Читаем Евангелие с художниками. Фарисеи. Очерк 5

Вадим Гарин
Предыдущая часть:   http://proza.ru/2022/09/10/1067

Оппозиция Иисуса. Фарисеи, фарисейство и другие

Коллаж автора

Фото 1 коллажа - акварель Джеймса Тиссо 1886-94 г.г,  - «Горе вам, книжники и фарисеи», (из серии «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа», 365 иллюстраций), 20х25 см. В1900 г. вся серия была приобретена Бруклинским музеем, Нью-Йорк.
Фото 2 коллажа - акварель «Иисус вопрошает фарисеев» 1886-94г.г, 20х25 см.
Фото 3 коллажа – А. Иванов «Явление Христа народу», 1837-1857гг, холст, масло, 540х750 см. Государственная Третьяковская галерея, фрагмент.
Фото 4 коллажа - Тициан  «Динарий кесаря» 1516г. (эпоха Возрождения), дерево, масло, 75х56 см. Находится в Галерее старых мастеров г. Дрезден, ФРГ.
Фото 5 коллажа – Гюстав Доре «Спор Христа с фарисеями», иллюстрация к Библии 1866г.

                В четвёртой части очерка я остановился исключительно на первосвященниках, несмотря на то, что планировал рассказать о всех врагах Иисуса. Однако первосвященники своими персонами заняли слишком много внимания в моих размышлениях! Поэтому сейчас из всех противников выделю наиболее популярных. Это, безусловно, фарисеи и, судя по объёму и значимости прочитанного материала, они выйдут на первое место в очерке.
                Но прежде чем говорить о них, кратко напомню читателю, что в Евангелиях встречаются различные персонажи оппозиции к Иисусу Христу. Это: фарисеи и саддукеи, священники и левиты, книжники и фарисеи, фарисеи и старейшины иудейские, фарисеи и законники, священники и левиты, старейшины, фарисеи и иродиане.
                Как видите, фарисеи присутствуют практически везде. Они наиболее весомы и  идут в связке с другими противниками. Поэтому я и выбрал их героями очерка. А пока, чтобы не упустить других, менее заметных персонажей Евангелия, напомню о них читателю.

                Саддукеи* представляли собой аристократическую прослойку общества. Они в отличие от фарисеев отрицали Устный Закон (письменный Закон был дополнен Устным. Часть евреев считали текст Писания недостаточно детальным и добавили к письменной Торе устный закон, назвав его устной Торой, который впоследствии был записан и систематизирован в Талмуде).
                Иосиф Флавий пишет, что по учению саддукеев «души людей умирают вместе с телом».  Учение их распространено малочисленно и принадлежало в основном к знатным родам. Кроме того, они не верили в Воскресение мёртвых.
                Саддукеи были готовы на компромиссы и сотрудничали с римскими властями. Саддукеи всегда примыкали к фарисеям, иначе они не были бы терпимы народом, у которого не вызывали особого доверия.
               
                Священники и левиты упоминаются в Евангелии как две самостоятельные группы (Лк. 10. 31-32; Ин 1. 19).
                Левиты во времена Иисуса служили  низшими служителями храма, в их числе состояли певцы, чтецы, музыканты, прислужники и охрана. Все священнослужители происходили из колена Левина**. Само священство и степени священства в Израиле были наследственными. Количество священников и левитов исчислялось тысячами. Это самая многочисленная группа противников.

                Книжники или их синоним законники – это переписчики и хранители священных книг. Это знатоки закона и к ним обращались в спорах. В Евангелиях упоминаются у Луки и Матфея, например (Лк 7. 30; 14. 30).

                Старе;йшины – это старые и наиболее опытные члены родов. В еврейской энциклопедии (Зкейним) говорится, что во времена Хасмонеев (правящая династия Иудеи между 140-116гг. до н.э.) существовал Совет Старейшин, а впоследствии и Великое Собрание как государственный орган (книга Числа XI, 1.-19). В более поздний период эти учреждения были заменены Синедрионом, куда и входили старейшины как уважаемые члены еврейского общества.

                Иордане упоминаются в  Евангелиях трижды: всегда в паре с фарисеями (Мк 3. 6; 12. 13) или с их учениками (Мф 22. 16). Этот термин обозначает лиц, служивших при дворе Ирода Антипы.

                И, наконец, фарисеи – герои моего очерка (в транскр. ивр. перушим или прушим – отделившиеся).
                Есть и предположение, что название «фарисеи» произошло от арамейского (арам. перишайя) «отделённые». Так «отделившиеся» или «отделённые»? Если отделённые, то кем? Я не нашёл исчерпывающего ответа. Скорее всего, отделёнными или отделившимися фарисеи считали себя сами. Имелись в виду отделившиеся от грешников и недостаточно благочестивых людей.
                Официально в Википедии говорится, что это религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма; одна из трёх древнееврейских философских школ***, возникших в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н. э.), хотя возникновение фарисейского учения может быть отнесено и к более древним временам Ездры (504 – 421гг. до н.э. (Ездра – иудейский священник, возвратившийся после вавилонского плена, воссоздавший еврейскую религиозно-этническую идентичность на основе закона Торы).
                Учение фарисеев лежит в основе традиционного иудейского права (Галаха). Это совокупность законов Торы, Талмуда и более поздней раввинистической литературы.

                Читая первоисточники и другие доступные мне публикации о фарисеях и фарисействе, я понял, что несмотря на тему очерка о прочтении Евангелия вместе с художниками, изображающими Евангельские события, невозможно замкнуться только на текстах Евангелия. Читатель может не понять глубины разногласий учения фарисеев с проповедями Иисуса (если, конечно, читателю это будет любопытно).
                Понятие фарисейства намного шире и многообразнее, чем это можно прочесть в Евангелии.  Когда погружаешься в тему и подходишь к этому философскому течению (школе) не только со стороны конфликта с Иисусом Христом, приходишь к пониманию значения фарисеев в обществе того времени, которое и привело к неприятию многими простыми иудеями учения Иисуса, и что в итоге окончилось так трагически для Него самого.

                О фарисеях времён Христа известно не слишком много. Читая Евангелие, мы отождествляем фарисейство с религиозным и моральным лицемерием. Причём лицемерием, основанном на гордыне, самодовольстве и тщеславии. В современном языке слова “лицемер” и “фарисей” стали равнозначными. Это  связано и с тем, что в Евангелии Иисус Христос обращается к ним со словами обличения:
                - Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и входящих войти не допускаете (Мф.23,13).

                Художники живо откликнулись на слова Евангелия.
На фото 1 коллажа акварель Джеймса Тиссо  - «Горе вам, книжники и фарисеи». На фото 2 коллажа акварель «Иисус вопрошает фарисеев». Сюжеты этих работ понятны и без объяснений. Они точно следуют тексту Евангелия.
                Должен признаться, что до написания очерка я видел некоторые акварели Тиссо, они нравились, но я не представлял, что это часть огромной работы по созданию серии «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа». Она составила 365 иллюстраций к евангельским текстам и была выставлена в Париже, в 1896 г. в Лондоне, а в 1898 г. – в Нью-Йорке.
                Иллюстрации представляли собой хронологическую последовательность различных эпизодов из жизни Иисуса. Акварели потрясающие! Они отлично вписались в ряд графики Гюстава Доре, с которой я был знаком с детства, а акварели Тиссо непонятным образом пропустил!
                Размером они в большинстве своём примерно 20 х 25 см. Отличаются оригинальной, насыщенной, непринуждённой  композицией. Техническое мастерство художника поразительно. Кроме того, присутствует удивительное использование цвета и света при тщательной проработке одежды людей, деталей. 
                И последнее, что я бы отметил, это присутствие мягкости акварели при достаточной контрастности изображений, что для акварели в большинстве случаев не является очевидным.
                Я не сравниваю работы Тиссо с акварелями французских импрессионистов.  У них изображения выполнены совершенно в другой технике и манере. Отличаются они и по свету, и по цвету. (Говоря о французских импрессионистах, не могу не похвастаться: моя сестра, художник, как и бабушка, проживает во Франции, Боговая Вероника Владимировна, работает в стиле романтического импрессионизма. Мне нравятся её картины, но библейскими мотивами она не интересуется, и к теме очерка её работы не имеют отношения. Прошу прощения у читателей за эту семейную вставку и хвастовство).

                Акварели Тиссо ближе всего, на мой взгляд, к акварелям А.ИвАнова. Будет желание – сравните: https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post470312133/
                Ивановские схожи с Тиссо по духу, атмосфере событий. Иванов много писал на библейские темы. Его главная работа, которой он отдал практически целую жизнь – «Явление Христа народу». И в ней, кроме основной темы, звучит и противостояние фарисеев и других противников Иисусу Христу. Библейская тематика ИвАнова это натурные этюды для дальнейшего использования. Например, эскиз: «Авраам просит у Бога знамения» или «Архангел Гавриил поражает Захарию немотой» (Государственная Третьяковская галерея). Мне показалось, что несколько схожа манера исполнения. Та же непринуждённость композиции. Но эскиз есть эскиз.  У Тиссо присутствует очень тонкая и законченная работа. Видеть акварели Тиссо Иванов не мог – он умер в 1858 году, а Тиссо выставил свои в 1895-м.
                Если заинтересуетесь и будете смотреть эскизы Иванова, посмотрите «Сотворение Адама» 1847-1848г. Удивительное решение образа: Адам лежит на земле. Он, хрупкий мальчик, и громадный Бог над ним, вдыхающий душу! (Только не спутайте с фреской Микеланджело «Сотворение Адама»)  Жутко натуралистично. Бог огромный, как чудище из «Аленького цветочка». Лица не видно, но огромные руки, опирающиеся на землю, и широкая спина Бога… Удивил А. ИвАнов! Мне показалось, что такое изображение совершенно не типично для него! (https://all-drawings.livejournal.com/12044.html)

                А Тиссо сумел по-своему «прочитать» Библию.

                Но вернёмся к фарисеям. В Евангелии фарисеи – основные противники Иисуса. Посмотрите фото 3 на коллаже – там фрагмент картины Иванова «Явление Христа народу».
                На картине в правом верхнем углу видим левитов и фарисеев и двух римских всадников в полном вооружении. В письме к отцу в 1836г. А. Иванов объясняет их присутствие: «Некоторые из них в неистовом любопытстве смотрят на Иисуса; другой мирно улыбается словам Иоанна; третий смотрит на общую цель с окаменевшем сердцем, а четвёртый готов верить. Два римских всадника надзирают за порядком».
                Напомню читателю, что учение Иоанна Крестителя  завоевало большую популярность в народе. Люди толпами приходили к нему,  внимали его словам и принимали крещение омовением в водах Иордана, тем самым соглашаясь с моральным очищением, которое нёс им Иоанн, и пополняли его секту ионнитов.
                Царь Ирод, беспокоясь, что подобные действия Иоанна могут вызвать угрозу мятежа, осуществлял гласный и негласный надзор. Этим и объясняется присутствие на картине левитов с фарисеями и римских всадников, следящих за порядком.
                Постоянный надзор над Иоанном вызвал конфликт с фарисеями и саддукеями.
                Когда они приближались к нему (их даже издали можно было узнать по особенным одеждам, Иоанн, зная их помышления,  грозно обличал их:
                - «Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф.;3,;7). Кто сказал вам, что вы избавитесь в будущей жизни от наказания за ваши грехи? После присоединения к Иоанну Иисуса противостояние Иоанна фарисеям распространилось и на  Него.

                Обратился к теме и Тициан. Он писал картину по заказу герцога Феррары Альфонсо д’Эсте. Она украшала дверцу шкафа с коллекцией античных монет в кабинете герцога.
                Сюжет картины изображает попытку фарисеев подловить Христа каверзным вопросом: «Нужно ли платить жителям Иудеи налоги римскому императору (Кесарю)»?  Фарисеи отправили своего человека к Христу с серебряной монетой — динарием. При любом ответе на Христа навлекли бы погибель. Но Иисус ответил знаменитым изречением: «Дайте кесарево кесарю, а Божие Богу». В сюжете картины Тициан изобразил фарисея приземлённым, настойчивым в своей подлости и ничтожным. Морщинистое лицо, в ухе серьга, смуглая жилистая рука, резкий горбоносый профиль и, наоборот, фигура Христа, написанная в розово-красных и синих оттенках, заполняет целиком картину, как бы противопоставляя встречу противоположностей. Выразительны тонкие руки Иисуса, которые не желают касаться поданного фарисеем динария.
                И последний сюжет в очерке – о гравюре Гюстава Доре по притче Иисуса о двух грешниках — мытаре и фарисее, которые молились в одном храме (Лк. 18:17). Притча очень популярна (а на мой взгляд, одна из спорных) и знакома всем христианам. Я выбрал эту гравюру из множества работ. На эту тему писали многие европейские средневековые мастера.
                Для иллюстрации своего очерка я выбрал именно гравюру Доре потому, что множество работ на эту тему выполнены, на мой взгляд, более в карикатурном виде, как, например, картина Юлиуса фон Каросфельда «Фарисей и мытарь» 1860г. (https://aif.ru/lent_easter/leclassic/1100429). Ближе мне акварель Д. Тиссо, но я остановился именно на Доре. В гравюре на переднем плане «надутая» и самодовольная физиономия фарисея, одетого в дорогие одежды, фигура со скрещенными руками, с висящей тростью и распростёртый в молитве мытарь. На втором плане случайные свидетели происходящего. Это Иисус и его апостолы.
                Мораль притчи проста. Её произнёс сам Иисус Христос: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»!
                Простыми словами можно сказать, что любой грешник, даже не имеющий личной праведности, как тот мытарь, который воровал и разорял соотечественников, набивая свои карманы, может быть признан праведным перед Богом, если он своей верой и раскаянием встанет на путь праведника! Посмотрите на гравюру: поза  и движения мытаря изобличают глубокое раскаяние в своих грехах. Молитва его предельно кратка, потому что страх и стыд не позволяли ему сказать больше.
                А фарисей сам себя убедил в собственной праведности, и он в своей молитве ни в чём не раскаивается, а наоборот, как бы сообщает Богу о своём благородстве, он набожен и всё в жизни делает правильно! Поэтому более прощённым и оправданным из храма вышел всеми презираемый вымогатель-мытарь, а не набожный и уважаемый фарисей.
                В притче Спаситель показывает, что подлинное содержание человека заключено не в его социальном положении или статусе, а в адекватной оценке себя и своей жизни. Уверенность же во врождённой праведности является тщетной надеждой, влекущей за собой осуждение.

                Почему я выше назвал мораль притчи спорной? Посудите сами: мы знаем много примеров в истории, когда раскаявшийся грешник, а в других случаях и преступник, возвращается к прежней жизни и занятиям.
                Яркий пример – апостол Пётр. Рассуждая о поступке апостола, который трижды отрекся от Христа и раскаялся, важно помнить, что если следовать доктрине, Сам Бог позволяет каждому человеку менять свои решения. И при этом ждёт, каким будет окончательный выбор. А раз так, то чего же стоит такое «возвышение» от сиюминутного унижения?
                Как известно, «предавший однажды – предаст не единожды» или так:
                "Давать шансы человеку, который вас предал, наверное, то же самое, что дать вторую пулю тому, кто первый раз в вас не попал".
                «Всё возвращается на круги своя», – говорил мудрый Екклесиаст. Тему можно не продолжать.
                Кроме того, играет роль и временной фактор, фактор обстоятельств и т.д. Раскаявшийся грешник может быть даже искренен в минуту раскаяния, но на сколько его хватит? Или человек искренне раскаялся и осудил себя, однако под действием обстоятельств или влечения к прежнему продолжил путь грешника?
                Я осмелился сделать предположение, что этой притчей мы обязаны истории появления среди учеников Иисуса мытаря Матфея. Всем известно, что евреи глубоко презирали мытарей и даже не разрешали входить им в синагогу! А из Евангелия от Марка (2:14) и Евангелия от Луки (Лк. 5: 27-29) сообщается о призвании Левия Матфея:
                - «После сего (Иисус) вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своём большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними».
                Я уже не говорю о собравшемся обществе мытарей. Ну, хорошо, один из них по внезапному озарению стал праведником, а остальные?
                Не могу утверждать, но весьма возможно Иисусу его ученики или  Его почитатели высказывали недовольство присутствием среди учеников мытаря, что тоже наряду с осуждением лицемерия фарисея легло в основу притчи.

                Вернёмся к фарисеям. Если рассматривать фарисеев исходя только из  Евангелий, невозможно понять их роли в обществе иудеев.
                Если фарисеи действительно были «ехиднами», «вульгарными лицемерами», обманщиками, то почему в еврейском обществе фарисеи  были уважаемы, выступали в качестве судей в спорных вопросах? Может быть, речь в Евангелиях относится не ко всем фарисеям?
                Иосиф Флавий утверждал, что «фарисеи пользовались полной поддержкой и уважением среди простых людей. Фарисеи», - продолжил Флавий, -  «ведут строгий образ жизни и отказываются от всяких удовольствий. Всему тому, что разум признаёт за благо, они следуют, считая разум лучшим охранителем во всех желаньях. Они выдаются своим почтительным отношением к людям престарелым и отнюдь не осмеливаются противоречить их предначертаниям. По их мнению, всё совершающееся происходит под влиянием судьбы. Впрочем, они нисколько не отнимают у человека свободы его воли, но признают, что по предначертанию Божию происходит смешение Его желания с желанием человека, идти ли ему по пути добродетели или злобы».
                Если это так, а у нас нет причин не верить столь авторитетному и практически единственному историку того времени, тогда с кем боролся Иисус Христос? Возможно, с какими-то конкретными фарисеями, соратниками первосвященников и саддукеями, с которыми и у фарисеев были серьёзные разногласия, а Евангелия, возможно, уравняли всех фарисеев под одну гребёнку?
                А сколько во времена Иисуса было фарисеев и сторонников Христа, и были ли среди них люди, разделяющие убеждения Иисуса? Во времена Христа число фарисеев доходило до шести тысяч (их количество отмечено во многих источниках), а  ближайших последователей Иисуса было двенадцать (апостолов). К ближайшим апостолам причисляется и апостол Павел (Деян.9:1-20).
                Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называют ещё семьдесят избранных учеников Господа (Лк.10:1), но они не были очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их служение началось после смерти Христа. А сколько сочувствовало Иисусу в народе, сказать трудно. Тут возможны любые спекуляции, потому что любого проповедника той эпохи в народе связывали с Мессией, призванным освободить еврейский народ от римского рабства, и народ, естественно, сиюминутно сочувствовал такому проповеднику.
                Во время иудохристианства зародились небольшие секты, как, например, небольшая христианская секта апостола Петра и других.
                Даже спустя более двух тысяч лет в Израиле христиане составляют всего два процента населения. Поэтому сколько сочувствующих было во времена служения Иисуса Христа,
сказать трудно, но во время суда народ пощадил разбойника Варавву, а не Иисуса.

                Пора заканчивать очерк. Так что же мы имеем, так сказать, в «сухом остатке»?
                Многочисленные безымянные фарисеи изображались в Евангелиях враждебными Иисусу, с ними он боролся всё время своего служения. Однако в новозаветных писаниях упоминаются и некоторые фарисеи, включая Иосифа Аримафейского, Никодима и Гамалиила, которые симпатизируют Иисусу и христианам. Сколько было тех или других, определить невозможно, однако жёсткое обличение фарисеев в Евангелии привело к тому, что понятие «фарисейство» в христианстве и современном обществе ныне употребляется как синоним лицемерия, и это факт.
                Нужно ли разбираться в этих древних событиях, особенно людям верующим? Не знаю. Мне нужно.

Продолжение: http://proza.ru/2022/11/22/1747

Примечания:

*Термин «саддукеи», возможно, связан с именем Садока, первосвященника эпохи Давида и Соломона. По иной версии, представленной в раввинистической традиции, термин «саддукеи» связан с именем другого Садока, ученика Антигона из Сохо. Антигон Сохейский (Антигнос из Сохо (? — 264 до н. э) - еврейский законодатель начала периода Мишны.   (Мишна; — древнееврейский религиозно-юридический сборник; древнейший после Библии сборник законов; первый письменный текст).

** Леви бен Яаков - третий сын праотца Яакова и его жены, праматери Леи, один из родоначальников народа Израиля: потомками Леви были левиты, представители одного из 12-ти колен Израильских. Годы жизни Леви бен Яакова: 2194-2331 гг. /1566-1429 гг. до н.э./)

*** В Иудее  существовали три философские школы: фарисеев, саддукеев и ессеев. Они различались толкованием древних законов, но ессеи во многом были близки к христианству. Именно в их местах обитания были найдены Кумранские списки Библии.
Автор благодарен В. Теняеву за редактирование текста очерка.