Христос в книге Притчи

Рыжов Александр Геннадьевич
(из конспекта проповеди)

Два вида мудрости в книге Притчи

Мы привыкли, что книга Притчи Соломона — это про мудрость. Не все замечают, что книга состоит из двух больших неравных частей. Первая — это первые девять глав, вторая — остальная часть книги. Мудрость в этих двух частях представлена по-разному.

В первой премудрость активно действует:

• она стоит на перекрестках, подходит к дверям домов, зовет, предупреждает, угрожает, смеется, накрывает на стол, строит дом;
• таинственная восьмая глава сообщает, что она участвовала в создании мира: во-первых, была художницей, т.е. привнесла свою творческую силу в сотворение, во-вторых, веселилась перед лицом Бога.

Какой главный вывод мы можем сделать из этого наблюдения? Мудрость — это личность.

Вторая часть книги Притчи говорит о мудрости в более привычном нам смысле — как о принципах практической жизни. Мы привыкли, что Притчи — это про то, чтобы вовремя вставать, прилежно работать, не говорить глупости, не общаться с людьми, которые плохо себя ведут, не смотреть на чужую жену. Да, в таком виде мы встречаемся с мудростью в главах с десятой по тридцать первую. Мудрость как принципы, заповеди, ценные советы.

А как связаны эти две части книги Притчи? Как связаны эти два представления о мудрости?


Как зовут Премудрость

Чтобы ответить на этот вопрос, надо уточнить понимание первой части книги. Я уже сказал, что в первой трети книги мудрость персонифицирована, проще говоря, ведет себя как личность. Ключевой вопрос: если это личность, то у нее должно быть имя. Скажите, как ее зовут?

В герменевтике есть принцип «Библия толкует Библию». Где в Новом Завете сказано про мудрость или премудрость, а рядом указано ее имя? Я помогу вам с удовольствием:

• дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» Кол.2:2-3
• Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. 1Кор.1:22-24

Конечно, эту Премудрость из первой части Притч зовут Иисус. Это ключ к первым девяти главам, да и ко всей книге Притч. Без этого ключа говорящая премудрость — это литературный пример, персонификация… Ну, и что нам с персонификации? А когда мы узнаем, что это Иисус, это все меняет.

Теперь все сходится. Книга играет новыми красками. Что делает эта Премудрость в первых девяти главах? Стоит на перекрестках, подходит к дверям домов людей, зовет, предупреждает, тормошит, угрожает, смеется, накрывает на стол, строит дом. Участвует в создании мира... Похоже на Иисуса? Это Он и есть.


Гармония двух частей книги Притчи

Идем дальше по герменевтической спирали. А как это открытие поможет нам понимать вторую часть Притч, про то, чтобы не лениться, не говорить глупости и дальше по списку соблюдать еще десятки и десятки пунктов? Единственный вывод, который я могу сделать, звучит так: соблюдать практическую часть книги Притчи получится только у того, кто знаком с ключевой личностью из первой половины этой книги.

Повторю: соблюдать практическую часть книги Притчи получится только у того, кто знаком с ключевой личностью из первой половины этой книги. Вот в чем гармония двух частей книги Притчи.

Та же мысль в другой формулировке: если ты поздно встаешь, если ты лентяй, если ты смеешься над сальными шуточками, если твое сердце не верно твоей жене, это потому, что у тебя проблемы в отношениях с Иисусом.

У нас появляется новый инструмент или путь к правильной жизни. Мы раньше думали:

• я завтра заведу новый блокнотик на пружинке,
• куплю гелевую ручку, а может, даже и роллер,
• в понедельник запишусь на тренинг по тайм-менеджменту,
• утром поставлю еще один будильник, а сегодня попробую лечь до двенадцати…

Но постепенно мы обнаруживаем, что новые способы исправления работают не намного лучше старых, и дело, может быть, не в способах.


Вторая личность в книге Притчи

Я до сих пор упустил одну важную деталь из книги Притч, а она действительно важная, хотя не настолько, чтобы о ней сказать раньше, чем о Христе в книге Притч. Вот какая это деталь. В первых девяти главах говорится про еще одну личность, у которой тоже есть дом, которая тоже говорит на площадях и дорогах и зовет к себе.

• В Пр.9:1-6 описана премудрость и ее дом, в который она приглашает всех желающих.
• А в Пр.9:13-18 – дом безрассудства, шума и глупости, куда персонифицированная глупость тоже приглашает всех желающих.

Первая ключевая личность книги Притчи — это мудрость, вторая — глупость. Первую звать Иисус, вторую …сатана.

Сатана и глупость отождествляются не в том смысле, что дьявол глуп интеллектуально, вовсе нет. Как Христос мудр не в том смысле, что у Него особые счетные способности.

• Христос – это сама премудрость в том смысле, что Он полностью отражает Божий характер, это сама правильность и истинность.
• Сатана – это сама глупость в том смысле, что он противник Божий и он искажает все то, что правильно и истинно.

И теперь вторая половина ответа на вопрос о том, почему у тебя не получается следовать наставлениям мудрости из второй, практической части этой книги — это потому, что ты следуешь не за той личностью. Ты идешь либо за Иисусом, либо за другой личностью.


Как воспитывать детей по книге Притчи

Отсюда практическое применение о воспитании. Родители, как вы до сих пор читали книгу Притч? Это ведь книга для воспитания, обращение отца к сыну.

• Надо учить детей дисциплине? Обязательно надо.
• Надо учить их этикету, практическому благочестию? Обязательно надо.

Но если мы научим их только этому, мы рискуем вырастить маленьких законников, которые потом станут большими фарисеями, которые будут в свою очередь рождать и растить законников.

Самое главное — подвести детей к живому Богу.

• Бог живой, реальный, настоящий.
• Только Он и есть жизнь и реальность.
• Мы настолько живые и настоящие, насколько мы в Нем.

Допустим, у ребенка не получается не делать глупости, а вторая половина Притч как раз об этом. Мы можем открыть перед ним свое сердце: «И у меня тоже не получается или не получалось. А потом я понял, что сила в Боге, а потом я пережил встречу с Ним острее, чем утреннюю овсянку — и получилось».


Правила не меняют, а встреча с Личностью меняет

Какой пример здесь можно привести… Я как-то давно рассказывал историю про полотенце, повторю ее.

Мне очень стыдно за такой момент моей биографии. До своей свадьбы я жил с мамой. Однажды она ввела новшество – полотенце на кухне отныне должно висеть вот здесь. Чтобы его там повесить, надо было пройти от умывальника несколько шагов, полкухни. Мне это очень не понравилось, я был несогласен и недоволен, но мама оставалась непреклонна.

Из-за этого у нас несколько недель случались микроконфликты. Я клал полотенце на прежнее место, мама говорила, чтобы я его переложил, я перекладывал и злился. Слов плохих я не говорил и не кричал – я ведь верующий. Но внутри просто кипел.

Однажды, когда мама в очередной раз сказала переложить полотенце, я посмотрел на нее, ничего не сказал и повесил полотенце там, где она хотела его видеть. Мама мне сказала: «Чего ты так на меня смотришь?» И мне стало очень стыдно – я внешне послушался маму, но внутри был очень зол. Я не грешил словами, но нагрешил взглядом и состоянием сердца.

Я где-то недавно упоминал про книгу Эндрю Мюррея «Подобно Иисусу». Я ее начал читать именно в те недели, когда развивалась история с полотенцем. Это удивительная книга, которую я много раз начинал и продолжал читать, но так и не дочитал до сих пор. Там 31 коротенькая главка, каждая из которых рассказывает про одну из сторон характера Иисуса. Например, про Его смирение или Его согласие стать служащим.

Почему я не могу никак дочитать эту книгу – потому что она действует на меня удивительным образом. Я начинаю читать о том, какой Иисус, и не могу продолжать, мне хочется возвращаться к прочитанному, обдумывать это, ходить с этой мыслью. И в те недели, когда я прочитывал, например, главу о смирении Иисуса, я везде начинал встречать тексты и мысли об этом – в проповедях, на разборах, при чтении Библии.

И вот я очередной раз что-то делаю на кухне, беру полотенце, вытираю руки и… несу полотенце туда, где его хочет видеть мама, кладу его туда и не злюсь! Я помню, что как только это случилось, я сразу сам это заметил и сам себе удивился. И когда поискал причину – сразу же ее нашел. Я целую неделю хожу под впечатлением того, какой Иисус смиренный и служащий. И как сказал апостол Павел: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18).

Когда Иисус нас увлекает, когда мы забываем про себя, а ходим под впечатлением Его образа, этот образ впечатывается в нас.

Когда Моисей находился в непосредственном присутствии Бога сорок дней и сорок ночей, а потом спустился с горы – знал он или не знал о том, что его лицо стало светиться? Не знал. Захотел бы сделать свое лицо светящимся, не смог бы, а когда забыл о себе, поклоняясь и служа Богу – стал светиться: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что [Бог] говорил с ним» (Исх.34:29).

Кстати, именно про этот эпизод Павел вспоминает в 2Кор.3, и он там добавляет, что это свечение со временем проходило, а у нас есть большая привилегия – продолжать и продолжать взирать на славу Господню и преображаться под ее влиянием.

К чему эта история про полотенце? Это иллюстрация важной истины: вторая половина книги Притчи не работает без первой. Вы и я не сможем вести себя мудро, если не встретимся с личностью, которая есть сама Премудрость.

Есть

• христианство встречи и христианство списков,
• христианство лица и христианство правил,
• христианство духа и христианство буквы.


Два образа жизни на Лозе

Мне довольно часто говорят отзывы о моих проповедях. Но больше всего мне запомнился и для меня дорог отзыв о проповеди, которую я сказал в начале нулевых или в конце девяностых годов, меня за эту проповедь поблагодарил Евгений Васильевич, а потом он повторил эту мысль в своей проповеди. Для меня как начинающего проповедника это было большой поддержкой.

А проповедовал я тогда по Ин.15 и говорил опять же о двух видах христианства, а точнее о двух способах производить плод, находясь на виноградной лозе.

• Мы, веточки, можем быть сосредоточены на внешней своей стороне, тужиться и стараться произвести плод,
• а можем быть сосредоточены на стороне внутренней, на точке соединения с лозой, на отношениях с Иисусом.

Веточка может сама принести плод? Нет. А что ей надо делать для того, чтобы плод приносить? Одну-единственную вещь – находиться на Лозе. Самые плодоносные христиане – это те… точнее, только те христиане и плодносны, которые любят Иисуса и дорожат вот этой точкой соединения с Ним. Как только мы переориентируемся на внешнее, на плоды, рискуем потерять и то, и другое.


Почему ты не пририсуешь усы Моне Лизе

Христианство — это общение с Личностью, а не список – что делать и не делать. Это взгляд пророка: «Жив Господь, перед Которым я стою». Он стоит перед царем, но раньше он стоит перед живым Богом. И это самая работающая мотивация к правильному поведению.

• Не делай чего-то, потому что попадешь в ад или потому, что не будет успеха в жизни — это одна мотивация.
• Не делай так, потому что здесь находится живой Бог, Которому такой твой поступок активно не понравится — это другая мотивация.

Я своим детям время от времени говорю: Бог живой. А мы, члены церкви, должны говорить об этом себе и друг другу как минимум раз в месяц, а желательно и чаще.

Раз уж я взялся повторять иллюстрации из своих проповедей разных десятилетий, повторю еще одну, которая хорошо здесь подходит.

Представьте себе французского школьника, которого ведут на эскурсию в музей. Он идет туда только ради того, чтобы пропустить уроки. Почему французский школьник – потому что я хочу использовать в иллюстрации картину «Мона Лиза», а висит она в Лувре в центре Парижа.

И вот этот скучающий школьник проходит мимо Моны Лизы и останавливается. В портфеле у него есть черный маркер. И пока он слушает объяснения учительницы или экскурсовода, в его голове зреет план. Ну, не план, а образная картина: неплохо бы этой Моне Лизе… пририсовать усики.

Я сразу скажу концовку этой ветки истории – усики он не пририсует. История выдуманная и пустяшная, но вывод она нам поможет сделать очень серьезный. Вопрос: почему школьник не пририсовал Джоконде усы? Причина есть только одна – из страха наказания.

Второй случай. Где-то в Китае есть мальчик, который с детства увлекается творчеством Леонардо да Винчи. Мечта всей его жизни – увидеть его картины собственными глазами, особенно – Мону Лизу. И вот он насобирал деньги, ему помогли родители, и он в Париже. Заходит в Лувр, на трясущихся ногах подходит к картине и чуть не падает в обморок от восторга.

Я даже не буду вас спрашивать, сможет ли он пририсовать Джоконде усики. Конечно, нет. Но важна причина – почему? Потому что он любит эту картину и восторгается ей.


В пятницу вечером я знал, что буду проповедовать в воскресенье утром, и во время церковного разбора отметил про себя перекличку наших рассуждений на разборе с темой этой проповеди. Помните, мы говорили о том, что Иисус уже не называет нас рабами, но обращается с нами как с друзьями?

Раб – это тот, кто только выполняет приказания. Друг тоже делает то, что приятно другу, но его мотивация другая. И уровень понимания другой – он знает характер друга и угадывает, что будет угодно ему. И середина Ин.15 открывает нам сердце Иисуса – Он хочет, чтобы мы исполняли заповеди не как рабы, а как друзья.

Т.е. не как списки указаний, не понимая их смысла, но как то, в чем открывается характер Того, кого мы любим.


Заключение

В заключение сделаю еще два вывода из наблюдений за книгой Притчи.

• Богу есть дело до всего — до того, во сколько ты встаешь, чем ты занимаешься в телефоне, как ты ведешь себя с девушкой, которая будет твоей женой.
• Действие Божьей благодати более широкое, чем мы можем думать — она распространяется не только наше спасение от погибели, но и на нашу практическую жизнь. Она делает нас хорошими друзьями, пунктуальными работниками, целомудренными христианами, добрыми родителями.

Но получится это все только у того, кто узнал, как зовут Премудрость и пережил личную встречу с ней. Не забывайте: вторая половина книги Притчи не работает без первой.

30.10.2022