21. Василий Блаженный

Полина Ребенина
Есть такое специфически русское явление — юродство, которое не прижилось ни в одной другой стране мира. Юродивыми на Руси называли людей, принимавших на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей злых и несправедливых, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных.

В 15-16 веках Русь изобиловала юродивыми, и Василий Блаженный был самым известным из них. Он родился в селе Елохово в 1469 году, а умер 2 августа 1557 года в Москве. Блаженный обладал даром предвидения; ему приписывают множество чудес, как при жизни, так и после смерти.

Село Елохово, где родился Василий, находилось под Москвой, а теперь лежит в городской черте. Родители его, крестьяне Иаков и Анна, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, — как повествует житие, — Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно: к хозяину Василия пришёл человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые сгодились бы на несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что означала улыбка, Василий ответил, что этот человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрёт завтра, что и, действительно, случилось.

В шестнадцать лет Василий оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства.  Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. За это он получил другое прозвание- Василий Нагой. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Василий часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.

***
Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь.

Житие юродивого рассказывает о многих чудесах, случившихся при его жизни.
Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему неким боярином, задумали обманом выманить её у него; один из них притворился мёртвым, а другие стали просить у Василия на погребение. Тот покрыл притворщика своей шубой, но, понимая обман, сказал при этом: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мёртв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Когда лихие люди сняли со своего дружка шубу, то увидели, что он уже мёртв.
 
В другой раз Василий Блаженный разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь.

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.

Царь Иван Васильевич Грозный чтил Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих», так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с возмущением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.

В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать.

Однажды, получив от царя деньги, Василий, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

На Варваринских воротах находился образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. Василий размахнулся и разбил его камнем. Тут же на него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси к этому образу с целью исцеления, и начали бить Василия «смертным боем». Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!» Удалив красочный слой, люди увидели, что икона была подложная, и под изображением Богоматери скрывалась «дьявольская харя».

Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства. Царь Иван Васильевич Грозный глубоко чтил Блаженного «яко провидца сердец и мыслей человеческих».

***
В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.

Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его гроб на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для правоверных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани.   

Вскоре после смерти появились первые иконописные изображения Василия.
В год канонизации святого (1588), по повелению сына Ивана Грозного царя Фёдора Иоанновича к Покровскому храму была пристроена церковь (придел) в честь Василия Блаженного — на месте, где он был погребён, о чём повествует стилизованная надпись на стене этой церкви. Над мощами святого, перенесёнными в церковь, соорудили серебряную раку. Тогда же этот храм стали называть храмом Василия Блаженного.

В день канонизации 120 больных получили исцеление у мощей святого. Чудеса, совершающихся у гроба Блаженного Василия, не прекращались, вследствие чего патриарх Иов распорядился праздновать ежегодно память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Память Василия Блаженного в Москве всегда праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно царь.

После 1991 года эта русская традиция была восстановлена: патриарх Московский и всея Руси распорядился совершать ежегодный молебен у раки святого в храме Василия Блаженного 15 августа (2 августа по новому стилю).

Список литературы:
1. Василий Блаженный // Православная богословская энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.
2. Ерусалимский К. Ю., Преображенский А. С. Василий Блаженный // Православная энциклопедия. — М., 2004.
3. Житие Василия Блаженного // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI — первая половина XIV в.) / АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачёв. — Л.: Наука, 1987.