Мои орхидеи

Алина Дием
       За окном легкий снежок осветлял декабрьские утренние сумерки, а на подоконнике вытянулись две ветки лиловой орхидеи. Как будто семейство бабочек притаилось. Спрятались на зиму, сидят тихонько, боятся пошевелиться осторожные мотыльковые созданья.  Муж-француз подарил мне на день рожденья орхидеи. Цветочные бабочки, ставшие моей собственностью, меня поразили.
       Цветочных бабочек зовут фаленопсис – по латинской мудрёной науке о цветах. Но я, как кошка, сразу и навсегда определила их для себя бабочками.
Игра природы – цветочные бабочки с детскими личиками.  С хрупкой жизнью.
Я не выдержала и написала стихи:

Орхидеи с личиками Брижит Бардо
на стебле в ряд, -
кабаре, бордель -
сразу музыка и па-де-де,
юбки вверх, томный взгляд.
Даже свежестью не спасти ваш бархат,
танцовщицы Тулуз-Лотрека,
так красивы и так вас жалко,
полуздешние орхидеи.

      Первый европеец, которому удалось полюбоваться цветами-бабочками, был немец-натуралист Георг Румф (1627-1702). Путешествуя в конце 17 века в Юго-Восточной Азии, на Молуккских островах он впервые увидел крупные прекрасные цветы, - так утверждает википедия. Хотя, кто его знает, как всё было на самом деле. Но как бы ни было, главное, что орхидеи попали в руки европейских ботаников, выжили в их оранжереях и податливы к гибридизации – умницы-цветочки.

    Швед и королевский ботаник Карл Линней в знаменитой двухтомной работе «Виды растений» 1753 года назвал юго-восточный цветок «эпидендрум прелестный», то есть прелесть, растущая на дереве. Он познакомился с орхидеей в засушенном виде на гербарных листах, которые ему присылали друзья и ученики-ботаники со всего света. Карлу Линнею я тоже не особо доверяю, потому что он утверждал, что
«растения живут и растут, но не чувствуют». Я убеждена, что растения чувствуют, как и животные, и люди – испытывают радость и боль, понимают музыку.
Мои орхидеи любят классическую музыку 18 века, как и я.

    Орхидеи – притворщицы и обманщицы. Завлекают насекомых яркой пухлой губкой, как человечьи самочки, использующие губную помаду. О, как един мир!  Чего не сделаешь для оплодотворения?! Ах, что за прелесть эти губки! Как они возбуждают и влекут! Вперед, самцы! Орхидеи – женские цветы.
Орхидеи – многолетние создания.  Могут быть и старушками за пятьдесят-семьдесят лет, если живут в хорошей оранжерее. Как и я.

     Вот этой моей каттлее уже более десяти лет. После переезда два года не цвела – обижалась, наверное. Ах, оставьте меня в покое, не шевелите, не поворачивайте, сколько раз вам повторяла, а тут вы со своим переездом…
Теперь освоилась в прохладной кухне, тут ей почему-то больше понравилось, заняла свое место, успокоилась – цветет.
Цвети,  милая капризница!

     В апреле 2013 года мы с мужем решили полюбоваться на поля цветущих тюльпанов, которыми прославилась на весь мир Голландия. Предварительно начитались в интернете и узнали, что Голландия – неправильное название в данный момент истории, потому что охватывает только две из двенадцати провинций нынешнего государства Нидерланды.
Нижние страны оказались богаты цветочной историей.
Но то, что мы увидели в знаменитом парке Кёкенхоф, поразило ухоженной красотой. Вокруг, вдоль дорог – поля расцветающих  тюльпанов – 32 гектара. И, хотя весна стояла холодная, затяжная и дождливая, у природы нет плохой погоды, - цветение началось, земля дышала, наслаждалась вместе с нами. В самом парке Кёкенхоф семь великолепных садов, каждый – превосходное, неповторимое произведение паркового искусства, культивируемое более шестидесяти лет.

     Налюбовавшись парком, вошли в знаменитый Павильон Беатрикс – царство орхидей, любимых цветов королевы Нидерландов. Мы еще не знали, что через несколько дней правящая с  апреля 1980 года королева Беатрикс, согласно традиции, отречется от престола в пользу старшего сына-наследника, принца Виллема-Александра.  С 1890 по 2013 год на престоле страны – только женщины-королевы – Вильгельмина, Юлиана и Беатрикс из Оранской династии. Достигнув старости, они отрекаются от престола и доживают свой век просто принцессами.
Ах, этот поразительный по изяществу Павильон Беатрикс с королевами цветов – орхидеями!
     Живая люстра из ампельных гирлянд орхидей уходит под высокий стеклянный купол в центре зала. Розовое и нежно-лиловое чудо сразу приковывает внимание. Самые счастливые в мире цветы – растут, как хотят, привольно свисая, как и положено им природой. А условия жизни для этих королевских любимиц самые лучшие: неяркое голландское солнышко сквозь стеклянную крышу, никто не дышит им в личики на такой высоте, а они, как и положено королевам, сверху вниз взирают на толпы поклонников.

     Белые, изящные и стройные орхидеи-дендробиумы похожи на саму королеву Беатрикс. В отличие от королевы Великобритании Елизаветы Второй королева Нидерландов Беатрикс имеет безупречный европейский вкус и никогда не выглядела так смешно в однотонных шляпках и платьицах, как забавная английская старушка. Или как я – старенькая  и простая русская путешественница.
О, белые орхидеи – само изящество!
Я никогда не забуду счастливых минут рядом с вами.

       Моим орхидеям я посвятила несколько стихотворений, вот последнее:

Терпеливые, как буддийские жрицы,
азиатки-затворницы со скуластыми лицами
каплей воды убеждают напиться,
научиться искусству смиренницы
призывают мои орхидеи.
А напьются водицы-шампанского
и слегка обалдеют:
то станцуют канкан,
то затеют качели -
все в меня мои орхидеи.

2018