Это разговор о серьезном. Т. Дума

Татьяна Дума
Предыдущая тема выявила необходимость продолжения, но тема будет иметь другие аспекты рассмотрения. К большому удивлению обнаружила и здесь, на Прозе, употребление этого термина, не всегда оправданного. Это серьезно, не хотелось бы неверного понимания, особенно у читателей, далеких от темы Православия.

Начнем с краткой справки:

Исихазм (от греч — спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) возникает в среде монашества как духовно-практическое делание, поэтому прежде всего следует уточнить содержание исихастской практики. В ее основе мы предлагаем выделять шесть элементов:
1. очищение сердца как средоточия духовной жизни человека,
2. сочетание ума и сердца или «сведение» ума в сердце,
3. непрестанная молитва,
4. безмолвие, трезвение и внимание,
5. призывание имени Божия как реальной преображающей силы,
6. явление нетварного Фаворского света как вступление подвижника в Богообщение и Боговедение.

Одно перечисление основных направлений практики  исихазма дает понимание о серьезности темы. Это практика монашеская, заниматься ей людям неподготовленным и без руководства духовника и благословения запрещалось.

Существование такой практики во многом объясняет, отчего в России алхимия не получила широкого распространения.
Мы, в свою очередь, не будем говорить о практической стороне делания.

В России, да и во всем мире, тема получила широкое обсуждение последние тридцать лет, к ней было привлечено внимание как представителей церкви, так и философов. Состоялись многочисленные конференции, появилось много публикаций на эту тему как в России, так и за рубежом. Вы легко можете найти материалы в интернете.

В нашей стране активный интерес с исихазму возник после появления книги Сергея Хоружева  Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. (Написан в 1978.) — М.: Центр психологии и психотерапии, 1991. — 136 с.
Еще одна справка:
Сергей Сергеевич Хоружий (5 октября 1941, Скопин, Рязанская область — 22 сентября 2020, Москва) — советский и российский физик-теоретик, математик, философ, богослов, переводчик,

Хоружий является автором синергийной антропологии. Основной областью интересов является аскетическое учение восточной церкви: исихазм и умное делание, которое причудливо соединяется с идеями экзистенциализма. Хоружий критикует метафизический и эссенциальный взгляд на человека. Взамен предлагает «энергийную» модель («человек как совокупность энергий»). Человеческое существование истолковывается как синергия, то есть совмещение природного и сверхприродного. Целью этого существования является теозис как «онтологическая трансформация», ведущий к преодолению «антропологической границы» и слиянию человека с миром божественного. Оптимальной «антропологической стратегией» (стилем жизни) признается аскеза, основанная на «духовных практиках» и «лествице восхождения». Особое место в философии Хоружего занимает тема виртуальной реальности, которая воспринимается как образ реальности, выдаваемый за саму реальность, но при этом обладающую «недовоплощенным состоянием», аналогичным алкогольному или наркотическому трансу и галлюцинациям.

Ассистент-профессор кафедры социологии Инсбрукского университета имени Леопольда и Франца Кристина Штёкль отмечает, что оценивает антропологию Хоружего, как философскую антропологию открытую для «реальности аскетического опыта», и при этом ею не ограниченную, так и философскую антропологию, которая не являясь по своей сути религиозной, тем не менее находит «место религиозному опыту». Кроме того, Штёкль указывает, что «решающий элемент оригинальности и обновления в философской позиции Хоружего — это его прямое обращение к практике православного исихазма, в которой он быстро распознал источник новой антропологии». А также обращает внимание на то, что развитие его антропологии происходит «на основе рефлексии восточно-христианской исихастской традиции», которая, однако, в определённое время «покидает эту традицию и становится универсальной антропологической моделью»[6].

Для дальнейшего разговора нам будет важно еще одно, как основополагающее, имя - Святой Григорий Палама.

Григорий Палама (1296 Константинополь — 14 ноября 1359) — средневековый мистик, византийский богослов и философ, один из основателей исихазма, отец и учитель Церкви, православный святой.
Основным его трудом считаются «Триады в защиту священно-безмолвствующих».

Пожалуй, это все, что нам необходимо знать для дальнейшего разговора. Надеюсь, он будет интересен тем, кто любит открывать для себя новые темы. Уверена, для многих, она станет новой и даст возможность для самостоятельной работы.