Булка с маком

Александр Анастасин
-У Вас тест на наркотические и психоактивные вещества дал положительный результат, - сказал молодой врач-нарколог, - поэтому мы вынуждены Вам отказать в выдаче справки на оружие.

-Как? - изумился Виталий Алексеевич, - какие наркотики? Вы в своем уме, молодой человек?

-Пожалуйте, следите за словами, иначе Вы и психиатра не пройдете. Никогда, - угрожающим тоном произнёс специалист.

-Поясните, пожалуйста, что происходит,- Виталий Алексеевич всегда отличался настойчивостью. В своей работе он был скрупулёзен, дотошен, пунктуален. Он способен был докопаться до самых, просто самых-самых, тонкостей самых сложных вопросов. Он терпеть не мог верхоглядов, пустобрёхов, дилетантов, поверхностно, непрофессионально относившихся к своему делу, какой бы области это ни касалось.

Если на испытаниях случались аварии, Изделие, на которое были потрачены колоссальные средства, начинало капризничать, никто в конструкторском бюро не мог понять причину.

В его многократно засекреченном КБ, где на смену ветеранам пришла резвоногая молодежь, это стало прискорбной традицией. Делать нечего, в этих случаях приглашали пенсионеров, таких как Виталий, которых новое руководство в свое время выставило за ворота, называя их за глаза «совковый шлак», давали им документацию и допускали к результатам испытаний.

Не было случая, чтобы Виталий со своими коллегами не сумел распутать сложнейшую систему зависимостей. Он мог вычислить этот невероятно редкий алгоритм, который в силу нескольких случайностей, связанных в неотвратимую цепочку, приводил к аварии.

-Сегодня булка с маком, а завтра батон с героином, знаем мы это,- скабрёзничал дальше врач.

-Это шутка? -уточнил пациент, - или уже диагноз?

-Кстати, да. Очень подозрительно, надо поглубже все это проверить. Направим-ка мы Вас на углубленное обследование.

-Ну, позвольте! Мне уже шестьдесят девять лет, я с детства люблю булки с маком. Я ем их всю свою жизнь и не стал наркоманом. Как это возможно? Какая связь? Где тут наркотики? Каким алгоритмом вы тут все руководствуетесь?

-Вот, возьмите пожалуйста список препаратов и кулинарных изделий, которые в тестах на наркотические и психоактивные вещества дают положительный результат и позаботьтесь о том, чтобы их не было ваших анализах. Это Ваша проблема, если они там появились. Булка с маком, съеденная Вами накануне, обязательно даст соответствующую реакцию на наркотики.

-Ну хорошо,- как-то неуверенно, почти заикаясь, произнес пациент.

-Вы постоянно испытываете чувство тревоги или только в данный момент?

-Нет, с чего Вы взяли? Не испытывал и не испытываю.

-Вот, например, Альпразолам,- это лекарственное средство, анксиолитик, производное бензодиапезина, относится к группе так называемых противотревожных средств, используется для лечения панических расстройств, тревожных неврозов или социофобии. Принимаете?

-Нет! Да нет же!!!

-Психиатр еще посмотрит, но у Вас, вероятно, присутствуют признаки социофобии. Вся вот эта группа препаратов, будьте внимательны, я прочту список, если здесь есть названия лекарственных средств, которые Вы принимаете, назовите их: Альпракс, Зотран, Кассадан, Ксанакс, Ксанор, Нейрол, Принакс, Рестил, Соланакс, Тафил, Транкимазил, Трикка, Фронтал.

-Я впервые слышу эти названия. Я не принимаю ни один из этих препаратов.

-У Вас есть аллергические реакции? Вы принимаете Димедрол?

-Ну было как-то раз или два, давно очень.

-Димедрол или дифенгидрамин это антигистаминный препарат. Как и другие антигистаминные препараты, дифенгидрамин применяется при лечении лучевой болезни. Вы длительное время работали в военной промышленности, могли подвергаться облучению. Какой Вам поставили диагноз, когда выписывали этот рецепт?

-Да никакого диагноза, никакого рецепта. Жена сказала: «на вот, выпей димедрольчик, помогает», ну я и выпил. Кажется, помогло.

-То есть, вы самостоятельно, без рекомендаций врача, принимаете антигистаминные препараты? Будьте внимательны, я зачитаю список: Алледрил, Бензидрамин, Диабенил, Димедрил, Дифенгидрамин, Дипразин, Аллерган, Антиаллерзин, Атосил, Пипольфен, Фарган, Фенерган. Какие из названных препаратов, кроме Димедрола Вы принимаете?

-Зачем мне этот список? Я не принимаю таких препаратов.

-При совместном приёме дифенгидрамин усиливает действие депрессантов, таких, как алкоголь, фенобарбитал и препараты бензодиазепинового ряда. К фенобарбиталу мы еще веремся.

-Зачем?

-У Вас бывают судороги?

-Какие судороги? Ну, правда, на охоте было как-то, продрог сильно, ноги промочил. Да, сводило судорогой ногу, отогревался у костра.

-Бензодиапезины – это класс психоактивных веществ со снотворным, седативным и противосудорожным эффектами. Принимаете?

-Нет.

-Зачем Вам оружие? Вы что, ворошиловский стрелок?

-Причем тут это? - опешил Виталий от неожиданного поворота мыслей.

Объяснять этому юному высокомерному инфантилу что либо бессмысленно. Разве способен он осознать, что такое охота для интеллектуального, всесторонне развитого человека, за спиной которого огромный жизненный путь. Разве способен он понять логику той жизни, которую старый инженер выстраивал долгие годы, и в которой охота занимала важное место. Уже в зрелом предпенсионном возрасте он разрывался между двумя несовместимыми идеями, либо быстрее уйти на пенсию и наконец-то по-серьезному заняться рыбалкой и охотничьими делами, на которую вечно не хватало времени, либо продолжать «до упора» свою работу, которая давно стала смыслом его существования. Виталий всегда считал, что старость - это большое счастье, это награда, которая даётся не каждому, и надеялся, что охота как часть его жизненной философии, как высокая эстетика, как стимул оставаться молодым, будет скрашивать неотвратимую старость, сделает ее приход более мягким, останется с ним до конца жизни.

Охота. Как объяснить ему, что такое охота. Это возможность общаться природой, вставать затемно на открытие утиного сезона, ехать «на точку». Стоять с ружьем наизготовку в ожидании посвиста утиных крыльев, видеть как светлеет понемногу горизонт, как сначала робко почти незаметно появляется солнце, как начинает оно свой стремительный бег, заливая все своим светом, как растворяется, исчезает под его лучами утренний, такой красивый, переливающийся всем спектром цветов, туман. Он давно уже не ставил своей целью добычу трофеев, часто подшучивал над собой, возвращаясь пустым с охоты: «Хорошо, что ничего не добыл, а то пришлось бы сейчас щипать, потрошить, готовить дичь».

Лишить его оружия сейчас, когда он наконец то приобрел эту возможность не спеша, неторопливо, без суеты, как это было раньше, собраться на охоту, спокойно, со вкусом растягивая эти прекрасные осенние дни, провести время на природе. Это означало полностью отравить ему остаток жизни. Это означало просто посадить его в клетку, запретив ему быть в угодьях. За что?

Простое хождение по лесам в поисках грибов Виталий считал занятием скучноватым, поэтому особо не увлекался этой темой. Он любил осенние ходовые охоты, когда можно было, не задерживаясь подолгу на одной точке, переходить от водоема к водоему, надеясь на удачный налет уток. Роскошная осенняя природа, окружавшая охотника, давала ему мощный позитивный заряд бодрости, который он потом капля за каплей, растягивая как скупой рыцарь, расходовал в затяжные зимние месяцы.

-Послушайте, зачем мне знать все эти названия? Теория алгоритмов без лишней словесной эквилибристики позволяет решить этот простой, как дверь, вопрос. Давайте рассуждать логически. Если ваша тестовая система реагирует на любой из препаратов, вот из этого длинного списка, то что это означает? Это означает, что, во-первых,- начал загибать пальцы многоопытный ветеран,- эта тестовая система имеет недопустимо большой диапазон погрешностей.

Виталий разволновался, закашлялся, попросил воды. Оказывается, у них для пациентов, которые в формате допроса больше похожи на подсудимых, нет воды. Переборол кашель. Раскрасневшийся, продолжил:

-Вместо того, чтобы давать положительную реакцию на конкретные наркотические вещества, тот же героин, который Вы упоминали, она реагирует на препараты, содержащие похожие, но не тождественные компоненты, например, на кулинарный мак, который не является наркотиком. Во-вторых, если она дает такое большое количество ложных срабатываний, то результаты тестирования необходимо корректи…

-Вы принимаете корвалол или валокордин? - прервал нарколог абсолютно непонятный ему монолог.

-Иногда, а причем тут это?

-Эти препараты также могут дать положительный результат. В этих веществах содержится фенобарбитал. Он провоцирует привыкание и, как следствие, порождает наркотическую зависимость. Люди с ненормальной психикой, наркоманы совершают преступления, устраивают расстрелы в школах. А Вы хотите получить справку.

-Так не давайте справки наркоманам. Я здесь причем? От корвалола ещё никто не стал наркоманом. Вы же врач, вы и без анализов обязаны уметь определять по тем или иным признакам, которые Вам должны быть известны, кто наркоман, а кто нет. Иначе зачем вы здесь вообще нужны? Подписать результаты теста может и медсестра.

-Если вы принимаете какие-либо из препаратов, находящихся в списке, Вам следует предъявить рецепт от врача. Попробуйте договориться и оформить такой рецепт задним числом, это может быть учтено при углубленном исследовании.

-Вы что? Вы меня толкаете на подделку документа? - возмутился Виталий, который никогда в жизни не пошел бы на подобные подтасовки.

-Многие люди злоупотребляют такими препаратами как Нурофен, Пенталгин, Саффетин, Седальгин, Пливалгин, Парокодамол, Солпадеин, Каффетин, Но-шпа. Принимаете?

Виталий даже обрадовался, услышав в этом потоке слов, похожем на бессмысленный гул, знакомые названия.

-Ну да, Но-шпа и Пенталгин всегда у нас были в ходу. Седальгин мы еще в студенчестве использовали от похмелья. Помогает.

-Вот видите, как глубоко уходят корни Вашей наркотической зависимости. И Ваше пристрастие к булкам с маком уже не выглядит случайностью.

-А причем здесь булка вообще? - почти закричал Виталий.

Он, вдруг, с ужасом начал осознавать, что перед ним сидит убогий необразованный амбициозный двадцатипятилетний мальчик, умеющий ловко, одной рукой вертеть свой гаджет, с которым он не мог ни на секунду расстаться, и от решения которого попал в жёсткую, непреодолимую зависимость.

Какие алгоритмы? Ему не нужно этого знать, чтобы хорошо устроиться в новой, такой прекрасной для подобных людей жизни. Он может читать по листочку вот эти названия, блистая, как он считает, перед этим несуразным стариком своей эрудицией.

Что касается эрудиции. Виталий Алексеевич относился к той категории советских научно-технических работников, которых принято было считать истинными эрудитами.

Он был из тех инженеров, которые в шестидесятые – семидесятые, такие богатые на новизну, годы, жадно, действительно, как наркотики, впитывали все новое, необычное, интересное, захватывающее. Виталий был эрудит. Его эрудиция - это не бессистемная нахватанность отрывочных фрагментов из разных областей знаний.

Эрудиция таких людей опиралась на мощное, системное, фундаментальное образование, подкрепленное непрерывной творческой упорной работой по его дальнейшему развитию, работой глубоко образованного выпускника советской инженерной школы. Эрудитов, настоящих эрудитов, в те времена было много, они постоянно состязались, соревновались в эрудиции, в интеллектуальных играх, в том числе.

Виталий был чемпионом по шахматам в своем огромном, советском еще, гигантском концерне. Если бы не запредельная загруженность в очень важных для страны, захватывающих, интересных проектах, которые всегда заканчивались триумфом, Виталий, наверняка бы добился многого в этом направлении. Он давал сеансы одновременной игры на десяти досках, мог играть в шахматы вслепую. Но он никогда не стремился к соревнованиям самого высокого ранга, не ставил задачу накручивать коэффициент Эло, что означало - оставить свою работу. На это он не мог пойти.

Виталий входил в редакционный совет Большой Советской Энциклопедии, являлся в ней автором нескольких именных статей, опубликовал огромное количество научных работ. Он насмешливо относился к кроссвордам, которые печатались в журнале «Огонек», считая их слишком примитивными, потому что мог разгадать любой из них буквально влет, не отрываясь от кульмана. При этом, интеллектуальные кроссворды, в стиле журнала «Смена», он ценил.

Доктор наук, профессор, настоящий ученый, он прочитал всю фантастику, которую только можно было раздобыть. Осмысливая с позиций своих знаний эти фантастические, научные и вовсе ненаучные идеи, он уже тогда с тревогой начинал ощущать, улавливать контуры пока еще далекого, неясного, но такого неоднозначного будущего. Поражался тому, как сумел Кафка создать свои убийственно точные сюжеты, когда шаг за шагом, нелепость за нелепостью, формировался невероятный, невозможный, но очень логичный финал. Придуманные писателем истории о столкновении человека с причудливыми, сюрреалистическими трудностями и непонятными социальными бюрократическими силами, которые оказалось невозможным преодолеть, уже тогда вызвали в нем, несмотря на очевидную вымышленность, какую-то неясную тревогу.

-Зачем Вам оружие? В какой ситуации вы способны применить его против человека? – допытывалась молодая, энергичная, напористая врач-психиатр, которую не устраивали простодушные, прямолинейные ответы пациента.

-Я охотник. Я никогда не применю оружие против человека.

-Сколько стоит лицензия на утку? – пытаясь, видимо, поймать Виталия на вранье, продолжала она свой допрос.

-Девушка, такого понятия «лицензия на утку» не существует. На утку выписывается путевка, которая позволяет законно находиться с оружием в угодьях и охотиться там на утку или других водоплавающих. Лицензию необходимо приобретать на кабана, например, или на лося.

-Сколько стоит лицензия на кабана? - продолжала она сверлить его взглядом, всем своим видом показывая, что не потерпит здесь никаких дискуссий.

-Девушка, я не охочусь на кабанов и не знаю, сколько стоит такая лицензия.

-Как выглядит процесс Вашей подготовки к охоте? – задает она вопрос за вопросом.

-Обыкновенно. Собрался и пошел.

-Как долго вы владеете оружием?

-Да уже больше пятидесяти лет.

-Точнее.

-С 1972 года.

-Сколько стоит лицензия на утку? - умышленно зацикливая свой допрос, и делая упор на слове «лицензия», снова пытается выбить из равновесия и на чем-то поймать пациента врач.

-Сезонная путевка на утку для пенсионера, при условии, что я буду охотиться в охотхозяйстве Московского общества охотников и рыболовов, для меня, члена МООиР, стоит…

-Найдите соответствие пословице «Цыплят по осени считают» из перечня пояснений в таблице справа.

-Вы такими вопросами дебилов от недебилов отделяете? Кто у Вас там составляет эти тесты?

На улице ноябрьский пронизывающий ветер. Мелкая морось заливает очки, но Виталий, куртка нараспашку, продолжает читать листочек, который вручил ему нарколог.

Уточняя на выходе в регистратуре куда и когда ему теперь следует явиться, он услышал за спиной обрывок разговора двух врачей, явно касающийся его:

-Да, да, неадекватен... Довольно странный тип... Похоже, застарелая проблема… Ярко выраженная социофобия…

Ему начало казаться, что все это какой-то дурной сон. Сейчас он проснётся, и все будет как всегда. Знакомая, вежливая женщина, участковый врач, терапевт, скажет такую знакомую с детства фразу:

-Откройте рот, пожалуйста. Дышите, не дышите. Замечательно. Вас хоть сейчас в космос.

И поставит свою подпись на справке для того, чтобы участковый милиционер, такой знакомый и понятный, тоже сказал:

-Замечательно. Оружие у вас в порядке. Все у вас в порядке.

Зря она про космос говорила. Накаркала.

Сибазон, Анзиолин, Анпаурин, Апозепам, Атилен, Бенседин, Валимтран, Валиум, Ватран, Вивал, Диазепам, Диапам, Куэтинил, Лемброл, Пацитриан, Реланиум, Саромет, Седуксен, Серанамин, Серенсин, Сонакон, Стесолин, Ушамир, Эридан,- продолжал на ходу читать листочек старый охотник.

Эти странные слова звучали как названия каких-то галактик, планет и туманностей, далеких и нереальных. Это всё, оно было где-то далеко от него, в глубинах необъятной вселенной. Этот врач-нарколог, этот врач-психиатр, - это люди с далеких планет. Они там живут и там процветают. А он, Виталий, он живет здесь, на Земле.

По всем законам космической механики, по всем канонам теории вероятностей, такой любимой старым ученым, они никогда. Никогда!!! Они не должны были встретиться на Земле. Никогда. Но случилось что-то совершено невероятное, один шанс из миллионов, это все-таки произошло – их пути пересеклись, здесь и сейчас, только что.

Эти пришельцы с чужих и враждебных галактик уже здесь. Одев белые халатики, они начинают управлять людьми по своему усмотрению. И все обязаны им подчиняться. Они и есть настоящая власть.

Как быстро Кафка стал реальностью.

   2022