Мои женщины Январь 1965 Учиться, учиться и учиться

Александр Суворый
Мои женщины. Январь 1965. Учиться, учиться и учиться.
 
Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям о половом воспитании настоящих мужчин.

Иллюстрация из сети Интернет: Фото 60-х годов XX века. Эта неизвестная школьница совсем не похожа на Валю Антипову, но примерно так Валентина оборачивалась и смотрела на меня во время событий, поведанных автором в этой новелле. Что она при этом чувствовала и о чём думала, я не знаю, но догадываюсь, что у неё был свой особый интерес так смотреть…

Сильный удар клюшкой по локтевой кости левой руки надолго, на целый месяц, выбил меня из привычного ритма жизни начала 1965 года, когда я просыпался каждое утро с нетерпеливым желанием поскорее позавтракать, собраться в школу, отучиться на уроках и вернуться домой, чтобы быстренько сделать домашние задания и скорее бежать на улицу, к ребятам, к приключениям. Скучать было некогда, потому что всё вертелось, кружилось, сверкало и шумело как в новогоднем хороводе-карнавале.

Увы, сильная боль в месте ушиба на руке не проходила и я был вынужден опять сидеть дома, читать, смотреть телевизор, просматривать газеты и журналы и делать уроки «с запасом». Ещё осенью 1964 года я открыл для себя способ заранее готовиться к урокам в школе, прочитывая «вскользь» материал будущего урока. На уроке, когда учительница проверяла насколько мы освоили прочитанный ею материал и задавала нам вопросы, я тянул руку и бойко отвечал, «как по писанному», удивляя и озадачивая моих товарищей в классе.

Меня считали «выскочкой». «хорошистом», который метит в «отличники», но по мне не видно было, что я как бы «зубрю» или выучиваю наизусть половину учебника. Зато было видно, что я на уроке внимательно слушаю учителя, вникаю в материал, запоминаю его и поэтому хорошо отвечаю на вопросы. Я даже намеренно отвечал с ошибками, чтобы не выглядеть в глазах ребят «зубрилой»…

Славка Юницин сначала тоже изумлялся, но потом я открыл ему свой секрет и он тоже дома начал делать уроки и домашние задания не «от сих до сих», а «с запасом», то есть на одну тему больше, чем нам задавали. Вскоре мы с ним на уроках учились «в лёгкую», даже соревновались друг с другом, кто быстрее сообразит с заданиями и правильнее ответит на контрольные вопросы учителей. Славка был очень доволен эффектом, который мы с ним производили…

А всё объяснялось очень просто: я видел, с каким трудным упорством мой старший брат навёрстывает упущенное, учась в выпускном 11-м классе, как он «со скрипом» корпит над учебниками, как он отчаивается, когда у него нетерпеливого и азартного, не получалось решать примеры и задачки. Мне не хотелось также мучиться в старших классах, поэтому я терпеливо и настойчиво вникал в то, что нам преподавали сейчас, в 5-м классе. Даже сейчас, спустя 57 лет жизни, я многое помню из того, что давали нам учителя…

Больше всего уроков (часов) в 5 классе было по русскому языку и математике (по 6 часов в неделю, плюс дополнительные занятия-консультации после уроков). Буквально с 1 сентября 1964 года мы начали изучать свой родной русский язык не просто как разговорный, а почти как научно-исследовательский. Например, первым уроком по русскому языку было лексическое значение слова.

Нина Андреевна Тимонина, учительница по русскому языку и литературе, не говорила нам, что «Вначале было Слово и Слово было – бог», но это подразумевалось из всего того, что она нам говорила о значении «слова» (слов) в жизни каждого человека. На примерах она нам показала и мы убедились в том, что действительно «слова в любом языке, в том числе и в русском языке, нужны для того, чтобы обозначать конкретные явления, феномены, вещи, предметы, действия, состояния, признаки, качества и количества».

Нина Андреевна предложила нам игру, и мы с удовольствием произносили и отыскивали разные слова, чтобы обозначить ими всё вокруг нас. Мы не просто называли предметы, например, парта, доска, мел, но и сами давали этим словам-наименованиям их лексическое толкование: парта – рабочее место школьника, доска – плоское изделие из дерева, мел – кусочек минеральной породы белого цвета и т.д. Дома я «извёл» родителей и брата Юру, объясняя им лексическое значение всех увиденных мной предметов и вещей…

Потом мы узнали, что одним и тем же словом можно назвать разные предметы, объекты, признаки или действия. Опять Нина Андреевна играла с нами в игру и мы вспоминали слова, которые были или однозначные или многозначные по их лексическому значению. Валя Антипова, например, вспомнила, что словом «гребень» называется расчёска для волос и вершины горной цепи или длинной горы. Шурик Каргин (Кога) добавил, что гребень есть у морской волны. Я сразу же взволновался из-за того, что Шурик перехватил мой вариант ответа и шёпотом предложил моему другу Славке Юницину назвать гребень у петуха, что он тут же и сделал. Нина Андреевна нас всех похвалила…

Мы только не сразу вспомнили однозначные слова, но одна из девочек среднего ряда, вдруг несмело проговорила, что однозначным может быть, например, слово «учитель». Мы все онемели, а потом из нас «посыпались»: инженер, сантехник, тигр, корова, роза, атом, Марс, Луна, Солнце. Нина Андреевна хвалила и поощряла нас, а потом вдруг спросила меня: «А ты, Саша, можешь привести пример однозначного и многозначного слова?». Я не знал, что мне ответить, растерялся, замешкался, а потом я заметил, что Валя Антипова обернулась в мою сторону и насмешливо на меня смотрит. Тогда какая-то «пружина» меня подкинула на месте, я в стал и сказал: «Александр Суворов»…

Все засмеялись, даже захохотали, а Нина Андреевна спросила: «Какие из этих слов однозначные и многозначные?». «Александр – однозначное слово» - ответил я, - «Потому что обозначает только одно имя, а «Суворов» - это и наш город, и великий русский полководец Александр Васильевич Суворов и я, и мой папа, и мой старший брат Юра». Опять все засмеялись, а Нина Андреевна поставила мне за ответ «пятёрку». Так что за активную работу на уроке «пятёрки» получили Валя Антипова и я; все остальные «отделались» только похвалой учительницы и на нас с Валей обиделись (слегка).

Потом Нина Андреевна Тимонина познакомила нас со словами, которые имеют прямое (единственное) и переносное (многозначное) лексическое значение. Например, слово «шишка» - это и плод сосны и припухлость на голове от удара; чёрный – день и цвет; хмурый – человек, взгляд и вечер; молния – вспышка во время грозы и застёжка на куртке; коса – инструмент для косьбы и девичья краса-коса; месяц – серп Луны и часть календарного года. Нам опять понравилась игра «в слова».

А потом Нина Андреевна заговорила с нами, как с учёными, потому что произнесла научное слово-термин «омонимы» и объяснила, что это слова однозначные по звучанию, но разные их по лексическому значению. Например, лук – это и растение и оружие. Потом она рассказала нам о словах синонимах, то есть о разных словах, но имеющих одно и то же или близкое лексическое значение. Например, метель – это и вьюга, и пурга, и буран. В толковых словарях, как правило, главное или основное слово помещают первым, а потом следует синонимический ряд слов, имеющих то же самое или близкое лексическое значение.

Нина Андреевна Тимонина опять в ходе урока спросила меня, какие я знаю примеры слов-синонимов и я (из озорства, потому что мы в классе опять играли «в слова) сказал:

- Слово «лошадь» имеет много синонимов.
- Например? – поощрила меня Нина Андреевна и я выпалил…
- Конь, скакун, жеребец, рысак, мерин…
- Кобыла! – подхватил мои слова мой друг Славка Юницин.
- Кляча! – тут же отозвался Вовка Корнеев (Адольф, Ганс, нация).
- Тяжеловоз! – поддержал нас Шурик Каргин (Кога).
- Рысак! – вдруг выдал его друг и товарищ по парте Колька Движков (Движок).
- Лошадка, - тихо произнесла Зоя Конькова (Мама Зоя).
- Пони, - тоже сразу же поддержала подругу Валя Антипова.
- Сивка-бурка! – впервые «встрял» в игру «классной элиты» Сашка Свиридов, который с рождения был альбиносом и тут же получил своё прозвище «Сивый».
- Пегас, - опять неожиданно и, вызывая изумление, сказала кто-то из девочек среднего ряда.
- Буцефал, Россинант, - подхватили другие наши «средние» девочки и опять все мы изумились их познаниями.

Эта игра «в лошадиные и иные слова-синонимы» продолжалась в разное время ещё много раз в течение учебного года. Нина Андреевна Тимонина мастерски умела организовать серьёзный урок русского языка и литературы в игровой форме. Точно так же увлечённо, весело и результативно мы играли на уроках в слова-антонимы и тут уж почти все ученики, даже Вовка Щукин (Щукарь) тоже принял активное участие и бубнил своим глухим голосом: горе – радость, добрый – злой, говорун – молчун и так далее.

Потом Нина Андреевна познакомила нас с диалектными словами, то есть с теми словами, которыми пользуются жители разных мест, деревень, сёл или городов в нашей стране. Тут уж простор для игры «в слова» был безграничный. Почти все из нашего класса имели родственников в деревнях, бывали и жили там в летнее время, поэтому хорошо знали диалектные слова и даже могли говорить на местных диалектах. Я тоже вспомнил и привёл в пример много слов, которыми говорили жители деревни Дальнее Русаново и Кошелёвка. Особенно отличалась диалектом наша тётя Маруся – она очень интересно, вкусно и чудно говорила: «Идите исти, мужики!», «Поснедали? Хватит баять, работать пора», «Так что там гуторил?» или «А вот я тебя рогачом ухвачу!».

Потом мы познакомились с разными профессиональными словами и словами, которые являются исконно русскими или заимствованными из других языков, и опять играли «в слова», вспоминая, отыскивая или даже сочиняя разные слова. Оказалось, что исконно русскими являются почти все слова русского языка и что русский язык один из самых древних во времени. Например, русские названия природных явлений, бытовых предметов, животных, солнца и луны, природных объектов и феноменов имеют изначальное происхождение ещё с первобытных времён. Многие слова-названия продуктов, действий, животных, птиц, предметов, орудий и оружия имеют общеславянские корни. Потом с момента возникновения племён и народов возникли профессиональные слова и термины. С возникновением государств и стран возникли заимствованные слова и этот процесс создания современного русского языка продолжается.

Всё это было очень интересно, я увлёкся поиском сведений о происхождении и лексическом значении разных слов, понятий, терминов, особенно, исследованием происхождения устаревших слов. Я даже в библиотеке взял почитать словарь устаревших слов русского языка и начал изучать архаизмы, чем сильно удивил моих родителей и брата Юру.

Например, в классе и на улице я начал говорить разные устаревшие слова и это вскоре стало «модным». Я говорил: «десница» в лексическом значении «правая рука», ланиты – щёки, чресла – поясница, живот – жизнь, гость – купец, зерцало – зеркало, пагуба – вред, уповать – надеяться и верить, дабы – чтобы, царь - главный, лакей - слуга, боярин – начальник и так далее. Исследование значений и происхождения устаревших слов было моей личной игрой «в слова».

Точно такой же личной игрой «в слова» Вали Антиповой был поиск и использование «новых слов» (неологизмов). Она с презрением относилась к моим «устаревшим словам» русского языка и с упорством использовала в своей речи всё новое, что возникало в русском языке. Особенно она пользовалась иностранными словами и терминами, изобретая свою собственную речь. Например, она говорила «окейно», используя американо-английское слово «О,кей» или «Вау!» вместо русского возгласа «Ух ты!». Мне это не нравилось, а в её окружении и «свите», наоборот, все тоже старались говорить «по-современному».

А потом на уроках русского языка началось изучение правописания и это стало для нас для всех проблемой, потому что надо было заучивать наизусть правила, например, правописания чередующихся гласных а – о в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, -рос- (-рощ-). Положить – располагать; предположить – предполагать. Отрасль – на вырост; росток - расщепить. Потом были правила использования букв о – е после шипящих в корнях слов, когда под ударением пишется о, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударным гласным (шов – шовчик) или пишется буква е, если есть однокоренное слово с безударным гласным – чёрный – чернеть.

Наши девочки из среднего ряда просто заучивали наизусть слова  с буквой о после шипящих: шов, капюшон, шорох, трущоба, обжора, крыжовник, чопорный, чокаться и мы называли их «чокнутыми». Я, например, запомнил как правильно пишутся слова – ожёг и обожжённый…

Особенно мы со Славкой изучали как и когда пишутся буквы ы – и после буквы ц, потому что фамилия Славки была Юницин и ребята часто путали и писали в его фамилии то ы, то и. Тут уж мы сами заучивали слова: циркуль, цинк, авиация, революция, молодцы, птицы, синицын, цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкать. Славка (пор моему наущению) выдал однажды на уроке русского языка: «Цыкал, цыкал мотоцикл и нацыкал целый цикл», чем привел нашу Нину Андреевну в восторг и заработал «пятёрку».

Потом мы изучали корни слов с чередованием букв е – и: -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -блест-/-блист-, -жёг-/-жиг-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Правило тут было одно: буква и пишется только тогда, когда после данных корней есть суффикс -й-. Например, расстилать – расстелить, замирать – замереть. Потом мы изучали слитное и раздельное написание «не» с именами существительными и всякий пропуск в занятиях в школе резко отодвигал нас назад в соревновании за успеваемость в классе. Тут опять правило было простое: «не» пишется отдельно, если существительное является отрицанием, например: «Это тигр? Нет, не тигр, а лев!».

Потом мы изучали правописание приставок раз-, из-, низ-, во-, вз-, без-, которые в зависимости от того, перед какой буквой стоят в слове, пишутся либо с буквой з на конце слова, либо с буквой с. Перед глухими согласными: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ в этих приставках пишется с, а перед звонкими – з. Например, разглядеть, расцвести, распотрошить, разрушить. Кстати, перед гласными буквами в словах тоже пишется з (безысходный, безопасный, безусый).

Потом мы изучали правописание суффиксов глаголов -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-. Например, участвовать, опаздывать, советовать, рассказывать. Чтобы правильно писать суффиксы, надо было глаголы применять в личной форме: я заглядывал, значит, заглядывать, так как суффикс в этих словах сохранялся. Если в личной форме суффикс глагола менялся, то надо было писать иначе: я обрадуюсь, значит, обрадовался. Это уже были первые «сложности» русского языка и мы им не обрадовались…

Потом было правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-. Тут почти всё было просто и понятно, но при произношении некоторых слов звуки сливались, менялись и поэтому многие писали существительные так, как слышали, поэтому пришлось заучить правило образования существительных: разносчик от слова разносить, смазчик – от смазывать, а потом ещё запомнить, что после букв д, т, з, с и ж пишется суффикс -чик-/-щик-: лакировщик, переписчик, перебежчик.

Одновременно мы изучали правописание суффиксов -ек-, -ик-, -чик- с существительными и применяли правило: если при склонении существительного гласный суффикс выпадает, то пишется -ек-, например, комочек – комочка; если гласный суффикс сохраняется при склонении, то пишется -ик-, -чик-: зайчик – зайчика. Эти «склонения» нас доконали! Это уже были не игры, а работа, тяжкий труд. Затем потом по русскому языку началась тема – морфология – и это тема для отдельной «песни» об учёбе в 5-м классе…

Вторым по значимости и количеству уроков (столько же, сколько по русскому языку) была математика. Наша учительница Серафима Ивановна Яковлева (Серафима) не была такой «игровой» как Нина Андреевна Тимонина, поэтому её уроки были скучные, простые, немного нудные, а поэтому – непонятные, трудные. Однако у «Серафимы» было одно качество, которое нам очень помогало, - терпение, спокойствие, трудолюбие. Она нам показывала разные способы и приёмы счёта, решения задач и примеров и это тоже имело характер игры «в числа».

Сначала мы начали изучать сложение натуральных чисел и «открыли» для себя, что «сложить числа – значит прибавить к натуральному числу столько единиц, сколько их в прибавляемом числе», например, 5 + 4 значит – 5 + 1 + 1 + 1 + 1 (слагаемые) = 9 (сумма). Лучше всего у ребят в классе получалось «видеть» сложение натуральных чисел на линейке: рисовали в тетради линию по клеточкам, обозначали клетки цифрами, а потом дугой присоединяли к цифре 5 четыре клеточки и видели цифру 9. Также было видно, что 9 можно было получить, слагая 6 и три клетки, 7 и две клетки на линейке, 8 и одну клеточку. Класс! Всё просто! Какие мы были наивные…

Потом начались математические правила, первым из которых было фундаментальное и всеобщее свойство сложения – «от перестановки мест слагаемых сумма не меняется», то есть: a + b = b + a. На линейке это свойство тоже было прекрасно видно и понятно. Потом мы открыли для себя сочетательное свойство сложения и сложение в скобках - «чтобы к сумме двух чисел прибавить третье нужно к первому числу прибавить сумму второго и третьего числа, то есть (a + b) + c = a + (b + c). Валерке Молинскому (Моля) очень понравилась линейка для счёта и сложения натуральных чисел и он громко сопел носом, дугой отчёркивая на линейке, цифры и решая задачки «Серафимы». Мы со Славкой Юнициным решали эти задачки в уме…

Потом мы узнали о свойствах «нуля». «Нуль» он и в Африке «нуль», то есть «пустое место». При прибавлении нуля число не меняется. Потом мы узнали, что «при увеличении или уменьшении любого числа на несколько единиц на столько же единиц увеличивается или уменьшается сумма. После этого мы плавно перешли к вычитанию натуральных чисел.

«Серафима» наглядно показала нам, что если взять какую-нибудь сумму (число) и одно из известных слагаемых этой суммы, то легко путём вычитания из суммы одного из слагаемых узнать другое слагаемое, например, 9 – 4 = 5. Валерка Молинский (Моля) громко это подтвердил, проверив на линейке это свойство вычитания. «Серафима» сказала, что «число, из которого вычитают, называется «уменьшаемым», а число, которое «вычитают» - «вычитаемым». Это и ежу было понятно, поэтому мы со Славкой Юнициным только похихикали, а наша «Серафима» невозмутимо едко улыбнулась нам…

- Результат вычитания называется «разностью», - сказала Серафима. – При действиях с натуральными числами уменьшаемое не может быть меньше вычитаемого. Поэтому разность двух чисел, то есть результат вычитания одного числа из другого, показывает, насколько  первое число (уменьшаемое) меньше второго числа (вычитаемого), или насколько второе число меньше первого.
- Суворов, Юницин, - обратилась она к нам. – Повторите это правило математики…

Мы кое-как, запинаясь и путаясь, повторили с грехом пополам эти слова «Серафимы», а она невозмутимо отошла к доске и начала писать формулы свойств вычитания:
(a + b) – c = a + (b ; c), если b ; c; (a + b) – c = (a ; c) + b = a + (b ; c), если a ; c и b ; c. Мы со Славкой «припухли», а «Серафима на окончательно запутала, нарисовав на доске «линейку Моли» и показав дугами эти действия вычитания. Тут уже «припухли», перестали хихикать и вертеться за партами всё в нашем 5 «А» классе.

Потом «Серафима» показала нам свойство вычитания суммы из числа: «Чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом из полученной разности – второе слагаемое», например, 12 – (3 + 4) = 12 – 3 – 4 = 5. Все эти слагаемые, вычитаемые, первые, и вторые начали путаться в наших головах (мозгах), а «Серафима» и Валерка Молинский (Моля), радостно поддерживая друг друга, на своих линейках показывали все эти свойства и действия вычитания. Валерке всё было ясно и понятно, а мы только делали «круглые глаза»…

Потом мы изучали свойство нуля при вычитании и увидели, что при вычитании нуля из натурального числа оно не меняется, но при вычитании натурального числа из самого себя, образуется нуль. На линейке, которую все поспешно себе нарисовали в тетрадках, это было наглядно видно и «Моля» теперь победно над нами хихикал.

Потом мы поняли, что «при увеличении или уменьшении уменьшаемого на несколько единиц на столько же единиц увеличивается или уменьшается разность» и «при увеличении (уменьшении) вычитаемого на несколько единиц на столько же единиц уменьшается (увеличивается» разность». На последующих уроках математики (так уважительно мы теперь называли этот предмет) мы изучили правила и свойства умножения натуральных чисел – переместительное свойство; свойство нуля и единицы при умножении; распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания; умножение на число, записанное единицей с нулями.

Оказалось, что умножение – это нахождение суммы слагаемых чисел, каждое из которых равно этому числу. Например, умножить число на 4, значит, четыре раза сложить это число само с собой; это то же самое, что увеличить число в 4 раза. Получается, что умножение – это произведение одного и того же числа определённое количество раз. Например, 50 х 4 = 50 + 50 + 50 +50 = 200. Мы тут же назвали этот пример «Серафимы» на доске – «200 – дураки на месте!».

Потом мы ещё некоторое время привыкали к тому, что умножаемые числа называются множителями, а результат умножения – произведением. Потом опять мы изучали переместительное свойство умножения, свойство нуля и единицы при умножении, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, умножение на числе, записанное единицей с нулями. Получилось, что при умножении числа на 1000 оно увеличивается на три нуля, то есть в 1000 раз, а при увеличении или уменьшении в несколько раз одного из множителей произведение увеличивается или уменьшается в такое же количество раз. Мы окончательно запутались и я потом дома долго выбрался из этой путаницы чисел, действий, свойств и правил…

На следующих уроках невозмутимая и терпеливая Серафима Ивановна Яковлева (Серафима) «продирала» нас сквозь «джунгли» деления натуральных чисел, где число, которое делят, называется делимое; число, на которое делят, - делитель, а результат деления – частное. Почему «частное»? Наверно потому, что делимое число делится на части по числу делителя, то есть по количеству раз деления…

Опять мы узнали, что деление числа на 1 (один раз) ничего не меняет в делимом, оно остаётся таким, каким было, в вот деление числа на самого себя превращается в единицу. Деление нуля на число получается нуль, а деление числа на нуль не бывает: ни одно число нельзя делить на нуль. Затем мы узнали, что свойства деления аналогичны свойствам умножения, только «в обратную сторону».

Потом мы усвоили признаки делимости на 2, 2, 5, 9 и 10. Оказалось, что натуральное число делится на 2 тогда и только тогда, когда его последняя цифра делится на 2. Натуральное число делится на 3, если сумма цифр натурального числа делится на 3. Натуральное число делится на 5, если последняя цифра либо 0, либо 5. Натуральное число делится на 9, если сумма цифр натурального числа делится на 9. Натуральное число делится на 10, если последняя цифра 0.

Тут мы узнали о первой теореме делимости суммы: «Если каждое слагаемое делится на некоторое число, то и вся сумма делится на это число». Вторая теорема делимости: «Если в произведении хотя бы одно из множителей делится на некоторое число, то и всё произведение делится на это число».

Вот тут-то мы, в том числе и я, впервые задались вопросом: «А на фига нам всё это знать и учить? Как это нам пригодится в жизни? Зачем нам это всё надо знать?». Преподавание математики мы все воспринимали как насилие, как вторжение в нас, в нашу голову, в наш мозг с чем-то чужим, ненужным, даже враждебным, потому что мы сходу не понимали того, что нам преподавала терпеливая и, казалось, совершенно равнодушная к нам «Серафима». Кое-кто из нашего класса её просто ненавидел…

Завершили мы тему с натуральными числами, изучая простые и составные числа, разложение натурального числа на простые множители, отысканием наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного, и делением натуральных числе с остатком.

Оказалось, что любое число (кроме единицы), которое делится само на себя или на единицу, является простым числом. Число, которое делится на себя, на единицу и на другие числа, является составным числом. Единица – не простое и не составное число, оно само по себе, так же, как нуль.

Также оказалось, что любое составное натуральное число можно разложить на простые множители, и только одним способом – записать в столбик частное от деления числа на число-делитель, которое записывается справа от делимого числа. Например, 300 разделить на 2 = 150, 150 / 2 = 75, 75 / 3 = 25, 25 / 5 = 5, 5 / 5 = 1. Всё.

Если один и тот же множитель повторяется какое-то число раз, то его записывают в виде числа в степени, то есть умноженного на самого себя в это число раз. Отсюда составное натуральное число 300 разлагается на множители: 2 во второй степени (2;) х 3 х 5 во второй степени (5;). Отсюда и первая (основная) теорема арифметики – «Любое целое положительное и отличное от единицы число a либо делится на простое число p, либо a и p – взаимно простые числа». Доказательство: Наибольший общий делитель чисел a и p делит p. Так как p – простое число по условию, то его положительными делителями являются лишь 1 и p, следовательно, НОД(a, p) равен либо 1, либо p. В первом случае НОД(a, p) = 1, откуда следует, что числа a и p – взаимно простые…

Вот тут-то я и мой друг Славка Юницин, а вместе с нами и все, абсолютно все в нашем 5 «А» классе, поняли, что наступили суровые времена учёбы и нам предстоит не играть «в слова», а учить, учить и учить. Нам стало страшно…

А тут ещё, напоследок, «Серафима» озадачила нас объяснением, что такое «наибольший делитель и наименьшее общее кратное» и задала нам «на дом» задачу изучить самостоятельно эти свойства начального раздела математики и «пригрозила» нам скорой «контрольной». Из всего этого, я запомнил только одно свойство – наименьшее общее кратное двух взаимно простых чисел равно произведению этих чисел…

«Изюминкой» первого раздела математики для 5 класса стало освоение деления с остатком, то есть, например, при делении числа 51 на 8 в частном получается 6 и остаток – 3. Число 51 можно записать как 8 х 6 + 3. При этом «Серафима» показала нам на доске, как решать примеры на деление и как делить числа «столбиком». Например, число 587 при делении его на 31 (число раз деления или количество частей) пополам без остатка (то есть на 2) не делится, поэтому сначала его надо разделить на одну единицу деления (31). Это записывается в столбик так: под цифрами 58 пишется 31 (с минусом), а справа от делимого числа, под делителем – цифра 1. От 58 вычитается 31, получается  27 и к этому числу добавляется оставшаяся цифра 7, то есть результат «в столбике» 277. Наибольший общий делитель для числа 277, то есть количество чисел 31, при умножении которых получится наибольшее число, входящее в 277, равняется 8 – 31 х 8 = 248, при этом остаток (277 – 248) равняется 29. 29 на 31 не делится, потому что 29 меньше чем 31, а делить можно только то, что больше, чем число делений, чем частей деления. Таким образом, частное от деления числа 587 на 31 равняется 18, остаток – 29. Если 18 умножить на 31 и прибавить к результату умножения число 29, то получится 587 («Деление проверяется умножением»).

Так мы рассуждали со Славкой Юнициным, решали и проверяли свои решения, и мы находили очень большое удовлетворение, когда у нас всё получалось правильно, логично, быстро, без ошибок и точно совпадало с ответами в учебниках и задачниках. Мы со Славкой составили первый в нашем 5 «А» классе «тандем» учеников по математике, который начал успешно справляться практически со всеми математическими заданиями и задачками. Вскоре по нашему примеру все начали решать и готовиться по математике парами, потому что так мы помогали друг другу, проверяли друг друга на ошибки и понимание этого сложнейшего предмета – математики.

По остальным предметам: Иностранный язык – 4 часа, История – 2 часа, Биология – 2 часа, Литература – 2 часа, Физкультура – 2 часа, Трудовое обучение – 2 часа, Изобразительное искусство – 1 час, Пение и музыка – 1 час, мы учились легче, интереснее, азартнее и свободнее, потому что они не были сложнее русского языка и математики.

Почему автор в книге эротического жанра «Мои женщины» так подробно рассказал о начале своей учёбы в 5 классе? Потому что нагрузка с самого первого дня учёбы в 1964-1965 годах была такова, что мне не оставалось ни сил, ни времени, ни эмоций, ни желания призывать себе в сон мою обнажённую Фею красоты и страсти или кого-либо ещё с соблазнительных «полуголых» картинок, чтобы испытать сладко-мучительные ощущения и чувства в играх со своим «дружком-сашком». Более того, осень и зимой 1964-1965 года у меня даже не было естественных поллюций, - так я уставал в школе и дома, выполняя домашние задания и уроки.

Так что моя первая школьная платоническая любовь к Вальке Антиповой мне даже не снилась, а если снилась, то, как наше соперничество по учёбе. Всякие прежние мои эротические фантазии и воспоминания Аллы из деревни Дальнее Русаново или Марины из детского санатория в Чекалине почти забылись. Картинки и обложки журналов с красивыми и модными женщинами меня совсем не волновали. Повышения активности предстательной железы или каких-либо ещё органов в моём организме я не чувствовал и даже не волновался об этом. Да и желание «побаловаться» писькой и «потеребить» моего «дружка-сашка» тоже пропало надолго – до весны 1965 года.

Я полностью отдался моей учёбе в школе, в 5 классе. Мне было трудно, тяжко, интересно, но уже и тягостно учиться. Я иногда «скрипел зубами» от злости, когда у меня не получалось успешно отвечать у доски или выполнять домашние задания. Я упрямо отвергал помощь моего папы или Юры в подготовке домашних заданий, резко отвечал им: «Я сам!» и упорно искал способы и методы, чтобы справиться с учебной нагрузкой. Хотя, я, конечно же, хотел доказать всем: себе, родителям, друзьям, другу Славке Юницину, а скорее всего, Вальке Антиповой, что я не «слабак», что Сашка Суворов – не «первый ученик» в классе, но далеко не «последний». Для этого надо было успевать по всем предметам программы обучения в 5 классе…

Самое интересное в том, что я вдруг понял и осознал, что получаю почти эротическое удовольствие, испытываю очень острое волнение и удовлетворение от того, что успешно учусь, успешно и самостоятельно справляюсь с трудными заданиями и уроками. Это понимание и осознание было почти таким же, какое я получал во время своих ночных извержений «мужского сока». Я чувствовал, что с каждым моим успехом в учёбе я мужаю, становлюсь мужественнее, сильнее, мощнее и «красивше». Недаром Славка Юницин громко говорил мне после очередного успеха в учёбе: «Ну ты красавец, Суворов!» и это слышали в нашем 5 «А» классе все, в том числе и Валька Антипова…