Фануза Часть5

Нина Салина
           Мне шёл пятнадцатый год, а сестра была  уже на выданье. На неё  заглядывались парни. Мать старалась её приодеть, но и мне хотелось обновок, не всё же, за сестрой донашивать! А тут вошли в моду шали – паутинки и сестре купили такую шаль. Как мне хотелось такую же шаль! Я сказала об этом матери. На это она мне сказала: - « Ты сама себе добудешь, а сестра нет». Ответила бы она как - то иначе, я бы не так на неё обиделась,  но такой отказ запал в сердце на всю жизнь. Я проплакала всю ночь и с зарёванными глазами пришла в школу.   Учительница заметила мои красные глаза и спросила:- « Что у тебя случилось?» Я рассказала ей все свои обиды на мать. Была  осень, и люди копали картошку. Учительница предложила поработать у неё,   выкопать участок с картошкой, а за это она купит мне шаль паутинку. И я принялась за дело. От учёбы она меня освободила, и я старалась  выкопать её до дождей. Учительница кормила меня, и я жила в это время при школе. Когда  картошка была вся выкопана, она сказала мне, что на следующей неделе они с мужем едут в Уфу, вот там она купит мне паутинку. Там большой выбор и я возьму тебе, что ни у кого такой не будет. Свое  слово она сдержала. Это была большая и необыкновенно красиво связанная шаль. Действительно, ни у кого из девчонок такой красоты не было. Я  была на  седьмом небе от счастья! Когда я принесла её домой, то Аниса от злости даже всплакнула, что моя шаль была лучше, чем у неё. А я сказала: - « Она досталась мне трудом, а тебе запросто так».


            Вскоре у нас в семье умерла бабушка. Была ранняя весна, появились на дорогах лужи, и с крыш капала капель. Накануне смерти она подошла к окну, долго глядела на снег, потом помахала кому – то  рукой. Я подошла к окошку, чтобы посмотреть, кого она там увидела, но ничего, кроме дороги и снега не увидела. Я не придала этому значения, а оказалось, как я потом поняла, она прощалась с « белым светом ». С вечера она легла спать, а утром не проснулась. Все позавтракали, а она не шла к столу. Мать подошла посмотреть её, а она уже не дышит. Умерла она так же тихо, как и жила.  Никогда не с кем не ссорились, никого не поучала и не обижала. Я страшно боялась похорон, ведь надо идти на кладбище. А после того случая со мной на кладбище, я вообще обходила его стороной. Но мать сказала, что по мусульманскому  обычаю, хоронят только мужчины, женщины остаются дома и готовят поминки. Я с облегчением вздохнула, мне туда идти совсем не хотелось. После похорон бабушки, дедушка совсем сник, практически не вмешивался в семейные дела.

           Но как говориться одна беда в дом не приходит. К осени у нас  сгорел дом и умер старший брат. Всё случилось по глупости брата. Ему уже шёл девятнадцатый год и осенью его должны были забрать в армию, когда случилось это несчастье. Он считал себя взрослым и стал курить. Мать не знала об этом, но к курящим мужикам относилась строго, и брат побаивался её, и никогда при ней не курил. Лето в этот год выдалось жарким и грозовым. Уж если шёл дождь, то обязательно ливень с грозой.  Покосы не успевали сохнуть и гнили прямо в валках. Как я уже говорила, что деревенька у нас была не большая в одну улицу, а за огородами простирались поляны до самого леса. Люди приспособились вывозить с полей траву и сушить её на этих полянах.  И если надвигалась гроза, старались убирать всей семьёй. Сено собирали в копёшки и накрывали его, чем ни будь, а если оно было уже сухим, то уносили его на сеновал. Работали  быстро и дружно всей семьёй. В тот злополучный день старший брат был один дома. Мы с сестрой и матерью были на огороде, а дедушка с средним братом были на покосе. Не знаю почему, но брат был в доме один и закурил папиросу сидя на кровати. Надвигалась  черная грозовая туча. Мать прибежала с улицы и окликнула его.  С испугу он сунул папиросу под матрас. Мать позвала его на улицу убирать сено перед дождём. Она торопила его. Брат решил, что матрас затушит папиросу. Он метанулся из избы и все мы занялись этой работой. О не потушенной папиросе он и забыл.  Всё вспыхнуло очень быстро. Когда хватились, изба уже во всё горела.  Брат бросился тушить. А чем? Воды то в деревне нет.  Он пытался вытаскивать какую ни будь утварь и сильно обгорел. Прибежали соседи с баграми, старались не допустить распространение пожара на другие постройки. На счастье пошёл сильный ливень, и пожар был потушен, но дом сгорел, его уже нельзя было восстановить. Ожоги брата  были не совместимые с жизнью. Было жарко, и он был по пояс голым, так и бросился  спасать  домашнюю утварь. Он прожил три дня в больнице и умер.  Так к началу зимы мы похоронили брата и остались без жилья. Поскольку дедушка был фронтовиком, то колхоз помог ему поставить новый дом, не большой правда, но жить можно. Выписали строительные материалы. Сельчане дружно помогали погорельцам. Всю зиму мы прожили в сарае вместе со скотиной. Я в период учёбы жила в интернате.  Весной поставили сруб и к осени вселились в новый дом. Общее горе как - то сплотило нас.

          Прошел ещё один год и у нас умер дедушка. В его смерти я виню себя. И вот почему. То, что в озере водятся какие – то твари, говорили многие сельчане.  А вот я их ни разу не видела. Сколько раз я сидела на берегу и ждала их появления, но напрасно. А так хотелось увидеть их, своими глазами. Я спросила дедушку, видел ли он их? Тот утвердительно мотнул головой и не один раз. – « Как бы мне хотелось на них посмотреть!» - сказала я.  – « Хорошо, я подскажу тебе место, где они часто бывают и играют там. Только ты сиди тихо, чтобы тебя не заметили и ни чем себя не выдавай».-  И он показал мне это место. Заросшие  берега рогозом и камышом, а  на средине чистая вода, а вдоль берега рос тальник. Я притаилась в кустах и стала ждать. Была полная луна, и ночью было светло, как днём. Лунная дорожка пересекала гладь озера, и было необычайно красиво. Дедушка уверял, что именно в такую ночь,  они и появляются в этом месте, и устраивают игрище. Я так долго и тихо сидела в кустах, что устала уже, да и поздно было и хотелось спать.  Вдруг я услышала сильный всплеск. Напрягла своё зрение и смотрела во все глаза. На средину озера  выплыло,  большое метра два длиной, чудовище. Оно встало на попа, на хвост и на половину было в воде, а наполовину над водой. Я старалась по лучше разглядеть его. Покрыто оно было чешуёй  желтого цвета. При луне оно всё блестело и казалось золотым. Большая рыбья голова с одним глазом посредине. Мощные трёхпалые плавники оканчивались большими когтями, казались как руки с тремя пальцами. Большой рот, как у рыбы и большие длинные усы, как у сома. Встав на хвост и оглядев берега, оно стало насвистывать.

           К нему из камышей плыло такое же большое чудовище. Только оно было покрыто серебряной чешуёй. Мне показалось, оно было поменьше и без усов. Я догадалась, что это была самка. Она подплыла к самцу и тоже встала на хвост. Потом они обнялись плавниками и стали ласкать друг друга, тереться головами друг об дружку, как это делают кошки. Так они плавали долго посреди озеро, лаская друг друга. Около озера было свежо, и я стала подмерзать без движения. Да и ноги затекли сидя на корточках в одной позе.  Я не удержалась и чихнула.  Чудище напряглось и выпустило из объятий самку, и она быстро скрылась в камышах. А самец своим хвостом начал нагонять такую сильную волну, что она окатила меня водой. Я не выдержала и побежала прочь. Долго ещё бесновалось это чудище и свистело мне вслед. Так впервые я увидела этих, то ли чудищ, то ли русалок.

           Когда я рассказала об этом дедушке, тот отругал меня и предупредил, чтобы я одна не ходила на озеро и держалась подальше от воды. Я же тебя предупреждал сидеть тихо. И почему ты всё делаешь не так, как тебя просишь? Теперь оно будет мстить нам, и мешать рыбной ловле. Я посомневалась, как это какая - то тварь, может помешать нам с дедушкой? Но он оказался, как всегда прав. И всё - таки, я не боялась этой твари и ходила одна на озеро. Однажды на мелководье, я увидела большую икру. Чья это может быть икра, такой величины? Прямо как куриное яйцо!  Недолго думая я взяла из шалаша ведро, пошла и  стала собирать её. Мне осталось ещё немножко её собрать, когда я услышала всплеск в камышах. Ко мне на всех парах по воде плыло это чудовище. Я схватила ведро и выскочила на берег, когда меня настигла сильная волна. Но я успела выкарабкаться на сушу. А на озере бушевало чудище! Било по воде хвостом, нагоняя волну за волной туда, где я стояла. Я быстро, убежала в шалаш.

          Я показала икру дедушке. Он схватился за голову и сказал: - «Что ты наделала, дочка? Что ты наделала? Теперь нам на озере нет места!  Оно, это чудище, будет нам мстить за своих детей! Иди и отнеси её туда, где взяла ».-Я нехотя пошла на мелководье. Подошла к берегу и с ужасом увидела, что это чудище смотрит на меня из воды. Я не стала подходить близко к воде, а выплеснула содержимое ведра, стараясь, чтобы оно упало в воду. Силёшек у меня не хватило, и содержимое ведра вылилось на берег прямо около воды. Чудище от бессилия, что не может меня достать било хвостом по воде, нагоняя волну. Часть икринок смыло в воду, а большая часть погибла под палящим солнцем.  Такого издевательства чудище не простило нам. Оно, как будто следило за нами, выжидая удобный момент для нападения.

          И такой момент настал! Однажды мы с дедушкой ставили сеть на ночь около камышей. Утром пошли проверять, много ли рыбы попало в неё. Я стояла около берега, держа один конец сети, а дедушка пошёл к камышам на другой конец. Вдруг я увидела, как из камышей к дедушке тихо приближается чудище. Я закричала деду, предупреждая его об опасности. Он обернулся, и тоже увидев его, поспешил к берегу. Но было  уже поздно. Оно догоняло его и хотело схватить и утащить в воду. Но не рассчитало, наверное, ведь дед двигался по направлению к берегу быстро, как только мог. Своими когтями оно вцепилось в спину и пробороздило её, как будто ножами. Я выдернула кол, к которому была привязана сеть и поспешила дедушке на помощь. Эта тварь сделала в воде разворот и снова стала нападать на нас. Колом я стала колотить чудище по башке, потом бросила сеть ему на голову. Такого отпора оно не ожидало, и развернувшись уплыло в камыши. Я оглянулась назад, дедушка лежал уже на берегу, весь в крови. Из ран сильно текла кровь.  Я с большим трудом втащила его в шалаш, разорвала его рубаху, сняла своё нательное бельё и кое - как перевязала ему раны. Оставив дедушку одного, я побежала в деревню. Тому, что я рассказала сразу то и не поверили! Думали, что я сочиняю. Но я плакала и говорила, что дедушка там умирает от большой потери крови. Наконец мужики запрягли лошадь и поехали за ним. От большой потери крови дедушка совсем ослаб, пока его довезли до больницы в райцентр.

           Раны были глубокими, как будто, кто – то резал спину ножом. Врачи сообщили в милицию о нападении на человека, с целью убийства. Когда дедушка пришёл в себя, милиционер опросил его, составляя протокол. Он не поверил тому, о чём ему рассказал дед. Видимо от испуга и старости старик лишился рассудка и несёт всякую околесицу, подумал он. Решили допросить меня.  Я, им всё рассказала, как дело было, подтверждая рассказ дедушки. Если вы думаете, что это выдумки, то расспросите сельчан.  Сельчане подтвердили, что на озере живут какие - то твари, из-за которых все бояться туда ходить.  Дедушка прожил  неделю и умер   от заражения крови. Врачи сказали, что эта тварь, занесла ему какую – то инфекцию, которую они не смогли вылечить.

          А к нам в деревню, после смерти дедушки прибыл целый десант. Среди них были учёные,  биологи, водолаз и ещё какие – то люди. Они обследовали озеро, но никого там не обнаружили, В зарослях камышей нашли  множество костей скота. Это подтверждало рассказы сельчан. Кто-то же таскал скотину в воду и съедал её там! Исследовали самое глубокое место в озере. Спускали несколько возжей, связанных вместе, но до дна так и не достали. Вода в этом месте была ледяная, и  водолаз не решился туда спускаться. Говорили, что этот омут  соединяется с подземной рекой. Было принято решение очистить озеро от ила и костей  и скосить росший  камыш  и рогоз вдоль берега. И на этом закончилась эта экспедиция. С тех пор на озеро ходили, не боясь никого. Даже ребятишки купались в нем.

          Мы похоронили дедушку, и я осталась в семье одинокой. Не с кем было поделиться и рассказать,  что у тебя на душе.  Не у кого было попросить совета. Я окончила семь класс русской школы. Через полгода  мне исполнялось  шестнадцать лет, я получала паспорт и могла  устроиться на работу. Я мечтала уехать в Уфу и там жить. Так я потом и поступила. Закончилось моё детство! Домой я приезжала очень редко, и ненадолго.