Апостол Иоанн. Психотип. Соционика

Вадим Гукало
Апостол Иоанн. Психотип. Соционика.

  Об  христианстве было много сказано и написано самыми разными людьми в течении прошедшей 2150 летней эпохи Рыб. Столько сказано и написано! Столько молитв ежедневно возносится ко Христу и святым Его! Христианство является крупнейшей и самой распространенной религией мира. Христианами себя считают около 32% населения мира, по данным исследования центра Pew Research Center на 2021г.
 В наступившую Новую Эпоху Водолея для человечества личность Иисуса Христа, апостолов и святых неизменно  притягивает и будет притягивать людей всех возрастов и национальностей, которые объединены в эгрегоры крупнейших церквей и многочисленных  конфессии. Многие люди считают себя христианами, но в церковь не ходят, считая, что верить можно в душе, но сказано: "Вера без дел мертва".  Если нет искренних молитв и дел веры, то вера человека пуста и формальна, а человек обманывает себя, называя себя верующим. Если верующий человек не любит людей, много осуждает и плохо думает о людях, никому не делает добрые дела, то он также обманывает себя, называя верующим.
  Жизнь Иисуса Христа, Его Учение, Его слова и Его духовное влияние, Его  личность, характер Спасителя оказывало и оказывает влияние на судьбы миллионов людей. Весь ход истории и развития человеческой цивилизации на планете связан с духовным влиянием Христа, Его Учения, учения разных церквей христианства.
 Спасителю и святым ежедневно посвящены огромное количество молитв, проповедей, написаны тысячи книг и статей, построены сотни тысяч храмов, огромное количество  научных и художественных трудов, икон, картин, статуй, распятий.
 Очевидно, что любой литературный труд, посвященный Учению Иисуса Христа и Его ближайшим ученикам, не в состоянии заменить Евангелие и опирается на первоисточник - Евангелие и апокрифы. Многие авторы - как древние, так и современные - посвящали свои труды и делали попытки проанализировать черты характера и понять Иисуса Христа как личность. От Его обожествления, оцерковления, от навязанных стереотипов и мифов о Нем и от старых религиозных предубеждений, от слепой веры в магические обряды и таинства отцов церкви крайне трудно обойтись христианам. Опираясь только на христианские догмы и авторитет церкви, невозможно нарисовать психологический портрет  Христа, дать объективную характеристику Иисусу как Величайшей Духовной Божественной Личности.

 Цель этой работы попытаться проанализировать человеческие черты характера и личность Иоанна, основываясь на тексте Евангелия и апокрифов, определить Его психотип в соционике.
 Соционика - сравнительно молодая наука в психологии. Она создана в 1970-х годах в СССР литовским социологом со сложным именем и фамилией - Аушрой Аугустинавичюте и изложена в ее работе 1980 года "О дуальной природе человека". Соционика  основывается на работе "Психологические типы" швейцарского психолога Карла Густава  Юнга - основоположника аналитической психологии.
  Соционика определяет 16 психологических типов личности и взаимоотношений между ними. Каждый человек принадлежит определенному психотипу.

  Я уже писал о психотипе Иисуса Христа и Девы Марии, и  решил продолжить и провести собственный анализ и сделать вывод о психотипе апостола Иоанна Богослова.
Что мы знаем об апостоле Иоанне Богослове?
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был младшим сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию — дочери святого Иосифа Обручника, которая упоминается в числе жён, служивших Господу своим имуществом. Был младшим братом апостола Иакова и был рыбаком. Был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом. Иоанн Богослов был первым учеником Иоанна Крестителя.
Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются «сыновьями Зеведеевыми» по имени их отца Зеведея. Иисус назвал братьев Воанергес - арамейское слово, расшифровываемое толкователями Нового Завета как «сыновья грома» - возможно за их характер. Характер братьев в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение; а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса. Из евангельских повествований следует, что Иоанн, наряду со своим старшим братом Иаковом, был в близких отношениях с апостолом Петром и вместе с ним входил в число приближённых Господом учеников.
Вместе с Петром и Иаковом он стал свидетелем воскрешения дочери фарисея Иаира.  Они были свидетелями на горе Фавор свидетелями Преображения Иисуса, а на горе Елеон  Гефсиманского моления Иисуса Христа в ночь перед Его арестом и казнью на кресте.

  Согласно Евангелию от Иоанна (Ин. 19:26), на Кресте Иисус завещал своему любимому ученику Иоанну заботиться о Его любимой Матери — Деве Марии.
 После смерти Марии - успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.
Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.
Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн был отведён в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым  из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.
Согласно житию, когда Иоанн прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных.
На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором  на пустынную гору, где совершил трёхдневный пост и молитву, после чего пещера, где они жили заколебалась. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр. 1:8) — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так было написано Откровение Иоанна Богослова.
В апокрифе «Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные Прохором, учеником его» сказано, что перед получением Откровения Иоанн удалился с учеником Прохором в безлюдное место и провёл 10 дней в пещере. Когда он собирался выйти из пещеры, был к нему глас, говорящий: «Иоанн, Иоанн!» Он же сказал: «что, Господи!» И сказано: «сотвори в пещере другие десять дней и откроются тебе многие и великие тайны в месте этом». Он же сотворил другие десять дней, не ев. И был в ужасе великом, и видел силы великие, и ангела Божия, разъясняющего ему всё, что он видел и слышал. Затем позвав Прохора, сказал: «то, что услышишь из уст моих, запиши на бумагу». Согласно апокрифу, Иоанн диктовал Откровение Прохору в течение двух дней.
После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где продолжил свою деятельность. Между 85 и 95 годами апостол Иоанн написал в Эфесе Евангелие. Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга и этим исполнить закон Христов. Апостол любви — так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трёх своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви. В конце жизни апостол Иоанн будучи глубоким старцем его приводили под руки ученики и он произносил проповедь и говорил всего три слова: "Любите друг друга" Люди уходили потрясенными от его вида и этих простых слов.
По церковной традиции апостол Иоанн скончался в третий год правления императора Траяна, то есть в 100 году оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Считается, что апостол Иоанн прожил более 90 лет.  Существует миф, что Иоанн Богослов после молитвы спустился в выкопанную могилу и велел засыпать его землёй. Согласно житию, ученики с плачем целовали апостола, но, не решившись ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли его лицо платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики пришли к месту его погребения, но, раскопав могилу, ничего в ней не нашли. Гробница Иоанна Богослова находится недалеко от Эфеса.
По преданию, каждый год из могилы апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней. Поэтому Православная церковь празднует память Иоанна Богослова также 8 мая.
Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна как тайнозрителя судеб Божиих. Например, на иконографическом типе «Иоанн Богослов в молчании» апостол чаще всего изображается с Ангелом, передающим ему Божественное Слово, иногда с орлом, символом апостола, свидетельствующим о высоком парении его богословской мысли. Также на парусах православного храма апостол Иоанн изображается с орлом. О личности Иоанна Богослова также засвидетельствовал письменно его ученик — Игнатий Богоносец, скончавшийся в 107 году.

 Первый вопрос: Иоанн - экстраверт или интроверт?

Интроверт и экстраверт - два противоположных типа личности.
 Экстраверт - этот человек живет внешнем мире, он эмоционально и умственно выдает из себя энергию  для внешнего мира, экстраверт обращен во внешний мир, активно изменяет и участвует в своей жизни и жизни окружающих его людей. Экстраверт общителен, без общения скучает, предпочитает социум, нуждается во внешней положительной реакции окружающих - похвала, восхищение, лесть. На отрицательную реакцию окружающих отвечает также быстро отрицательно. Экстраверт имеет широкий круг знакомств, разговорчив и энергичен в поведении. Он имеет необходимость в контактах и предпочитает движение и действие. Экстраверт  сконцентрирован и активно реагирует на внешний мир. Его чувства и эмоции быстры, но он не всегда держит их под  контролем. По темпераменту экстраверты холерики и сангвиники.
 Интроверт - этот человек замкнут и живет в своем внутреннем мире, но в тоже время нуждается в общении с эмоционально и ментально близкими ему людьми.  Интроверт эмоционально или умственно сфокусирован на своем внутреннем мире - мысли, чувства и эмоции. Сдержан и застенчив. Интроверт склонен к одиночеству,  не проявляет инициативу для знакомства и общения с незнакомыми людьми. Интроверт имеет узкий круг знакомств и может познавать жизнь самостоятельно. Он может лучше совершенствовать свой внутренний мир, так как сконцентрирован на нем. Интроверт обладает более медленной эмоциональной и ментальной реакцией на внешний мир и окружающих людей. Он накапливает энергию и информацию и сдерживает их в себе, но случается, что отрицательное воздействие внешнего мира раздражают и взрывают его изнутри, тогда он теряет контроль и эмоциональная энергия мощным потоком слов и действий выплескивается из него во внешний мир. По темпераменту интроверты - флегматики и меланхолики.

 Исходя из текста Евангелия и его жития, апостол Иоанн Богослов является интровертом.

Он предпочитает одиночество, также как Иисус часто удаляется от людей в пустынное место, он больше живет в своем внутреннем мире чем вовне.
 Иоанн Богослов проявляет качества интроверта.
 

 Второй вопрос: Иоанн - логик или этик?
 
  Признаки этика: Человек чувства. Субъективность. Дефицит хладнокровия. Эмоционально реагирует, слова эмоционально окрашены, преобладают эмоции и эмоциональность. Для этика важны положительные чувства и важно чувствовать мир.  Внешний мир воспринимает эмоционально и чувственно. Хорошо разбирается в эмоциях окружающих. В разговоре важны отношения и чувствует тон общения. Ради эмоционального комфорта и позитивных отношений способен на нелогичные поступки и решения. Под влиянием симпатии или антипатии принимает решения. Способен влиять на других своими эмоциями и сам подвержен такому влиянию. Сложные логичные и четкие формулы плохо воспринимает. Не умеет выстраивать логическую цепочку и  анализ. Мир позитивных чувств и эмоции считают важнее рациональности. Мотивированы на проявления эмоционального позитива, гармонии в отношениях и комфорта.  Этики говорят и действуют более субъективно и ситуативно. Этики стремятся к гармоничным отношениям, предпочитают испытывать и проявлять чувства и эмоции. Легче запоминают лица и имена чем цифры и даты.
  Признаки логика: Человек ума. Мир воспринимает через ум, любит доказывать,объяснять,убеждать, любит логичность и точные формулы причин и следствий. Убеждают людей, взывая к их рассудку. Не разбирается в отношениях. Общение для логика - обмен информацией. В решении проблемы он ищет оптимальное и логичное решение и работает на результат в ущерб отношениям с людьми.  Испытывает дефицит эмоций и чувств в разговоре, их не замечает в других людях и плохо в них разбирается. Для логиков важно не то как, а что им или они говорят. У них в речи превалирует объективность, логичность, убедительность и анализ. Важнее быть правым и сказать истину чем вызвать симпатию. Критично судят обо всем. Логики склоны всё анализировать, устанавливать логические связи и цепочки. Логики плохо разбираются в чувствах. Не умеют говорить о своих эмоциях и чувствах. Легче запоминают цифры и даты чем лица и имена.
 Исходя из текста Евангелия и его жития, апостол Иоанн Богослов является логиком.

Третий вопрос:  Иисус - интуит или сенсорик?

 Сенсорный тип: Этот человек живет здесь и сейчас, он хорошо и быстро ориентируется в пространстве, но плохо во времени. Он реалист, практичен, усерден и деятелен. Ценит практичность и реализм в настоящем. Опирается на свой личный опыт. Он прагматик, и практик, он крепко стоит на земле и "не витает в облаках". Хорошо подмечает детали и скрупулезен даже в мелочах. Он любит обустраивать и последователен, он реалист и идет к своей цели шаг за шагом. Сенсорики сосредоточены на "том что есть", а не то что может быть.
 
Интуитивный тип: Этот человек живет в мыслях о будущем и ориентирован на будущее. Он хорошо и быстро ориентируется во времени,  живет в мире своих мыслей  о будущем и новых возможностях. Интуит легко осваивают новое и обладают абстрактным мышлением, хорошо развитым воображением, успешно генерируют новые идеи. Романтизм и склонность к платонической любви. Интуиты - люди теории, они рассеяны и часто "витают в облаках" своих идей, мыслей и мечтаний. Интуит больше теоретик чем практик. Интуиты изобретательные теоретики и строят теоретические модели. Они ищут смысл любого события и факта, но они  непрактичны, не любят рутину и борьбу за выживание. Интуит способен адоптироваться к людям и к обстоятельствам и не замечать неудобств.
Исходя из текста Евангелия, Иоанн является интуитом. Именно интуит может быть посвящен и получить Откровение и знания о будущем.
 Итак, во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними поступайте, ибо в этом закон и пророки".

Четвертый вопрос: Иисус - Рационал или Иррационал?
 Рационал: логик-интуит, Иррационал: интуит-логик.

Рационалы придерживаются канонов, штампов, консерватизма, редко меняют планы.
Иисус за добрые традиции, он против канонов, штампов, консерватизма, Ему приходилось часто менять свои планы в зависимости от ситуации.

Исходя из текста Евангелия от Иоанна следует вывод: Иоанн - рационал.

Итак: Апостол Иоанн - интроверт, интуит, логик, рационал - этот тип назван в соционике - Робеспьер.
 Согласно соционики, этот человек логичный, мастер логического анализа, который может разложить и упорядочить всё по полкам. Он   разборчивый, справедливый умеет выделять главное, говорит четко и по делу. Этот человек любит усовершенствовать все что он делает, стремится реализовать задачу еще лучше. Он не любит пустых разговоров, поэтому избегает больших шумных компаний и с трудом идет на контакт с людьми.
  Робеспьер – это очень мягкий человек, с нежной стеснительной улыбкой и приятными манерами. Он любит общаться с близкими людьми, дорожит друзьями, не спешит заводить новые знакомства. В компании, где есть много незнакомых людей, может теряться и краснеть, не зная, как себя вести. Робеспьер всегда вежлив, корректен и учтив. Может помочь людям раскрыть их истинные таланты, подбодрить, вселить веру в способности.
Робеспьер – абсолютно неконфликтный человек. Ситуация противостояния его изматывает за считанные минуты. Он не переносит силовое давление и моральное насилие. Нельзя добиться от Робеспьера абсолютно ничего, если на него давить. В такой ситуации он может психануть и повести себя неадекватно, после чего будет долго стесняться своих эмоций. Робеспьер – мягкий и добрый человек, который не может пробиваться, «идти по головам» и давить на других. Если представитель этого типа не знает соционики, то он может считать себя «мямлей» и «слабым человеком», хотя это совсем не так.
 
Дуал Робеспьера - Гюго, согласно моим исследованием  этот тип Девы Марии. Именно, поэтому отношения Марии и Иоанна были очень гармоничными и психологически они дополняли друг друга.