Снова в СССР

Константин Жибуртович
31 октября 1988 года в СССР вышел альбом Пола Маккартни «Снова в СССР». Он был выпущен исключительно в нашей стране.

Диск был записан за два дня с сессионными музыкантами и вызвал большой ажиотаж на Западе, поскольку не поступал там в свободную продажу. Сам Маккартни объяснял своё решение не продавать альбом в других странах тем, что хотел бы, чтобы советские почитатели его творчества оказались как бы в обратной ситуации тому, что имели до этого — то есть, имели возможность купить официальный диск, в то время как фанаты на Западе ограничивались бы его переписыванием. Только в 1991 году альбом был переиздан по всему миру.

Пластинка содержит песни 50-х годов, любимые Полом в юности. Всего было записано 22 песни, из них в первое русское издание вошло 11, во второе (декабрь 1988) 13 песен. В переиздании содержались 14 песен. Обложка была оформлена Линдой Маккартни.


******


– Контекст создания спонтанного альбома «Снова в СССР» – одна из попыток Маккартни выйти из того, что (по его меркам) является кризисом. 80-е начались с убийства Джона Леннона, японской тюрьмы и распада Wings, продолжились прекращением всяких гастролей и упрёками критиков в самоплагиате, а появление Макки в картине Give my regards to Broadstreet и мега-фестивале Live Aid воспринималось как спасительная эксплуатация пускай роскошного, но прошлого наследия.

– На таком фоне, маркетинговая идея эксклюзивного альбома для советских слушателей выглядела более чем заманчиво: glastnost, perestroika, изголодавшаяся по качественному року за железным занавесом аудитория. Беда лишь в том, что Пол промахнулся с содержанием пластинки – настолько, насколько это было в принципе возможно. Некому было подсказать ему, что переиздание любого альбома The Beatles & Wings, а также его свежий на тот момент оригинальный сольник Press to Play в СССР примут с куда большим восторгом, чем классику раннего рок-н-ролла второй половины 50-х или «народные песни», уходящие корнями в начало ХХ века.

– Потому что мы жили в совсем иной эпохе, общего у которой с той послевоенной британо-американской я не нахожу ничего, от быта до искусства. В сухом остатке, диск «Снова в СССР» вызвал то, что я назвал бы радостным недоумением: это не то, что многие ждали, но ведь это Маккартни! А товарищи кооператоры мигом разработали креативные схемы завоза винила на рынки США и Западной Европы: по иронии судьбы, той аудитории этот альбом с идеей «Старые песни о главном» был куда насущней.

– Фирма «Мелодия» привычно накуролесила с первым изданием пластинки – 11 песен вместо 13-ти, что для неё не впервой. Впрочем, и англоязычное издание с бесполезно-льстивой аннотацией Роя Карра из New Musical Express не могло обратить меня в веру в Маккартни в мои тогдашние 15 – я и сейчас, большей частью, спокоен к ранним рок-н-роллам (это нечто вроде необходимой прелюдии к подлинной музыке). Два года спустя, услышав Press to Play и Flowers in the Dirt, а чуть позже только что вышедший Unplugged, я не мог поверить, что всё это записано человеком, который наплодил два десятка треков на спонтанно-сыроватом «Снова в СССР».

– Потому что я не знал ещё, что Пол бывает настолько разным, насколько вообще способен художник. Пластинка «Снова в СССР» и сейчас проносится для меня милым фоном, исключая разве что шикарную версию Cracking up Бо Дидли, но чувства от той эпохи самые светлые: русская редакция ВВС, общение Пола с советскими слушателями, юмор и душевная атмосфера, воспоминания о папе Джиме, который произносил, что «мы с русскими были союзниками во Второй Мировой; они, как и мы, не хотят войны, а все неприятности – от политиков».

– В 90-е Макка вернётся во всём роскошестве своего гения, и читая о том эфире в журнале «Эхо планеты», я один из самых счастливых людей на Земле, поскольку ещё не услышал впервые новый мировой тур 89/90, сет Unplugged, откровение Off The Ground и фундаментальную Ливерпульскую ораторию. Что ж, это прекрасный повод врубить-таки в годовщину выхода пластинки «Снова в СССР» Summertime, Midnight Special, I gonna be a wheel someday и конечно Cracking up.