Менталитет

Николай Таурин
  Вместе с Петей, детей в семье было трое.
Родители музыкального образования не получили и, видимо, потому решили, что у детей оно должно быть. Музыкальной школы в то время в маленьком сибирском городе еще не было, и мать, работавшая по совместительству в школе для глухонемых, договорилась там с учительницей русского языка и литературы, чтобы её отец, бывший до войны концертмейстером филармонии где-то на Украине, стал давать детям уроки музыкальной грамоты.
 Звали его Василий Иванович. Он был высокого роста, у него была красивая густая шевелюра, достававшая сзади до плеч и низко опущенные бакенбарды. За ними он тщательно следил, каждый день их подбривал, а во время уроков расчесывал, доставая из нагрудного кармана пиджака небольшую перламутровую расческу. Впоследствии, это ежедневное подбривание привело к трагическому исходу, он нечаянно срезал маленький прыщик на скуле и это привело к заражению крови, спасти его не удалось. Хотя раньше давать уроки музыки ему не приходилось, учителем он был замечательным, за два года столькому научил, что когда семья переехала  в начале 50-ых году в Иркутск, всех троих взяли сразу в 3-й класс музыкальной школы.
  Петины сёстры музыкалку благополучно закончили, а он, влившись в уличные игры местной детворы, к музыке заметно охладел и пытаясь найти причину от неё откосить заявил дома, что хотел бы научиться играть на баяне, зная, что класс баяна в школе отсутствует.

  Но родители раскусили Петину хитрость, и однажды отец принес домой, купленный в комиссионке баян. Нашли ему и учителя. Надо было ездить к нему домой, а жил он довольно далеко километрах в пятнадцати. И тут начались Петины мучения. Дело в том, что в детстве у него было малокровие, в автобусе сперва начинала кружиться голова, а потом подбиралась и тошнота. В стареньком переполненном автобусе пахло бензином, дышать было нечем, проехав две-три остановки Петя был вынужден выскакивать из автобуса и ждать следующего, а ходили они редко. Несмотря на всё это, играть на баяне Петю научили, что потом весьма пригодилось, когда он служил в армии.

 После армии было не до баяна, надо было заканчивать учебу. Петина семья переехала в Москву вдобавок к работе и учебе, Петя женился, так что баян лежал себе потихонечку на антресолях.
  Вспомнил Петя про него, когда друзья уговорили купить дом в полузаброшенной деревне, на границе Смоленской и Калужской областей.  Но оказалось, что прошедшие четверть века плохо отразились на «здоровье» баяна, надо было его ремонтировать, а для этого везти на его родину в Тулу. Но не сложилось. Прошло еще четверть века, Петя перебрался из той деревни поближе к Москве и вот закрывая  дачный сезон у него случилась встреча с одним местным жителем.
 
 Стас, выйдя на пенсию, стал подрабатывать почтальоном. Село по количеству жителей было не такое уж большое, но дома были сильно разбросаны друг от друга и  разнести почту ему часто и дня не хватало. Петя увидел его, когда Стас опускал квитанции в его почтовый ящик. Они разговорились. На предложение зайти и пропустить стаканчик Стас не отказался. Годом раньше они уже выпивали, он помогал Пете с ремонтом машины, так как почти всю жизнь проработал водителем.

  Поскольку никто из них никуда не спешил, они, закончив одну бутылочку, перешли ко второй, Стас не спеша рассказывал о своей жизни. Рассказал и о том, что любит петь и играть на гитаре. Петя попросил его спеть предупредив, что гитара у него есть, но совсем расстроена.

  - Это не беда, сейчас настроим.
Действительно, настроил за 5 минут и запел. Голос оказался неожиданно приятным, совсем не похожим на его обычную разговорную речь.
Оказывается его отец был музыкантом-самоучкой играл на самых разнообразных инструментах и духовых, и клавишных, и передал свою любовь к музыке и сыну. Когда Стас узнал, что у Пети много лет пролеживает бока баян, то предложил наладить и его. Увидев Петино удивление рассмеялся,

   - Я пацаном отцовскую гармонь на части разобрал, интересно было, как она устроена. А потом, испугавшись порки, снова собрал да так, что он и не заметил.
На следующий день Стас подъехал к Петиному дому на своем «жигуленке» и забрал  баян.
  Когда Петя в следующем году первый раз приехал в деревню еще лежал снег и он часа два возился пока разгреб въезд в гараж. Какая сорока Стасу на хвосте принесла, что Петя приехал (деревня есть деревня), но часа через три подъехал Стас.  Петя увидел его уже стоящим у калитки с баяном в руках.

  - Принимай, все работает!
Вот такой у нашего народа менталитет. Талант на таланте!