Неизбежная книга

Исра Сафед
НЕИЗБЕЖНАЯ КНИГА
            (эссе)
      Довелось мне как-то написать историю одной книги. Нашлась теперь и другая, отметившаяся по-иному, но замечательно. С книгами мне всегда везло. Я люблю их, они, в свою очередь, отвечают мне взаимностью.
     Эту книгу я встретил год или два спустя после её издания. Встретил, чтобы несколько лет спустя потерять её.
    «Неизбежность странного мира». Автор Д. Данин. Издательство «Молодая гвардия» 1962г. Издательство представило её, как «научно-художественную книгу о физике и физиках». Тираж -150000. Пустяк для огромной страны, где физика была главным героем того времени, а физики - их было много, главными персонами той сказочной страны – физики.
       Книга, разумеется, была быстро раскуплена. О ней я ничего не знал, если бы не встретил случайно. Видимо, в 1962 или 63г. по необходимости, связанной с работой, я оказался на какой-то из окраин Москвы. По давней привычке не проходить мимо книжного магазина, посетил я этот, невзрачный магазинчик. Видать, он не был избалован покупателями. На прилавке одиноко лежали книжки известных советских писателей, коих издавали в изобилии. Среди них в голубой обложке, с жирной белой линией сверху до низу, со странным названием, с неизвестным мне автором, мирно спала, никем ещё не обеспокоенная, книга. Она была свежа, как огурец на грядке, не затисканная ещё любопытными пальцами. Я листал, как положено, от начала книги и, чем дальше, тем больше мне хотелось её читать. Стоила она 93 коп. В моём скромном, скорее – скудном кошельке, рубль нашёлся. Я положил книгу в портфель, очень модный тогда причиндал. Для меня – это был не крик моды, но абсолютная необходимость, таскать в нём с одного объекта монтажа на другой, рабочую документацию, чертежи, а иногда батон хлеба с куском колбасы. Поскольку я учился в вечернем институте, были ещё и тетрадки с конспектами лекций. Портфель, как тогда издевательски говорили, с ударением на «о», не пустовал.
       Первые страницы, как помнится, в полном нетерпении, прочитал на лекции в институте. Впечатление было такое, будто бы мне, мальчику, взрослый дяденька рассказал сказку, про тот мир, в котором я проживаю, но мало что о нём знаю. Только имена и фамилии были известными и великими. Некоторые имена я узнавал впервые – Луи де Бройль, Эрвин Шредингер…
       Книга всегда была при мне. У меня не было возможности сесть и прочесть её в два приёма. Мои вечера были в институте, а дни на работе. Книга лежала в портфеле и ждала своего часа, вернее своих пятнадцати минут, если повезёт. В метро, в троллейбусе, в электричке я доставал её и забывал обо всём. Автор – физик по образованию, популярно пытался объяснить мне, как устроен мир физики Альберта Эйнштейна, Нильса Бора и Макса Планка. Этот сказочный мир электронов, нейтронов и других элементарных частиц микромира, которых ни один физик в глаза никогда не видел. Разве что – их след в камере Вильсона. Здесь то я и понял, что означает жирная белая полоса на голубой обложке книги. 
       Стоп! Кажется, я пытаюсь пересказать что-то из этой книги о странном мире и о его неизбежности. Теперь я и вспомнить не могу о том, на каком уровне было моё техническое образование. В ту пору максимум – высшая математика. Институтского курса по физике не припомню. Отдельные лекции, без зачётов и экзаменов были. Однако, сопромат был ещё впереди.
       Читал и перечитывал урывками и впечатлялся всякий раз, будто впервые. Несколько лет книга жила в моём портфеле, пока моя любопытная супруга Лара (да будет благословенно имя её на небесах) однажды не заглянула в мой портфель. Полистала и удивлённо спросила: - «Ты что-то в этом понимаешь?». Вопрос был на засыпку. Я не стал отвечать на вопрос, но попытался передать ей свои впечатления, имея в виду, что она абсолютный гуманитарий. Мои рассказы о жизни великих физиках она слушала и часто переспрашивала о запомнившихся ей фактах. Однажды она попросила показать ей то место в книге, где о спасении от фашистов великого датчанина Нильса Бора. Она хотела собственными глазами прочесть эту драму в жизни великого физика. Хорошо помню, как долго я шуршал страницами, пока не нашёл нужную. Она профессионально впилась глазами в текст, в те самые несколько жутких строк. Читала и вчитывалась в текст, как издательский редактор испанской редакции крупного издательства. Так работают профессионалы – чётко и без впечатлений. Она посмотрела на меня глазами полными ужаса: - «Не может быть!». Я отмолчался, потому как не знал, что сказать. Я и сам не хотел тогда в это верить.
       Читатель вправе спросить: - «Какие же это строчки были напечатаны на той странице, приведшие в ужас вашу супругу?». Отвечу текстом автора книги:
«... в 1943году, союзники увозили Нильса Бора из оккупированной немцами Дании тайком, как «величайшую военную ценность». Его переправляли через Северное море в бомбовом отсеке боевого самолёта и, как всякую боевую ценность, которая не должна достаться врагу, предполагали одним движением рукоятки сбросить в море, если гитлеровские истребители окружат и поведут на посадку бомбардировщик». См. стр. 205 изд. 1962г.
      Думаю - такой приказ мог дать только высокое должностное лицо. Этот самолёт – бомбардировщик, как спасатель и сейчас вызывает недоумение, а приказ и поныне вызывает чувство ужаса. Когда я читал эту книгу, холодная война была в полном разгаре, я верил в то, что написано. Намного позднее появился Интернет и другие источники информации. Автор дал очень обобщённую и неточную информацию о спасении Нильса Бора. Думаю, иной, более точной информацией, он не обладал.
Эпизод с самолётом состоялся в Швеции, куда он был тайно переправлен из Дании. Эту подробность автор мог и не знать. По этой причине о спасении Нильса Бора в книге только эпизод с самолётом. Нильс Бор, чей отец был датчанин, а мать еврейка, и сам был спасателем евреев Дании.
        Если читатель не возражает, я немного задержусь на эпизоде из жизни великого физика, Нобелевского лауреата 1922г. 
       В сентябре 1943г. в Копенгагене стало известно о намерении гестаповцев арестовать всех евреев Дании. Приступив к арестам, гестаповцы не нашли евреев, которые внезапно исчезли. Их надёжно спрятали датчане, не желавшие смерти своим согражданам, одновременно начав тайную переправку евреев на шведский берег – расстояние по морю не столь велико. Так вывезли в Швецию и Нильса Бора, где его ждал личный представитель Уинстона Черчилля с предложением перевезти его на самолёте в Лондон, а затем в Америку. Н. Бор отказался уезжать из Швеции, которая формально была нейтральной страной. Однако, немецкое влияние здесь было сильное.  Спасённые евреи оказались в опасном положении. По этой причине Н. Бор и отказался покинуть Швецию. Он встретился с министром иностранных дел. На встрече потребовал от Швеции предоставить убежище для евреев. Перепуганный министр отказался выполнить это требование, что не остановило Нильса Бора. Он потребовал аудиенции у короля Швеции Густава и был принят. Король пообещал рассмотреть проблему еврейских беженцев. Через день Н. Бор получил заверение короля Швеции о том, что Швеция примет всех евреев Дании и предоставит им убежище. Датчанин Н. Бор потребовал, чтобы заверение короля Густава было опубликовано в печати и прозвучало по радио, дабы об этом узнали евреи, находившиеся ещё в Дании. Требование Нильса Бора было выполнено.  Швеция пошла на этот шаг, потому как обстановка на фронтах кардинально менялась в пользу СССР и союзников.
Таково было время - и в нём великий физик Нильс Бор.
       Казалось бы, тема закрыта, только есть один момент, о котором я обязан рассказать читателю. Закончив свои дела в Швеции, Н. Бор согласился вылететь в Лондон в том сам бомбардировщике и в том самом бомбовом отсеке. В книге сказано: «союзники вывозили Нильса Бора», не сказано конкретно кто.
       Выяснилось, что это был самолёт Королевских ВВС Британии «Москито».  Покопавшись в Интернете, я нашёл этот самолёт. Самолёт проекта тридцатых-сороковых годов, с двигателями от «Роллс-Ройса» - цельнодеревянный, с замечательными скоростными характеристиками. Дальность полёта около 800 км – доставить Н. Бора в Америку этот самолёт не мог. Стало быть, вывозили англичане. Я не могу поверить в то, что приказ открыть бомбовой люк мог дать Уинстон Черчилль. Не такой это человек.
      В те времена в Америке на полную мощность работал «манхэттенский проект». Второй физик в мире после А. Эйнштейна, знающий про атом, не меньше первого, был крайне необходим американским атомщикам. Мне не раз доводилось читать, что Н. Бора вывозили американцы, что не соответствует фактам. А вот заставить англичан принять к исполнению, при необходимости, жуткий приказ мог дать только один человек в США – президент Рузвельт – абсолютно хладнокровный и безразличный к человеческим жизням, человек на инвалидной коляске. Он-то точно мог это сделать. Что касается транспортировки Н. Бора из Лондона в США, никаких сведений я не нашёл и мне не хотелось больше думать об этом.       
       Читанную-перечитанную книгу я вытащил однажды из портфеля и поставил на книжную полку среди других книг. Забот и без неё хватало. Мне кажется, в начале семидесятых, ближе к их середине, почему-то я вспомнил о книге, но не нашёл её ни на книжных полках, ни в книжном шкафу. Меня это удивило и заставило обратиться к супруге с вопросом – не знает ли она, куда запропастилась сия книженция? Выяснилась обыденная сущность нашего мира. Впечатлённая, скорее всего, эпизодом с Н. Бором, она рассказала об этом на работе в издательстве. Некий новый сотрудник, мужчина средних лет, сильно заинтересовался, попросил дать ему почитать эту книгу. Сотрудники, друзья, родственники даже знакомые часто давали друг другу что-то почитать. В ту пору читателей было больше, чем хороших книг. Сотрудник взял почитать и уволился, не вернув взятое на время. Книга исчезла, пришлось о ней забыть. Я даже не попенял своей супруге, она об этом неприятном моменте очень быстро забыла.
        По давней привычке не проходить мимо книжных и букинистических магазинов моя библиотека из года в год пополнялась, в меру моих физических и финансовых возможностей. История, как известно, часто закольцовывается. Со мной такое происходило не единожды.
         В одном из букинистических магазинов на Арбате, видимо, в начале или в середине восьмидесятых, она полыхнула мне в глаза, из-под стекла на прилавке, белой жирной линией на голубой обложке. Я и вовсе забыл о ней, но она видимо не забыла меня. Изрядно потрёпанная, она была только коллегой той – чистой и свежей - читанной только мною. Ещё обнаружилось то, что я больше всего не люблю – надписи на книгах рукой владельца. На титульном листе красными чернилами красовался автограф владельца – отвратительно, но пришлось с этим смириться. Неделю назад я начал перечитывать её, по памяти останавливаясь на интересных местах. Видимо, суждено мне было написать эти страницы.
          Для читателей сообщу то, что совсем недавно узнал из Интернета - писатель Д. Данин написал также книгу о Нильсе Боре. К сожалению, я её не читал. Возможно, там есть более значительные и интересные факты из жизни великого физика.  Ещё не забуду упомянуть, что послом СССР в Швеции в те опасные времена была женщина – Александра Коллонтай.
        Когда гестаповцы узнали, что Нильс Бор тайно переправлен в Швецию, они разгромили его дом.               
        10. 2021г.