Порядок восстановления монархии по закону

Александр Искандер Семиреченский
полное название:
Порядок восстановления монархии в соответствии с Конституцией РФ
Александр Семиреченский

В статье рассмотрена последовательность действий при возможной реставрации монархической формы правления в России. На защиту выносятся положения:
1) Переход к монархии должен быть ненасильственным.
2) Восстановление монархии должно и может произойти в соответствии с действующим российским законодательством.
3) Монархическая Россия должна быть юридической правопреемницей как Российской Федерации, так и Российской империи.
Тем, кто не любит длинных рассуждений, рекомендуется сразу перейти ко второй части текста.

Часть 1. Принципы восстановления российской монархии.

Очевидным фактом является развитие России в сторону укрепления президентской власти. В этом развитии можно видеть и рост монархических элементов политической практики, и усиление черт республиканской диктатуры. Это не повод для скорби доморощенных либеральных сердец: тенденция усиления диктатуры, личной или коллегиальной, является глобальной в условиях обостряющейся борьбы за оскудевающие природные ресурсы планеты – полезные ископаемые, плодородные почвы, биоресурсы, источники пресной воды. Для России подобные движения делают возможной реставрацию монархической формы правления в недалекой перспективе. Однако многие монархисты не имеют четкого представления, как это может произойти. Нет, конечно, мечтаний и пророчеств хватает, но в деталях вопрос остается темным. Между тем ясность пути не менее важна отчетливости цели.
Монархия, по выражению Д.П. Столыпина (внук П.А. Столыпина), - «единственный политический строй, который не может быть установлен насильственным путем». Это связано с тем, что переход к монархии требует от народа признать источником Верховной власти в стране не сам народ, а Бога. Выразителем верховной власти Бога над народом служит Государь, который в этом смысле и является богоданным. Подобное признание выражает веру в нравственную первооснову власти и не может быть взято принуждением. Оно естественно для христиан, мусульман, иудеев - приверженцев авраамических религий. Но могут ли на такое признание пойти атеисты? Вполне! В светском понимании выбор монархии означает выражение веры в то, что российский государь будет руководствоваться в своей деятельности христианскими нравственными принципами и согласие на это. Дать такое согласие будет нетрудно и атеисту, если он воспитан на традиционных ценностях великой русской культуры.
Из требования о ненасильственном восстановлении монархии следует то, что оно должно происходить в соответствии с действующим законодательством страны. В интересах гражданского мира, гарантии имущественных и неимущественных прав и обязанностей граждан, а также международных прав и обязательств России монархическое государство должно стать правопреемницей нынешней республики. Будущая Россия будет нуждаться в опыте Российской империи, поэтому ей предстоит стать и духовной правопреемницей последней. Полное правопреемство от Российской империи невозможно, т.к. будет означать возврат к прежним правоотношениям, в т.ч. реституцию недвижимости, ценностей, восстановление прежних институтов в изживших себя формах. Это может вызвать хаос сродни гражданской войне, поэтому соединиться с опытом государственной жизни с древних времен до 1917 года, полезно, а слепо восстановить старое – губительно; и поэтому восстановление монархии в России будет означать ее переучреждение. Впрочем, Манифест Великого князя Михаила Александровича от 3 марта 1917 года нам такую возможность предоставляет.
Восстановление монархии в России возможно в будущем, если большая часть народа будет желать этого, а политическая и экономическая элита не станут ему противиться. По данным соцопроса ВЦИОМ от 23.03.2017 г., 28% наших граждан в принципе не против монархии; в большей степени этот подход разделяют молодые респонденты. Главное для «голосующих» за монархию – порядок и преемственность. В тоже время в России широко распространен несознательный монархизм, при котором гражданин поддерживает монархические методы управления государством, но не осмысливает своей монархичности и выступает против формального восстановления монархии. Количество таких граждан составляет, по данным исследования ведущего аналитика ВЦИОМ М.Б. Бокова,  от 70 до 80 %. То есть если не называть царя «царем» – сразу появится большое количество сторонников справедливого, честного и несменяемого правителя, хотя социологи говорят, что большинство россиян против монархии. Так что есть и направление, и база для роста монархических настроений. Мы убеждены: монархии есть что предложить и рядовым гражданам, и элите, однако обсуждение этих возможностей монархии выходит за рамки данной статьи.

Часть 2. Порядок восстановления монархии в России

Теперь рассмотрим собственно порядок восстановления монархии в России.
1. В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации" по инициативе не менее 2 млн граждан федеральные органы государственной власти назначают и проводят референдум о выборе формы правления в России. Формулировки вопросов референдума должны требовать однозначного ответа. При этом в соответствии со ст. 7 того же закона. инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации (ч. 1) или в отдельных местностях РФ (ч.2), а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Если на референдуме большинство граждан выскажется за изменение формы правления на монархическую, то по ст. 134 Конституции РФ Президент или какие-либо органы государственной власти (перечень дан в статье) вносят предложение о пересмотре Конституции.
3. Если это предложение поддержат 3/5 депутатов Госдумы и сенаторов Федерального Собрания, то по ст. 135 Конституции РФ собирается Конституционное Собрание. Это происходит  в соответствии с федеральным конституционным законом "О Конституционном Собрании РФ", который в настоящее время еще не разработан, и вообще в течение уже почти лет его разработка всячески затягивается так, что не поднимать этот вопрос стало уже политическим консенсусом. Что ж, все изменяется… Если к описанному моменту закон о Конституционном Собрании не будет разработан, то его придется разрабатывать на ходу и, возможно, с проволочками, при сопротивлении оппонентов.
4. Конституционное Собрание разрабатывает проект новой, монархической конституции и выносит его на новый референдум. Здесь следует обратить внимание на то, что нынешняя конституция не предусматривает перехода к неконституционной форме правления. Это означает, что нет законной возможности для перехода к абсолютной монархии. В тоже время проект новой конституции может соответствовать монархии и с партийным, и с корпоративно-профессиональным представительством. В первом случае мы будем иметь дело с парламентской либо дуалистической монархией, во втором – с самодержавной монархией.
5. Если большинство граждан поддержит проект конституции Российской империи/царства, то российская республика упраздняется, а органы власти и Президент временно продолжают свою работу до учреждения новых институтов власти (на переходный период). В этом отношении мы как бы возвращаемся к положению 1917 года с Временным правительством. Только в этот раз оно действительно временное с понятным сроком полномочий.
6. Конституционное Собрание преобразуется в Учредительное, которое провозглашает переход России к монархии и учреждение монархических институтов власти, в том числе института Монарха (Императорской Фамилии). Отметим, что в русской традиции Учредительное собрание называется Земским собором.
7. В этот момент мы подходим к описанию условий принятия престола Великим князем Михаилом Александровичем (Михаилом II). В Его Манифесте от 3 марта 1917 года говорилось "об отказе от восприятия верховной власти впредь до установления в Учредительном собрании образа правления и новых основных законов государства российского (т.е. конституции - А.С.)". Как видим, условия на это этапе выполнены, однако за неимением Великого князя Михаила Александровича требуется определить его наследника. По закону наследником может быть только родственник последнего Императора, т.е. Михаила II, но здесь возникнет очевидная сложность, так как среди монархистов нет единодушия в том, кто именно может считаться наследником, соответствующим требованиям Уложения об Императорской Фамилии. На эту сложность накладываются другие: утрата легальной, харизматичной и традиционной легитимности современными Романовыми, их проживание за рубежом в условиях цивилизационного противостояния России и стран Запада, почти полное отсутствие информации о российских потомках рода Романовых. Отметим, что наличие споров о наследовании российского престола означает необходимость компромисса. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения, но, как бы он ни был решен, с внешней стороны это будет выглядеть так: Учредительное Собрание выяснит круг монархических претендентов из числа потомков Императорской Фамилии, определит в согласии с РПЦ одного, достойного высокой миссии, и предложит ему принять престол.
8. Если  претендент соглашается, то полномочия Президента прекращаются, Временное правительство уходит в отставку, Госдума и Федеральное собрание распускаются, а Государь в соответствии с Конституцией и на первое время при помощи Учредительного собрания разрабатывает необходимые для работы государственной власти законы.
9. Дальнейшее – дело рутинной работы и красивых событий наподобие Коронации...
Таким образом, восстановление монархии в России возможно по закону, ненасильственным путем, в соответствии с волей народа. Российская монархия будет правопреемницей Российской Федерации и Российской империи. Действующее законодательство предусматривает переход только к конституционной форме правления, следовательно учреждение абсолютной монархии не разрешено, возможна конституционная монархия с партийным или корпоративно-профессиональным представительством.
Рассмотренный порядок восстановления монархии является базовым. Он не рассматривает, например, принятия закона, запрещающего референдум о смене формы правления, или переход к монархии в условиях военного положения  или при приходе к власти хунты. Несомненно, как и когда осуществится переход к монархии, ведает один Господь, однако Он за нас не пройдет этого пути, и потому надо знать, в каком состоянии дорога, где на ней находятся нужные повороты и где удобно остановки делать. Для краткости подытожим рассуждения только перечислением «поворотов» монархического перехода:
1. По инициативе не менее 2 млн граждан федеральные органы государственной власти назначают и проводят референдум о выборе формы правления в России.
2. Если на референдуме большинство граждан высказалось за изменение формы правления на монархическую, то по ст. 134 Конституции РФ Президент или какие-либо органы государственной власти вносят предложение о пересмотре Конституции.
3. Если это предложение поддержат 3/5 депутатов Госдумы и сенаторов Федерального Собрания, то по ст. 135 Конституции РФ собирается Конституционное Собрание.
4. Конституционное Собрание разрабатывает проект новой, монархической конституции и выносит его на новый референдум.
5. Если большинство граждан поддержит проект конституции Российской империи/царства, то российская республика упраздняется, а органы власти и Президент временно продолжают свою работу до учреждения новых институтов власти (на переходный период).
6. Конституционное Собрание преобразуется в Учредительное (или по-русски – Земский собор), которое провозглашает переход России к монархии и учреждение монархических институтов власти, в том числе института Монарха (Императорской Фамилии).
7. Учредительное Собрание выясняет круг монархических претендентов из числа потомков Императорской Фамилии, определяет в согласии с РПЦ одного, достойного высокой миссии и предлагает ему принять престол.
8. Если претендент соглашается, то полномочия Президента прекращаются, Временное правительство уходит в отставку, Госдума и Федеральное собрание распускаются, а Государь в соответствии с Конституцией и на первое время при помощи Учредительного собрания разрабатывает необходимые для работы государственной власти законы.