Закон жизни

Олег Сенатов
Фильм «Вихрь» (Франция/Бельгия/Монако, 2021) Гаспара Ноэ большей частью кинокритиков был  охарактеризован, как фильм о деменции.
Да, действительно, фильм повествует о последних месяцах жизни двух престарелых супругов – кинокритика  и бывшей психиатра, которая страдала деменцией. Персонажем второго плана является их сын, которого создатели фильма, дабы исключить малейшего намека на социальный оптимизм, сделали наркоманом и мелким наркодилером.
Однако, авторы рецензий на фильм, которые я прочитал, забыли упомянуть о едва ли не главном его герое – парижской квартире, в которой происходит его действие. Это – хрестоматийное жилище интеллектуалов, заваленное растрепанными книгами, альбомами, рукописями, увешанное киноафишами и политическими плакатами. Последние показывают, что супруги были активными участниками «революции 1968 года», превратившими свою квартиру в заповедник этой эпохи .
О том, что квартира является центральным персонажем фильма, свидетельствует его финал – долгое блуждание кинокамеры по каким-то абсолютно пустым комнатам,  в которых трудно признать привычное место действия – настолько изменилась квартира после того, как из нее вымели хлам 1968 года.
Итак, главный вывод фильма – «1968 год окончательно мертв; его пережитки – два престарелых интеллектуала и их барахло – исчезли». И автор фильма об этом нисколько не жалеет.
Но это не все. Напрашивается еще один вывод: в освободившееся жилье, превратившееся в tabula rasa, въедут новые жильцы; возможно, это будет новое поколение интеллектуалов. Поскольку герои фильма пользуются не смартфонами, а кнопочными мобильниками, его действие происходит в начале нулевых. Значит, смекает зритель, данная квартира давно заполнена новым барахлом; как оно выглядит, он может себе представить на примере собственного жилища. Закончится и нынешняя эпоха, и с ее хламом неизбежно произойдет то же самое - он исчезнет одновременно со своими хозяевами: таков неотменимый закон жизни. Чтобы подчеркнуть эту финальность, режиссер разместил титры не в конце, а перед началом фильма, так что последний его кадр прерывается надписью – FINE.
Я недоумевал: как профессиональные кинокритики могли не заметить столь очевидного главного смысла фильма «Вихрь»? Пораздумав, я понял: дело не в каких-то их профессиональных недостатках, а в том, что они еще молоды. Я въехал в понимание смысла этого кинопроизведения сразу, поскольку сам живу в квартире, являющейся заповедником прошлого, и со дня на день ожидаю момента выноса из нее накопившегося здесь старья, включая себя.
                Октябрь 2021 г.