Вернисаж

Светлана Грандэ
          Ната замерла, ощутив, как что-то живое метнулось мимо её  ног.
–   Не пугайтесь, –  из-за стойки высу­нулась голова охранника,  –  это мой напарник, кот Василий.
–   «Никогда раньше здесь живности не водилось», –  фырчала Наталья, поднимаясь по лестнице особняка, служив­шего с незапамятных времен пристанищем всевозможным выставкам и экспозициям.
     Одинокая посетительница была рада, что оказалась в нужном месте в нужное время –  внезапно налетевший дождь заставил её принять быстрое решение и открыть знакомую дверь. Когда-то давно, беспечные и веселые, они заходили сюда всей семьей, или вдвоем с мужем, а то, созвонившись с подругами, слетались, как сороки, на любимую сезонную выставку самоцветов. Затем жизнь как-то замедлилась, поскучнела-посерела, зашлифовалась годами пандемии, а в последнее время и вовсе стала тревожной, напряженно-выжидательной что ли... Каждое утро, включая телевизор, так и ждешь –  что еще плохого у нас произошло? Сегодняшний её поход в выставочный зал случился спонтанно и незапланированно.               
–   « Водил меня Серёга
        На выставку Ван Гога
        Картин там было много...» –  вновь закружил в голове мотивчик от группы «Ленинград», который прицепился к ней еще на улице.
–   «Ну что, посмотрим на Ван Гогов местного пошиба», – хмыкнула дамочка и прошла по коридору к началу осмотра.
Вместо полотен импрессионистов в залах были выставлены творения разнообразных мастеров, народных умельцев. Гобелены, кружева и вышивки, майолика, украшения. Свинцовые тучи за окнами нагнали в помещение легкий сумрак и освещения явно не хватало. Включить люстры никто не догадался и вся экспозиция враз померкла, потеряла свои краски. Редких посетителей пугал Василий, неожиданно выскакивая из темных углов, распушив сибирский хвост, и вновь исчезая, словно растворяясь в воздухе.
–   «...На выставке Ван Гога
          Я – главный экспонат!» – рвалась наружу мятущаяся женская душа.
Сделав круг, Наталья вновь оказалась у центральной лестницы.
–   Девушка, там выше еще одна выставка есть, совреме­нных художников, – услышала она обращенные к ней слова старушки смотрительницы.
–   За девушку – отдельное спасибо, – кивнула головой Ната и, после коротких раздумий, подняться на третий этаж все-таки собралась, раз уж входной билет оплачен и дождь за окном все еще моросил.
–   «...На лабутенах-нах
       И в восхитительных штанах...»
И с повтором, и сразу «запил» гитар, и на выдохе:
 – «Штанах!»

        Картины современников были хороши да и любителей живописи в светлых, стильно оформленных помещениях оказалось намного больше. Люди, видимо, сразу шли именно на эту выставку, минуя второй этаж. Наташа переходила из одного зала в другой, подолгу останавливалась у отдельных картин, возвращалась назад. Только полотна с военной тематикой, пусть и написанные в манере импрессионизма либо модернизма, заставляли её опускать глаза. Это не привычные плакатные «наши – немцы». Здесь страшнее… А война – она во всех видах ужасна: разрушенные храмы, дети–сироты, мальчишки солдаты, девчонки вдовы. И неутешные матери; и те и другие. Вот дожили...
     В голове Наты опять заворочались тяжелые мысли, которые не сумел вытеснить разудалый веселый мотивчик песни, который все это время натужно пытался поднять ей настроение.
–   Муррр  –  пушистый бочок потерся о её черные брючки.
–   Ну что, Васенька, куда ты меня зовешь? –  наклонившись то ли погладить кота, то ли отряхнуть от шерсти одежду, произнесла женщина.
Распрямившись, она поняла, что забрела в небольшое затемненное поме­щение типа подсобки. На стене висела только одна картина, но совер­шенно необычная. Исходящий от нее мягкий свет, льющийся от пламени свечи в руках девочки, изобра­женной на холсте, освещал не только её саму, но и весь торец комнаты.    
     Ната приблизилась к удивительному полотну и поняла, что это даже не картина, а ее высококачественная фоторепродукция.
–   «Боже, какая красота», –  ахнула она, пораженная мощным визуальным эффектом от игры света и тени. – «Как читается в образе прелестного ребенка надежда людей на возрождение добра в их душах. Воистину –  красота спасает мир»!   

      Неожиданно кто-то деликатно кашлянул за её спиной. Высокий мужчина остановился рядом и произнес глуховатым голосом:
–   Это Даниэль Герхардц. Художник из США, ему 57 лет. Вам тоже нравится его работа?
–   Да, очень. Здесь написано, что картина называется «Заря надежды»...
–   Очень символичный сюжет. И актуальный как никогда… Вы не находите?
После небольшой паузы он вновь обратился к Наталье, чем вызвал у неё  легкое недоумение:
–    Позвольте задать нескромный вопрос: вы не были знакомы с Дэном? Такое ощущение, что это вы ему позировали для этой картины...
     Наташа тряхнула головой, пытаясь освободиться от наваждения и с трудом вернулась в реальность. Изумительное полотно, мужчина никуда не исчезли и она удивленно посмотрела на пожилого, элегантно одетого и совершенно не знакомого ей человека.
–   Вы что-то спросили? –  в следующее мгновение она  вспомнила странный вопрос и ответила односложно и резче, чем хотела бы:
–   Нет, с художником не знакома и натурщицей никогда не работала.
–   Извините... Простите, что вторгся в ваше личное пространство,  –  мужчина еще раз смущенно кашлянул и, сделав шаг, исчез из поля её зрения.

     Наташе не хотелось уходить от понравившейся ей картины. Она рас­сма­тривала её детали, впитывала исходящую от нее позитивную энергию.
–   «Надо же, американец. А какой романтичный! Реально ощущаешь его эмоции, веру в светлое будущее человечества и то, что оно находится в руках наших детей, этих чистых ангелов, не позволяющих тьме накрыть наш общий дом...»

     В помещении сделалось душно. Дождь закончился и в окна рвались лучи солнца. Ната развернулась и направилась к выходу, вспоми­ная на ходу странного мужчину. 
–   «Что же я такая б0рзая сегодня? Ну кто меня за язык потянул? Может, я просто понравилась человеку и он захотел со мной пообщаться, выбрав такой необычный способ знакомства...»
А, кстати, на картине Герхардца было два персонажа: белокурая девочка  – символ завтрашнего дня, выписан­ная в светлых тонах, с веночком полевых цветов на голове (точно не я) и ее замученная жизнью мать, нена­долго заснувшая тревожным сном, обхватив рукой голову, погруженную в тень. Она молода и прекрасна, но так устала, а возможно и сломлена...
–   «Боже мой! Неужели я произвожу впечатление заезженной цирковой лошади, рухнувшей на манеже? Докатилась, однако.»
Наталья решительно распахнула входную дверь, энергично помахала рукой охран­нику с его хвостатым напарником и вышла на залитую солнцем мокрую от недавнего дождя набережную. Она высоко подняла голову, улыбнулась случайному прохожему и…. пошла наводить порядок на планете Земля.

Октябрь 2022