На перевале

Всеволод Малахов
Когда Ми Го исполнилось двадцать лет ,он дождался окончания сезона дождей и пошёл в горный монастырь Увядшего Лотоса ,что бы уяснить для себя, что же важнее в достижении Нирваны изучение священных текстов или медитация.
Он шёл через леса и долины и достиг наконец великих гор. Поднявшись на перевал, он увидел, что узкая тропинка идет по самому краю горы над глубоким обрывом и орлы летают у него под ногами и облака можно потрогать рукой.Мелкие камни осыпались у него из под ног и не было слышно звука их падения. Тогда страх вошёл в его сердце. Но Ми Го продолжил путь. Неожиданно он увидел,что тропинка начала расширяться, часть скалы была срублена кайлом,а из камней сделана надёжная ограда над пропастью. Он возблагодарил Будду ,Дхарму и Сангху и спокойно продолжил путь.Наконец он увидел старого монаха сооружавшего ограду над пропастью.
Ми Го поприветствовал его сложив руки у груди и поклонившись,а потом произнёс :"Скажи мне кто ты и что ты здесь делаешь ,бхикшу. "
Старик поклонился и отвели :"Здесь проходит много людей.Крестьян из равнинных деревень и обратно идут многие. Но никто ни разу не спросил меня об этом. Тебе я расскажу всё. Когда мне исполнилось двадцать лет, я решил пойти в монастырь Увядшего Лотоса, что бы  уяснить для себя, что же важнее в достижении Нирваны изучение священных текстов или медитация. По перевалу передо мною шел старик с тяжелым мешком, нёс рис в монастырь. В самом узком месте тропинки он сорвался и упал в пропасть. Я пытался его ухватить за руку,но не успел. Тогда я решил расширить тропинку и поставить надежные поручни .Вот уже пятьдесят лет я этим и занимаюсь. "
-"Велико твоё милосердие"- ответил Ми Го : "И огромно твое упорство. Ты бы уже достиг Нирваны если бы изучал священные тексты в монастыре или медитировал в горной пещере . Неужели тебе не жаль Нирваны ?"
"- Что такое Нирвана ? "- ответил старик : "Если сам Будда от неё отказался, пока страдает хоть одно живое существо."
 "- Это так- согласился Ми Го "- :"Вот только люди склонны привязываться к тем ,о ком они заботятся. Не создаешь ли ты себе привязанность ? Ведь сказано, зло железные цепи, а добро золотые. "
Старик подумал и ответил : "Нет. Нет и нет. За эти пятьдесят лет никто из равнинных деревень не только ни разу мне не помог ,мне даже чашки воды не принесли.  "
"Ты приобретаешь великую заслугу своим тяжким трудом и милосердием. Возможно,они бояться украсть твою хорошую карму. "- предположил Ми Го.
"Возможно "- ответил старик : " Возможно. Но скорее всего они все просто сволочи"
Старик жалобно посмотрел на Ми Го : "Вот и ты уйдешь сейчас. А может, поможешь мне?
Тут немного осталось. Вдвоем лет за пять управимся. "
"-Да поможет тебе Будда. Дхарма и Сангха "- от всей души благословил его Ми Го и пошёл к монастырю ,который уже виднелся вдали.