечательные встречи. Подходя к изуродованному большими чёрными мешками политическими вандалами надгробному памятнику советским воинам-освободителям, увидел группу из трёх человек, снимающую на видео всё это безобразие. В руках у меня были красные гвоздики, и я попросил оператора сфотографировать момент возложения этих цветов на бронзовый венок вокруг потушенного факела вечного огня перед осквернённым памятником на могиле погибших красноармейцев. Оператор говорил по-польски, поэтому договориться с ним о фото не представилось сложным делом.

После совершённого мною ритуала памяти павшим героям, стоявший рядом с оператором мужчина, представив съёмочную группу, - Польская редакция немецкого информационного агентства Deutsche welle (Немецкая волна), - попросил меня дать комментарий тому, что они увидели. После моего согласия, женщина с микрофоном, из этой группы, обратилась ко мне на польском языке с вопросом: Как вы оцениваете то, что здесь увидели? Ответил на польском, что считаю такое обращение с надгробным памятником военным, освобождавшим Литву от немецких оккупантов во время Второй мировой войны актом вандализма, который имеет свою точную обвинительную формулировку в Уголовном кодексе Литовской Республики (Статья 312 УК ЛР – до трёх лет тюрьмы) в отношении лиц, устроивших данное осквернение. Аналогично, разрушение памятников погибшим советским воинам сегодня на территории Литвы, является одновременно осквернением памяти этих людей и также карается согласно Уголовного кодекса Литвы (Ст. 313 УК ЛР).
- Кстати, добавил я, вопрос о сносе этого памятника сейчас решает Комитет по правам человека ООН, поскольку очевидно, что нарушаются основополагающие пункты Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.) и Европейской конвенции по правам человека (1950 г.).

Второй вопрос касался моего отношения к событиям на Украине и Специальной военной операции России против этой страны, когда гибнет много людей. В ответ я подчеркнул, что считаю гибель людей с обеих сторон этого конфликта неприемлемой, поскольку можно было всё решить на договорной основе, когда 15 декабря 2021 года политическое руководство России предложило заключить договор о выводе войск НАТО до линии их противостояния России в 1997 году, установленной тогда, когда шёл процесс объединения Германии в 1991 году. Но ни руководство Украины, ни НАТО, ни США не захотели последовать таким мирным предложениям. Более того украинские войска, после правительственного переворота в Киеве в феврале 2014 года, начали регулярные бомбёжки и обстрелы не принявших этот переворот жителей Луганской и Донецкой областей Украины. В течение восьми лет в этих областях погибли тысячи мирных граждан Украины, в том числе сотни детей. Кроме этого, уже и сейчас Россия согласилась провести переговоры с украинским руководством в Стамбуле, на предмет мирного разрешения ситуации на Украине и прекращения Специальной военной операции. Но Киев сорвал и эти переговоры, как и раннее - Минские договорённости между Украиной и Россией.

Не знаю, удовлетворил ли я идеологический заказ редакции «Дойче веле», но когда я, дав свои визитки редактору и оператору, попросил сообщить мне информацию о трансляции данного интервью в эфире (интернете), то мне было сказано, что это будет сделано – «но возможны некоторые редакционные изменения, сказанного мною». На том и разошлись. Жду до сих пор от них весточки.

Мой путь последовал в сторону могил писателей и художников. Проходя мимо могил политических и общественных деятелей Советской Литвы увидел моложавую блондинку, высаживающую около одной из могил осенние цветы. Поздоровались по-литовски. Полюбопытствовал и спросил - кем она является захороненному здесь человеку? Её ответ меня удивил.
– Никем, просто за плату, по договору, ухаживаю за могилой. А самого захоронения того человека, кто здесь почил, уже нет на этом месте. Его куда-то вывезли и перезахоронили родственники.
Необычность услышанного, возбудила мой интерес к собеседнице. Она представилась историком, родом из Каунаса. Я сказал, что тоже из Каунаса и тоже историк, автор четырёхтомника по истории межвоенной Литвы. Обратил её внимание на снос памятников советского периода в Вильнюсе и по Литве. Спросил её, как она относится к тому, что в отношении памятников красноармейцев, литовскому писателю Пятрасу Цвирке и надмогильного памятника воинам–освободителям совершён акт публичного вандализма.

Услышанное из её уст поразило меня ещё больше.
- Памятник надо снести, и чем быстрее - тем лучше. Я раньше работала в Вильнюсской мэрии и знаю, что решение о сносе принято и скоро оно будет осуществлено. И вообще все русские негодяи!..
На моё замечание, что вы, как христианка – католичка, не можете делать такие заявление, ибо в Писании сказано – «возлюби ближнего…». - тем более, что русские люди подарили литовцам Вильнюс и Клайпеду – немецкий Мемель… Надо быть благодарными.
Она ещё раз послала русских куда-то… - и продолжила сажать цветы.
Смотрел на неё, а в голове звучали строки эпиграммы «Что есть хамство»:

Спросил прохожий мудреца:
Скажи седеющий мужчина,
Что хамство есть? - не знаю я, -
В чём этой глупости причина?

«Простак неблагодарен тем,
Кто помогал в момент кручины.
Плевок в лицо в ответ им всем,
И клевета, и гадость без причины.

В том есть амбитного порок,
Неумный всех боится впрок».

Осознавая абсолютное нравственное невежество этой женщины, почему-то заявившей мне о своём высоком гуманитарном образовании, счёл нужным последовать завету поэта, и «не оспаривая глупца» продолжил свою экскурсию между могил выдающихся людей Литвы.
Думал, и не мог понять, откуда такая хамская наглая ненависть у этой литовки к нам – русским. Дай Бог что бы только у неё...
Поскольку я говорю свободно по-литовски, она не поняла, что я русский. Понимал, что многие, кто теперь здесь покоится. также относились к русским людям, как эта садовница. Они жили при советской власти, с общедоступным бесплатным образованием и, в общем-то, в достатке…
И вдруг вспомнил принца Гамлета, рассуждавшего на кладбище над черепом «бедного Йорика» о скоротечности человеческой жизни и её смысле в служении чести и справедливости, покинувшими тогда власть в Датском королевстве…

Освежающий прохладный воздух золотой осени возбуждал сознание новыми мыслями о предстающих перед моим взором могильных памятниках и начертанных на них именах…

MEMENTO  MORI !
(Помни о смерти!)

Мы дети двадцатого века,
Я слышал хрипящий напев.
Я слышал – кричали мальчишки,
Кричали, как будто презрев
Наш мир разноцветный, весёлый,
В котором всем много дано…
Где уйма простых доказательств,
Того, что открыто давно.

Я слышал, кричали мальчишки…
Девчонки галдели в ответ -
Мы знаем презренные книжки,
В которых нет истины. Нет!
Мы видим, что вы, наши предки,
Устали по жизни бредя,
Устали талдычить «Основы…»,
В которые верить нельзя!

А я, как отец утомлённый, 
Скажу вам детишки в ответ -
Вы верьте мужчинам познавшим
Бесстыдство и наглость, и бред.
Вы верьте седым и усталым.
Вы верьте всем тем, кого нет.
Постойте на кладбище старом,
Прочтите оставшийся след.

Ушли под могильные плиты
Все жизни и все имена.
Остались лишь цифры на камне -
Под ними кромешная тьма.
А жизнь – только миг лучезарный
Наполненный солнцем сосуд.
Испитый уж ими, до капли.
И будет Божественный суд!

1986 г. …………………………………
 
…………………………………………………..