2. Тропа сквозь Анзерский лес

Ирина Жгурова
У Поклонного креста

Остров Анзер Соловецкого архипелага встретил Поклонным Крестом паломников, одолевших морской путь, у бывшей переправы заключенных с Белого моря. Крест был установлен сотрудниками ТСМ на мысе Кеньга острова Анзер 2 сентября 1992 года. Товарищество северного мореходства (ТСМ) было создано на Соловках в 90-х годах историком и писателем Сергеем Васильевичем Морозовым.
С этого места началось постижение местной истории. Слова исходили от светлой чистоты неба, бирюзовой полосы горизонта, зелёной щетинки рыжевато-коричневых участков прибрежной травы, спокойных деревьев. Смысл услышанного заполнял священный воздух и раскрывал суть.

Отмеренное время пролетало и растворялось в мыслях, располагало к терпению и смирению. Анзерский комфорт заключался в его благодати, священном духе, тревожной памяти, в спокойствии отсутствия удобств. Анзер был таков, каковым являлся.  Киоски и палатки с чаем не предусматривались, и такси десяток-полтора километров не подвозили по причине их отсутствия.

В этом и заключалась прелесть Анзера, его притяжение. Блаженство охватывало ноги при возможности ступать ими по исторической земле. Лучше было бы идти босиком для живого касания земли, но на такой подвиг никто не решился.  До площадки с лавочками предстояло пройти ещё долгий путь через лес, хотя   лучше было бы после похода посидеть на траве и ощутить дыхание леса и травы. Позавчерашний дождик размазал грязь по дороге, хотя солнышко уже успело испить воды из луж.  Преодоление пути вызывало наслаждение.

В Анзерском пребывании по душе растекалась теплом благодарность судьбе за возможность наблюдать, смотреть, узнавать, печалиться и радоваться. Не отвлекали телефонные звонки -  связь имелась только в двух местах -  на горке и на Голгофе. Воспринималось это как смирение -  отключение от внешнего мира, неспешная ходьба без городской суматохи, возможность слушать голос природы и внимать истории.   Светлый образ Соловков и Анзера постепенно входил в сердце и там оставался. Иногда путешественники сравнивали Соловки с Валаамом, где так всё ухожено, красиво и комфортно, но Анзер привлекал покоем и тишиной.

Возвышался Крест на месте часовни в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости».
В монастырских причалах устанавливали часовни в честь икон Пресвятой Богородицы или святых угодников. Чтобы попасть на Анзер мы отправлялись от Варваринского причала, возле которого была установлена часовня в честь святой великомученицы Варвары, которой молились паломники перед отправлением в море. Там же после преодоления морского пути благодарили святых, особенно покровителя мореходов святителя Николая.

После прославления в лике святых преподобные Зосима и Саватий стали так же покровителями мореходов. Святитель Николай известен всему миру, а Зосима и Саватий для Соловков были местными и родными, потому что они ходили в этом море, боролись с волнами, со штормами, претерпевали мореходные трудности.
 Сегодня по их милости паломники легко преодолели суровое море, даже ветер притих на весь день и уступил место солнечным лучам.

.
Тропа сквозь Анзер

Большой Соловецкий остров назвали святым, а Анзер – Святая Святых. Можно прибыть на Соловки, но не попасть на Анзер: планы срывала непогода – налетевший ветер поднимал большие волны и корабли в море не выходили.

Однажды на Соловки приехали сотрудники Портнадзора. Корабли вышли в море, одолели половину пути, но вынуждены были вернуться - по рации всем передали приказ о возвращении в порт приписки для проверки документов. Приехавшие в этот период паломники так и не смогли попасть на Анзер. Наша экскурсовод, впервые приехав на Соловки, записалась на Анзер, но узнала, что с одного раза на Анзер никто не попадал.  Упрямая девушка Ольга всё же записалась на утро. Налетел великий шторм: гнулись деревья, летали вперемежку пыль, листья, и всё, что могло летать. Лишь с Божьей помощью удалось выехать на Анзер через день.

Анзер прозвали северным Афоном и Богородичным островом, так как на нём неоднократно наблюдались явления Пресвятой Богородицы. На острове обосновались два скита –– Троицкий и Голгофский.
Бытовала поговорка: кто не был на Анзере – тот не был на Соловках.
Но так как паломники прикладывались к мощам преподобных в Соловецком Троицком соборе, значит, у них благословились и в храме причастились.
Конечно же, были на Соловках.

Сквозь Анзер по дорожке, как по Богородичной канавке в Дивеево, надёжно обутые паломники проходили с молитвой или в тишине, пребывая в наслаждении погодой и красотой природы острова.
У обочины на камне устало лежала старая анфельция.  Подошвы в виде присоски у неё не уже было, а тянулся длинный стебель бурого цвета. Это полезнейшая водоросль издавна применялась в лабораторных и лечебных целях. Стала незаменимой для изобретения агар-агара. При своём рождении она дерновиной прикреплялась к грунту на камне, а потом всем длинным плоским «телом» свободно лежала среди собратьев.

Водоросли добывали драгами, у которых длинное древко - косавьё достигало трёх с половиной метров.  Драг представлял собой маленькую косу с приваренными железными штырями. Он становился одновременно и граблей, которой драгировщики занимались процессом драгирования. Они выходили в море на отливе при отходе воды, опускали драги и косили по дну, потому что водоросли были тяжелее воды. Этой же граблей извлекали ламинарию и укладывали на лодку, привозили в посёлок и развешивали для просушки на колючую проволоку.
 
 После интересной информации ходоки с Богородичной молитвой продолжили путь к Троицкому скиту. 
В начале пути ещё на берегу паломники брали округлые камни, чтобы внести трудовой вклад во встречные дождевые лужи как лепту для благоустройства лесной дороги. По пути у обочин встречались кучки камешков, которые предшествующие путники донесли с берега. Но никто не брал камни из них – каждый нёс свои береговые. Несложная работа за несколько сезонов помогла спасти тундровую растительность при заболачивании. Булыжники накидывали и для облегчения проезда.
Ноги размеренно утаптывали лесную тропу, сопровождаемую причудливо изогнутыми многорукими стволами и густыми кустарниками. У обочины пушисто белела оленьим мхом небольшая полянка, словно запорошенная снежком.
С обеих сторон возвышалась стена разновеликих деревьев беспорядочной густоты, радовала взор сочная зелень листьев и травы. Земляную дорожку с небольшими дождевыми лужами продолжали украшать кучки камней, оставленных паломниками береговой лептой.
 
В просвете между ветвями спокойно блестело солнечной дорожкой лесное озеро с разбросанными по береговой воде зелёными блинчиками для неродившихся кувшинок.
Лес, уступил место поляне, приблизился участок дощатого настила шириной в двадцать прижатых друг к другу постаревших досок, уложенных на поперечные лаги, кое-где сгнивших до слома. Дощатая дорога пролегла через поляну в очередные заросли леса.
Солнышко пробилось на земляную микротрассу, ставшей двухколейной с травяной полосой посередине, по которой гуськом шла группа паломников.  Дорогу оживил небольшой труднопроходимый участок утоптанной, волнистой земли с вылезшими крупными змеями коричневых корней.
 
Ход по лесным тропам продолжался, отзывалась эхом с верхних ветвей история бытия острова.
На Анзере в XV – XVI веках поселившиеся монахи-отшельники строили солеварни. Позже в летнее время работали наймиты или трудники во славу Божию, как волонтёры. Варили соль, и это производство отразилось на макете старинной солеварни в маленьком музее Соловецкого монастыря.
В конце XVI века технология была отработана опытом: наливали на большую сковороду начерпанный рассол, под сковородой поддерживался слабый огонь. Для солеварни заготавливали дрова, поэтому вокруг неё вырубали лес. Постепенно территория становилась непригодной для проживания, и люди ушли, забросив солеварню. Но тропинка осталась напоминанием о прошлых работах.

Соловецкий Архипелаг. 15 июля 2022.   


(Продолжение следует)


 В папке "Спаси и сохрани" На авторской странице.  Ссылки могут не работать

1. Мягкая дорога на Анзер
http://proza.ru/2022/10/26/590   
2. Тропа сквозь Анзерский лес
http://proza.ru/2022/10/29/472
3. Анзерский отшельник
http://proza.ru/2022/11/01/1267
4. Эпоха Анзерского возрождения
http://proza.ru/2022/11/08/1537
5. Анзер. Пустынь среди леса
http://proza.ru/2022/11/15/1700
6. Анзер. Тропа на высокую гору
7. Северная Голгофа
8. Антимит Соловецкий
9. Анзер. Путь к причалу