Психофизический организм и его ощущения

Николай Мальцев-Ганичев 2
            ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ И ЕГО ОЩУЩЕНИЯ

          Психофизический организм может создавать в себе и для себя ощущения. Родом таких ощущений являются запахи. Создает организму запахи система обоняния. Естественно, что в моменты создания запахов жизнедеятельность осуществляет весь организм, а не только структуры системы обоняния психофизического организма.
           Создавать запахи организм может вне связи с внешними условиями, например, во время сна или в особых состояниях под воздействием наркотических веществ или чего-то другого. В обычном порядке обоняние создает запахи при взаимодействии организма с областями воздушной среды, в которых есть в наличии определенные вещества в определенной концентрации. Когда-то люди этого не знали. Но с развитием техники были открыты, с одной стороны, рецепторы организма, а с другой стороны, ароматические вещества, которые являются одной из причин создания запахов – ощущений организма.
            Запахов, как и других ощущений организмов, в среде обитания организмов – создателей ощущений, нет, следовательно, и распространяться запахи в воздухе, воде, в других средах не могут. В воздухе запахов нет, запахи не могут распространяться в воздухе, в воде, в других каких-либо средах.
             Далее, условно, привожу копию результата исполнения запроса в поисковике Гугл:

Запах
[править | править код]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 января 2021 года; проверки требуют 6 правок.
Перейти к навигацииПерейти к поиску
 
Ян Брейгель Старший. Запах. Ок. 1617. Музей Прадо. Мадрид
Эта статья — об ощущении. О детали одежды см. Запах (деталь одежды).
За;пах — специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих пахучих веществ (ЛАВ), обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости животных и людей. Запах растений и животных возникает из-за выработки, выделения и улетучивания (испарения, переноса воздухом) молекул веществ обладающих способностью возбуждать обонятельные нейроны и вызывать ощущение запаха.
 
Содержание
• 1Теории восприятия запаха
• 2Процесс восприятия запаха
o 2.1Определение и различение запахов
o 2.2Восприятие запахов и концентрация
o 2.3Эффекты адаптации и интерференции
• 3Специфика восприятия запахов человеком
o 3.1Психофизиологические процессы, влияющие на восприятие
o 3.2Особенности психологии восприятия запаха
• 4Социально-культурные и эмоциональные особенности
• 5Методы измерения силы запаха
• 6Устройства для воспроизведения запахов
• 7Запахи в современном искусстве
o 7.1Запахи в живописи
o 7.2Запахи в литературе
• 8См. также
• 9Примечания
• 10Литература
• 11Ссылки
Теории восприятия запаха[править | править код]
Теории развивались много лет[1]:
• Атомарная (корпускулярная) теория (Тит Лукреций Кар).
• Эмпирические классификации (Г. Цваардемакер).
• Волновая теория.
• Теория структурного подобия (Дж. Эмур).
• Спектроскопическая теория.
• Теория генетического механизма кодирования белков-одорирецепторов[2].
Процесс восприятия запаха[править | править код]
Восприятие запаха — сложный процесс, который состоит из многих стадий.
Определение и различение запахов[править | править код]
Некоторые запахи воспринимаются близко или одинаково, при этом они разные по составу и структуре.
Восприятие запахов и концентрация[править | править код]
Человек по-разному воспринимает некоторые вещества, в зависимости от их концентрации в воздухе. Обычно это нейтральное или приятное восприятие (средний уровень «нагрузки рецепторов»). Аромат становится вонью при высокой концентрации вещества («сенсорной перегрузке»).
Способность человека обнаруживать присутствие в воздухе газообразных веществ не постоянна, и может значительно ухудшаться при воздействии разных факторов. Работа в цехе, воздух которого был загрязнён органическими растворителями, привела к увеличению среднего порога восприятия запаха ментола у работников в 6 раз по сравнению с контрольной группой[3].
Эффекты адаптации и интерференции[править | править код]
Запаховое действие некоторых веществ очень быстро вызывает адаптацию — полную потерю ощущения запаха от этого вещества. Типичным примером является сероводород — он легко обнаруживается в минимальных концентрациях, ещё не опасных для здоровья. Однако через короткое время сила ощущения резко падает — вплоть до того, что человек не в состоянии ощутить концентрации, превышающие ПДК в воздухе.
Многолетнее воздействие стирола (при производстве изделий из стеклопластика) повысило порог восприятия его запаха у рабочих по сравнению с контрольной группой работников на порядок (средние значения 238,5 и 26 мг/м3)[4], и примерно в 30 раз[5].
Наложение нескольких запахов (интерференция) может существенно исказить общую оценку аромата. Этим явлением широко пользуются парфюмеры при составлении ароматических композиций для создания новых типов духов.
Действие многих видов воздушных загрязнений (соединения хрома, марганца, аммиак, ацетон, бензин, бензол, пыль цемента и других веществ, и др.) приводит к ослаблению и даже полной потере чувствительности органа обоняния человека[6][7].
Специфика восприятия запахов человеком[править | править код]
Запах для большинства людей — относительно слабо дифференцированное, интегральное ощущение, так как он определяется суммарным эффектом от раздражения обонятельных рецепторов, рецепторов тройничного нерва и рецепторов вомероназального органа; кроме того, возможно, что в ощущение запаха вовлечено восприятие аэрозольной компоненты атмосферы.
Психофизиологические процессы, влияющие на восприятие[править | править код]
Можно выделить несколько ведущих звеньев и факторов, участвующих в процессе восприятия запаха:
• Рецепторный уровень
o Качество носового дыхания
o Гормональный фон
o Специфические аносмии
o Возрастные особенности
• Проводимость нервных пучков
• Лимбическая система
• Психический уровень
o Уровень возбуждения нервной системы
o Индивидуальный опыт
Особенности психологии восприятия запаха[править | править код]
Сильное влияние на ощущение запаха оказывает психофизиологическое состояние человека. В определённых условиях наблюдается извращённое восприятие запахов, когда определённые, привычные вещества вдруг становятся резко неприятными. Предпочтения в выборе парфюмерных ароматов взаимосвязаны с индивидуально-психологическими характеристиками личности, а сам процесс семантической оценки аромата соотносится с самооценкой характеристик «образа-я», формируя тем самым психологический механизм ольфакторных предпочтений[8].
Некоторые запахи оказывают влияние на когнитивные способности и физическое состояние человека. Так, по данным исследований, запах перечной мяты и корицы помогает достичь более высоких результатов в когнитивных тестах, в частности на внимание, память, скорость сортировки данных. Аромат мяты также положительно влияет на результат физических упражнений — нагрузка воспринимается как более лёгкая, и спортсмены показывают более высокий результат[9].
Ведутся работы по предсказанию реакции людей на запах вещества (предсказание порога) по данным о порогах у других веществ, и по данным о химической структуре вещества[10]. Но разных странах люди реагируют на одни и те же запахи не вполне одинаково[11].
Социально-культурные и эмоциональные особенности[править | править код]
В связи с тем, что обоняние относится к филогенетически самым первым ощущениям, оно тесно связано с эмоциями, многие запахи приобретают устойчивую субъективную или ситуационную эмоциональную окраску.
Методы измерения силы запаха[править | править код]
Исследованием восприятия запахов занимается ольфактометрия.
Оценка силы запаха важна в экологии, в объективной оценке качества пищевых продуктов, в парфюмерии, в клинических исследованиях при различных видах патологии.
Устройства для воспроизведения запахов[править | править код]
В XX веке после широкого распространения устройств для воспроизведения звука (патефон, магнитофон) и изображения (фотография, кино, видеокамера) всё чаще изобретатели обращаются к разработке устройств для воспроизведения запахов.
Одной из наиболее известных попыток была разработка такой системы американо-израильской фирмы DigiScents (2002 г.). Эта фирма не выполнила ряд обязательств своевременно и развалилась.
Запахи в современном искусстве[править | править код]
  В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску).
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. (31 мая 2017)

Современное искусство в совершенно разнообразных формах использует теорию создания и применения запахов и ароматов для формирования глубоких и эмоционально окрашенных впечатлений, чувств, переживаний. В современном искусстве широко используется система связей обонятельного признака с различными элементами действительности, позволяя использовать ольфакторные единицы как особый ольфакторный код, который передаёт не только смыслы ольфакторого характера, но и вызывает специфический ассоциативный зрительный и звуковой ряд образов в сознании, отмечающих предмет тем или иным образом. Запах способен передавать стереотипные представления о тех или иных явлениях и предметах, позволяя «узнать», расшифровать портретную характеристику персонажа, явления, момента и т. д. С помощью запахов и ароматов создаётся колорит той или иной эпохи, времени, персонажа или группы персонажей, места или даже времени жизни человека — ведь как известно, те или иные запахи для большинства людей ассоциируются с младенчеством, пожилыми людьми или юностью. В любом виде искусства автор прежде всего старается использовать символизм при использовании запахов и ароматов: использование материалов, имеющих неприятные, отталкивающие запахи, призваны передать тяжёлую, негативную, эмоционально напряжённую атмосферу, которая, в свою очередь, также символизирует тот или иной период, характер, событие, социальное положение, особенности пейзажа, принадлежность к той или иной культуре и т. д. Запах в таком произведении, конструкции выступает как изобразительно-выразительное средство и призван воздействовать на чувства, а также усилить впечатления, эмоции и переживания. Современное искусство кроме классических форм обращения к обонятельным ощущениям использует различные приёмы стимулирования ольфакторного восприятия человека. Не только классические выставки, экспозиции и иные формы соприкосновения человека с искусством используют широкий приём воздействия на эмоциональную сферу — сегодня применяются различного рода инсталляции, специальные комнаты, биеннале и иные проекты, целью которых выступает не только знакомство человека с творчеством автора, но погружения его в особую атмосферу, непривычную, вызывающую положительные, тёплые, позитивные или целевые эмоции, ощущения, переживания. В целом, современное искусство направлено на «реабилитацию души» современного человека. Использование запахов как мощного инструмента стимулирования ассоциативных ощущений позволяет затронуть те сферы эмоций, знаний, ориентиров человека, которые ему необходимы в настоящем мире. Ольфакторным посланием современных авторов становится и решение актуальных для настоящего мира проблем. В каждом отдельном произведении запах получает новое символическое значение и наполнение. В современном искусстве система запахов и ароматов имеет весьма широкий спектр применения. Кроме того, использование данного инструмента выражения в искусстве имеет обширный набор задач — от погружения человека в сферу искусства, прекрасного, попыток донести ту или иную мысль, настроение автора, до глобальных целей, когда автор стремится обратить внимание общества на какую-либо проблему, явление и т. д. С развитием техники и технологии современные виды искусства и способы их выражения, становятся, несомненно богаче и разнообразнее, при этом сама суть и посыл искусства не ограничивается «познанием прекрасного». Искусство во все времена являлось, прежде всего, способом обращения внимания общества и человека на определённые явления, и сегодня в полной мере эта функция реализуется, позволяя человеку выражать свои мысли и стремления более точно и точечно. Более того, пресыщенный визуальным и аудиальным контентом, человек в настоящее время как никогда восприимчив к запахам, ароматам, как к способу проникнуться и в полной мере ощутить, пробудить, прочувствовать новые или давно забытые чувства, ощущения и ассоциации.
Запахи в живописи[править | править код]
Одним из примеров использования запаха как инструмента выражения современного искусства могут служить инсталляции и биеннале, в которых представлен исключительно запах без наполнения звуковыми или визуальными эффектами. К примеру, организация инсталляции, посвящённой категории пустоты, являющейся в современном искусстве очень востребованной и популярной. При этом используются совершенно необычные, но привычные для повседневной бытовой жизни эссенции предметов и явлений, роль, смысл и значение которых передаёт автор. Подобные инсталляции представляют собой своеобразный репрезентативный знак, симулякр, заменяющий реальный, настоящий объект. Реализация данных инсталляций может воплощаться с помощью визуальных инструментов или с помощью запахов. Так, полученная из долларовых банкнот эссенция, распространённая в пустой комнате, ощущаемая посетителем, который не видит и не может ощутить реальных, настоящих денег, представляет собой своеобразную метафору, отправляющую к философии восприятия, к духу эпохи потребления. Фактически, посетитель ощущает запах денег, которых нет, что символизирует постоянную погоню за денежными средствами с целью обогащения, накопления, стремление к призрачному счастью, пустым целям, к достижению несуществующих состояний. Запах денег в данной инсталляции представляет собой символическую подмену, когда в стремлении получить что-либо ценное, имеющее материальное выражение, высокую стоимость, человек в итоге получает лишь «запах денег» — призрачное ощущение их присутствия, которое неспособно абсолютно решить все проблемы и принести необходимое ощущение счастья и удовлетворенности. В то же время, современное искусство предлагает сочетание различных инструментов выражения. Так, посетителю выставки может быть предложен бокал с запахом, после вдыхания которого предлагается восприятие тех или иных визуальных предметов — инсталляций, картин, видеоряда и т. д. Подобное сочетание, безусловно, углубляет понимание авторской мысли и стимулирует формирование индивидуального эмоционально-ассоциативного ряда. С одной стороны, именно индивидуальное восприятие визуального ряда и спектра запахов, ароматов, определяет характер погружения человека в предлагаемую атмосферу. С другой стороны, данный вид искусства позволяет шире использовать эмпатические способности и особенности восприятия каждого конкретного человека.
Запахи в литературе[править | править код]
Как ни странно, литература — прекрасный «консерватор» запахов. А. И. Костяев в своей монографии «Ароматы и запахи в истории культуры. Знаки и символы» говорит о том, что движущей силой чувствительности обоняния является такое переосмысление, когда «представления о мире не разрушаются, не отрицаются, а обогащаются новым содержанием. Смыслы запахов не „вносятся“ извне как внешнее, принудительное начало. Они „самовозникают“ в сознании субъектов культуры» [2, с. 6]. Воспроизвести и изучить сознание субъектов культуры и помогает исследование запахов в художественных моделях разных авторов.
Обретение воспоминаний через запахи называется «феномен Пруста», и часто встречается в литературе.
См. также[править | править код]
• Обоняние
• Аромат
• Хеморецепция
Примечания[править | править код]
1. ; Gordon M. Shepherd. Outline of a Theory of Olfactory Processing and its Relevance to Humans (англ.) // Chemical Senses. — Boston: Oxford University Press, 2005. — January (vol. 30 (iss. suppl. 1). — P. i3–i5. — ISSN 0379-864X. — doi:10.1093/chemse/bjh085. Архивировано 9 июня 2020 года.
2. ; Химическая теория запаха. Ароматные настои. Продукты питания. Дата обращения: 13 марта 2014. Архивировано 13 июля 2014 года.
3. ; Драгомирецкий В.Д.,Рассказова Т.В., Березнер Е.Ю. Влияние малых концентраций растворителей на состояние слизистой оболочки верхних дыхательных путей // Минздрав УССР, Украинское научное общество отоларингологов Журнал ушных, носовых, и горловых болезней. — Киев: Здоров'я, 1970. — Сентябрь-октябрь (т. 30, № 5). — С. 16-18. — ISSN 0044-4650.
4. ; Pamela Dalton, Peter S.J. Lees, Michele Gould, Daniel Dilks, Aleksandr Stefaniak, Michael Bader, Andreas Ihrig, Gerhard Triebig. Evaluation of Long-Term Occupational Exposure to Styrene Vapor on Olfactory Function (англ.) // Chemical Senses. — Oxford University Press, 2007. — Vol. 32. — P. 739-747. — ISSN 0379-864X. — doi:10.1093/chemse/bjm041. — PMID 17602142.
5. ; Pamela Dalton, Beverly Cowart, Daniel Dilks, Michele Gould, Peter S J Lees, Aleksandr Stefaniak, Edward Emmett. Olfactory function in workers exposed to styrene in the reinforced-plastics industry (англ.) // American Journal of Industrial Medicine. — Wiley-Blackwell, 2003. — Vol. 44. — P. 1-11. — ISSN 0271-3586. — doi:10.1002/ajim.10102. — PMID 12822130.
6. ; Richard L. Doty. Chapter 17 - Neurotoxic exposure and impairment of the chemical senses of taste and smell // Handbook of Clinical Neurology (англ.) / Marcello Lotti, Margit L. Bleecker. — Elsevier B.V, 2015. — Vol. 131. Occupational Neurology. — P. 299-324. — 528 p. — ISBN 978-0-444-62627-1.
7. ; Fabriziomaria Gobba. Olfactory toxicity: long-term effects of occupational exposures (англ.) // International Archives of Occupational and Environmental Health. — Springler Verlag, 2006. — May (vol. 79, iss. 4). — S. 322–331. — ISSN 0340-0131. — doi:10.1007/s00420-005-0043-x. — PMID 16435153. Архивировано 11 июня 2018 года.
8. ; Петрова Е. А., Букреев Н. С. Психологический механизм ольфакторных предпочтений: как и почему мы избирательны в ароматах? //Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2016. — Т. 15. — №. 5. — С. 60-68. doi:10.17922/2071-5323-2016-15-5-60-68
9. ; Тальма Лобель, 2014, с. 199.
10. ; Michael H. Abraham, Ricardo S;nchez-Moreno, J. Enrique Cometto-Mu;iz, William S. Cain. An Algorithm for 353 Odor Detection Thresholds in Humans (англ.) // Chemical Senses. — Boston: Oxford University Press, 2012. — Vol. 37. — Iss. 3. — P. 207–218. — ISSN 0379-864X. — doi:10.1093/chemse/bjr094. Архивировано 4 июня 2018 года.
11. ; Camille Ferdenzi, S. Craig Roberts, Annett Schirmer, Sylvain Delplanque, Sezen Cekic, Christelle Porcherot, Isabelle Cayeux, David Sander, Didier Grandjean. Variability of Affective Responses to Odors: Culture, Gender, and Olfactory Knowledge (англ.) // Chemical Senses. — Boston: Oxford University Press, 2013. — February (vol. 38 (iss. 2). — P. 175–186. — ISSN 0379-864X. — doi:10.1093/chemse/bjs083. Архивировано 21 апреля 2020 года.
Литература[править | править код]
Запах:
• Значения в Викисловаре
• Цитаты в Викицитатнике
• Тексты в Викитеке
• Медиафайлы на Викискладе
• Тальма Лобель. Теплая чашка в холодный день: Как физические ощущения влияют на наши решения = Sensation The New Science of Physical Intelligence. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 259 с. — ISBN 978-5-9614-4698-2.
• Ароматы и запахи в культуре: в 2 т. / сост. О. Б. Вайнштейн. — М.: Нов. лит. обозрение, 2003. Т. 1. — 608 с. ; Т. 2. — 664 с. Переизд. : 2010.
• Букреев Н. С. Современные исследования сферы обоняния и запахов //Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2016. — Т. 15. — №. 2. — С. 14. DOI: 10.17922/2071-5323-2016-15-2-14-21
• Костяев А. И. Ароматы и запахи в истории культуры: Знаки и символы. — М.: ЛКИ, 2007. — 144 с.
• Петрова Е. А., Букреев Н. С. Психологический механизм ольфакторных предпочтений: как и почему мы избирательны в ароматах? //Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2016. — Т. 15. — №. 5. — С. 60-68. DOI: 10.17922/2071-5323-2016-15-5-60-68
• Робер Мюшембле. Цивилизация запахов. XVI;—;начало XIX века. Перевод с франц. Ольги Панайотти - М., Новое литературное обозрение, 2020. - 312 с. (Серия «Культура повседневности»)
• Рогачева Н. А. Русская лирика рубежа XIX—XX веков: поэтика запаха : автореф. диссертации на звание доктора филол. наук. — Екатеринбург, 2011.
• Рогачева Н. А. Ольфакторное пространство русской поэзии конца XIX — начала XX вв.: проблемы поэтики. — Тюмень : Изд-во Тюменского государственного универ- ситета, 2010. — 404 с.

          Данная статья, условно, «сырая», но для нас она вполне приемлема. Далее разберем другое ощущение – звук: «ЗВУК, в широком смысле – колебательное движение ч-ц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или тв. Средах – то же, что упругие волны; в узком смысле – явление, субъективно воспринимаемое органом слуха человека и животных» (Физический энциклопедический словарь. – М., «Советская энциклопедия», 1984).
           Соответственно нашей версии, авторы исходят из того, что ощущение – звук есть вне организма, это ощущение воспринимает ухо человека. Если быть точным их формулировке, то есть явление субъективно воспринимаемое органом слуха. Соответственно нашей версии установкам авторов, для них звук распространяется в различных средах, для процесса распространения есть характеристика – скорость звука в среде. Собственно, ради сохранения интерпретаций ранних исследований они и идут на подлог: вводят какой-то сам по себе существующий широкий смысл и сам по себе и существующий узкий смысл также сам по себе.
           Точно также они выходят из затруднения с ощущением свет: Но электромагнитное излучение – процесс распространения возмущений электромагнитного поля не является светом; оно может быть условием возможности создания организмом ощущения света или светового ощущения. Свет не распространяется в каких-либо средах вне организмов, создающих это ощущение. Можно ввести характеристику – скорость распространения возмущений электромагнитных полей, но нельзя ввести характеристику – скорость света в среде или в вакууме.
          Как только экспериментально было установлено, что психофизический организм создает ощущения (запахи, звуки, свет и цвет, осязательные и другие) в себе и для себя, установки, согласно которым ощущения есть и распространяются в средах вне самих организмов, являются антинаучными.