Культ и мумия

Сергей Шевалдин
Существует несколько версий относительно идеи мумификации пролетарского вождя. Спектр широк - от меркантильного желания получить доступ к многомиллионному швейцарскому банковскому счету Ленина до гламурной в те времена моды на мумии.

Официально утверждается, что мумификация, а затем мавзолизация Ленина случилась по массовому требованию народа. И это изначально странно: народ российский как бы глубинен, посконен, традиционен и даже архетипичен. И очень далек от восхищения перед откровенно языческими верованиями египтян. Кстати, незадолго до смерти Ленина была обнаружена полноценная мумия фараона и фараонская тема была на слуху.
Но фараона обсуждали в Европе, то есть на прогнившем Западе, жаждущем продолжения мировой революции. А Европа слишком далека от народа. Так что мода на египетское мумифицирование навряд ли интересовала сердца людские. Разве что какая-нибудь не эмигрировавшая еще "образованщина" этим увлекалась.

Хотя, стоит заметить, что интерес к мумификации (и даже самомумификации!) в среде российской элиты был. Достаточно напомнить знаменитый казус с уникальным философом и блестящим русским поэтом Владимиром Соловьевым. Предполагается, что умер он от передозировки скипидара.

Несомненно, Владимир Соловьев, продвигая идею Богочеловечества и увлеченный панмонголизмом, был знаком с обычаями восточных духовных сект, поощрявших "древоедение" и практиковавших самомумификацию с помощью многолетнего поедания смолистых корней и древесной коры. Нынешнее гламурное увлечение вегетарианством всего лишь "древоедение-суперлайт" в сравнении с системами Внутренней Монголии. Поэтому попытки Соловьева в экзорцизме с помощью скипидара ничуть не удивительны.

Столь глубокие варианты медитации исключительно индивидуальны и навряд ли приветствовались народом. Стоит учесть также сакральные обычаи русских похорон, в которых даже мятежная мысль преподобного Нила Сорского о выбрасывание его грешного тела в лес на съедение тварям казалась кощунственной. Хотя для бунтаря Сорского, активно боровшегося со "стяжателями", завещание было вполне простительным - он жизнью своей к такому подвигу шел.

И обретение "святых мощей" для русского православия было было несомненным доказательством богоугодных дел покойного. Но для начала нужно было знать о таких делах. А что глубинный русский народ знал о Ленине? Разве что на уровне слухов. Более того, очень многие авторитетные источники, включая псевдопролетарского писателя Максима Горького, утверждают, что народ в своей массе попросту не верил в существование Ленина. А если верил, то считал его "германским шпионом".

Понятно, что в настоятельные просьбы неких широких масс державной общественности, умоляющих большевиков сохранить труп Ленина для дальнейшего употребления, может поверить только очень настойчивый дебил. Но труп Ленина явно законсервировали именно для привлечения крестьян. Поскольку крестьяне в те времена не были еще поголовными атеистами и верили в "святые мощи". Крепко верили, что неразложившееся тело - несомненный признак святости.

А большевикам крестьяне были необходимы - жрать хотелось. Поэтому нужно было позаигрывать с крестьянами.

Тем более, что крестьяне со своей врожденной жестокостью выиграли Гражданскую войну в надежде получить обещанное большевиками - землю. Иного им и не надо было.
В те времена крестьяне много трудились, бездельников-пропагандистов презирали, но верили в обещания. Потому что считали, что Слово - свято. Слово - это сделка, скрепленное рукопожатием. Свою часть сделки крестьяне выполнили - дали большевикам власть.

Большевикам обещанную землю крестьянам отдавать изначально не хотелось - средства производства все ж, марксизм не дозволяет никому, окромя большевиков, хозяйничать над любыми средствами производства. Идеология у них такая. Поэтому начали осыпать крестьян свежими обещаниями. Но обещаниями несуразными и хлипкими - нечего было предложить. Даже сопливого ситцевого платочка.

Большевикам ничего, кроме власти, не хотелось. В результате Гражданской войны получили свое по полной программе. Но большевикам от крестьян был нужен еще и хлеб. А также прочая еда. Чтобы откармливать городских революционеров, ставших сановными чиновниками. И также прочее лояльное население. Лозунгами желудок "поддержантов" не наполнишь. Взамен большевики не могли дать крестьянам ничего, кроме кукиша. То есть, своего слова не сдержали. Таков большевистский обычай.

Но тут Ленин своевременно помер. Решили сделать из него "святые мощи". Ученые мужи, подконтрольные большевикам, подтвердили, что создать мумию, подобную фараонской, возможности есть. Вероятно, самим ученым было любопытно поэкспериментировать и попутно прославиться. Таков был интерес ученых-медиков. Интерес в мумификации у большевиков был очевидным. Тем более, что интерес к мумификации и даже к самомумификации (как в случае с Владимиром Соловьевым) и в народе был.

Все, несомненно, помнят, что Владимир Соловьев умер 13 августа 1900 года в имении князя Трубецкого, с которым был дружен. Умер невероятно истощенным - посты соблюдал истово и невероятно строго, очень много работал (оставил десять томов философских трудов), но сгубила, скорее всего, его мистика - неуклонная веря в силу народного средства терпентин.

Терпентином в то время называли скипидар. Скипидар с давних времен активно использовался во всякого рода медицине. Его вдыхали, скипидаром растирали кожу, с помощью скипидара изгоняли кишечных паразитов. Паразитов во все времена хватает.

"Комната, где он жил, обыкновенно пропитывалась запахом скипидара. Этой жидкости он придавал не то мистическое, не то целебное значение. Он говорил, что скипидар предохраняет от всех болезней, обрызгивал им постель, одежду, бороду, волосы, пол и стены комнаты, а когда собирался в гости, то смачивал руки скипидаром пополам с одеколоном и называл это шутя «Bouquet Solovieff», - так описывают скипидарное увлечение Соловьева. Скорее всего, с помощью скипидара Соловьев пытался отгонять бесов.

Прожив в Узком две недели, он умер в кабинете князя Трубецкого. Врачи обнаружили у него целый комплекс болезней наряду с изнурением организма. Но помогать было поздно. " За очистительный от бесов терпентин» Соловьев поплатился жизнью.

Скипидар получают путем перегонки смолы сосновых деревьев. До сих пор добавляют его в гигиенические и чистящие средства из-за уникального свежего запаха. Применяется он и в современной медицине. Но лучше всего, чтобы очистить организм и взбодрить легкие, бодро прогуляться по сосновому бору. Дух леса укрепит понадежней, чем принимать лесную выжимку вовнутрь. Хотя, как известно, самое надежное средство против пакостных болезней - это не скипидар, а самогон.

Итак, мумификация - сплошной клубок и конфликт интересов. Коли уж есть интерес - отчего бы не создать и культ? Культ именно для крестьян. Перед раскулачиванием. Чтобы в преддверии повальной коллективизации успеть власть покрепче удержать. Удержание власти любыми методами - главная задача большевиков. Большевики решили сыграть на доверии. Воровство на доверии - типичное мошенничество. Типичное для большевиков. Чего ж не сделаешь ради удержания власти....

Попытка создания культа мумии для крестьян, похоже, оказалась неудачной. Этакое идеологическое фиаско. Иначе зачем бы было большевикам под корень крестьян выводить? Фактически обозначив самых сноровистых и толковых крестьян враждебным классом, взамен спешно создавать безвольного нищего колхозного пролетария. Распевая реквием русской деревне и русскому полю. Не поверили крестьяне в мавзолей. Не пошли.

Вера абсурдна - так Кьеркегор доказал. Мавзолейная мумия абсурдна не менее. Такой вот парадокс.