Болотнинская учебная мастерская. Ч. 1

Евгений Викторович Терентьев
В 2019 г. кемеровский историк, доцент Кемеровского государственного университета Владислав Алексеевич Овчинников опубликовал статью «Роль учебно-показательных мастерских в развитии профессионально-технического образования и подготовки кадров для кустарной промышленности Томской губернии в начале XX в.».

В этой статье автор сообщил о существовании в начале прошлого века на территории Томской губернии сети учебно-показательных кустарных мастерских, одна из которых находилось в Болотном.

В 1880-х-1890-х гг. в России при Ученом комитете Министерства народного просвещения было учреждено отделение по техническому и профессиональному образованию. Тогда же в стране были созданы ремесленные учебные заведения, задачей которых было обеспечить быстрый рост кустарного и ремесленного производства. Эти учебные заведения получили поддержку Императорского Русского технического общества, которое стало при помощи местных властей и общественных объединений открывать в стране учебно-показательные кустарные мастерские, в которых обучали ремеслам, наиболее востребованным и перспективным для регионов.

Учебно-показательные кустарные мастерские готовили местные кадры для кустарного производства, одновременно решая проблемы социально-экономического развития регионов России, занятости и роста благосостояния населения в сельской местности.

В 1910 г. в Томской губернии было сделано обследование состояния местного кустарного производства в целях создания специализированных учебно-показательных кустарных мастерских там, где наблюдалась нехватка определенного рода изделий, необходимых для развития тех или иных районов.

В том же году томским губернатором было проведено совещание, на котором был намечен ряд населенных пунктов для открытия первых учебных мастерских. Задача по их открытию сначала была возложена на местное губернское управление переселением, затем на губернское управление земледелием и государственными имуществами, после чего на созданный одним из первых в Азиатской России Томский губернский кустарный комитет.

Согласно сведениям Овчинникова, в 1911 г. губернскими властями в селе Болотном Томского уезда было создана учебно-показательная кустарная тележная мастерская. Подобные учебно-показательные тележные мастерские были созданы в это время также в селе Верх-Чебула Мариинского уезда и в селе Кыштовском Каинского уезда Томской губернии.

Программа обучения в Болотнинской учебно-показательной тележной мастерской, разбитая на три года, включала в себя:

1 курс – обучение в столярной мастерской,

2 курс – обучение в кузнечном отделении,

3 курс – обучение в слесарно-токарном отделении.

В результате, по замыслу учредителей мастерской, ее выпускники могли самостоятельно изготавливать телеги на железных осях.

Кроме того, ученики обучались тигельному литью в литейной мастерской и ремонту сельскохозяйственных машин.

В ученики набирались дети крестьян из села Болотного и близлежащих сел не моложе 13 лет.

Среди проблем, которые возникли при организации этого учебного заведения, были неграмотность большинства учеников и отсутствие общежития и стипендий. По этой причине в 1911 и 1912 гг. ученики из сел, как правило, в Болотнинской учебно-показательной тележной мастерской не задерживались дольше, чем на полгода и не завершали курса своего обучения.

В 1913 г. при учебной мастерской наконец было построено общежитие. В общежитии ученики находились на полном содержании (проживание, питание), кроме казенной одежды. Ученики-сироты получали стипендию 5 рублей.

Часть средств на обучение учеников и потребности учебного заведения время от времени выделяло общество села Болотного. Например, когда возникла необходимость создания в школе литейной мастерской. Болотнинские жители собрали и передали ремесленной школе на эту цель 3900 рублей.

Как указывает автор, еще на начальном этапе учебно-показательные кустарные мастерские стали оснащаться учебными библиотеками. Так как ученики были в основном неграмотными, приходилось проводить для них чтения. Одновременно велось их обучение грамоте и счету.

Ученикам выдавали индивидуальные инструменты и материалы (как ссуду), что давало возможность зарабатывать деньги. После окончания курса выпускники также снабжались инструментом и материалами в счет платы за будущие изделия и могли сразу начать свое дело. Кроме того, выпускникам давалась возможность остаться в учебной мастерской в качестве практикантов и работать за сдельную плату.

Не только выпускники, но и взрослые кустари обращались в учебную мастерскую за консультациями к преподавателям-инструкторам, пользовались современными приспособлениями.

Губернскими властями был признан успешным опыт Болотнинской учебно-показательной мастерской, получившей начальный кредит 150 рублей и к 1915 г. доведшей оборот по снабжению кустарей спицами, ободами, углем до 1000 рублей в год.

В Томске в 1913 г. был создан склад готовой продукции учеников учебно-показательных мастерских. В 1914 г. этот склад стал принимать изделия у всех кустарей.

Евгений Терентьев