Кайрос

Татьяна Небыкова
 
    1.
Время кайрос бывает на Казанском вокзале. Оно мелькает в стае голубей, расположившихся под сводами перрона, блестит после дождя в щелях плитки, по которой тысячи ног ступают каждый день и скрывается в последнем вагоне уходящего поезда.
 Здесь обитают странные личности, навсегда зачарованные промелькнувшим кайросом. С первого взгляда видно, они на вокзале вне времени: в любое время года, в любое время суток,  в любую погоду. Человек живущий в хроносе, смотрит в зеркало, и видит каждый день еще одну морщину, прибавившуюся ко вчерашней. И знает, что неминуемо стареет он, его дом, его собака и уходит его время. Устремившийся за кайросом не озабочен такими мыслями.  Он не стареет. Однажды он просто исчезает и появляется в другом измерении, но для него ничего не меняется. Он надевает другое платье, берет в руки другой товар: вместо натуральной дубленки из Польши аксессуары для телефона, вместо пирожков – шаурму из Турции. Вчера они торговали кожаными куртками, сегодня серыми сим- картами. Люди хроносы и устремившиеся за кайросом друг с другом редко пересекаются. Они живут в разных реальностях. Устремившиеся не смотрят в лицо хроносов, только в руки, когда вслед за хроносами пересчитывают купюры за серую сим – карту или шаурму. Хроносы эмоционально реагируют на операции с деньгами, а устремившиеся внимательно следят лишь за тем, чтобы это были деньги той эпохи, что за окном, чтобы по ошибке или преднамеренно им не были вручены деньги вчерашней или будушей эпохи. Им все равно, какая эпоха: Пилата или Брежнева. Можно, конечно, взять и купюру Пилата, но кто захочет туда возвращаться, чтобы обменять её на еду!? Даже на качественную натуральную еду той эпохи. Теперь все искусственное: еда, отношения, общество. Кириешки, чипсы, одежда из полимерных материалов - приметы времени. От всего этого так тяжело в этой эпохе. Еда не насыщает, отношения ненадежные. Конечно, страдают от этого больше хроносы. Они сами не замечают быстротечности своей жизни, а думают, что только бабочки бывают однодневки. Они видят только то, что у них под ногами, где они собирают крошки, достающиеся им с большим трудом. У них нет традиции смотреть в небо на звезды. Им все время нужно смотреть на часы.
 2.
Художник Николай жил во времени хронос. Как все хроносы, он надеялся, что творит для вечности. Но время шло, давно позади остались юные годы, седина заблестела в висках и появился живот, а успеха, говорящем, что идет он в правильном направлении все не было и не было. Он лениво брал в руки новый холст, привычным движением выдавливал из тюбика краску, и время от времени понимал, что будет еще одна картина, аналогичная предыдущей. Уверенность, что на кусок хлеба он заработает, давала ощущение спокойствия и реализованности, но в его жизни не было мечты. А когда – то она светила, как полярная звезда, и показывала направление!
   В пятницу вечером Николай уезжал из города, выходные проводил на даче. Любил летом полюбоваться закатом. Вечером спешил к реке, чтобы послушать хор лягушек и цикад. С удовольствием прошелся по мокрому песку, вдыхая запах реки. Снял обувь и зашел в воду. Прямо перед ним догорающее солнце на небе создало величественную картину: иссяне - черная сажа сочеталась с розовым аквамарином, а карминная желтая переходила в розовую пастель. Теплый туман плыл над рекой и укрывал цветным покрывалом. На середине реке фигурка одинокого рыбака в лодочке становилась все неразличимее. Из кустов выпорхнула испуганная птица, попрыгали в воду лягушки.
– О, какая густонаселенная территория! –
 Николай вышел из воды, наклонился к обуви: тапки были повернуты другой стороной! Он помнил, что когда он снял их, стоя спиной к реке, направил мысами от реки. Сейчас они стояли мысами к реке. На это другой не обратил бы внимания. Впечатлительная душа художника ахнула!
 – Произнеси: -Кайрос!- и посмотри, что будет, вспомнил Николай. Два выходных он провел, чувствуя непонятное лихорадочное возбуждение. А по дороге домой без устали повторял: - Кайрос!, Кайрос!, Кайрос!- Заехал на вокзал, чтобы встретить жену с детьми, возвращающимися из санатория. Поезд опаздывал. Николай прошелся по перрону, зашел в кафе, сел за крайний столик.
  3.
А в это время устремившимуся за кайросом Ибрагиму все- таки была вручена купюра из другой эпохи. Ею расплатилась девочка лет восьми в красном платье, покупая у него чипсы. Как он пропустил эту купюру, он и сам не понимал. Ибрагим был олицетворением клана устремившихся за кроносом. Из поколения в поколение в роду переходило убеждение не обращать внимание на время на календаре. Миг удачи лови - было девизом жизни клана и удача их не покидала. Устремившиеся за кайросом умели схватить за чуб и удержать в руках добычу, и вот теперь такой промах. Ибрагим скрыл от родственников произошедшее, ведь это значило самое страшное для каждого устремившегося за кроносом - перейти в хронос. К ним относились собратья с пренебрежением. Считали такого не совсем своим человеком, а кайросом, на котором стоит отметка хроноса.  Он знал, что надо признаться собратьям, чтобы вместе найти эпоху, где обращаются эти купюры, но сказать об этом не решался.  И еще больше погрязал в среду людей - хроносов, застревал в сиюминутном. Собратья стали замечать за Ибрагимом странности, которых раньше не было: задумчивость, плохое настроение. Так он стал помечаться хроносом. В воскресенье вечером Ибрагим чувствовал себя особенно нехорошо. Он часто посматривал на часы, которые приобрел недавно, и с нетерпением ожидал завершения рабочего дня. За столиком, ничего не заказывая, сидел один посетитель. Ибрагим прошелся мимо него, всем своим видом показывая нежелательность нахождения его здесь, посетитель не отреагировал. Ибрагим снова вышел из- за прилавка в нетерпении. Посетитель посмотрел на него скучающим взглядом, откинулся на стуле, располагаясь надолго, вытянул ноги  и сказал: -  "Мужик, как ты думаешь, чудеса бывают в этом мире?"
 - В мире чудес живем! - сказал Ибрагим! -
- Ух, ты! А по тебе не скажешь, что ты такой романтик! - привстал Николай.
 - Я не романтик, я знаю жизнь! -
 - Ты откуда? С другой планеты!? Я сейчас спрошу любого мимо меня бегущего пассажира, мне все скажут, что чудес не бывает. Все! Ну, разве, кроме поэтов! -
- Они бегут, ничего, кроме, как под ногами подножного корма у них не видят. Что их спрашивать!? Хочешь убедиться, что чудеса есть!? На, купюру, верни Пилату, заодно и на Пилата посмотришь! Ибрагим достал из бокового кармана куртки и бросил на столик перед Николаем смятую бумажку.- Николай сглотнул откуда то появившийся комок в горле и прохрипел: - Кому вернуть? -
- Кому? Кому? - передразнил Ибрагим. - Пилату! Его эпохи купюра! Пойдешь? Я расскажу, как добраться. -
- Как добраться? - прохрипел Николай.
- Добраться туда проще простого! -
- Как!? - снова прохрипел Николай, и снова сглотнул комок в горле.
- Да что ты хрипишь?- рассердился Ибрагим. - Слушай внимательно, запоминай! Встаешь ранним - ранним утром, без четверти три, самый раз. Выходишь на улицу и идешь туда, где растут деревья или цветы посажены. Еще лучше, если окажешься за городом в это время. Начинаешь собирать росу, а сам наблюдаешь вокруг. Кто - то выйдет тебе навстречу. Может человек, не пугайся, он вреда тебе не сделает. Может, животное. Кошка или собака. Приблизься к ним и тихо попроси: - Помоги попасть к Пилату!- Вот и все. Просьба твоя будет исполнена, может сразу, может в течение нескольких дней. Ты и сам не заметишь, как увидишь себя в другой эпохе.-
 Николай дотянулся до бумажки, развернул её.
- Креативный документ! Ладно, мой поезд! Пока! - И Николай поспешил на перрон к пребывающиму с юга поезду, чтобы встретить жену с детьми. В машине шумное, радостное семейство делилось впечатлениями от отдыха на море, дети с восторгом рассказывали о развлечениях, жена подробно обсуждала материальную составляющую отпуска с детьми. Вечер пролетел незаметно. Утром, бреясь, Николай вспомнил о купюре другой эпохи и переложил ее из кармана куртки в ящик письменного стола. - Наверно, надо рассказать жене, неизвестно, сколько может продлится мое пребывание в незнакомом времени.- Он был уверен, что состоится это путешествие, но рассчитывал, что пробудет там несколько часов, не более. Жена, ни на минуту не усомнившись в достоверности слов вокзального торговца, высказалась категорически против путешествия во времени.
- Как ты не понимаешь, - горячился Николай, - Это шанс! Я постигну то, что мне сейчас недоступно и воплощу это на холсте!-
- Это опасная авантюра!, - возражала жена. - Мы ничего не знаем, что может случиться с тобой, с нами, со всем миром, наконец!-
- Ты права! - согласился Николай, но кто не рискует, тот не выигрывает. На этом разговор закончился. Жена ушла на работу, а Николай принялся обдумывать детали.
  4.
Ибрагим с облегчением вздохнул, когда за посетителем закрылась дверь кафе. - Неужели закончился кошмар последних нескольких месяцев и судьба не подвела, как всегда предоставив неожиданную счастливую развязку!? - Он закрыл кафе, как обычно после отправления последнего ночного экспресса, и с тех пор в кафе его никто никогда не видел. Пролетевший под сводами перрона голубь отчетливо крикнул: - Кайрос! -, и на несколько минут на вокзале воцарилась удивительная для этого места тишина.
    5.
 В пятницу вечером Николай готовился к необычному путешествию. Он решил отправиться на сбор росы за городом, и вечером был уже на даче. Жена и дети в этот раз приехали с ним.  Николай волновался, долго не мог заснуть, а когда зазвенел будильник, решил перенести запланированное на следующую ночь, так как недостаточно все продумал. Он долго лежал в темноте, прислушиваясь к ночи за окном, потом встал и вышел на улицу. Светила полная луна, деревья стояли не колыхнувшись, было очень тихо. Потом где - то далеко глухо залаяли собаки, и снова все стихло. Николай наклонился и повел ладонью по траве, пытаясь понять выпала роса уже или нет. По центральной аллее к дому шел соседский кот Нестор. -А ты что тут делаешь? - цыкнул на него Николай и хотел пнуть, как всегда, его ногой, но вспомнил слова Ибрагима, что навстречу может выйти животное: кот или собака и усмехнулся: -Ты что ли переместишь меня во времена Пилата!?".
-Я - сказал кот, - хотя тебя надо переместить и там оставить! - Николай не выдержал и замахнулся ногой, но тут справа послышался металлический лязг, скрипнула дверь и какая - то сила вдавила Николая в открытую дверь. Подняв глаза, он невольно ахнул: прямо перед ним стояла толпа вооруженных копьями людей. Все они смотрели на него и кричали: -Виновен!- Николай огляделся, чтобы посмотреть, кто виновен, но никого рядом с собой не обнаружил. - Я!!!?- Он невольно обратил ладонь к себе. -В чем?- Толпа еще дважды прокричала: - Виновен! - И в грудь ему больно уткнулось копье рядом стоящего воина, а откуда - то возник человек с веревкой, который полез на дерево и стал укреплять ее там.
 - Н е с т о р!!! - Закричал Николай. - А, орёшь, боишься! - сказал кот, - А надо бы тебя там оставить, чтоб не пинался ногами! -
- Боже, какие сны! - сказал Николай, вскакивая с кровати и замолчал, заметив на груди рану и медленно стекающую кровь. Перед глазами промелькнула широко улыбающуяся морда соседского кота Нестора и Николай упал в обморок. Жена, увидев Николая в таком состоянии, решительно  засобиралась домой. Вернулись в город, не дожидаясь окончания выходных дней. В понедельник, как всегда, Николай в мастерской начал работу рано утром. Ему хотелось воспроизвесьти на холсте купюру эпохи Пилата. Он помнил, что положил ее в ящик письменного стола, но она исчезла. Николай работал над гербом, расположенным на переднем плане, по памяти. Временами до него словно из тьмы веков доплывали неясные, но грозные звуки и казалось, что другая эпоха рядом, стоит только протянуть руку. Чувство вневременности было необычным, острым и разширяющим горизонт до реальности чуда. Николай сделал наброски одной картины, отложил и набросал сцены сна ли, яви другой. Работал весь день до позднего вечера без отдыха и еды, а когда вымыл кисти и собрался домой, обнаружил, что две картины практически закончены.  Первую картину он назвал «Купюра», вторую «Виновен». Жена, заглянув в мастерскую, ахнула. -Это прорыв!- сразу определила она. -Да, ладно!- заскромничал Николай: - Посмотрим! - На следующее утро он пришел в мастерскую раньше обычного: не терпелось взглянуть на свои творения свежим взглядом. Николай подправил некоторые детали в своих работах, потом сел и задумался:
-Что произошло с ним за эти несколько дней!? Как понимать произошедшее? Почему с ним это произошло и куда ему двигаться дальше? - Ответов у него не было, но он пришел к выводу, что ему необходимо встретиться и побеседовать с вокзальным торговцем.
 - Что - то из его слов наведет на мысль о смысле ситуации и дальнейшем пути - Решил Николай. Вечером по дороге домой он заехал на вокзал. Зашел в кафе, сел за стол, за которым сидел в прошлый раз, заказал ужин, надеясь, что появится нужный ему человек, но не дождался. Он спросил у обслуживающей его девушки о мужчине средних лет, работающим здесь. -Нет -Сказала она. - Не видела такого, хотя работаю здесь давно. У нас, вообще, женский коллектив и хозяйка женщина! - Николай понял, что напрасно теряет время. - Не так прост был вокзальный торговец, и неизвестно, кто это был! Но, кто бы это не был, он направил меня в другую эпоху. Вглубь. Нет, поездка не напрасна! -
 Публика благосклонно отнеслась к новым картинам Николая. Одну картину купил Берлинский музей искусств, с успехом прошла персональная выставка в ЦДХ. Теперь Николай знал точно: - Произнеси: - Кайрос! И посмотри, что будет. Боже!- думал он - Годы ушли на стремление к одной единственной цели - успеху! А что успех?! Один вечер потешить свое тщеславие в кругу коллег! Увидеть свое имя на обложке модного журнала! Услышать в толпе разговор обо мне незнакомых людей, мнение которых мне безразлично! Нет, это все не то!
  Кайрос! Миг удачи лови!
(Продолжение следует)