Осознанность

Яков
…продолжение…

После  обстоятельного разговора  о втором  внимании, который произвёл  на  молодого монаха очень  сильное  впечатление,  Марте  пришлось на  некоторое  время отлучиться в город по  делам, и молодой  монах со  старцем остались в  доме  вдвоём.

Уточнив планы молодого монаха, и  узнав, что  тот особо не  торопится  домой,  старец предложил  продолжить  общение  через  полчаса, после  того, как  сделает  кое какие  дела  по  хозяйству. 

Помощь  молодого монаха  ему  не требовалась и чтобы  тот не  скучал, старец предложил  ему  посидеть за  своим  компьютером  в  комнате, а   сам,  накинув  рабочую  куртку,  направился  в  сарай. Полчаса за  компьютером  пролетели  почти незаметно и голос  старца из  гостиной  заставил  молодого монаха  оторваться от компьютера.

- Я  уже  справился,  брат,  ну что, продолжим  начатый разговор ? – сказал  старец из  гостиной.

Молодой монах вышел из  комнаты  и увидел старца  сидящим  за столом на  котором стоял уже  знакомый графин на  треть  наполненный каким-то тёмно-красным напитком. Возле  графина стояли две небольших хрустальных рюмочки  с  резным узором  ещё советских  времён и  тарелка с домашними  пирогами.

- Присаживайся,  вот решил тебя своей вишнёвой наливочкой угостить, отведай,  -  сказал  старец,  наполняя  рюмки. – Лето было  жарким, поэтому вишня хорошо набрала сахара, а  это  то, что  нужно  для  наливки.  Только  пей  маленькими глотками, чтобы ощутить весь вкус и  аромат.

Молодой монах взял  рюмку  и сделал небольшой глоток.  Очень приятный  насыщенно вишнёвый  вкус с привкусом корицы, гвоздики  и миндаля  моментально наполнил  рот.

- Очень  вкусно,  отче,  никогда не пробовал ничего подобного,  - с  удовлетворением оценил наливку молодой  монах. – Что сюда  входит, я чувствую  здесь кроме корицы и  гвоздики лёгкий  вкус  то ли амаретто,  то ли миндаля ?

- Сюда много чего входит, - ответил  старец,  - только Марта может  делать такие изысканно богатые  вкусовые сочетания.  У меня  такого  утончённого букета  никогда  не  получается.  Она  просто  волшебница  в  вопросах  смешивания  и  группирования  разных пряностей и ароматов.

Когда  она что-то готовит, я  просто  ухожу, чтобы  ей не мешать, поскольку она не  переносит наблюдающих за  ней,  для  неё это своего рода  магия  и таинство смешивания вкусов,  запахов  и  ароматов. 

Насколько я  знаю,  она не  выбрасывает  косточки  после их удаления, а собирает и  потом специально оставляет  на  время в  наливке, чтобы  те  отдали  горчинку амигдалина. А вкус  амаретто даёт  экстракт миндаля,  она  его в  самом  конце отдельно добавляет как  отдушку.

- Ничего  себе,  -  удивился  молодой  монах,  - это серьёзная технология.

- А как  ты  думал. Кстати,  это не  только вкусная, но и  очень полезная  наливка, практически  натуральный биостимулятор и средство для нормализации формулы  крови  и сердечно-сосудистой системы. Я  тебе дам с собой  бутылочку,  будете с  супругой  лечиться,  сейчас  ведь дефицит витаминов, - с улыбкой  сказал старец.

- А о чём мы  будем сейчас  говорить ? – поинтересовался молодой монах.

Старец сделал небольшой глоток вишнёвой наливки и, причмокнув  губами, как  бы  оценивая её  вкус, многозначительно произнёс:

- Мы  будем говорить с  тобой сейчас о самом  важном компоненте, а  точнее качестве любого инока, схимника и исихаста  -  о том, что сближает его с  Духом  и  делает  ему  подобным. После  темы второго внимания – это самый главный вопрос и аспект  духовного знания по  учению древних отцов.

Как и  эта наливка имеет много разных компонентов, делающих неповторимым её  вкус, это качество также формируется из множества разных составляющих, из  которых есть более  важные  и менее. Мы с  тобой сегодня  будем  говорить  об  одном из самых  важных компонентов и качеств  любого инока.

И  хотя  отцы  никогда не  использовали  этого термина  и понятия, которое  появилось  уже  в  наше  время,  именно  это  качество считалось  в  духовной практике  самым  главным,   поскольку  помогало  человеку  постигать абсолютно  всё и из двуногого хищника превращаться в человека  духовного знания, а  точнее  осознания.

Мне  интересно, сможешь ли ты догадываться  о чём  идёт  речь ? Я  дам  тебе  для  этого три  попытки, -  с  хитрой  улыбкой  сказал  старец.

- Ты наверно  имеешь в  виду  ум ?  -  ответил  молодой  монах.

- Нет,  то, о чём  идёт  речь,  имеет  самое прямое  отношение к уму, но  это не ум, а его  основа  и  главное  качество. Попробуй  ещё  раз,  только не  спеши.  Я дам  тебе подсказку -  то, о чём  мы  будем  говорить,  лежит  в  основе работы  ума,  внимания  и любого познания.

- Об  энергии благодати?  -  не очень уверенно сказал молодой  монах.

- Тепло,  но не горячо,  - ответил  старец. – Ты торопишься и просто гадаешь, а  это вопрос на  знание  и сообразительность.

 - Может,  о созерцании ?

- Почти горячо,  но всё  равно  мимо,  - с  улыбкой  заключил  старец.

- Тогда  я сдаюсь,  отче,  - несколько разочарованно ответил  молодой монах.

- Вопрос  был  не  таким  уж и  сложным и я  просто решил  проверить уровень твоей интуиции, поскольку  ответ  держал  всё  это время  в  своей  голове.  Тебе  нужно  было  просто  считать  его в  моём  сознании.  Твоя  интуиция сработала в  целом  не плохо, почувствовав  верное направление  поиска,  но  до цели всё же не  дошла.

Не  буду томить тебя  интригами, я  хочу  поговорить с  тобой  об осознании  и  осознанности, поскольку именно эта  тема является самой  главной  после  второго внимания и, получив  общее представление  о втором  внимании, любой инок  должен  обязательно получить представление об  осознании, как  том особом  качестве ума, которое и сближает  его с Духом.

Так  считал  мой  учитель и  так  обучал нас  с  Мартой,  поэтому  я  также  поступаю и с  тобой.  Что  ты  вообще знаешь  об осознании? –  переспросил старец.

Молодой монах немного замялся  от столь  прямого и конкретного  вопроса, пытаясь  что-то вспомнить  об  осознанности из  общей психологии,  и через минуту  дал ответ:

- Насколько  я  знаю, сознание  и осознанность  - это способность  ума к  отражению всего происходящего в  текущий момент, включая работу  самого ума.

- В действительности  для сознания нет определения, - с улыбкой сказал старец.

- Но почему, - возразил молодой монах, - я знаю много разных определений сознания, включая и научные.

Старец засмеялся и немного успокоившись, ответил:

- Все твои определения сознания - это чушь и плод работы твоего ума, который любит из букв собирать слова, а из слов понятия и определения, подобно тому, как дети собирают игрушки из конструктора Лего, выясняя чья игрушка лучше.

Но сознание - это не та штука, которую можно определить набором букв или слов. Сознание вообще невыразимо на уровне первого внимания, как то, что вообще не относится к миру людей и чему бы то ни было человеческому. 

Ладно,  оставим в покое сознание, скажи  мне лучше  а  что  такое осознанность ?

- Я где-то читал, что  осознанность – это способность сознания к  интроспекции  собственной деятельности. Как-то так в  общем.

-  Ну что  же,  очень хорошо  и  уже  гораздо  теплее, - заметил старец,  - с  большего всё  верно.  Тогда продолжи мысль  и скажи – а  что такое интроспекция  и  наблюдение ума за собственной деятельностью?

Молодой  монах опять немного растерялся от столь неожиданного вопроса старца,  но довольно быстро ответил:

- Я думаю интроспекция сознания – это наблюдение ума за  собой  и своей  работой  через обращение  на  себя  и  погружение  в  самого себя. Иными  словами  это самопознание.

- Абсолютно верно, - заметил  старец,  - тогда  давай  пойдём  ещё  дальше.  А  как  ты  думаешь, что  нужно  уму для  того, чтобы  погружаться  в  себя  и  познавать самого себя ?

Молодой  монах ещё  раз попытался сконцентрироваться и напрячься, чтобы  ответить на  вопрос старца, но у  него ничего не получилось, поскольку  старец  задал,  действительно, сложный вопрос  и у  монаха  не  было  готовых вариантов  ответа. После нескольких попыток найти ответ он  сказал  первое, что  пришло на  ум:

- Может  быть  ясность  ума, я  не  уверен, отче.  Мне  трудно, если честно,  ответить на этот вопрос.

Старец ухмыльнулся  и сказал - Мне  понятна  твоя  трудность,  ведь ответ на  этот вопрос и предполагает  осознанность  и  управление  своим осознанием, а  ты  этим  знанием  и умением пока  ещё не  владеешь в  должной мере, поскольку  оно удел  15-го слоя осознания.

Ясность  ума  тут ни  при  чём, поскольку ясный ум  может  быть даже у полного дурака, смотрящего на  мир наивным  и  чистым  взором  собственной  глупости, которая  отражает  только сугубо внешние картинки  и формы  без  осмысления глубинной  сути, стоящей  за  ними.   

Для  того, чтобы познавать  самого себя ум должен быть  в  первую очередь  проницательным  от слова  проникать,  а  проницательность  ума  зависит от его  утончённости. Как  ты  думаешь, а  куда именно проникает  ум  при  интроспекции  и  погружении в самого себя ? – с хитрой улыбкой  переспросил  старец.

- В сеть собственного сознания? – неожиданно ответил молодой  монах.

- Точно,  на  этот раз в самое  яблочко,  - подтвердил  старец. – Познание  умом самого себя – это и есть процесс погружения внимания во  всю  многоуровневую  и многослойную структуру  психики и   сознания от  самой  периферии  до глубинны души,  вплоть до  духовного сердца,  как места Бога, где сливаются  воедино ум, чувство и  воля  и  куда  приходят команды Логоса.

Погружение  ума в самого себя – это и есть не  что  иное, как  умение перемещать точку  фокуса  сознания по  всем  17-и слоям  пирамиды сознания,  образующей три  типа  бытия и  три  типа ума – телесный,  душевный  и  духовный, вплоть до  самого Логоса.

Проще  говоря, для  познания  умом  самого себя, как  разветвлённого древа,  пирамиды и  сети сознания,  ум  должен обладать совершенно особыми  качествами, которые  можно определить как  проникающая  и  разрешающая способности сознания. А что именно разрешает эта  разрешающая способность  сознания, как ты  думаешь ? -  опять переспросил старец.

Молодой монах попытался  собраться с  мыслями,  но растерялся и честно  признался:

- Я этого  не  знаю,  отче,  это уже выше  моих  познаний.

- Я знаю,  - ответил старец, - именно  этим  высокая  осознанность  и  отличается  от низкой.  Высокая  осознанность предполагает большую  проникающую  и разрешающую способность ума, а  не  высокая не  распространяется в  глубину  для  постижения наиболее глубоких и тонких процессов. 

Скажу  откровенно, низкая  осознанность -  это трагедия человечества  и всей  нашей  цивилизации.  Подумай  только современная  наука проникла в  ядро атома и  самые удалённые  уголки  галактики  и вселенной, а  в  устройстве ума  и  структуре сознания самого человека  до сих  пор  не  разобралась.

Не  буду  тебя  мучить  вопросами  и  скажу  прямым  текстом - разрешающая  способность ума  подобно  мощному  микроскопу, который своим  разрешением  позволяет видеть систему связей внутри  всех  сетей мозга,  разума  и сознания.

- Неужели  это возможно для  ума человека ? – с  удивлением  переспросил  молодой  монах.

- А почему  нет ? – ответил  старец  и сделал  ещё  один  глоток наливки. - Разрешающая способность – это естественная  способность  сознания  проникать  в  любые  структуры, явления, процессы  и формы,  включая  логосы  и  сознание  других людей,  чтобы  распознавать  любые  смыслы и  энергии. 

Эта  способность была  присуща первозданным  людям, как  способность  духа человека. Просто  по  мере развития рационального ума  и интеллекта  она  стала  бесполезной функцией, но потенциально  она присутствует в  каждом  человеке,  как  и второе  внимание,  просто её  нужно  оживить и пробудить заново, а  это требует  колоссальных усилий.

Но святые отцы решили эту  задачу практически, ведь  то,  что  у  них  именуется созерцанием  и видением духовным – это и есть  та самая проникающая и разрешающая способность осознания,  доведённого до совершенства.  Это и есть сверх осознанность, как  прямое ведение и  постижение сути.

Старец внимательно  посмотрел в  глаза  молодого монаха и  тот снова почувствовал  знакомое  ощущение, как некая  невидимая  субстанция,  сковывая и подчиняя  себе ум  и волю, медленно распространяется  из  центра  живота  по  всему  телу.

- Я только  что вошёл своим  осознанием  в  твоё  и  могу исследовать  его  состояние  и  работу  изнутри, перемещая фокус вверх и  вниз  между умом  и волей.  У  тебя сегодня с утра  был не  простой  разговор  с  женой  и  вы  едва  не  поссорились,  но ты пообещал  ей, что  уедешь  ко мне всего на  пару  часов  и вернёшься к  обеду, а  уже  обед.

Молодой монах  едва  не потерял  дар  речи  от  этих  слов  старца, которые в  точности соответствовали  тому,  что имело  место  в  действительности.

-  Отче,  ты  это всё  видишь  в  моём  сознании,  но как  это  возможно ? –  с  нескрываемым  удивлением  переспросил монах.

- Я не  могу  тебе этого  объяснить, я  просто  это  знаю  наверняка. Это знание поступает  мне  из  твоего сознания, как моего  собственного,  словно это  не  ты, а  я разговаривал  утром  с  твоей  супругой.  Работа  осознания – это великая  духовная  тайна, самая большая  из  всех тайн, которую невозможно  постичь  до конца. 

Тем не менее, мы можем быть свидетелями этой великой тайны и своим  внутренним  знанием  наверняка  знать помыслы и желания человека, откуда и куда они проистекают, что их порождает и какие именно энергии и страсти. Можно буквально видеть изнутри самой души, как работают её три силы и энергии и всё это позволяет осознанность.

Подлинная  духовность -  это  не  мораль,  не  церковные мифы  и  не сказки  с  чудесами,  а  управление  осознанностью и  осознанием.  Подлинная  духовность напрямую  связана  с осознанностью, а  не  моралью  и нравственностью, понимаешь ?

- Нет,  - честно ответил  молодой  монах.

- Ну как тебе  это  объяснить.  Духовный мир – это  не  мир  морали, а  мир самых тонких  связей  и  энергий и чтобы в  нём  жить и чувствовать  себя  как  рыба в  воде, в  этих  связях и  энергиях  духовного мира  нужно  научиться  разбираться.  В  этом и состоит смысл  духовного разрешения  сознания.

Все  люди от рождения дебёлы, как  говорят  отцы.  Дебёлы значит тупы,  не  осознанны  и  не  внимательны, поскольку не  имеют духовной осознанности  и второго  внимания, а  имеют только первое  внимание  и самый  примитивный телесный  эго ум, как  наименее осознанный, который им и  нужно развить до состояния духовной осознанности и возможности входа  во  второе  внимание  и Логос.

Три  типа ума по  учению  отцов – телесный,  душевный  и  духовный – это и есть  три ступени повышения уровня  осознанности  и утончения  сознания от  самой  грубой  нейросети  мозга до  самой  утончённой  сети  сетей  духовного сознания  вселенной, которая  и есть сеть Логоса и созерцается  фаворским  светом.  Так  понятно ?

- Да,  так  намного понятнее,  - заметил  молодой  монах. – Значит,  осознанность  - это способность ума проникать во  всё  существующее  от материи  до  духа и распознавать его природу, так ?

- С  большего примерно так,  - ответил  старец. - Осознанность – это способность к  осознанию всего и  вся,  что  существует и  что  доступно к постижению,  кроме  непостижимого  в принципе, которое  также существует.  Осознанность  - это качество божественного ума  и сознания  как  самого  утончённого  и проницательного для  которого нет пределов и которым  познано практически  всё.

Развивая  осознанность,  мы  приближаемся к Богу в  своём  знании мира,  жизни и самих  себя.  Осознанность можно образно сравнить с неким невидимым  и  очень проникающим излучением,  исходящим  от духовного  сердца человека, подобным  гамма излучению  или нейтронному, которое проникает сквозь всё  и которым  можно пронизывать и напрямую постигать  суть любых  вещей и явлений.

Вот  почему осознанным можно считать  того,  кто эту проникающую и  разрешающую способность  сознания развивает в  самом  себе  и  доводит до совершенства, поскольку только Бог обладает  подобной  всепроникающей  и разрешающей способностью сознания.
 
- Отче,  а разве  не Бог даёт  человеку  осознанность ? – переспросил  молодой монах.

-  Для религиозного дурачка и фанатика  её  даёт  человеку  именно  Бог, причём, только чудом  и  за  послушание,  а для видящего и осознанного эта способность  доступна  для  каждого,  открыта  всем  и каждый  может  ей  овладеть и воспользоваться,  приложив для  этого некоторый объём  внутренних  усилий.

Всё  дело в  том, что только видящий  и осознанный знает  то, чего не  знает  и не  осознаёт  религиозный  дурачок.  Дело  в  том, что то  невидимое излучение, которым человек может познавать  всё,  в  точности подобно тому   излучению, которое  исходит от  самого  Бога Отца.

Проще  говоря, мы осознаём  мир  теми же  эманациями, которые исходят от самого Бога, только  у  нас  в сознании  они ужасно перепутаны и  завязаны в  узлы,  которые нам  нужно распутать,  а  у Бога  они предельно  ровные,  но  когда  мы  выравниваем  свои эманации  ума, чувства  и  воли,  мы  становимся в  познании подобны Логосу.

Повторяю,  только  духовно зрячие  люди  знают  главный  секрет  человека  о том, что люди осознают  мир через  своё духовное сердце умом  Бога,  а  не  своим  умом, как  им  кажется.  Эманации духа,  исходящие  от Бога Отца, являются  тем же излучением,  которое  исходит  и из  духовного сердца  человека.  Именно  этот свет и световые  волокна  ты  и созерцал  в  своей полунощнице. 

Откровение  старца в  очередной  раз  потрясло  молодого монаха до самой  глубины  души и  он  сидел  молча не  решаясь  его  комментировать и  задавать вопросов,   поскольку непонятная паника  овладела  его  чувством  и  страх потерять  ум  сковал  его сознание.

- Отче, прости, у  меня  от твоих  слов  образовалась настоящая  каша в  голове  и  я не  могу пока  до конца  понять  всего  того,  что  ты  говоришь.

- Ты  для  начала просто успокойся, -  с  улыбкой  сказал старец,  дружески  похлопав  молодого монаха  по  левому  плечу. От  этого  лёгкого похлопывания по  всему  телу  монаха  пробежала непонятная  дрожь  и волна  неведомой  энергии  после  чего  мысли вновь  пришли в  порядок, а паника  куда-то  исчезла.

- Твой  ум  был  сейчас  на  грани великого  духовного открытия,  но  испугался в  последний момент.  Только  не смущайся,  это  и  очень сложно и  очень  просто  одновременно,  -  сказал старец. - Я повторяю,  сознание по  своей природе  и структуре  подобно любому излучению и также,  как  излучение, сознание обладает разной проникающей  способностью  в  явления жизни и процессы. 

Как  иноку  и схимнику тебе нужно знать, что соответственно  трём  типам  ума  - телесному,  душевному  и  духовному,   существует  и три типа осознанности -  телесная,  душевная  и собственно  духовная, как  наиболее  проникающая. Телесная осознанность ограничивается  только первыми пятью слоями  телесного  рассудка  и рационального ума и мышления.

Душевная осознанность  ограничивается  вторыми  пятью слоями  душевного ума и   нравственно-религиозного разума, а  духовная  осознанность является  безграничной,  поскольку касается  не   только третьих пяти слоёв  духовного ума  и сознания,  но  всей  пирамиды  и выходит в  Логос и ещё  дальше в саму  бесконечность вселенной  Духа.  Вот  почему  из  всех   трёх  типов  осознанности  именно духовная является для  инока самой  важной,   поскольку  именно  она  и определяет проникающую  способность  его ума  и осознания. Это понятно ?

- Понятно. Значит религия, помогающая  развивать только нравственно-религиозный  разум, никакой  духовной  осознанности  человеку  не  даёт ? – переспросил молодой  монах.

- Увы,  не  даёт, -  с  непосредственностью ребёнка  ответил старец. – Я тебе   уже  говорил, что массовой  религии  в принципе не  нужна духовная осознанность  и даже  опасна,  поскольку  духовно осознанный  человек – это  тот,  кем  в принципе  невозможно манипулировать, поскольку  он  всё осознаёт  и  распознаёт  любые  планы  и намерения  до  их  первоосновы. 

- А что  значит до первоосновы ?

- Это  значит, что духовная  осознанность  позволяет уму распознавать  всё, проникая  в  любые  человеческие  мысли, планы и намерения  и постигая  скрытую  суть  любых  явлений  и процессов, плоть до самых  первичных, касающихся  энергии  души  и  эманаций  Духа.

Напряги  весь  свой  ум  сейчас и постарайся  понять – духовная осознанность позволяет уму, подобно  излучению,  проникать  даже  в  Логос,  матрицу  человека  и  сам Дух через познание энергий  Духа.  Проще  говоря, духовно осознанный может познавать  не  только  весь  мир,  но  и  самого Бога, чего не  может  осознанный  только телесно и  душевно.

- Отче,  ты  говоришь вещи,  от которых  я  на  грани  реального схождения с  ума,  - сказал  молодой монах.
 
- Не переживай  за свой  ум,  -  сказал  старец,  - он никуда  не сходит, а просто  чуть  возвышается  над  собой  и  своими  пределами,  но я  чётко  контролирую этот процесс.  Я тебе уже  говорил, что мой учитель,  кроме  того, что был видящим  духовно,  был  ещё  и  помешан  на современной науке и  любому духовному явлению  любил находить научное объяснение. Так  вот  он  досконально разобрался в  том  как  устроено и работает  осознание  по принципу построения проекций и  зеркальных  структур внутри самого сознания.  Я думаю ты  тоже  должен  об этом узнать.

Молодой  монах встревожился уже  не  на  шутку и переспросил - Отче,  ты уверен  в  том, что  я  должен об  этом  знать?

- Не индульгируй,  как  школяр  и семинарист,  просто  слушай  меня внимательно,  ты  же  схимник  и  духовный  воин, который стремится  к  выходу  из  матрицы  эго ума.  Ты  должен  знать  о  работе  орбит и  зеркал  сознания  только  потому, что это  знание  и помогает  выйти  из  матрицы  ветхого человека, как  сети  хищного  сознания.   

Внутренние  зеркала  сознания  строятся на самом деле  очень просто по  принципу сбора  той  самой  детской  пирамидки  из  17-и  колечек, о которой мы с  тобой когда-то  говорили. Основных зеркал  в   матрице  всего три – это три основных  типа  ума. Каждое  зеркало состоит из  пяти слоёв  осознания, а  каждый  слой  из  огромного числа внутренних  когнитивных связей, которые  невозможно сосчитать  и которые  строятся по  типу  степенных уравнений.

Принцип  работы  и построения  основных зеркал  очень  прост.  Вначале  создаётся  первый  отражающий  слой ума  -  собственно  сознание,  как  рациональный  ум,  затем  на  его основе  создаётся  второй   слой  -  осознание сознания или самосознание  - это  нравственный  разум.  Затем  создаётся  третий  слой  -  отражение  уже  самосознания  или  осознание самосознания -  это  духовный  ум.  Духовный  ум  входит  в Логос, как  сознание осознания самосознания  и  так  далее.  Видишь как  всё просто.

- Ну  да,  ничего себе просто, - ответил  молодой  монах,  -  только от этой  простоты с  ума  можно  сойти.

- А разве  не эту  цель преследует  любой инок,  схимник  и исихаст ? – с  лукавой  улыбкой заметил старец.  - Схождение с  ума  в  духовном  смысле -  это  всего  лишь  изменение  орбиты  и слоя  осознания   за  счёт  смещения  места  положения  фокуса сознания.  В  этом и состоит  ключевой принцип  выхода  ума из  всех  слоёв и  орбит  матрицы сознания  эго человека:  ощущение, мышление, чувство,  интуиция, память, подсознание, душевное,  духовное и  так  далее  вплоть до самого первоисточника энергии  сознания – Бога. 

Истина  говорит  о том, что из  матрицы  эгоизма  есть выход и  Бог  открыл его  человеку  и  ждёт  каждого человека,  но  принципиально новым,  осознанным  и  обновлённым духовно,  ты  это осознаёшь,  брат ?

Старец  внимательно посмотрел на  молодого монаха  и  тот едва  не  отдёрнулся, поскольку у старца  внезапно появилось  знакомое  желто-зелёное  свечение  в глазах.

Мой  учитель называл осознанность – блеском  граней  кристалла  духовного сознания, который  подобен   сверкающему бриллианту  и  света которого ничто не  может ускользнуть или  укрыться, как  и  от Бога. Он  говорил, что развитие  осознанности  и в  первую очередь  духовной,  направленной  вовнутрь по  слову «Царство Божье  внутрь есмь»,  можно считать высшим  смыслом жизни человека на  земле, поскольку это и сближает  человека с Богом  в  наибольшей  степени. 

- Даже  больше  чем  любовь ? – переспросил  молодой  монах.

- Больше, представь себе. Я тебе  уже   как-то  говорил,  хотя ты  наверняка  это  забыл, что любовь без осознанности не просто  страшна,  но  безобразна и  ужасна, как  умалишенная  старуха  с её  неадекватностью и  непредсказуемостью.  Дело в  том, что от  чувственной  человеческой любви в  духовном  мире нет никакой  практической пользы.

Человеческая любовь – это любовь,  обусловленная  ветхой  формой  человека, которая  понятна и может  быть  оценена  и принята  только в мире  ветхих  людей  самими  ветхими  людьми.  В  мире  духов  и сущностей,  где  нужна  безупречность  и осознанность,  человеческая  любовь  также  бесполезна и  беспомощна, как любовь ягнёнка среди львов, волков  и гиен.

Это, конечно, не  отрицает  того, что  Бог  есть  безусловная любовь, всему  сущему  дарующая  свободу  и  блаженство.  Логос  предполагает  качество любви,  но  речь  идёт  о  любви безусловной и  духовной,  как состоянии  невозмутимого  мира  души  и  благости  духовного  сознания, которое не  имеет  врагов  и пребывает в  состоянии  блаженства. Чувственная и страстная человеческая  любовь не  идёт ни в  какое  сравнение с безусловной любовью, хотя  это и родственные качества.

Постарайся  понять, что в  духовном мире есть  только осознание, а любовь, о которой  так  любят  говорить  все  верующие  и православные, есть лишь  наиболее естественная  форма  проявления самого  духовного  осознания, но не  наоборот.

- Как же всё перевёрнуто  и искажено  в  массовой  религии,  - с  некоторой досадой произнёс  молодой монах.

- Это сделано ненамеренно, а в  угоду невежественной черни и  религиозной толпы, для которой высшей святостью и  духовностью всегда  была,  есть и  будет самая  обычная  доброта, человечность  и слава, которой  черни всегда  недоставало.   Так  устроена  и работает телесная и  душевная  осознанность, которая  не  видит совершенства  духа.

Именно  по этой причине, если перед  любой  толпой   поставить  истинного Христа,  прикрытого  от славы смирением, с  его  сермяжной  правдой и  известного всем  душевного фарисея,  льющего  на  душу бальзам чувственной  лести, толпа верующих  всегда святым  посчитает  славного  фарисея, а  сермяжного Христа распнёт.  Так  было, есть и  будет,  поскольку  это  закон душевной человечности.

Но ты  инок и схимник  в миру, а потому  должен  искать во  всём не чувственную человеческую любовь и не  чувственность, а сермяжную  правду  и осознанность, как  то, что реально ведёт  к  Духу. Я тебе скажу прямым  текстом  то, что  говорил  мне  мой  учитель – осознанность  для инока в  миру – это самое главное от чего  зависит  практически всё – его  здоровье,  жизнь и успех  духовного пути.

-  Я этого  не  знал,  отче,  ей-Богу,  и  с  чем это связано ?

- С тем, что высокая осознанность – это инструмент всех высших существ, как  бесплотных  и  бессмертных, а  низкая - это удел  всех плотяных, как смертных и  несовершенных. Задача, поставленная перед  каждым  человеком  Богом,  - это выйти за  время  жизни из  числа плотяных и  неосознанных, чтобы  стать высоко осознанным, как  сам Дух.

Ты  знаешь чем в  первую очередь отличаются  люди от  всех  духов  и сущностей? – переспросил старец.

- Осознанностью ? – неуверенно  ответил  молодой монах.

- Ну, конечно. Именно  осознанность,  причём, духовная  и является главным инструментом всех   духовных  сущностей, которые могут  без  труда читать структуру каждой  души, видеть наличие в  душе  энергий страстей  и  добродетелей  и  играть на  страстях и  самых  сокровенных чувствах и  помыслах, как пианист на  фортепиано.

 - А что именно  позволяет  духам быть  более  осознанными ?

- Больший  чем  у  человека жизненный опыт, превышающий тысячелетия, и особая структура осознания,  отличающаяся от человеческой. Духи и сущности, как  неорганические  существа,  развивают иной  тип осознанности, в корне  отличный  от  человеческой,  который можно назвать периферическим  сознанием.

Я тебе  уже  говорил, что  для  видящего  человек  имеет  форму  светящегося  яйца  со структурой  внутри, которая  распирает  яйцо,  а  духи  и сущности  представляют собой пустые  оболочки, лишённые  внутреннего  света от духовного сердца, как связующего  с Богом органа  сознания.

Сознание  сущностей и  духов – это олицетворение миров тьмы, где царят законы хитрости,  лукавства,  захвата  и манипулирования  всеми, кто  менее осознан и беспечен.  Это принцип  работы  хищного сознания, а  духи и  бесы  те  же  санитары вселенной, как  и волки.  Вот  почему Христос  не  один  раз повторил в  Четвероевангелие  - «там  будет  плач  и скрежет  зубов».

- А чем  именно их сознание отличается от человеческого известно ?

- Известно,  утончённостью,  чем же  ещё, - ответил старец. – Их  сознание – это  очень тонкая  сеть совершенно иной структуры  и типа  упорядочивания,  которая не  подобна Логосу ни по энергии,  ни по структуре.  Энергия  Логоса, как  более  высокая и чистая, смертельно  опасна для них, поэтому  поле  их  деятельности – это тёмное человеческое   сознание.

Люди  для существ  духовного мира  в  плане  своей осознанности подобны  глупым  бессознательным животным, которых  те пасут и выгуливают на  земле для поедания  их энергии чувств  и  эмоций  почти  так  же, как  и мы выращиваем домашних  животных.  Ни у   одного человека с  телесным  и  душевным  умом нет  возможности избежать их  манипуляций и козней.

Мой  учитель  говорил, что из  всех типов энергии, которая присуща  людям, самой   лакомой и аппетитной для  них является  именно энергия  осознания,  а  не  энергия  чувств  и  эмоций. Это и есть главная  причина  того, что осознанность  людям даётся труднее всего,   поскольку сущности и  духи её  попросту  всю  поедают без остатка.

- Но ведь ты и твой  учитель  исключения из   этого правила,  не  так  ли ?

- А какой  прок  от исключений, если  люди  и церковь руководствуются в  жизни  только правилами ?  Мне уже нет  дела  ни  до  людей,  ни  до церкви.  Мне  есть  дело только  до  тебя,  поэтому  тебе я  и  говорю, что противостоять   сущностям,  бесам  и  демонам можно только одним способом – имея  сеть  духовного сознания,  которая  более совершенна, чем  их  сеть. 

 Такой  совершенной  сетью  сознания является  только  сеть Логоса.  Вот  почему иноки, схимники и исихасты, развивающие сеть духовного сознания  Логоса,  могут осознавать  все  их  коварные планы, избегая  ловушек  и   козней, а  достигающие  самого Логоса  становятся для  них недоступными  и даже сами  могут ими  повелевать. 

Теперь  ты  понимаешь, почему  для  инока  так  важна  осознанность и  духовная в  первую очередь?

- Да, понимаю, но  почему  ты раньше  мне об  этом  ничего не  говорил ?

- Я не  мог тебе  этого сказать раньше, поскольку  раньше  ты  не имел  ещё должного уровня этой  самой  осознанности и разрешающей способности ума.   Сегодня  ты  её  уже  отчасти  имеешь, поэтому я  тебе  могу  сказать  об  этом  прямым  текстом.  Более того,  теперь  я  могу  сказать  тебе прямо, что вход  во  второе  внимание  также  зависит не  только от  наличия  потенциала  энергии  благодати, но и от осознанности  или утончённости сети  сознания.

Я хочу  задать  тебе  сейчас для  проверки  твоей  осознанности один  интересный  вопрос,  -  сказал старец,  - как  ты  думаешь,  есть ли  у  инока, схимника  и исихаста в миру  более опасный и  коварный враг,  чем  сущности и  духи,  с  кем всегда  нужно  держать  ухо  востро  и не  расслабляться ни  на секунду ?

Не успел молодой  монах  подумать, чтобы дать  ответ, как дверь открылась и в дом  вошла  Марта с  большой  сумкой,   которая, сняв  в  прихожей  пальто, и  пройдя  в  гостиную, изобразила  удивление,  и широко раскрыв глаза, сказала:

- Я вижу у  вас дискуссия продолжается  уже  по  второму  кругу и  под  вишнёвую наливочку.

- Ты  сгущаешь краски,  дорогая, - с  улыбкой  парировал  старец. -  Я всего лишь  дал  брату  оценить  твоё творение и  он  за  всё  время  разговора  даже не  допил до конца одну  рюмку.

- Да я  шучу,  - ответила  Марта  выходя  из  своей комнаты, после  чего  взяла  сумку  и понесла её  на  кухню.  Выйдя  через минуту,  она  уже  более серьёзно  поинтересовалась -  И  о чём  же  у  вас  столь задушевный  разговор,  братья,  интересно узнать ?

-  Да  вот  об  осознанности  говорим  и о  том  как  она помогает  современному иноку избегать всех  капканов и  ловушек  мира  сего, чтобы  идти к цели  не  взирая  на  происки  всех  его  искусителей  и палачей, включая  самых главных.   Ты  знаешь  каких,  - ответил старец.

- Ты  о  двуногих ? -  с  сарказмом переспросила   Марта.

- О  них  самых, а  о ком же  ещё.

- О, да, тут  без осознанности  и  шага  нельзя  ступить,  - заметила Марта. - Современные  люди так  пали в  рациональность  и прагматизм,  что  стали  гораздо коварнее  и изобретательнее многих падших духов  в  своей алчности,  лжи и изощрённости манипулирования сознанием.  Для  защиты  от  них  и  их  сетей   лжи, которые  они  плетут и расставляют  на  каждом  шагу, современному иноку и  нужна  осознанность.

- Именно это я  и  хотел сказать, - подтвердил  слова  Марты  старец.

-  А ты уже  рассказал  брату о  том как  соотносятся  между  собой  нравственный  закон  и  духовный  и как  иноку следует  правильно  строить  отношения   с  мирским  и  религиозным  мышлением ? -  переспросила  Марта.

- Ещё  не  успел,  дорогая,  - ответил старец.

-  Ну  так  расскажи,  это ему  важно знать, поскольку  без этого  знания он набьёт не  мало шишек, прежде  чем  сам  со всем  этим  разберётся.

- А о каких  законах  и  видах мышления  вообще идёт  речь ?  -  переспросил  молодой  монах.

- О  ветхих  человеческих и  духовных,  - ответил  старец, -  Марта  имеет в  виду те  отличия, которые касаются представителей  телесного,  душевного и  духовного ума  и  того, как  современному  иноку нужно правильно строить  отношения с  телесными  и  душевными  людьми, которые  не  посвящены в  духовное  знание и учение  отцов.

Ты  должен чётко осознавать,  брат,  что современный инок  - это живой  мертвец  для  всего  мирского,  живущий  в  той системе ценностей и координат, которые уже  не  имеют никакого  отношения  к миру,  ценностям  и мышлению  обычных людей, включая  атеистов  и верующих. 

Пусть  тебе  это  не покажется странным,  но у  инока  нет настоящих  друзей по  духу среди ближних, мирян  и  простых верующих  и  не  потому, что  инок их  презирает или боится, а  потому что мир  инока и его  ценности принципиально  отличны от мира  и ценностей обычных людей  и   даже  ближних, которые просто не в  состоянии понять  и осознать  ценности  инока, если  они сами  не  иноки.

- Отче,  ты  имеешь в  виду слова Христа – «И враги человеку - домашние его» ? – переспросил  молодой монах.

- Именно. Инок,  будучи  более  осознанным духовно,  просто гораздо глубже  их всех  осознаёт несовместимость  ценностей,  целей  и  задач  телесного,  душевного и  духовного уровней бытия, а  потому просто не  хочет  провоцировать своих  ближних  и  шокировать своей непохожестью на  них  и  инаковостью.

В этом  нет самовозвышения или  гордыни  инока, как  могут  подумать невежды  и  несведущие, а  есть лишь  желание сохранить  достоинство и мир, чтобы  уйти  от  ненужного конфликта и вражды, поскольку ни  телесный ум,  ни  душевный  не может  понять  духовного  ума, а  только  духовный.

В этой  связи инок по  отношению  к  обычным  людям  находится как  бы в состоянии внутренней свободы и изоляции  от  законов и  ценностей телесного уровня бытия  и  душевного. Проще  говоря,  все  ценности,  задачи  и  нормы общественной  и  религиозной морали  для  инока  и схимника  в миру  уже  не  являются  самыми  важными и  определяющими, как  для  обычных  людей.

- Извини,  отче,  мне  очень  трудно поверить в  то, что закон церковной и религиозной морали  для  инока и схимника  не  является  определяющим, - возразил  молодой  монах, - это  же единый для  всех  верующих  духовно-нравственный закон.

Старец с  Мартой  как  по  команде  удивлённо переглянулись, после  чего старец  пояснил.

С духовно-нравственным  законом не  всё  так  просто  и  однозначно, как  тебе   кажется  с  твоего  уровня  ума  и сознания.  Для  видящего  реальные   связи  и  процессы  в  мире Духа всё  обстоит  несколько иначе. Дело  в  том, что морально-нравственный  закон  и  духовный – это два совершенно  разных  закона, а  не  один. 
 
Морально-нравственный  закон – это и есть  закон  церковной   морали  и  нравственности,  который  церковь  пытается  распространять  на  всё  общество  и  этот  закон  имеет отношение  только к  уровню нравственно-религиозного  разума  и  душевного ума, который  распространяется не  выше 11-го слоя осознания.  Это  уровень Вола по  тетраморфу.

Духовный закон – это  уже  совершенно  иной  закон  силы, который связан не с  моралью и нравственностью, а  с  движением энергии  благодати, как  основы  духовной силы.   Духовный  закон касается  только  духовного ума и сознания, которое  начинается с  13-го слоя.  Это  уже уровень  Льва.

Проще  говоря,  духовный  закон – это  закон  более  высокого уровня  в сравнении с  законом   морали и нравственности, поскольку Лев  сильнее Вола.  Духовный  закон  регулирует не  человеческие, а  сверх  человеческие возможности и касается не обычных  людей, а  тех, кто выходит за рамки  обычной  человечности и овладевает  духовной силой и  могуществом  Льва.

Именно поэтому  инок, выходя из  поля душевности  Вола  и  закона  нравственно-религиозного  разума,  как  бы  входит в  новое  для  него поле  духовности  и силы  Льва, а  потому  вынужден  брать  на  вооружение  новый  закон   духовной  силы  и могущества,   который  является управляющим для  нравственного  закона.

- Отче,  я не  могу в  это поверить, - с  удивлением  сказал молодой  монах,  -   ты  хочешь сказать, что духовная сила и  духовное  могущество  выше  человеческой  нравственности и  морали ?

Старец с  Мартой  опять загадочно  переглянулись и  на  этот раз  уже  Марта  ответила:

- Да,  это именно  так  в  действительности, как  бы  тебе  это  ни казалось  странным.  Так  устроена духовная  иерархия  по  тетраморфу  и  уровень  духовной силы  и могущества  Льва  находится  выше  уровня  общественной морали и нравственности  и Человека  и Вола.  Это,  конечно,  не  означает  того, что  духовный  человек,  обретающий  личную  духовную  силу,  теряет  свою  мораль и нравственность. 

Просто у  духовного человека,   получившего  дар силы  Льва, в  дополнение к  социальной морали и нравственности  имеется  высший  инструмент  духовной силы и  когда  мораль и нравственность  не  срабатывают,  духовный человек  может  воспользоваться  высшим  инструментом -  своей духовной силой  и  не  будет при  этом подсудным  ни  по  одному  закону  морали, поскольку  он действовал  по  высшему  закону Логоса, как  закону  духовной силы, который есть  его дар  и власть от Бога.  Сила  Льва – это сила Божьей  власти, пойми и  против  неё  никто не может идти из  смертных.

- Ты  хочешь  сказать, что  духовный человек  не  будет  подсудным даже если  убьёт кого-то из  людей  своей  духовной силой  и могуществом ? – удивлённо переспросил  молодой  монах.

- Разумеется, -  спокойно ответил  старец. – Ты  разве  не  знаешь  о том, как апостол Пётр  умертвил  Ананию и его  жену Сапфиру за  то, что те солгали  и  утаили деньги  от  того, кто  был  водим Духом  и  духовной силой  Льва.  Так  же  поступали многие духоносные  старцы и юродивые, включая  Никосу Салоса,   который умертвил  для  урока  любимого коня Иоанна Грозного и  тому  наказал  убираться восвояси  из  Пскова, если  царь  не  хочет  будить лиха.   И царь понял  с кем  имеет  дело  в  лице  Миколы  и   убрался  из Пскова.  Вот что такое духовная  сила,  брат.

Поэтому когда выходишь  из  поля  душевности  и человеческой морали и переходишь в  плоскость духовности,  ты обязан  руководствоваться уже  не  только  общечеловеческой  моралью и нравственностью, но и  духовной  силой и  законом движения энергии, поскольку  он теперь  является определяющим  для  инока и схимника, как отрёкшегося  от мира  и  всего тленного человеческого.

В этом  существовании двух разных законов нравственного и  духовного и заключается необходимость  отречения от мира, как  перехода  от  общечеловеческого  к  сугубо  духовному. Просто в  церкви давно уже  потеряно  это  знание и  потому  оба  закона  условно объединены в один  духовно-нравственный  закон,  но инок  должен знать  об  их принципиальных  различиях.   

- А в  чём  состоит  отличие этих  двух законов  и  как  они вообще  соотносятся  друг с  другом ?

- Они  никак  не  соотносятся,  - ответил старец,  - поскольку  это  совершенно  разные законы,  относящиеся  к  разным уровням  бытия  и иерархии.  Главное  отличие   между  ними в  том, что  закон  социальной морали  и  нравственности работает сугубо  в  поле первого внимания и нравственно-религиозного разума, а  закон духовной  силы  работает  в  поле  второго внимания  и  сугубо  духовного сознания. 

Только  целостный  духовный  ум, как  наиболее  совершенный,  может  иметь  дело  с  этими  двумя  уровнями  бытия  и  законами  одновременно.  Я думаю  теперь  ты  понимаешь  для  чего иноку  в  этой  связи  так  нужна духовная  осознанность ?

- Чтобы координировать работу этих  двух законов одновременно – нравственного и  духовного,  - ответил  молодой  монах.

- Ты слышишь, Марта,  ответ настоящего инока,  однако, а  не  семинариста или  идейного попа,  - с  улыбкой заметил  старец.

…продолжение  следует…