Выборы. Записки провинциального политтехнолога-16

Михаил Сафиканов
   УДИВИЛ МЕНЯ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГУБЕРНАТОРА.
   ЗАЧЕМ ПОДАЛСЯ В ОБЛАСТНЫЕ ДЕПУТАТЫ?

     2000 год. Начало выборной компании в областную  Думу. В избиркоме области я познакомился со списком кандидатов, которые хотят избираться  в законодательное собрание. Как  корреспондент,  который в командировках изъездил область вдоль и поперек, встретил немало знакомых фамилий. У многих из них я писал очерки, делал репортажи, брал интервью.
     Меня озадачило и смутило увидеть фамилию старого знакомого заместителя губернатора области Григория Валерьевича Шарова. Как же так? Неужели ради депутатского мандата он оставил столь высокий пост? Ошеломительная перемена  в жизни уважаемого в области человека, поэтому решил позвонить ему. Разговор я начал так:

        – Добрый день,  Григорий Валерьевич,  с удивлением  увидел вашу фамилии среди кандидатов в областную Думу. Вы же  заместитель губернатора, заместитель председателя областного правительства по сельскому хозяйству подняли село и нужны  области. С чего-то бы вам уходить с таких высоких постов?
        – У нас такой порядок 60 лет - пенсионный возраст - отправляйся на заслуженный отдых,- спокойным тоном ответил Григорий Валерьевич.
    Я был уверен, что наш губернатор не мог так просто проститься со столь  опытным специалистом в строительстве и аграрном секторе, поэтому вполне искренне задал такой вопрос:
        –  А губернатор не уговаривал остаться на какой-то должности пониже рангом?
        –  Нет, до этого не дошло,-  ответил Шаров.- У нас с губернатором по сельским делам не было  полного понимания. Он больше за промышленность переживал и переживает. Понятно: область индустриальная. За эту отрасль с него в Москве основой спрос.
      Мне была знакома эта ситуация  с промышленностью и селом.  Не от хорошей жизни губернатор более думал об индустрии, которая в области пришла 1990-е в  упадок. Даже на крупных предприятиях, которые гремели на всю страну, в том числе с моим участием по Всесоюзному радио, закрывались цеха, увольняли рабочих и инженеров. Безработица в областном центре зашкаливала. Чтобы предотвратить этот обвал, губернатор с руководителями предприятий ездил в Москву, страны СНГ, чтобы восстановить утраченные связи между промышленниками. Ему было не до села. Весь груз проблем ложился на плечи Григория Шарова и его команды аграриев. Им с трудом удавалось преодолеть провал в сельском хозяйстве. Казалось бы, надо продолжить начатое. Но возраст – закон о пенсиях в 60 лет–  никто не отменял.
     После некоторой паузы в разговоре, я сказал Шарову:
      – Значит, власть сказала вам: живи,  как знаешь.
      – Выходит так, невесело откликнулся новоиспеченный пенсионер.- Теперь я на вольных хлебах.
      –  А с чего это вы вместо заслуженного отдыха решили податься в областные депутаты?- спросил я.
      –  Всю жизнь я занимался селом, - со вздохом начал Шаров,-  Душа болит за деревню. Не хочется оставлять деревню на произвол судьбы. Дума бюджет составляет, надо чтобы не обделяли деревню. Я найду слова, чтобы  село не держали на голодном пайке, как 1990-е годы. Тогда обнищание и разорение пришло в каждое село.
     – Я тоже это видел, в сельхозотделе редакции проработал лет пять. Плохи нынче дела в деревне,- согласился я с оценкой сельских дел и задал вопрос, который собирался в начале разговора.
     – Вам кто-то из областных имиджмейкеров в администрации будет помогать на выборах?
     – Не было такого намека, - ответил кандидат в депутаты.
     – Тогда, может, я вам, чем помогу? У меня опыт работы на губернаторских выборах в соседних областях, на Урале на выборах депутата в Государственное - Собрание Курултай, который стал там председателем комитета, а также в муниципалитет города  и городской совет.
     – Давай в субботу встретимся. Поговори обо всем,- ответил Шаров.

    ПРОГНОЗ ИМИДЖМЕЙКЕРА
    НЕ БЫЛ ОБНАДЕЖИВАЮЩИМ

    После  этого разговора с Шаровым я позвонил однокурснику по факультету журналистики МГУ  Александру, в Москву, который работал в пресс-центре  Государственной Думы и издавал газету «Прогноз». Он как имиджмейкер участвовал  в  выборах депутатов самого разного уровня. Предвидеть будущее на выборах –  это стало его специализацией.
   Его прогнозы на выборах часто оправдывались, поэтому, когда я бывал в столице, заходил к однокурснику в Госдуму РФ поговорить на тему выборов, которая нам обоим была интересна. Александр не удивился тому, что звоню ему, чтобы посоветоваться, как строить выборы с кандидатом в нашу областную Думу - пенсионером. Мне не доводилось работать с людьми, которые уже вышли на пенсию. После того, как я ввел его в курс дела, он задал главный вопрос всяких выборов:
     –  А кто у него соперники?
     – По сравнению с моим кандидатом конкуренты молодежь из «новых русских». Это директор СП Крахмало-паточного предприятия, бывший  глава района, представитель Автодора, есть и другие.
     – Понятно, люди эти не бедные. - сказал Александр. - У директора предприятия найдутся спонсоры и сам он не нищий. «Автодор» обычно не бедствует,  своего поддержит,  с бывшим главой района, правда, неясность, но у него преимущество – его знают, у него гарантированные сторонники есть. Так что для твоего кандидата ситуация не выигрышная. Народ посчитает, что раз не оставили его в администрации, значит, он – отработанный материал. Вряд ли кто пенсионеру из власти твоему кандидату протянет руку.
      Немного помолчав, Александр задал мне вопрос с лоб:
     – А тебе что на областных выборах не с кем больше работать?
     – Есть,- ответил я. - Это бывший учитель, директор совхоза заявился         стать главой самого крупного в области района. Его я давно знаю. Есть еще директор школы, который хочет в муниципалитет города, председатель колхоза из соседнего района район метит в депутаты муниципального совета, а также директор крупного пригородного совхоза. Предварительный разговор с ними у меня был, так что есть, с кем поработать.
     – Раз так, то зачем тебе брать в нагрузку ещё и пенсионера,- начал отговаривать меня Николай.- У него вряд ли достаточно денег, чтобы издать листовок тысяч пять, газет 15-20, потратиться на агитаторов. Район-то, как говоришь, не маленький. Так что думай.
     – Думаю, - ответил я.
     Александр тут же  задал и неожиданный вопрос:
     –  А из какой партии  твой пенсионер?
     –  Из Аграрной партии. Он её возглавляет.
     – Я-то думал, что он из партии власти.- с явным удивлением услышанному произнес спец по колиттехнологиям.- Тогда шансов взять верх над всеми ещё меньше. Так что прикинь, стоит ли связываться с таким кандидатом. Надо ли портить свою личную статистику имиджмейкера. Она у тебя неплохая.
     –  Я уже связался с ним и давно. Его я знаю  с 1979 года.  Не раз записывал его для передач областного радио сначала как строителя, потом как агрария. Прошел  он путь от мастера, директора завода,  директора комбината треста “Сельстрой” до заместителя Губернатора по агропромышленному комплексу, заместителя Председателя правительства.  Мужик он хороший.
     – Чтобы стать областным депутатом мало быть хорошим мужиком,- возразил столичный имиджмейкер, - Если бы его хотели видеть в областной Думе, то представили бы ему группу политтехнологов, денег дали на выборную компанию, чтобы наверняка победил. Раз всё не так, то партия власти может мешать конкуренту из аграрной партии, вспоминать, обнародовать какие-то старые грехи.
     – Все возможно,- невольно согласился я.-  Времена такие. Но отступать мне некуда. Завтра с кандидатом встреча. Спасибо Саша, за твой прогноз. Хотелось бы, чтобы он не сбылся. Но пути господни неисповедимы.

                ( ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)