Восхищение Паганини

Лана Сиена
       27 октября 1782 года в Генуе в семье мелкого торговца родился Никколо Паганини!

       Пишу под впечатлением концерта, посвященного 240-летию великого итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини.  Безусловно, впечатление усилила мощнейшая акустика под сводами Евангелическо-Лютеранского Кафедрального Собора Святых Петра и Павла, куда я с удовольствием прихожу после двухлетнего перерыва. Об истории самого Собора, заложенного Петром I в 1694 году, напишу позднее.

       Никколо Паганини – один из моих любимейших композиторов, произведения которого слушаю с раннего детства. Впервые дивные звуки скрипки меня поразили, а скорее потрясли, когда сидела на коленях у отца на концерте Леонида Когана, на мой слух, даже в записях - лучшего исполнителя скрипичной музыки. Конечно, его имя тогда я не знала, но запомнила, как злая тётка не хотела меня пускать в зал из-за юного возраста (мне было четыре). Ещё ничего не понимая, зачем мне туда надо, я вцепилась в сильную папину руку, и дала понять, что не уйду. Наверно, слёзы высохли на первых аплодисментах. И длинную, как тогда казалось, фамилию «Па-га-ни-ни» я ещё долго после концерта повторяла, как считалочку.

       Несколько лет назад познакомилась с замечательным романом Анатолия Виноградова «Осуждение Паганини». Написано так мастерски, что сразу переносишься в генуэзский мир начала восемнадцатого века, становишься и зрителем, и, хочется надеяться, другом-поддержкой для маленького некрасивого музыканта, над которым, по сути, издевается всё семейство, думающее только о наживе.

       Не знаю, насколько точно Анатолий Виноградов описал жизнь и становление итальянского музыканта, но верю, что писатель сделал для этого всё возможное. Ведь Анатолий Корнелиевич был не только директором Румянцевского музея, но и великолепным историческим романистом, скрупулезным писателем-биографом, работал в архивах Италии, Австрии и Франции. Во всяком случае, в Википедии на страничке о Никколо Паганини практически приведены выдержки из этого художественного романа.

       Уверена и в том, что Никколо Паганини был и останется самым лучшим скрипачом в мировой истории. Невероятный талант, помноженный на фантастическую трудоспособность музыканта (с четырех лет он не расставался с мандолиной, скрипкой и гитарой, играл до изнеможения), позволили взрастить великий гений Паганини. И не благодаря жизненным обстоятельствам, а скорее вопреки, как тот удивительный росток, пробивающийся в скалах, или сквозь каменное дорожное покрытие, не ровный, и не стройный, но, в конце концов, распускающийся самым желанным и манким цветком.

       «Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников», - писал о Паганини Ференц Лист.

       К сожалению, мы никогда не услышим исполнение шедевров самим Никколо Паганини. Но известно, своей игрой великий музыкант пленял слушателей, вселял в них либо священный трепет, либо вселенский ужас, иногда и то и другое одновременно. Думаю, многие согласятся, что скрипка – сама по себе – и божественный, и дьявольский инструмент, инструмент невероятного прельщения. Можно представить, что фантастическая виртуозность Паганини и необъяснимое воздействие на потрясенных слушателей заставляли многих считать скрипача сыном Дьявола. Сохранились сведения, что люди, посещавшие концерты Паганини, ещё долго находились в необычном для себя состоянии, не зная, где они находятся, то ли в раю, то ли в аду. Всё это было окутано такой мистической тайной и шлейфом, что все, включая простых рыбаков, пытались попасть на его концерт, хотя бы раз в жизни испытать это волшебство, даже, если приходилось долго копить на билет.

       После такой игры Паганини и после смерти не было покоя. Священники отказывались хоронить Никколо по-христиански. И долгое время его гроб на цепях раскачивался в пещере, пугая своим скрежетом местное население.

       К счастью, в настоящее время музыку Паганини ценят и не забывают во всём мире, а в Генуе раз в год самые известные музыканты мира играют на его скрипке, завещанной родному городу.

       На юбилейном концерте «240 лет Никколо Паганини. Скрипка, гитара, оркестр и орган» в исполнении Московского камерного оркестра под руководством Сергея Поспелова звучали соната № 1 для скрипки и гитары, «Кантабиле», «Кампанелла», Каприс № 9 и волшебный Каприс № 24. Под куполом Собора на фоне инсталляции с живописными видами Италии витала не только музыка гениального юбиляра, а также произведения Д. Россини, Л.Леньяни. В.Беллини и Л. Боккерини.

       Уверена, классическая музыка нас переживёт и будет популярна и через тысячелетия. Немного перефразирую известную цитату Леонида Быкова в роли Маэстро: «Всё проходяще, а музыка вечна!»